ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-39/19 от 06.05.2019 Вятскополянского районного суда (Кировская область)

Дело № 12-39/2019

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

06 мая 2019 года г. Вятские Поляны

Судья Вятскополянского районного суда Кировской области Тимакин Н.М.,

при секретаре Банниковой О.В.,

с участием: защитника генерального директора ООО МКК «Капуста К» Камалова Р.И. на основании доверенности от 01.07.2018 - Самигуллина Р.Р.,

рассмотрев жалобу генерального директора ООО МКК «Капуста К» Камалова Р.И. на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области Никоновой М.Л. от 29.01.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области Никоновой М.Л. от 29.01.2019 генеральный директор ООО МКК «Капуста К» Камалов Р.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Камалов Р.И. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения. В обосновании жалобы указал, что объективная сторона вышеуказанного состава административного правонарушения состоит в нарушении рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе. 01.04.2016 между ООО МФО «Капуста К» (заказчик) и ИП Михеевой Н.М. (Исполнитель) заключен договор о размещении рекламы в печатных изданиях, согласно которому Исполнителем осуществляется размещение рекламной информации по заданию Заказчика в газете «Семь вечеров». В соответствии с условиями договора Заказчиком изготовлена и передана исполнителю рекламная информация: «КАПУ$ТА. Будьте богаты. Реклама. ООО МФО «Капуста К». Приходите за деньгами!», которая опубликована на первой странице газеты «Семь вечеров» с 5 по 11 февраля № 5 (967). Так, в 2017 году ООО МКК «Капуста К» (Заказчик) посредством электронной переписки сообщало ИП Михеевой Н.М. (Исполнителю) об изменении наименования с февраля 2017 года в соответствии с действующим законодательством. Также Исполнителем – ИП Михеевой Н.М. выставлен счет на оплату, согласно которому Заказчиком является именно ООО МКК «Капуста К». При таких обстоятельствах, заявителем были приняты все зависящие от него меры к недопущению нарушения требований действующего законодательства о рекламе. Полагает, что вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствует. Кроме того, считает, что размещение рекламы в единственном выпуске газеты указывает на незначительный масштаб рекламной кампании. Со стороны потребителей или организаций-конкурентов о введении их в заблуждение или нарушение их прав указанной рекламой обращений не было. В действиях генерального директора ООО МКК «Капуста К» Камалова Р.И. отсутствует пренебрежительное отношение к положениям законодательства при распространении рекламы, на что указывает ошибочное указание рекламораспространителем наименования рекламодателя вместо ООО МКК «Капуста К», как ООО МФО «Капуста К», т.е. без учета сообщения о его изменении.

Руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области Никоновой М.Л. суду предоставлен отзыв, в котором должностным лицом указано, что в соответствии с договором о размещении рекламы в печатных изданиях от 01.04.2016 № Г-008/16 ООО МКК «Капуста К» произведен заказ на размещение ИП Михеевой Н.М. рекламных материалов в печатном СМИ «Семь вечеров». ИП Михеевой Н.М. выставлен счет на оплату от 23.01.2018 за размещение рекламы, а также акт от 30.01.2018. Оплата за размещение произведена ООО МКК «Капуста» согласно выписке операций по лицевому счету ИП Михеевой Н.М. от 24.01.2018. Из электронной переписки между ООО МКК «Капуста К» и ООО «Компания Семь вечеров» следует, что согласование рекламного макета происходило посредством переписки по электронной почте, в которой ООО МКК «Капуста» согласовало макет, размещенный в последующем на первой странице газеты «Семь вечеров» с 5 по 11 февраля 2018 г. № 5 (967).

Указанные документы свидетельствуют о том, что рекламодателем спорной рекламы является ООО МКК «Капуста К», как продавец товара и лицо, определившее объект рекламирования, которое несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 20 части 3 статьи 5, частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно приказу ООО МКК «Капуста К» № 1 от 08.12.2015, выписке из ЕГРЮЛ Общества Камалов Р.И. является генеральным директором ООО МКК «Капуста К», подписавшим договор от 01.04.2016 № Г-008/16 на размещение ненадлежащей рекламы и осуществляющим административно-хозяйственные функции в Обществе, которое определило содержание ненадлежащей рекламы, соответственно, Камалов Р.И. является субъектом административного правонарушения.

