Дело № 12-399/16
Р Е Ш Е Н И Е
27 сентября 2016 года судья Елабужского городского суда Республики Татарстан Иванов В.М., при секретаре судебного заседания Пуховой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО « Э.ММС на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №Номер обезличена по Елабужскому судебному участку Дата обезличена по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №1 по Елабужскому судебному участку Дата обезличена по делу об административном правонарушении, в отношении юридического лица ООО « Э. последнему было назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 100 000 рублей за совершение административного правонарушения предусмотренного ст. 20.6 ч. 1КоАП РФ.
В своей жалобе на вышеуказанное постановление представитель общества ММС просит отменить данное постановление, производство по делу прекратить, указав следующее.
В ходе рассмотрения административного дела не было определено, невыполнение каких именно обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований каких норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, предусмотренных законодательством - повлекло наложение штрафа на заявителя, как должностного лица. Считает, что постановление от 19 июля 2016 года не содержит мотивированного решения по делу и не соответствует требованиям п.6 ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ.
Суд необоснованно не принял во внимание, что работы по созданию ЛСО (локальной системы оповещения) ООО “Э. ведутся в утвержденном порядке, а именно в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения (утверждены заместителем министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в декабре 2012 ФИО1): п. 4.1. Мероприятия по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения проводятся под руководством руководителей этих объектов, являющихся по должности начальниками гражданской обороны, с участием органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также соответствующих служб оповещения и связи гражданской обороны.
ФЗ-28 “О гражданской обороне” от 12.02.1998, Федеральный Закон 68-ФЗ от 21.12.94 года не определяют сроков, которые отводятся на создание ЛСО организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности.
Считает, что в действиях, юридического лица, нет невыполнения требований ФЗ-28 “О гражданской обороне” от 12.02.1998 п.3. статьи 9; Федерального Закона 68-ФЗ от 21.12.94 года, статья 14, п. г; Приказа МЧС России №422, Министерство информационных технологий и связи РФ №90 Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ №376 Об утверждении положения о системах оповещения населения.
Не было принято во внимание, что в акте проведения проверки соблюдения требований в области защиты населения и территорий от ЧС № 31 от 29.06.2016 и составленном на его основании предписании № 31/4/18-10 от 29.06.2016 по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от ЧС, выданным Главным Управлением МЧС РФ по Республике Татарстан, не указаны положения нормативного или другого правового акта, в силу которого ООО Э. является именно уполномоченной организацией, входящей в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, на которую возложена обязанность создать структурное подразделение как постоянно действующий орган управления единой системы и выполнять требования п.23, 28 «Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которые именно предписывают согласовывать планы действий с органом управления МЧС РТ.
На основании предоставленной информации управлением МЧС РТ по Елабужскому району, полученное Дата обезличена, ООО “Э. не входит в состав сил и средств Елабужского звена территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС в Елабужском муниципальном районе (постановление исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан Номер обезличена от 13/08/2015).
Наличие разработанной и введенной в действие приказом по предприятию №Номер обезличена от Дата обезличена инструкции SOP-IM-ALA-05-05 “Инструкция по действиям персонала при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций и выполнении мероприятий по гражданской обороне” и обстоятельств описанных выше, указывает на отсутствие в действиях юридического лица невыполнения требований Федерального Закона 68-ФЗ от 21.12.94 года, п. а, д статьи 14, статьи 20; Постановления правительства РФ 794 от 30.12.2003 О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС п.23, 28; Приказа МЧС РФ №Номер обезличена от Дата обезличена “Об утверждении требований по предупреждению ЧС на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения” п. 45, 46.
Не было принято во внимание, что, согласно п. 28 положения “О едином российском страховом фонде документации”, Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации отвечают за создание, сохранение и использование в установленном порядке федерального и территориальных фондов.
По мнению заявителя ответственность за определение необходимости и создание страховых фондов документации лежит на Федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Распоряжениям Кабинета министров Республики Татарстан №№ 20-р от 14.04.2016, 121-р от 29.01.2015, 425-р от 03.03.2014, ООО “Э.” не входит в перечень опасных объектов, документация которых включается в территориальный страховой фонд документации республики Татарстан, в 2016, 2015, 2014 годах соответственно.
Считает, что в действиях общества нет невыполнения требований Раздела 1, п.6 Положения о едином российском страховом фонде документации утвержденного Постановлением Правительства РФ №1253-68 от 26 декабря 1995 года "Об обеспечении создания единого российского страхового фонда документации”.
Не было принято во внимание, что в силу п. 4, 6 Положения о единой государственной системе (Постановление правительства РФ 794 от 30.12.2003 О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС) организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Пунктом 10 Положения о единой государственной системе предусмотрено, что постоянно действующими органами управления единой системы на объектовом уровне являются структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны. Постоянно действующие органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Создавать отдельные структурные подразделения, являющиеся постоянно действующими органами управления единой государственной системы, обязаны только специально уполномоченные в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны организации. Порядок деятельности, компетенция и полномочия данных структурных подразделений регулируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Управлением ни в акте Дата обезличена № Номер обезличена проведения проверки соблюдения требований в области защиты населения и территорий от ЧС, ни в предписании от Дата обезличена № Номер обезличена по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от ЧС не указаны положения нормативного или не нормативного правового акта, в силу которого ООО “Э.” является именно уполномоченной организацией, входящей в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, на которую возложена обязанность создать структурное подразделение как постоянно действующий орган управления единой системы, а именно на объективном уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации, дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Так же не была принята во внимание информация, предоставленная письмом от управления МЧС РТ по Елабужскому району (письмо от 15/07/2016 187-1-13), на запрос от ООО “Э.” о полномочиях организации в области защиты населения и территорий от ЧС (специальные полномочия не прописаны).
На основании предоставленной информации управлением МЧС РТ по Елабужскому району, полученное Дата обезличена ООО “Э. не входит в состав сил и средств Елабужского звена территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС в Елабужском муниципальном районе (постановление исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан Дата обезличена от 13/08/2015).
Считает что в действиях общества нет невыполнения требований ФЗ-68 « О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера” от Дата обезличена п.В. Статья 14; Постановление правительства РФ от Дата обезличенаНомер обезличена О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; Приказа МЧС РФ Номер обезличена от Дата обезличена “Об утверждении перечня уполномоченных работников проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства РФ по делам ГО и ЧС и ликвидации стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов РФ и на курсах ГО муниципальных образований”; Приказ МЧС РФ Номер обезличена от Дата обезличена “Об утверждении порядка создания НАСФ”, так как не определена обязанность ООО “Э. проведения обучения председателя и членов КЧС и руководителя и специалистов ДДС. Командир НАСФ прошел обучение соответствующее полномочиям организации в области защиты населения и территорий от ЧС.
Не было принято во внимание, что в ООО Э. проводится теоретическое обучение персонала и практическая отработка навыков во время противоаварийных тренировок.
Считаю, что в действиях общества, нет невыполнения требований постановления правительства РФ от Дата обезличенаНомер обезличена О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, п.п. “а” п.2, п.п. “а” п.4, при организации обучения по заранее разработанной и утвержденной заблаговременно программе обучения.
Не было принято во внимание, что Приказ МЧС России от Дата обезличенаНомер обезличена “Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах” в разделе “Правовые основания проведения проверки” Распоряжения органа государственного контроля о проведении плановой, выездной проверки Номер обезличена от Дата обезличена неуказан. Соответственно, указанный Приказ не входил в пределы полномочий Главного Управления МЧС РФ по ...... при проведении проверки.
Не было принято во внимание, что в силу п. 4, 6 Положения о единой государственной системе (Постановление правительства РФ 794 от Дата обезличена О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС) организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов дополнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Пунктом 10 Положения о единой государственной системе предусмотрено, что постоянно действующими органами управления единой системы на объектовом уровне являются структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны. Постоянно действующие органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Создавать отдельные структурные подразделения, являющиеся постоянно действующими органами управления единой государственной системы, обязаны только специально уполномоченные в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны организации. Порядок деятельности, компетенция и полномочия данных структурных подразделений регулируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Управлением ни в акте проведения проверки соблюдения требований в области защиты населения и территорий от ЧС Номер обезличена от Дата обезличена и составленном на его основании предписании Номер обезличена от Дата обезличена по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от ЧС, выданным Главным Управлением МЧС РФ по ......, не указаны положения нормативного или ненормативного правового акта или другого правого акта, в силу которого ООО «Э. является именно уполномоченной организацией, входящей в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, на которую возложена обязанность создать структурное подразделение как постоянно действующий орган управления единой системы, а именно на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации, дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Так же не была принята во внимание информация, предоставленная письмом от управления МЧС РТ по ......письмо от 15/07/2016 187-1-13), на запрос от ООО “Эр Ликид Алабуга” о полномочиях организации в области защиты населения и территорий от ЧС (специальные полномочия не прописаны).
