ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-399/2015 от 24.08.2015 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело №12 - 399/2015

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

24 августа 2015г. Прикубанский районный суд г. Краснодара

в составе:

председательствующего Остапенко И.А.

секретаря Трофимовой Ю.С. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление Региональной энергетической комиссии -департамента цен и тарифов Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «КСВ» ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края, которым ФИО1 - директора ООО «КСВ» признали виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ.

В обоснование жалобы сослался на то, что прокуратурой Прикубанского административного округа г. Краснодара проведена проверка деятельности ООО «КСВ» по вопросам соблюдения требований законодательства при формировании торговых розничных надбавок на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. В ходе проверки прокуратурой было выявлено, что в аптеке ООО «КСВ», находящейся по адресу: <адрес> литер В под/Б превышен предельно допустимый уровень розничной надбавки на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средств, утвержденный приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ Пунктом 2 Приказа Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении предельных размеров оптовых и розничных надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения" предусмотрено формирование отпускной цены на лекарственные средства и изделия медицинского назначения осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя (на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства - не превышающей зарегистрированную цену), и оптовой и (или) розничной надбавок, не превышающих установленные предельные оптовые и (или) предельные розничные надбавки. Согласно пункту 1 Приказа Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении предельных размеров оптовых и розничных надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения" на лекарственные средства включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, в том числе: до <данные изъяты> рублей включительно предельный размер оптовой надбавки равен <данные изъяты> предельный размер розничной надбавки равен <данные изъяты>, свыше <данные изъяты> рублей до <данные изъяты> рублей, включительно, размер оптовой надбавки равен <данные изъяты> предельный размер розничной надбавки равен <данные изъяты>. Согласно материалов административного производства, в нарушение приведенных выше положений, розничная цена на лекарственные средства, находящиеся в аптеке, принадлежащей ООО «КСВ» составила: <данные изъяты> По факту выявленного правонарушения в отношении директора ООО «КСВ» ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении. Материалы проверки переданы в региональную энергетическую комиссию - департамент цен и тарифов Краснодарского

края для рассмотрения по подведомственности. Первый заместитель руководителя региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края, рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении директора ООО «КСВ» ФИО1 постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. признал ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ и назначил наказание в виде штрафа в сумме <данные изъяты> руб. С данным постановлением директор ООО «КСВ» не согласился, в связи со следующим: в аптеке была внедрена программа для автоматизации работы, с помощью которой осуществлялся автоматический контроль предельной наценки на отдельные группы лекарственных препаратов; незначительное превышение сложилось за счет программного округления цены поставщика на приобретаемые аптекой товары.

В судебном заседании заявитель ФИО1 заявленные требования поддержал, также пояснил, что весь документооборот в аптеках ООО «КСВ» полностью автоматизирован, прием, расценка накладных поставщиков происходит согласно приказа РЭК-Департамента цен и тарифов Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ . Уровень предельной наценки и розничных цен на препараты в «ручном режиме» не корректируется, а полностью контролируется лицензионным программным комплексом «М-Аптека плюс». Из десяти проверенных специалистами РЭК препаратов списка ЖНВЛС разных поступлений только на двух препаратах наименьшей стоимости <данные изъяты> соответственно, при этом не было превышения предельной розничной стоимости и примененной к ним наценки, что подтверждается приходными накладными ООО «КСВ». На остальных препаратах более высокой стоимости нарушений не выявлено. Реестр препаратов списка ЖНВЛС корректировался согласно приказу Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ, при этом происходил автоматический пересчет всех реестровых цен всего ассортимента ЖНВЛС, присутствующего в аптеке 000 «КСВ». В результате автоматической переоценки стоимости препаратов списка ЖНВЛС и округления розничных цен возник не системный сбой в работе программного комплекса, что и привело к незначительному превышению процента наценки, который мог быть обнаружен только методом обратного расчета, которым и пользовались специалисты РЭК. После проведения проверки, в ООО «КСВ» с помощью специалистов ООО «Айти-Аптека (разработчиков используемого в аптеках ООО «КСВ» ПО «М-Аптека плюс» были проверены абсолютно все цены на все препараты списка ЖНВЛС. Превышений предельных розничных цен и торговых наценок не выявлено, что еще раз подтверждает не системный, разовый сбой таблиц округления цен ПО «М-Аптека плюс».