Довод заявителя о том, что приняты все зависящие от него меры к недопущению нарушения требований действующего законодательства о рекламе, документально не подтвержден. В материалах дела имеется согласие представителя Общества на размещение рекламного макета, содержание которого признано не соответствующим требованиям рекламного законодательства. Формат согласования макета посредством электронной почты предусмотрен п. 2.1.2 договора о размещении рекламы в печатных изданиях от 01.04.2016 № Г-008/16. Камалов Р.И. ранее уже привлекался к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: в отношении должностного лица ООО МКК «Капуста К» Камалова Р.И. вынесено постановление № 122р-17/52-04-2017р от 29.11.2017, которое вступило в законную силу 09.01.2018. Таким образом, на дату совершения правонарушения (05.02.2018) Камалов Р.И. был подвергнут административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение однородного административного правонарушения. Полагает, что постановление по делу от 29.01.2019 является законным и обоснованным, в ходе административного производства были учтены и оценены все обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие обстоятельства, оснований для прекращения административного производства установлено не было. Должностное лицо просит оставить постановление без изменения, а жалобу Камалова Р.И. без удовлетворения.

Генеральный директор ООО МКК «Капуста К» Камалов Р.И. в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

С учетом изложенного, в силу пункта 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба рассмотрена судом в отсутствии Камалова Р.И. и должностного лица.

Защитник Самигуллин Р.Р. в судебном заседании поддержал доводы жалобы Камалова Р.И. по изложенным в ней основаниям, просит постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области Никоновой М.Л. от 29.01.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Камалова Р.И. отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Исследовав доводы жалобы Камалова Р.И. и его защитника в судебном заседании, исследовав представленные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступили заявления физических лиц (вх. к от 12.02.2018), (вх. к от 01.03.2018) о нарушении рекламного законодательства при размещении на первой странице газеты «Семь вечеров» № 5 (967) с 5 по 11 февраля 2018 года рекламной информации следующего содержания: «КАПУ$ТА, Будьте богаты. Реклама. ООО МФО «Капуста К». Приходите за деньгами!».

02.03.2018 Управлением возбуждено дело № 20/04-2018р по признакам нарушения пункта 20 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Закон о рекламе).

В ходе рассмотрения дела Управлением установлено, что 01.04.2016 между ООО МФО «Капуста К» (заказчик) и ИП Михеевой Н.М. (исполнитель) заключен договор о размещении рекламы в печатных изданиях, согласно которому исполнителем осуществляется размещение рекламной информации по заданию заказчика в газете «Семь вечеров». Пунктом 2.1.2 договора предусмотрена обязанность заказчика утвердить готовые рекламные материалы в определенный срок.

В соответствии с договором ООО МКК «Капуста К» осуществило заказ на размещение рекламных материалов в газете «Семь вечеров». ООО «Компания «Семь вечеров» электронным письмом направило для проверки и последующего согласования макет рекламной информации. В электронном письме от 24.01.2019 ООО МКК «Капуста К» согласовало макет следующего содержания: «КАПУ$ТА, Будьте богаты. Реклама. ООО МФО «Капуста К». Приходите за деньгами!».

ИП Михеева Н.М. выставила счет на оплату от 23.01.2018 за размещение рекламы и акт от 30.01.2018 . ООО МКК «Капуста К» оплатило размещение рекламной информации в газете «Семь вечеров».

На первой странице газеты «Семь вечеров» № 5 (967) с 5 по 11 февраля 2018 года размещена рекламная информация следующего содержания: «КАПУ$ТА, Будьте богаты. Реклама. ООО МФО «Капуста К». Приходите за деньгами!».

Проанализировав содержание вышеуказанной рекламы и собранные в ходе рассмотрения дела документы, УФАС по Кировской области пришло к правильному выводу о том, что спорная реклама является рекламой финансовых услуг.

Установив, что реклама финансовых услуг не содержала наименования лица – микрокрединой организации, оказывающей данные услуги, комиссией УФАС по Кировской области принято решение по делу № 20/04-2018р от 17.05.2018 о признании рекламы: «КАПУ$ТА, Будьте богаты. Реклама. ООО МФО «Капуста К». Приходите за деньгами!», размещенной на первой странице газеты «Семь вечеров» № 5 (967) с 5 по 11 февраля 2018 года, противоречащей требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу УФАС по Кировской области для возбуждения в отношении ООО МКК «Капуста К» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

23.08.2018 в отношении генерального директора ООО МКК «Капуста К» Камалова Р.И. составлен протокол об административном правонарушении № 89р-18/20-04-18р в отсутствие генерального директора общества, извещенного надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 02.08.2018 и ходатайством генерального директора ООО МКК «Капуста К».

29.01.2019 руководитель УФАС по Кировской области вынес постановление № 89р-18/20-04-18р о привлечении генерального директора ООО МКК «Капуста К» Камалова Р.И. к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.

Частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса.

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области рекламы. Объективной стороной является нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем действующего законодательства о рекламе.

Из пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе следует, что рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).

В силу пункта 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Размещенная на первой странице газеты «Семь вечеров» № 5 (967) с 5 по 11 февраля 2018 года, информация: «КАПУ$ТА, Будьте богаты. Реклама. ООО МФО «Капуста К». Приходите за деньгами!» отвечает всем признакам рекламы, указанным в пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе, поскольку распространена при помощи размещения в газете, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – денежным средствам. Соответственно, указанная информация является рекламой.

Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламодателем признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Материалами дела, в частности договором от 01.04.2016 № г-008/16 о размещении рекламы в печатных изданиях, подтверждается и не оспаривается заявителем, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО МКК «Капуста К».

Рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8, 12 статьи 5, статьями 6 - 9, частями 4 - 6 статьи 10, статьей 12, частью 3 статьи 19, частями 2 и 6 статьи 20, частями 1, 3, 5 статьи 21, статьями 24 и 25, частями 1 и 6 статьи 26, частями 1 и 5 статьи 27, статьями 28 - 30.1 настоящего Федерального закона (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).

Частью 1 статьи 5 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара. Требования к рекламе финансовых услуг установлены статьей 28 Закона о рекламе.

Согласно части 1 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151 -ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон № 151-ФЗ) микрофинансовые организации могут осуществлять свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании.

Частью 15 статьи 5 Закона № 151-ФЗ установлено, что ни одно юридическое лицо в Российской Федерации не может использовать в своем наименовании словосочетания «микрофинансовая организация», а также сочетание букв «мфо».

В соответствии с частью 16 статьи 5 Закона № 151-ФЗ наименование микрокредитной компании должно содержать словосочетание «микрокредитная компания» и указание на ее организационно-правовую форму.

Между тем, в нарушение указанных норм реклама: «КАПУ$ТА, Будьте богаты. Реклама. ООО МФО «Капуста К». Приходите за деньгами!», размещенная на первой странице газеты «Семь вечеров» № 5 (967) с 5 по 11 февраля 2018 года, содержит несоответствующее действительности наименование лица, оказывающего финансовые услуги.

Указание общего наименования юридических лиц, осуществляющих микрофинансовую деятельность, не дает верного представления об организации, осуществляющей деятельность, а также о финансовой деятельности и обязательствах такой организации. Именно неверное указание статуса лица, предоставляющего финансовую услугу, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.

Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях генерального директора ООО МКК «Капуста К» Камалова Р.И. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Направление ООО МКК «Капуста К» ИП Михеевой Н.М. электронного письма об изменении наименования общества с февраля 2017 года не исключает вину Камалова Р.И. в совершенном правонарушении, так как на нем, как на рекламодателе, лежит обязанность убедиться в соблюдении требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Кроме того, пунктом 2.1.2 договора от 01.04.2016 о размещении рекламы в печатных изданиях предусмотрена обязанность заказчика утверждать готовые рекламные материалы, что и было сделано ООО МКК «Капуста К» в электронном письме от 24.01.2019.

Доводы заявителя и его защитника о размещении рекламы в единственном выпуске газеты, а также, отсутствие обращений потребителей и организаций-конкурентов о нарушении прав указанной рекламой, само по себе, не свидетельствует об отсутствии состава правонарушения и его малозначительности.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При определении вида и размера административного наказания должностным лицом верно установлены обстоятельства совершения административного правонарушения, учтены характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, наличие отягчающего обстоятельства и отсутствие смягчающих наказание обстоятельств, и применено административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Назначенное должностному лицу административное наказание в виде штрафа согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), соответствует принципам законности и справедливости, по своему виду и размеру соответствует характеру совершенного правонарушения, определено в пределах санкции части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом изложенного, суд находит обжалуемое постановление законным и обоснованным, поэтому не усматривает оснований для его отмены или изменения.

Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области Никоновой М.Л. от 29.01.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО МКК «Капуста К» Камалова Р.И. - оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения.

Решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения лицами, указанными в части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и должностным лицом, вынесшим такое постановление.

Судья Н.М. Тимакин