На основании предоставленной информации управлением МЧС РТ по ......, полученное Дата обезличена ООО “Э. не входит в состав сил и средств Елабужского звена территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС в Елабужском муниципальном районе (постановление исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан Номер обезличена от 13/08/2015).
Считает, что в действиях общества нет невыполнения требований Федерального Закона 68-ФЗ от Дата обезличена статья 14, п. а, б; Приказа МЧС РФ от Дата обезличенаНомер обезличена «Об утверждении Положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», п. 9; Постановление правительства РФ 794 от Дата обезличена О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС.
Не было принято во внимание, что результаты расчета, на основании которого ООО Э, попадает в зону химического заражения от АО “А.” А. а также необходимость пересмотра номенклатуры (защита органов дыхания от аммиака) и объемов СИЗ в запасах (резервах), в соответствии с п.11 Приказа МЧС России от Дата обезличенаНомер обезличена, органами исполнительной власти Елабужского муниципального района, МЧС России, в рамках осуществления организационно-методического руководства и надзора за накоплением, хранением и использованием запасов (резервов) СИЗ (пункт 4 Приказа МЧС России от Дата обезличенаНомер обезличена до ООО ”Э. не доводились.
Так же не было принято во внимание, что АО “А.” в перечне действующих потенциально опасных объектов Республики Татарстан на 2016 год (утвержденном комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан от Дата обезличенаНомер обезличена), как источник потенциального химического заражения (Аммиаком) не значится.
Считает, что в действиях общества, нет невыполнения требований Приказа МЧС России от Дата обезличенаНомер обезличена “Об утверждении положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты”.
Не было принято во внимание, что Приказ 701/212/803 МЧС России, Госкомсвязи России и ВГТРК от Дата обезличена “Об утверждении положения о системах оповещения гражданской обороны.”; Приказ МЧС России от Дата обезличенаНомер обезличена “Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах”; Приказ МЧС РФ от Дата обезличенаНомер обезличена «Об утверждении Положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; Приказ МЧС России от Дата обезличенаНомер обезличена "Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях” в разделе “Правовые основания проведения проверки” Распоряжения органа государственного контроля о проведении плановой, выездной проверки Номер обезличена от Дата обезличена не указан. Соответственно, он не входил в пределы полномочий Главного Управления МЧС РФ по ...... при проведении проверки.
В судебном заседании представитель Общества ФИО21 доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил жалобу удовлетворить, дополнительно сообщив, что общество в настоящее время не имеет прибыли.
Представитель отдела надзорной деятельности по Елабужскому муниципальному району Республики Татарстан УНД ГУ МЧС России по РТ МАВ в суде пояснил, что требования жалобы не поддерживает, жалобу просит оставить без удовлетворения. Постановление вынесено законно и обоснованно. Несмотря на все доводы, считает, что правонарушения имеются и подлежат устранению, проведена не в полной мере работа ООО Э. на основании требования п. 11, 12 Приказа МЧС России от Дата обезличенаНомер обезличена «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ Дата обезличенаНомер обезличена) и Распоряжения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее КЧС и ПБ) Республики Татарстан от Дата обезличенаНомер обезличена «Об утверждении Перечня потенциально опасных объектов Республики Татарстан» (далее Перечень ПОО), является организацией эксплуатирующей потенциально опасные объекты 4 класса опасности (Дизельное топливо, жидкий и газообразный кислород) (Приложение 1); Свидетельства Ростехнадзора о регистрации опасных производственных объектов от Дата обезличена №А43-05849 эксплуатирует опасный производственный объект 2 класса опасности (Площадка хранения жидкого азота и кислорода) (Приложение 2);Расчетов, проведенных в соответствии с СП. 165.1325800.2014 «ИТМ по ГО» попадает в зону химического заражения от АО «Аммоний» (ООО «Менделеевсказот»), указанный п. 170, утвержденного КЧС и ПБ Республики Татарстан перечня ПОО от Дата обезличенаНомер обезличена согласно письма от Дата обезличенаНомер обезличена по принадлежности входит в АО «А. (Приложение 3). Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от Дата обезличенаНомер обезличена «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и п. 2 Положения о территориальной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от Дата обезличенаНомер обезличенаПриложение 4) является организацией входящей в территориальную подсистему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан (далее ТСЧС), в полномочия которой входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляющая деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом от Дата обезличена № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Полномочия по решению вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций для ООО Э, эксплуатирующей потенциально опасные объекты определены требованиями п. 45-55 Приказа МЧС России от Дата обезличенаНомер обезличена п. 2 данного приказа определено, что требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах разработаны в соответствии с Федеральным законом от Дата обезличенаНомер обезличена Постановления Правительства РФ от Дата обезличенаНомер обезличена и другими законодательными и иными нормативными правовыми актами по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их опасных воздействий.
Постановление исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан от Дата обезличенаНомер обезличена «О Елабужском звене территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС в Елабужском муниципальном районе» не имеет никакого отношения к звену ТСЧС организации. Данным постановлением создаются органы управления, силы и средства для выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы на основе плана действий органа местного самоуправления и ликвидации ЧС муниципального характера (при чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного сельского поселения, либо межселенную территорию, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного муниципального района) (п. «б», ч. 8, ст. 4.1 Федерального закона от Дата обезличена № 68-ФЗ, п. 23, 29.1, 30 Постановления Правительства РФ от Дата обезличенаНомер обезличена
Согласно п. 45, 46, 48 Приказа МЧС России от Дата обезличенаНомер обезличена ООО «Э.», эксплуатирующая потенциально-опасные объекты:
Разрабатывает план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках единой системы осуществляет МЧС России (п. 23 Постановления Правительства РФ от Дата обезличенаНомер обезличена
Имеющаяся в ООО «Э.» инструкция по действиям персонала при угрозе и возникновении ЧС и выполнении мероприятий ГО не соответствует требованиям Методических рекомендации по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций для территорий и объектов, утвержденный Дата обезличена заместителем министра МЧС России ГНК (Приложение 5), который в обязательном порядке согласовываться с органом управления ГО и ЧС МЧС РТ муниципального района. Также, в данной инструкции во исполнение п. 46 Приказа МЧС России от 28 февраля 2003 г. № 105 отсутствует порядок учета отклонений технологических параметров до опасных значений; система анализа причин отклонений от требований безопасности и учета всех неполадок, временных остановок технологического процесса, оборудования с разработкой мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. В составе органов управления, входящая в ТСЧС формирует: координирующий орган в области предупреждения чрезвычайных ситуаций (объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям), постоянно действующий орган управления (отдел, сектор), специально уполномоченный на решение задач в указанной области (орган по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям) и орган повседневного управления мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций (дежурно-диспетчерская служба организации) (Органы управления определены требованиями Постановления Правительства РФ от Дата обезличенаНомер обезличена Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от Дата обезличенаНомер обезличена Обеспечивают готовность объектовых органов управления, сил и средств к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Согласно требований п.п. «д» п.4, п.5, п.п. «б», «в» п.6, п.п. «б» п. 13 Постановления Правительства РФ от Дата обезличенаНомер обезличена «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает: для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей организаций, а также уполномоченных работников - получение дополнительного профессионального образования или курсового обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет. Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, курсовое обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы является обязательным. Дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации или курсовое обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят – руководители и председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям организаций - в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации; уполномоченные работники - в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий определяет перечень уполномоченных работников, проходящих обучение в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации.
Приказом МЧС России от Дата обезличенаНомер обезличенаЗарегистрирован в Минюсте РФ г.Номер обезличена определена переподготовка или повышение квалификации в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации председателя и членов КЧС и ПБ организации, уполномоченного на решение задач в области ГО и ЧС, руководителя и специалистов дежурно-диспетчерской службы.
Согласно требований п. 19 Приказа МЧС России от Дата обезличенаНомер обезличена «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» (Зарегистрировано в Минюсте России Дата обезличенаНомер обезличена подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований включает обучение руководителей формирований в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации.
Разрабатывает и реализует объектовые планы мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 4 Приказа МЧС России от Дата обезличенаНомер обезличена «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» план основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны и согласовывается с органом местного самоуправления). Проводят подготовку персонала к действиям при чрезвычайных ситуациях. Согласно требований п.п. «д» п.4, п.5, п.п. «б», «в» п.6, п. «б» п. 13 Постановления Правительства РФ от Дата обезличенаНомер обезличена подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках; совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений и тренировок: командно-штабные учения или штабные тренировки в организациях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток. Тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (далее именуются - формирования) организаций 1 раз в 3 года, а с участием формирований постоянной готовности - 1 раз в год. Комплексные учения продолжительностью до 2 суток проводятся 1 раз в 3 года в организациях, имеющих опасные производственные объекты.
Конкретные требования по выполнению и содержанию командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений и тренировок определены Приказом МЧС России от Дата обезличенаНомер обезличена «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах». Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: разрабатывает и утверждает примерные дополнительные профессиональные программы и примерные программы курсового обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций для обучения работающего населения, руководителей организации, уполномоченных работников, председателей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Примерная программа обучения работающего населения утверждена Министром МЧС ФИО22 Пучковым от Дата обезличенаНомер обезличена (Приложение 6). Осуществляют сбор, обработка и выдача информации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их опасных воздействий.
Согласно требований п. 9 Приказа МЧС России от Дата обезличенаНомер обезличена «Об утверждении Положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в целях совершенствования системы обмена оперативной и плановой информацией МЧС России и его территориальные органы, федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключают дополнительные двусторонние соглашения, в которых определяют органы управления, на которые возлагается ведение информационного обмена, с указанием реквизитов сторон (телефоны/факсы, адреса электронной почты и т.д.) и регламент информационного обмена для организации информационного взаимодействия.
В связи с отсутствием сбора и обмена информацией, в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, через дежурно-диспетчерские службы с исполнительным комитетом Елабужского муниципального района, а также взаимодействия с органом управления по ГО и ЧС ...... и Елабуги при планировании мероприятий по защите от ЧС ООО «Э.» не располагает информацией о возможных угрозах на территории организации». Создает объектовые резервы материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно требований п. 2 Постановление Правительства РФ от Дата обезличенаНомер обезличена «О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают средства индивидуальной защиты.
Согласно требований п. 6, 7, 9 Приказа МЧС России от Дата обезличенаНомер обезличена «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» (Зарегистрировано в Минюсте РФ Дата обезличенаНомер обезличена обеспечению СИЗ подлежит население, проживающее на территориях в пределах границ зон возможного химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг химически опасных объектов (Приложение 7). Обеспечение населения СИЗ осуществляется организациями - работников этих организаций. Накопление резервов СИЗ осуществляется для населения, проживающего на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 настоящего Положения: для работников организаций и отдельных категорий населения, работающих (проживающих) на территориях в пределах границ зон возможного химического заражения, - СИЗ органов дыхания из расчета на 100% их общей численности, - медицинские средства индивидуальной защиты из расчета на 30 % от их общей численности.
Требованиями ч. 3 ст. 9 Федерального закона от Дата обезличенаНомер обезличена «О гражданской обороне» определено, что организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.
Пунктами 4.2, 4.5, 4.6, 4.7, 4.8 Методических рекомендаций по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения (утвержденных заместителем министра МЧС России Дата обезличенаГНК определено (Приложение 8): основанием для начала работ по созданию локальной системы оповещения является приказ руководителя потенциально опасного объекта, в котором определяется заказчик работ, цель, задачи, порядок работы и источники финансирования, основные этапы создания и обязанности должностных лиц по их выполнению.
На первом этапе разрабатывается техническое задание на разработку проекта по созданию локальной системы оповещения; определяется проектная организация и заключается договор на выполнение проектных работ; проводятся проектные работы; осуществляется приемка и утверждение проекта.
Техническое задание на создание локальной системы оповещения является основным документом, определяющим требования к системе и порядок ее создания, в соответствии с которым осуществляются работы по ее созданию и приемка в эксплуатацию.
Техническое задание на создание локальной системы оповещения разрабатывается штабом ГО объекта с участием объектового подразделения связи на основе типового технического задания и согласовывается с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации или города (городского района) и службой оповещения и связи гражданской обороны.
Согласованное с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации или города (городского района) техническое задание утверждается руководителем потенциально опасного объекта, проектной организацией и оформляется в виде приложения к договору на выполнение проектных работ.
При проведении проверки локальная система оповещения в организации отсутствовала, приказ руководителя потенциально опасного объекта, в котором определяется заказчик работ, цель, задачи, порядок работы и источники финансирования, основные этапы создания и обязанности должностных лиц по их выполнению отсутствовал, имеющееся в организации техническое задание согласовано лишь с органом управления по делам ГО и ЧС субъекта Российской Федерации и не утвержден с проектной организацией, начальником службы оповещения и связи ГО в связи с чем, не может являться документом подтверждающим начало первого этапа работы по созданию локальной системы оповещения (Приложение 9).
На основании п. 6. Постановления Правительства РФ от г.Номер обезличена «Об обеспечении создания единого российского страхового фонда документации» территориальные фонды являются государственной собственностью субъектов Российской Федерации, создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Территориальные фонды формируются из документации на находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации объекты повышенного риска (потенциально опасные объекты), для проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций на этих объектах, а также для их восстановления.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от Дата обезличенаНомер обезличена при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица.
В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от Дата обезличенаНомер обезличена Государственный надзор осуществляется в целях обеспечения соблюдения юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами (далее - юридические лица), требований, установленных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора, является МЧС России.
Таким образом, вытекающие из Федерального закона Дата обезличенаНомер обезличена подзаконные нормативно правовые акты входят в пределы полномочий органов МЧС России при проведении надзора и в случае их отсутствия в распоряжении на проверку не ограничивают должностных лиц в их применении.
Представленной информацией управления МЧС РТ по ...... в ООО «» от Дата обезличенаНомер обезличена ясно видно, что орган управления Дата обезличена перечня ПОО (Приложение 10). Сам перечень ПОО утверждается в рамках исполнения требований Приказа МЧС России от Дата обезличенаНомер обезличена
Из вышесказанного следует, что доводы ООО «Эр Ликид Алабуга» об отсутствии в составе ТСЧС, о неправомерно вмененных органом надзора требований в области защиты населения и территорий от ЧС, об отсутствии специальных полномочий, а также отсутствия состава административного правонарушения являются не состоятельными.
Указанные в акте проверки (Приложение 1) нарушения являются полностью правомерными и обязательными для выполнения ООО «Э.», входящей в ТСЧС и эксплуатирующей потенциально опасные объекты, на основании установленных требований законодательства Российской Федерации и подзаконных нормативно правовых актов. Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах, согласно п. 1 Приказа МЧС России от 28.02.2003г. Номер обезличена предусматривают осуществление комплекса мероприятий по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества (далее - потенциально опасные объекты).
Таким образом, в связи с невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения мировой судья справедливо привлек юридическое лицо- ООО «Э. к административной ответственности.
Исследованы материалы административного дела.
Согласно Номер обезличена-ЧС об административном правонарушении от Дата обезличена он составлен в отношении юридического лица-ООО «Э. в том, что:
не создана и не сопряжена с местной системой оповещения локальная система оповещения в районе размещения площадки жидкого азота и кислорода,
не разработан и не согласован с органом управления МЧС РТ план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
не создан страховой фонд документации организации,
не организовано и не проведено обучение в учебно-методическом центре ГО и ЧС в РТ председателя и членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, руководителя и специалистов дежурно-диспетчерской службы, командира нештатного аварийно-спасательного формирования организации,
не проведено обучение работников организации, не включенных в состав органов управления единой системы предупреждения и ликвидации ЧС,
не проведены командные учения, специальные учения и тренировки и штабные тренировки по гражданской обороне, защите населения от ЧС, обеспечению ПБ организации,
не создано звено Территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации и входящего в неё координационного органа, постоянно действующего органа, органа повседневного управления,
не заключено соглашение об отмене информацией ЕДДС муниципального района с ДДС организации,
не обеспечены средствами индивидуальной защиты органов дыхания( от аммиака), медицинскими средствами защиты персонал организации,
не разработан и не согласован с органом управления ГО и ЧС МЧС РТ план мероприятий организации на год.
Ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Из акта проверки Номер обезличена следует, что при проведении плановой проверки в ООО «Э, выявлены нарушения обязательных требований, указанных в протоколе по делу об административном правонарушении.
Согласно приказа Номер обезличена от Дата обезличена ответственным по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям назначены: руководитель по делам ГО и ЧСМ- технический директор ММС
Согласно методических рекомендаций по созданию в районах размещения потенциально-опасных объектов локальных систем оповещения рекомендовано весь период работы разделить на 3 этапа: подготовка к проектированию-4-8 месяцев, проведение строительно-монтажных работ и пуско-наладочных работ-8-12 месяцев, приемка и ввод в эксплуатацию системы оповещения ГО 4-8 месяцев.
Дата обезличенаММС обращается к Руководителю ГО ЕМР, Главе ЕМР ЕГЕ с просьбой выдать условия для разработки Раздела 1 Плана ГО ООО « Э.… указав полномочия организации по решению вопросов в области защиты населения…
В сведениях начальник управления ДНА сообщает ММС о том, что ООО «с Э. имеет 4 класс опасности, по состоянию на Дата обезличена предприятие не имеет категорию по ГО.
В письме от Дата обезличена руководителю ООО « Э. Министр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ХРЗ. просит информацию по ЛСО.( локальная система оповещения).
В ответе на имя Министра сообщается о проведении работы и приемка, ввод в эксплуатацию системы оповещения ГО-2 квартал 2017 года.
В письме на имя заместителя Министра сообщается о проведении тендера по ЛСО.
В материалах дела имеется техническое задание на создание локальной системы оповещения ООО « Э,» от июня 2016 года.
В календарном плане действий персонала при возникновении и во время ликвидации ЧС ООО « » указаны проводимые мероприятия,
В перечне опасных объектов от Дата обезличенаНомер обезличена р, документация которых включается в территориальный страховой фонд документации РТ в 2016 году ООО « Э.» не значится.
Согласно удостоверения о повышении квалификации ААВ прошел повышение квалификации в Частном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования « Региональный учебно-методический центр по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по программе « Руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований» в объеме 112 часов. ААВ выдано удостоверение.
В деле имеются программы организации и проведении противоаварийной тренировки, планы конспекты занятий, листы учета занятий по ГО и ЧСМ ООО « Э., методические рекомендации по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций для территорий и объектов.
Согласно справки по ООО « ЭР ЛИКИД Алабуга», общество попадает в зону возможного химического заражения от АО « А.
Выслушав участвующих по жалобе лиц, изучив материалы дела, суд второй инстанции приходит к следующему.
В соответствии со ст. 30.6 ч. 2 п. 8 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления…
Согласно ст. 30.7 ч. 1 п. 2 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи о прекращении производства по делу установлено, что общество предпринимало меры по надлежащему выполнению требований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Однако они были недостаточны и силу этого ООО « Э. обязано было выполнять требования законодательства в области гражданской обороны и мировой судья обоснованно привлек ООО Э. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Вместе с тем, имеются основания для изменения состоявшегося по делу оспариваемого постановления в части назначенного Обществу наказания.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Со слов представителя Общества ММС финансовое положение является тяжелым, поскольку прибыль до настоящего времени общество не получает.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от Дата обезличена N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, как это предусмотрено, в частности, частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1, и статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение индивидуального – учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
Указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1, и статьи 19.7.3 КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти законоположения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией (сто тысяч рублей и более), и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Конституционным Судом Российской Федерации постановлено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1, и статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.
Федеральным законом от 31.12.2014 №515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 №4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ.
Так, в частности статья 4.1 КоАП РФ дополнена частями 3.2 и 3.3 следующего содержания:
«При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса».
При таких обстоятельствах назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа на сумму р. рублей, с учетом принятия обществом некоторых мер для выполнения требований законодательства в области гражданской обороны, не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, его материальному положению, характеру производственной деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
Согласно ст.30.7 ч. 1 п. 2 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Статья 20.6 ч. 1 КоАП РФ гласит, что1. Невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
С учетом изложенного оспариваемое постановление подлежит изменению путем снижения назначенного ООО « э,» наказания в виде административного штрафа до 50 000 рублей.
Жалоба подлежит удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 2 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Номер обезличена по Елабужскому судебному району Республики Татарстан от Дата обезличена по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в отношении ООО « Э.изменить, снизив штраф с р. рублей до р. рублей.
Жалобу удовлетворить частично.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня вынесения.
Судья