Дело № 12-399/14
Р Е Ш Е Н И Е
18 декабря 2014 года г.Улан-Удэ
Судья Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ Левшукова Т.Л., рассмотрев жалобу МБУ «Комбинат по благоустройству г.Улан-Удэ» на постановление Росприроднадзора по Республике Бурятия от 11.09.2014 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ,
- права участникам административного производства разъяснены.
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия МБУ «Комбинат по благоустройству г.Улан-Удэ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
На постановление подана жалоба, в которой указано на незаконность принятого решения по тем основаниям, что МБУ «КБУ г.Улан-Удэ не является субъектом административного правонарушения, поскольку к административной ответственности по данной статье может быть привлечено лицо, которое не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, транспортировании, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Административным органом в постановлении не указано, какие требования ФЗ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» нарушены учреждением. При привлечении к административной ответственности административным органом не установлен факт участия учреждения в размещении отходов на несанкционированной свалке по ул.Судоремонтная. В постановлении указывается при установлении вины учреждения только на общие нормы права. Кроме того, невыполнение обязанности по уборке несанкционированных свалок являются нарушением в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенический и противоэпидемических мероприятий и не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ. Согласно ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Исполняя свою функцию, органы местного самоуправления доводят до МБУ «КБУ г.Улан-Удэ» через Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ муниципальное задание, которое подлежит исполнению учреждением, в том числе производит уборку несанкционированных свалок. Доведенным на 2014 г. муниципальным заданием было определено выполнить работы по их уборке на сумму 1191462 руб. Работы выполнены и приняты Комитетом Городского хозяйства. В действиях МБУ «КБУ г.Улан-Удэ» отсутствует состав административного правонарушения и учреждение не является субъектом вменяемого административного правонарушения.
Кроме того, МБУ «КБУ г.Улан-Удэ» было подано заявление о восстановлении срока для подачи жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности.
Представитель МБУ «КБУ г.Улан-Удэ» по доверенности ФИО1 в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в жалобе.
Представители Управления Росприроднадзора по доверенностям ФИО2, ФИО3 просили отказать в удовлетворении жалобы, указывая на обоснованность и законность привлечения учреждения к административной ответственности.
Судья, выслушав стороны, изучив представленные доказательства, приходит к следующему:
В соответствии со ст.30.3 ч.2 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Из представленных суду документов следует, что в установленный законом срок 19.09.2014 г. МБУ «КБУ г.Улан-Удэ» обратилось в Арбитражный суд республики Бурятия с заявлением об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 11.09.2014 г. Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 07.11.2014 г. производство по делу прекращено в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Копия определения арбитражным судом была направлена в адрес МБУ «КБУ г.Улан-Удэ» 11.11.2014г. Определение о прекращении производства по делу МБУ «КБУ г.Улан-Удэ» было получено 14.11.2014 г. Жалоба на постановление в суд общей юрисдикции была подана 10.11.2014 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" (ст. 3) в Российской Федерации устанавливается единая федеральная судебная система, действующая на основе федерального процессуального законодательства и обеспечивающая защиту прав и свобод граждан по единому федеральному стандарту.
Суд находит причины пропуска срока для подачи жалобы уважительными, и срок для подачи жалобы подлежит восстановлению.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются полное, всестороннее и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья проверяет дело об административном правонарушении в полном объеме на основе всестороннего, полного, объективного исследования всех материалов дела.
В силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения.
11.09.2014 г. Управлением Росприроднадзора по Республике Бурятия МБУ «КБУ г.Улан-Удэ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Основанием для привлечения МБУ «КБУ г.Улан-Удэ» явились Акт №375 по результатам рейдового мероприятия на территории Советского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия в водоохранной зоне р.Селенга от 10.06.2014 г. и протокол об административном правонарушении от 29.08.2014 г. №02-174/2014, составленный в отношении МБУ «КБУ г.Улан-Удэ» о привлечении к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении,
использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В силу ст. 8 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно Положению об Администрации г.Улан-Удэ, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 28.08.2008 г. №894-89 ( в ред. от 27.02.2014 г.) п.2.5 полномочиями Администрации в области жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства в том числе являются: - организация сбора, утилизации и переработки промышленных, бытовых отходов.
Полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов на территории г.Улан-Удэ выполняет МУ Комитет городского хозяйства ( п.2.2 Положения). В ведении Комитета находятся муниципальные унитарные предприятия и муниципальные автономные учреждения, а также организации в сфере жилищно-коммунального хозяйства с долей участия муниципального образования городской округ "город Улан-Удэ" ( п.3.3Положения).
В целях реализации указанных полномочий МУ Комитетом городского хозяйства г.Улан-Удэ Муниципальное бюджетное учреждение Комбинат по благоустройству г.Улан-Удэ, которое согласно Уставу осуществляет деятельность, в том числе по выполнению работ по уборке несанкционированных свалок, вывозу твердых бытовых отходов.
Пунктом 1.10 Устава предусмотрено, что Учреждение обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него бюджетных ассигнований и средств, полученных от осуществления приносящей доход деятельности, предусмотренной настоящим уставом.
31.12.2013 г. между учредителем МУ Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ и МБУ «Комбинат по благоустройству г.Улан-Удэ» заключено Соглашение « О порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание услуг ( выполнение работ). Соглашением предусмотрено, что учреждение вправе обращаться к Учредителю с предложением об изменении размера Субсидий в связи с изменением в муниципальном задании показателей объема ( содержания) оказания услуг ( выполнения работ и (или) показателей качества. Объем субсидии не увеличивается до принятия решения учредителем об изменении задания и внесении необходимых изменений в бюджет города Улан-Удэ.
Для выполнения работ по уборке несанкционированных свалок в разделе 2 п.2 Муниципального задания МБУ «КБУ г.Улан-Удэ» на 2014 г. определена сумма бюджетных ассигнований в размере 1 191 462 руб., а также график уборки несанкционированных свалок в г.Улан-Удэ по исполнительным производствам и решению суда на 2014 г., согласованный начальником отдела благоустройства Комитета городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ. Согласно представленным Актам выполненных работ, денежные средства, выделенные на уборку несанкционированных свалок согласно графику, были освоены 31.07.2014 г.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном
правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При проведении административного расследования Управлением Росприроднадзора по Республике Бурятия не были исследованы вопросы относительно того, было ли известно МБУ «КБУ г.Улан-Удэ» о наличии несанкционированной свалки ул.Судоремонтная г.Улан-Удэ, а также наличие денежные средств, полученных от иной деятельности учреждения для ликвидации данной свалки.
Доводы представителей Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия в той части, что МБУ «КБУ г.Улан-Удэ» обязаны выявлять и принимать меры по уборке несанкционированных свалок, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно п.6 ст.9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Уставом МБУ «КБУ г.Улан-Удэ» предусмотрено выполнение работ по уборке несанкционированных свалок в соответствии с муниципальным заданием.
После выявления несанкционированной свалки надзорным органом Управлением Росприроднадзора по Республике Бурятия, 08.08.2014 г. руководителем МБУ «КБУ г.Улан-Удэ» в адрес МУ Комитета городского хозяйства было направлено обращение о выделении финансирования на проведение работ по уборке свалки в районе ул.Судоремонтная.
Как пояснила в судебном заседании представитель МБУ «КБУ г.Улан-Удэ» ФИО1, денежные средства из Комитета городского хозяйства до настоящего времени не поступили.
Привлечение МБУ «КБУ г.Улан-Удэ» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, постановление должностного лица подлежит отмене, а производства по делу прекращению в связи с отсутствием в действиях МБУ «КБУ г.Улан-Удэ» состава правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Срок для подачи жалобы на постановление Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия №02-174/2014 от 11.09.2014 г. МБУ «Комбинат по благоустройству г.Улан-Удэ» восстановить.
Постановление Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия №02-174/2014 от 11.09.2014 г. о привлечении к административной ответственности МБУ «КБУ г.Улан-Удэ» по ст.8.2 Кодекса РФ об АП отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней.
Судья: Т.Л.Левшукова.