Дело № 12-39/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г.Гурьевск 02 августа 2019 года
Судья Гурьевского городского суда Кемеровской области Левченко Е.В.,
с участием представителя Акционерного общества разрез «Шестаки» Л.., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
с извещением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу, поданную на постановление № от 13.05.2019 года по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица Акционерного общества разрез «Шестаки»,
У С Т А Н О В И Л :
13.05.2019 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Кемеровской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области С. было вынесено постановление № по делу об администратвином правонарушении в отношении юридического лица Акционерного общества разрез «Шестаки», которым Акционерное общество разрез «Шестаки» подвергнуто административному штрафу в размере 10000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Гурьевский городской суд от Акционерного общества разрез «Шестаки» (АО разрез «Шестаки») поступила жалоба на вышеуказанное постановление.
В жалобе АО разрез «Шестаки» просит отменить вышеуказанное постановление, дело прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что назначенное постановлением № от 13.05.2019г. административное наказание незаконное, нарушающее права и законные интересы АО разрез «Шестаки». В жалобе указано, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области нарушены сроки уведомления АО разрез «Шестаки» о начале проведения проверки, установленные ч.12 ст. 9 и ч.16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Срок проведения проверки установлен с 11.03.2019г. Уведомление о начале проведения проверки получено АО разрез «Шестаки» только 15.03.2019 г., а копия приказа №-кн вручена только 18.03.2019г. Поданные АО разрез «Шестаки» возражения относительно несвоевременного уведомления о начале проведения проверки рассмотрены административным органом и не приняты во внимание, административным органом в данном случае неверно истолкована и применена норма права, а именно ч.17 ст. 10 закона от 26.12.2008 №294-ФЗ.
В жалобе также указано, что отсутствие в паспортах сведений о контроле за работой установок и о результатах проведенных ремонтов не могут привести к загрязнению атмосферного воздуха. Так как данное оборудование не эксплуатировалось с января 2019года. Кроме того, копии паспортов на установки, имеющиеся у административного органа, были ошибочно представлены должностным лицом, не ответственным за их эксплуатацию, из сканированного варианта, находящегося на компьютере (не заполненные). Фактически в АО разрез «Шестаки» имеются оригиналы паспортов, которые содержат все записи по контролю за работой установок и о результатах проведенных ремонтов. Следовательно, в данном случае отсутствует состав правонарушения. Иных нарушений, влекущих к загрязнению атмосферного воздуха, причинению вреда жизни и здоровью граждан, актом проверки и протоколом не установлено. С учетом отсутствия состава правонарушения и доказательств, подтверждающих совершение обществом правонарушения, предусмотренного ч.3 статьи 8.21 КоАП РФ, постановление № от 13.05.2019 года является незаконным и подлежит отмене.
В судебном заседании представитель АО разрез «Шестаки» Л. поддержала доводы жалобы, пояснив, что отсутствие в представленных паспортах установок очистки воздуха сведений о проведенных ремонтах, замене или модернизации отдельных узлов оборудования очистки газа; записей эксплуатационных показателей работы установок очистки газа, подлежащие контролю, не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ.
Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Кемеровской области С. в письменном ходатайстве просила провести судебное заседание в отсутствие представителя Управления. Также Управлением Федеральной сужбы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области поданы письменные возражения на жалобу, в которых Управление полагает, что постановление о назначении администратвиного наказания № от 13.05.2019г. законно и обоснованно, вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права.
Выслушав представителя АО разрез «Шестаки» Л., исследовав письменные материалы дела, оценив имеющиеся доказательства, оснований для отмены постановления суд не находит.
Как усматривается из приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области от 05.03.2019г. №-кн о проведении внеплановой выездной проверки (л.д.1-5), с 11.03.2019г. по 05.04.2019г. назначена проверка в отношении Акционерного общества разрез «Шестаки», с целью проверки доводов, изложенных в мотивированном представлении должностного лица от 05.03.2019г. по результатам рейдового осмотра (приказ № от 15.02.2019г. «О проведении рейдового осмотра территории в районе ст.Разъезд 14 км Беловского муниципального района Кемеровской области с целью проверки соблюдения законодательства РФ об охране окружающей среды»). Представитель АО разрез «Шестаки» ознакомлен с приказом 18.03.2019г.
Вышеуказанная внеплановая выездная проверка 06.03.2019г. согласована с прокуратурой Кемеровской области (л.д.6).
О проведении внеплановой выездной проверки АО разрез «Шестаки» уведомлено Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области 15.03.2019г. письмом, согласно которому обследование территории запланировано на 18.03.2019г. (л.д.8,9).
Уведомлением Росприроднадзора по Кемеровской области от 04.04.2019г. АО разрез «Шестаки» извещалось об окончаниии внеплановой выездной проверки, о времени и месте подписания акта проверки: 05.04.2019г. в 10 час. в Управлении Росприроднадзора по Кемеровской области. Данное уведомление получено АО разрез «Шестаки» 10.04.2019г. (л.д.45-47).
Согласно акту проверки №А-104-в от 05.04.2019г. в отношении юридического лица Акционерного общества разрез «Шестаки» (л.д.48-53), протоколу об администратвином правонарушении №а-104-в/2 от 29.04.2019г. (л.д.60-63), административным органом были выявлены нарушения требований правил эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Юридическому лицу Акционерному обществу разрез «Шестаки» вменяется следующее:
05 апреля 2019г. в 10 часов 40 минут в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении АО Разрез «Шестаки», осуществляющего деятельность но адресу: <адрес>, установлено, что АО «Разрез «Шестаки» допустило несоблюдение требований правил эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно в нарушение требований ч. 1 абзац 7 ст. 30 Федерального закона РФ от 04.05.1999 № 96 «Об охране атмосферного воздуха», выявлено, что в представленных паспортах установок очистки воздуха №№ 5,6,7,8, ЦН-15 типоразмер 900х6хУП, ЦН-15 типоразмер 800х4хУП, ЦН-15-800 УП, ЦН-15 типоразмер 900х6хУП отсутствуют: сведения о проведенных ремонтах, замене или модернизации отдельных узлов оборудования очистки газа; записи эксплуатационных показателей работы установок очистки газа, подлежащие контролю.
На протокол об администратвином правонарушении № АО разрез «Шестаки» поданы письменные возражения, в которых указано на нарушение сроков уведомления юридического лица о начале проведения проверки, а также об отсутствии состава администратвиного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.21 КоАП РФ, вмененного АО разрез «Шестаки» (л.д.64).
Постановлением о назначении административного наказания № от 13.05.2019г. юридическое лицо АО разрез «Шестаки» за указанные нарушения по ч.3 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подвергнуто административному штрафу в размере 10000 рублей.
В соответствии со ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Частью 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры.
Состав правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным (не предусмаривающим наступления определенных последствий).
Согласно ч. 1 абзац 7 ст. 30 Федерального закона РФ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридических лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники и передвижные источники, обязаны соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования.
Согласно ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об охране атмосферного воздуха» эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 32 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных Приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498, паспорт ГОУ должен содержать:
регистрационный номер ГОУ в реестре ГОУ;
информацию о ГОУ, в том числе наименование, тип и назначение, сведения об изготовителе ГОУ, о месте установки ГОУ и дате начала эксплуатации;
наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих эксплуатацию ГОУ;
сведения о должностном лице, ответственном за эксплуатацию ГОУ, в том числе должность, фамилия, имя, отчество (при наличии);
схемы устройства ГОУ и наиболее важных узлов (блоков), входящих в состав газоочистной установки, включая схемы размещения и характеристики контрольноизмерительных приборов и автоматических средств управления (далее - КИП и автоматики), схемы размещения и характеристики мест отбора проб, оборудования для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ;
технические характеристики ГОУ, включая производительность, перечень обезвреживаемых вредных (загрязняющих) веществ и эффективность работы ГОУ по каждому загрязняющему веществу, показатели температуры, давления, влажности газовоздушной смеси на входе в ГОУ и на выходе из ГОУ, эффективность работы ГОУ, объем водопотребления, перечень и объемы потребления топливно-энергетических ресурсов, перечень и объемы основных и вспомогательных материалов, типы и объемы очистных катализаторов, объем и характеристики образующихся отходов, сточных вод при их образовании в процессе очистки и (или) обезвреживания выбросов;
показатели работы ГОУ, подлежащие контролю при проверках работы данного вида и типа ГОУ.
Правила эксплуатации установок очистки газа, утвержденные приказом Минприроды России от 15.09.2017г. № 498, являются обязательными для предприятий, учреждений, организаций, эксплуатирующих установки очистки газа.
Как усматривается из копий паспортов установок очистки газов №№ 5,6,7,8, ЦН-15 типоразмер 900х6хУП, ЦН-15 типоразмер 800х4хУП, ЦН-15-800 УП, ЦН-15 типоразмер 900х6хУП (л.д.18-44) в эксплуатационных показателях работы установки очистки газов не зафиксированы фактические показатели (степень очистки, производительность по газу (воздуху), удельный расход воздуха, скорость газопылевых потоков, температура дымовых газов на входе, концентрация пыли в газовом потоке) за 2018 и 2019гг. В паспортах установок очистки газов №№ 5,6,7,8 эксплуатационные показатели работы газоочистной установки последний раз записывались в октябре 2018г., остальные записи отсутствуют.
По мнению суда, имеющимися материалами доказано (акт проверки, паспорта на установки очистки воздуха, протокол по делу об административном правонарушении) совершение административного правонарушения юридическим лицом.
Доводы представителя АО разрез «Шестаки» и представленное экспертное заключение № СИБНИИ-18/958У по результатам проверки эффективности работы аспирационных, вытяжных, приточных систем и промышленных нагревателей Технологического комплекса с Обогатительной установкой ОА «Разреза «Шестаки» не опровергают доводов должностного лица о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия АО разрез «Шестаки» правильно квалифицированы по ч.3 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры.
Административное наказание определено в пределах санкции ч.3 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о несвоевременном извещении юридического лица о начале внеплановой выездной проверки суд находит несостоятельными.
Вышеуказанная проверка проводилась в соответствии с приказом Управления Росприроднадзора по Кемеровской области от 05.03.2019 г. №-кн, с целью проверки доводов, изложенных в мотивированном представлении должностного лица от 05.03.2019г.
Для предварительной проверки доводов государственным инспектором Управления Роприроднадзора по Кемеровской области С. совместно с экспертами аккредитованной лаборатории ФГБУ ЦЛАТИ по Кемеровской области проведен рейдовый осмотр территории ст.Разъезд 14 с отбором проб атмосферного воздуха на санитарно-защитной зоне. По результатам анализа установлено, что фактические выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух превышают установленные нормативы, а именно диоксид азота в 0,8 раз, согласно ПДК населенных мест. Данное вещество характеризуется высокой токсичностью. Факты, полученные по результатам предварительной проверки информации, являются основанием для проведения внеплановой выездной проверки с проведением лабораторных исследований в отношении АО разрез «Шестаки» ( Ответ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области от 20.05.2019г. на ходатайство главного технолога АО разрез «Шестаки» (л.д.69-70).
В соответствии с ч.6 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 ст. 10, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является: мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с ч. 17 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ в случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
Таким образом, предварительного уведомления АО разрез «Шестаки» о начале проведения внеплановой выездной проверки в данном случае не требовалось.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления по делу об административном правонарушении не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление № от 13.05.2019г. по делу об административном правонарушении, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Кемеровской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области С., в соответствии с которым юридическое лицо Акционерное общество разрез «Шестаки» привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному штрафу в размере 10000 рублей, оставить без изменения, а жалобу АО разрез «Шестаки» - без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.
Судья: /подпись/ Е.В.Левченко
Подлинный документ подшит в материалах дела №12-40/2019 Гурьевского городского суда Кемеровской области