Представитель региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов краснодарского края в судебное заседание на явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд, выслушав заявителя, изучив жалобу и материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено судом, прокуратурой Прикубанского административного округа г. Краснодара проведена проверка деятельности ООО «КСВ» по вопросам соблюдения требований законодательства при формировании торговых розничных надбавок на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.

В ходе проверки прокуратурой было выявлено, что в аптеке ООО «КСВ», находящейся по адресу: <адрес> литер В под/Б превышен предельно допустимый уровень розничной надбавки на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средств, утвержденный приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ

Пунктом 2 Приказа Региональной энергетической комиссии -Департамента цен и тарифов Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГОб утверждении предельных размеров оптовых и розничных надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения" предусмотрено формирование отпускной цены на лекарственные средства и изделия медицинского назначения осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя (на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства - не превышающей зарегистрированную цену), и оптовой и (или) розничной надбавок, не превышающих установленные предельные оптовые и (или) предельные розничные надбавки.

Согласно пункту 1 Приказа Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении предельных размеров оптовых и розничных надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения" на лекарственные средства включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, в том числе: <данные изъяты>

Согласно материалов административного производства, в нарушение приведенных выше положений, розничная цена на лекарственные средства, находящиеся в аптеке, принадлежащей ООО «КСВ» составила: <данные изъяты>

Завышение цены на одной упаковке составило <данные изъяты> По факту выявленного правонарушения в отношении директора ООО «КСВ» ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении. Материалы проверки переданы в региональную энергетическую комиссию - департамент цен и тарифов Краснодарского края для рассмотрения по подведомственности.

Первый заместитель руководителя региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края, рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении директора ООО «КСВ» ФИО1 постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. признал ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ и назначил наказание в виде штрафа в сумме <данные изъяты> руб.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

В ходе рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности ФИО1 не представлены какие-либо документы, свидетельствующие о назначении в ООО «КСВ» ответственного лица за соблюдение порядка ценообразования. Следовательно, такая ответственность ложится на директора предприятия.

В действиях ФИО1 присутствуют все элементы состава административного правонарушения: объект (общественные отношения, связанные с государственным регулированием ценообразования), объективная сторона (превышение предельно допустимого уровня розничной надбавки на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства), субъект (должностное лицо ФИО1) и субъективная сторона (отсутствие должного контроля за работой компьютерного программного обеспечения, определяющего предельные цены на лекарственные средства).

Ответственность по ч.1 ст.14.6 КоАП РФ наступает за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному).

Согласно статье 6 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В данный перечень входят надбавки к ценам на лекарственные препараты.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к указанной статье под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, частью 9 статьи 19.5,статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

В связи с изложенным, суд считает установленным, что ФИО1, который, являясь директором ООО «КСВ», и наделенный организационно-распорядительными функциями, обязан был довести до сведения работников аптеки информацию о завышении установленных цен (тарифов)».

Таким образом, у Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края имелись все законные основания для возбуждения в отношении ФИО1 административного производства, поскольку с субъективной стороны правонарушение должностным лицом – ФИО1 выразилось в его бездействии.

На основании статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что действия ФИО1, хотя формально и содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, однако, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, принимая во внимание, что нарушены требования законодательства, регулирующего порядок ценообразования, при установлении розничной цены на товар, а также учитывая, что размер вреда и тяжесть последствий, не представляющих существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, совершенное ФИО1 правонарушение, исходя из положений статьи 2.9 КоАП РФ, суд признает малозначительным, считает возможным ограничиться устным замечанием.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.2.9, 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Отменить постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора ООО «КСВ» ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «КСВ» ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ, - прекратить.

Освободить директора ООО «КСВ» ФИО1 от административного наказания, предусмотренного ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ.

Объявить директору ООО «КСВ» ФИО1 устное замечание.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд города Краснодара в течение десяти дней.

Председательствующий: