ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-39/17 от 16.11.2017 Краснинского районного суда (Смоленская область)

Дело № 12-39/2017

Р Е Ш Е Н И Е

п. Красный 16 ноября 2017 года

Судья Краснинского районного суда Смоленской области Вдовина Н.И., (216100,Смоленская область, п. Красный, ул. К. Маркса, д.27), при секретаре Масловой О.П., рассмотрев жалобу директора МУП «Коммунальщик» Чаплинского Д.И. на постановление №12.2-Пс/0107-0408пл-2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, вынесенное 09.10.2017 в отношении директора муниципального унитарного предприятия «Коммунальщик» Чаплинского <данные изъяты>,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Смоленской области от 09.10.2017 директор МУП «Коммунальщик» Чаплинский Д.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Чаплинский Д.И обратился в суд с жалобой на указанное постановление, просит вменяемое ему административное правонарушение признать малозначительным, постановление отменить, указав, что директором МУП «Коммунальщик» он является только с ДД.ММ.ГГГГ. Вменяемые события административного правонарушения, указанные в п.п.1-3;5-6;10;12;19 постановления, имели место быть до назначения его в должности. Приступив к обязанностям директора МУП «Коммунальщик», он принял все возможные меры к устранению нарушений требований промышленной безопасности. Вменяемое ему правонарушение не повлекло какого-либо существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, вреда и последствий. Также просит учесть, что в настоящий момент проводятся меры для устранения выявленных нарушений, которые требуют значительного времени на согласование и изготовление технической документации. А также, с учетом того, что должностным лицом он является непродолжительное время, и в этот период им приняты меры по устранению выявленных нарушений, вменяемое ему в вину правонарушение не повлекло за собой какого-либо существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, вреда и последствий, просил признать данное правонарушение малозначительным, отменить постановление №12.2-Пс/0107-0408пл-2017 от 09.10.2017 государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Смоленской области ФИО4 о признании его виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 статьи 19.1 КоАП РФ, производство по делу прекратить.

Директор МУП «Коммунальщик» Чаплинский Д.И., его защитник Фомичева Н.В. в судебном заседании поддержали доводы жалобы по изложенным в ней основаниям и просили её удовлетворить.

Представители Центрального управления Ростехнадзора ФИО4 и ФИО5 в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы, пояснив, что данное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 19.1 КоАП РФ, нельзя признать малозначительным. Кроме того, Чаплинский Д.И. до назначения на должность директора МУП «Коммунальщик» являлся главным инженером данного предприятия, в обязанности которого также входило соблюдение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов МУП «Коммунальщик».

Судья, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ), в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3).

Статьей 1 Закона № 116-ФЗ понятие промышленная безопасность опасных производственных объектов определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В силу пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.

Правонарушение выразилось в том, что в ходе плановой выездной проверки МУП «Коммунальщик», проведенной на основании распоряжения Центрального управления Ростехнадзора от 04.09.2017 № С-408-пр, в период с 12.09.2017 по 25.09.2017 выявлены следующие нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов:

- для целей регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее-ОПО) МУП «Коммунальщик» представлены недостоверные (неполные) сведения, характеризующие ОПО, а именно: в состав ОПО система теплоснабжения д. Мерлино, per. № А04-20751-0003 не включен фасадный газопровод высокого давления, ГРУ - акт по разграничению балансовой принадлежности эксплуатационной ответственности газопроводов между - АО «Газпром газораспределение Смоленск» и МУП «Коммунальщик» от 01.01.2013.

- для целей регистрации объектов в государственном реестре ОПО МУП «Коммунальщик» представлены недостоверные (неполные) сведения, характеризующие ОПО, а именно: в состав ОПО сеть газопотребления №1 МУП «Коммунальщик», per. № А04-20751-0004 не включен наружный газопровод среднего давления, ГРПШ, наружный газопровод низкого давления, внутренний газопровод низкого давления - акт по разграничению балансовой принадлежности, эксплуатационной ответственности газопроводов между АО «Газпром газораспределение Смоленск» и МУП «Коммунальщик» от 01.01.2013.

- для целей регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов МУП «Коммунальщик» представлены недостоверные (неполные) сведения, характеризующие ОПО, а именно: в состав ОПО сеть газопотребления №2 МУП «Коммунальщик», per. № А04-20751-0002 не включен наружный, газопровод высокого давления, ГРУ, внутренний газопровод низкого давления - акт по разграничению балансовой принадлежности эксплуатационной ответственности газопроводов между АО «Газпром газораспределение Смоленск» и МУП «Коммунальщик» от 01.01.2013.

- не ведется учет инцидентов, происшедших на опасных производственных объектах МУП «Коммунальщик»: сеть газопотребления № 1 МУП «Коммунальщик» per. № А04-20751-0004, расположенного по адресу: Смоленская область, Краснинский район, пгт. Красный, ул. Гоголя; сеть газопотребления № 2 МУП «Коммунальщик» per. № А04-20751-0006, расположенного по адресу: Смоленская область, Краснинский район, пгт. Красный, городская баня; система теплоснабжения д. Маньково per. № А04-20751-0002, расположенного по адресу: Смоленская область, Краснинский район, д. Маньково; система теплоснабжения д. Мерлино per. № А04-20751-0003, расположенного по адресу: Смоленская область, Краснинский район, д. Мерлино.

- не направляется информация о произошедших инцидентах не реже одного раза в квартал в Центральное управление Ростехнадзора.

- не проведена экспертиза промышленной безопасности с целью определения остаточного ресурса внутреннего газопровода среднего и низкого давления, ГРУ в котельной д. Мерлино по адресу: Смоленская область, Краснинский район, д. Мерлино при отсутствии в технической документации данных о сроке службы, фактический срок службы которого превышает 20 лет.

- не проведена экспертиза промышленной безопасности с целью определения остаточного ресурса либо замены газового оборудования и газогорелочных устройств 2-х котлов КВТС-1 в водогрейной котельной д. Мерлино при отсутствии в технической документации данных о сроке службы, фактический срок службы которого превышает 20 лет.

- не согласована документация о порядке расследования причин инцидентов и их учета с территориальным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

- не выполняется комплекс мероприятий, обеспечивающий сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно не прошли периодическую метрологическую поверку манометры, установленные на внутреннем газопроводе в котельной по адресу: Смоленская область, пгт. Красный, ул. Гоголя, (I кв. 2016, межповерочный интервал - 12 месяцев), что подтверждается отсутствием клейма гос. поверителя, свидетельства о поверке.

- не выполняется комплекс мероприятий, обеспечивающий сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно не прошли периодическую метрологическую поверку манометры, установленные на внутреннем газопроводе в котельной по адресу: Смоленская область, пгт. Красный, городская баня, (III кв. 2013, межповерочный интервал - 12 месяцев), что подтверждается отсутствием клейма гос. поверителя, свидетельства о поверке.

- не выполняется комплекс мероприятий, обеспечивающий системы теплоснабжения д. Мерлино в исправном и безопасном состоянии, а именно: не прошли периодическую метрологическую поверку манометры, установленные на внутреннем газопроводе в котельной по адресу: Смоленская область, Краснинский район, д. Мерлино, (III кв. 2015, межповерочный интервал - 12 месяцев), что подтверждается отсутствием клейма гос. поверителя, свидетельства о поверке.

- не выполняется комплекс мероприятий, обеспечивающий сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно не прошли периодическую метрологическую поверку сигнализаторы довзрывных концентраций СТГ-6М, в котельной по адресу: Смоленская область, пгт. Красный, ул. Гоголя, (межповерочный интервал - 12 месяцев), что подтверждается отсутствием клейма гос. поверителя, свидетельства о поверке.

- не выполняется комплекс мероприятий, обеспечивающий сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно не прошли периодическую метрологическую поверку сигнализаторы довзрывных концентраций СОУ-1 в котельной по адресу: Смоленская область, пгт. Красный, ул. Гоголя, (межповерочный интервал - 12 месяцев), что подтверждается отсутствием клейма гос. поверителя, свидетельства о поверке.

- не обеспечено проведение подготовки и аттестации руководителей и специалистов знаний нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, устанавливающих требования безопасности по вопросам, отнесенным к компетенции руководителей и специалистов лица, ответственного за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов -главного инженера МУП «Коммунальщик» Прохорова В.В., приказ о назначении ответственных лиц за безопасную эксплуатацию ОПО МУП «Коммунальщик» от 01.08.2017 № 9-А, что подтверждается отсутствием протоколов об аттестации.

- не обеспечено проведение подготовки и аттестации руководителей и специалистов знаний нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, устанавливающих требования безопасности по вопросам, отнесенным к компетенции руководителей и специалистов заместителя лица, ответственного за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов - мастера котельной д. Мерлино, д. Маньково МУП «Коммунальщик» Мосягиной Т.Н., приказ о назначении ответственных лиц за безопасную эксплуатацию ОПО МУП «Коммунальщик» от 01.08.2017 № 9-А, что подтверждается отсутствием протоколов об аттестации.

- не выполняется комплекс мероприятий, обеспечивающий сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно: при эксплуатации подземного газопровода не обеспечен мониторинг и устранение утечек природного газа - наружные газопроводы не повергаются периодическому приборному обследованию, включающему: выявление мест повреждений изоляционного покрытия, утечек газа по адресу: Смоленская область, пгт Красный, <адрес>.

- не выполняется комплекс мероприятий, обеспечивающий сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно: при эксплуатации подземного газопровода не обеспечен мониторинг и устранение утечек природного газа - наружные газопроводы не повергаются периодическому приборному обследованию, включающему: выявление мест повреждений изоляционного покрытия, утечек газа по адресу: Смоленская область, пгт Красный, городская баня.

- не выполняется комплекс мероприятий, обеспечивающий системы теплоснабжения в исправном и безопасном состоянии, а именно: не обеспечено устранение повреждения антикоррозионного покрытия фасадного газопровода котельной по адресу :Смоленская область, Краснинский район, д. Мерлино.

- план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, не согласован с аварийно-спасательной службой или аварийно-спасательными формированиями, с которыми заключен договор на обслуживании объектов.

- не представлены сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2016 год до 01 апреля 2017года.

- не осуществляется в полном объёме производственный контроль за соблюдением требованием промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов: Сеть газопотребления № 1 МУП «Коммунальщик», per. № А04-20751-0004, расположенного по адресу: Смоленская область, Краснинский район, пгт. Красный, ул. Гоголя; Сеть газопотребления №2 МУП «Коммунальщик», per. № А04-20751-0006, расположенного по адресу: Смоленская область, Краснинский район, пгт. Красный, городская баня; Система теплоснабжения д. Маньково, per. № А04-20751-0002, расположенного по адресу: Смоленская область, Краснинский район, д. Маньково; Система теплоснабжения д. Мерлино, per. № А04-20751-0003, расположенного по адресу: Смоленская область, Краснинский район, д. Мерлино, а именно: отчёт по результатам проверок не содержит; выводов об эффективности деятельности предприятия в целом или его структурных подразделений; возможных причин неэффективной организации и деятельности структурных подразделений предприятия; предложений по проведению необходимых корректирующих и предупреждающих мероприятий и работ; оценку своевременности и качества выполнения, а также эффективности предупреждающих мероприятий и работ, предложенных работником, ответственным за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, в ходе предшествующей проверки.

-не издаётся руководителем производственного подразделения приказ (распоряжение) по результатам анализа производственного контроля, включая полученные выводы и рекомендации, где определяются необходимые меры по устранению отступлений от требований промышленной безопасности и по их предупреждению, сроки устранения и ответственные лица.

- опасные производственные объекты не ликвидированы, технологическое оборудование находится в работоспособном состоянии.

Тем самым директором МУП «Коммунальщик» Чаплинским Д.И. нарушены ст.ст. 2,7,9,10,11,13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункты 4, 9 «Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.11.2013 № 542; п.п. 32, 35 приказа Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480 "Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", зарег. в Минюсте РФ 08.12.2011 N 22520; «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утв. Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538; Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013г. № 730; пункт 5 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263.

Факт совершения директором МУП «Коммунальщик» Чаплинским Д.И. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и его вина подтверждается имеющимися в деле об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 27.09.2017; копией распоряжения от 04.09.2017, актом проверки от 25.09.2017, копией предписания от 25.09.2017, актами по разграничению балансовой принадлежности газопроводов, актами приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения, приказом о назначении ответственных лиц за исправное состояние и безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов, фото приложениями.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Чаплинский Д.И., являясь должностным лицом, не обеспечил соблюдение требований промышленной безопасности, что привело к совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Действия Чаплинского Д.И. квалифицированы правильно, наказание назначено в пределах санкции статьи и в минимальном размере.

Доводы жалобы нахожу не обоснованными, в данном случае не могут быть применимы положения ст. 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью.

Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, имеет формальный состав, административная ответственность наступает за сам факт совершения правонарушения и не требует наступления последствий.

Как следует из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Промышленная безопасность предполагает соблюдение обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах в области промышленной безопасности, гарантирующих состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на таких объектах (ст. 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

Выявленные многочисленные нарушения требований промышленной безопасности имеют существенный характер, их несоблюдение создает реальную угрозу для жизни и здоровья, как работников юридического лица, так и иных лиц.

Ввиду чего по настоящему делу отсутствуют основания для признания правонарушения малозначительным.

Доводы Чаплинского Д.И. и его защитника о том, что Чаплинский Д.И. не отвечает критериям должностного лица, что исключает его вину в совершении вменяемого административного правонарушения, судом приняты во внимание быть не могут, ввиду следующего. Чаплинский Д.И. с ДД.ММ.ГГГГ был назначен временно исполняющим обязанности директора МУП «Коммунальщик», а с ДД.ММ.ГГГГ был назначен директором указанного предприятия. Выявленное должностным лицом Центрального управления Ростехнадзора Филатовой Н.В. правонарушение является длящимся, поскольку выражается в длительном непрекращающемся невыполнении обязанности в области промышленной безопасности, возложенной законом на Чаплинского Д.И., как на должностное лицо МУП «Коммунальщик». Значительная часть нарушений, таких как: непредставление сведений о произошедших инцидентах, ведение соответствующих журналов, разработка документации о расследовании причин инцидентов и направление ее на согласование с Ростехнадзором, проведение периодической метрологической поверки (фактическое предоставление технических устройств для такой поверки), повреждение антикоррозийного покрытия газопровода, направление плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, направление специалистов и работников на обучение в специализированные организации, а также проведение аттестации в Ростехнадзоре, не требовали большого количества времени для их устранения, они не трудозатратны по своей сути, что подтверждено в суде, в том числе, и самим Чаплинским Д.И., поскольку суду представлены сведения об устранении выявленных нарушений уже в период, прошедший с момента проведения проверки и вынесения постановления о назначении административного наказания. Кроме того, суд учитывает и то обстоятельство, что Чаплинский Д.И. до назначения его директором МУП «Коммунальщик», являлся главным инженером предприятия и в его должностные обязанности входили обязанности по принятию мер к соблюдению требований промышленной безопасности при эксплуатации МУП «Коммунальщик» опасного производственного объекта, и мер, направленных на недопущение нарушений требований действующего законодательства РФ в области промышленной безопасности.

Учитывая изложенное, оснований для вывода о том, что Чаплинский Д.И. не является субъектом правонарушения, а также для отмены и изменения постановления должностного лица, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.4 - 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Смоленской области Центрального управления Ростехнадзора 09.10.2017№12.2-Пс/0107-0408пл - 2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении директора муниципального унитарного предприятия «Коммунальщик» Чаплинского Дениса Ивановича, оставить без изменения, а жалобу Чаплинского Д.И. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, и должностным лицом, вынесшим постановление, в Смоленский областной суд с подачей жалобы через Краснинский районный суд Смоленской области или непосредственно в Смоленский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии данного решения.

Судья Н.И. Вдовина