Дело № 12 –39/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Луга Ленинградской области 16 мая 2019 года
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Незговорова М.Б.,
при секретаре Гараниной А.О.,
с участием защитника Общества с ограниченной ответственностью «Лес-Луга» Матвеева Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридическоголица генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Лес-Луга» (далее ООО «Лес-Луга»), на постановление заместителя директора ЛОГКУ «Ленобллес» Н. № У-423/18 от 14.03.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении ООО «Лес-Луга»,-
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя директора ЛОГКУ «Ленобллес» Н.. № У-423/18 от 14.03.2019 юридическое лицо ООО «Лес-Луга» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 55000 рублей.
Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:
ООО «Лес-Луга» по окончанию рубки лесных насаждений по лесной декларации № 4-2016 от 28.07.2016 (по заготовке древесины со сроком действия с 08.08.2016 по 07.08.2018), с изменениями внесенными от 27.07.2017, оставив на лесосеке в квартале 18, выделах 18, 21, 29, 34, делянке № 1 Толмачевского участкового лесничества Лужского лесничества порубочные остатки уложенные в валы шириной более 3 метров нарушило требования подпункта «а», «м» пункта 18 договора аренды лесного участка № 2-2008-12-224-3 от 16.12.2008, ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ, пункта 1 и 5 приложения 1 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 27 июня 2016 г. № 367 «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки», подпункта «б» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 417.
В своей жалобе законный представитель юридического лица генеральный директор ООО «Лес-Луга» И.. указывает, что документы, на основании которых был составлен Протокол об административном правонарушении (акт осмотра лесосеки, протокол осмотра территории) составлены с грубыми нарушениями законодательства об административных правонарушениях и не могут быть приняты в качестве доказательств при рассмотрении дела. На фотографиях приложенных к акту осмотра отсутствует подпись представителя Общества, равно как и отметка об отказе от подписания, из чего следует, что фотографии представителю Общества при составлении акта осмотра не предъявлялись. Аналогичное нарушение допущено при составлении Протокола осмотра, схема и фотоснимки представителем Общества не подписаны. В связи с чем просит обжалуемое постановление отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Законный представитель ООО «Лес-Луга» И. будучи надлежащим образом, уведомленным о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть жалобу в его отсутствие, ходатайства об отложении судебного разбирательства по рассмотрению жалобы не заявил. Учитывая изложенные обстоятельства, считаю необходимым рассмотреть жалобу в его отсутствии.
В судебном заседании доводы жалобы законного представителя ООО «Лес-Луга» его защитник Матвеев Н.В. поддержал в полном объеме, просит обжалуемое постановление отменить в связи с допущенными нарушениями при составлении указанных в жалобе документов.
Участвующий в судебном заседании представитель ЛОГКУ «Ленобллес» К. просил в удовлетворении жалобы отказать. Считает, что вина общества в совершении правонарушения полностью доказана.
Обсудив доводы жалобы заявителя, выслушав защитника Матвеева Н.В., заслушав свидетелей К.. и З. исследовав представленные суду материалы дела на 109 листах, суд пришел к следующему:
Согласно ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ N 200-ФЗ от 04.12.2006 порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины и правилами пожарной безопасности в лесах.
Согласно ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ N 200-ФЗ от 04.12.2006 правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года N 417, устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с пп. 16, 17 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Согласно п. 38 Правил пожарной безопасности в лесах, лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно с приказом Комитета по природным ресурсам Ленинградской области № 5 от 11.04.2018 «О начале пожароопасного сезона» начало пожароопасного сезона на землях лесного фонда в Ленинградской области установлено с 20.04.2018.
В соответствии с приказом Комитета по природным ресурсам Ленинградской области № 16 от 03.10.2018 «О закрытии пожароопасного сезона» о закрытии пожароопасного сезона на землях лесного фонда в Ленинградской области установлено с 08.10.2018.
Согласно подпункту «а» пункта 18 договора аренды лесного участка № 2-2008-12-224-З от 16.12.2018 арендатор лесного участка (ООО «Лес-Луга») обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Договором.
В соответствии с подпунктом «м» пункта 18 договора аренды лесного участка № 2-2008-12-224-З от 16.12.2018 на арендатора лесного участка возложена обязанность выполнять требования Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации.
Факт нарушения ООО ««Лес-Луга» правил пожарной безопасности в лесах и совершения административного правонарушения подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении от 26.09.2018 № 17/9-001, которым зафиксирован факт нарушения Правил пожарной безопасности в лесах;
- договором аренды лесного участка № 2-2008-12-224-З от 16.12.2008 и дополнительным соглашением к нему от 31.03.2017 о смене арендатора;
- протоколом осмотра территории от 26.09.2018, которым установлено, что лесосека полностью пройдена рубкой, на ней находятся порубочные остатки, уложенные в валы шириной более 3 метров, схемой и фототаблицей к нему.
Таким образом, ООО «Лес-Луга» своими действиями по окончанию рубки лесных насаждений оставив на лесосеке в квартале 18, выделах 18, 21, 29, 34, делянке № 1 Толмачевского участкового лесничества Лужского лесничества порубочные остатки уложенные в валы шириной более 3 метров нарушило требования подпункта «б» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 417, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Довод жалобы о том, что фотографии приложенные к акту осмотра лесосеки, а также схема и фотоснимки приложенные к протоколу осмотра территории, не могут использоваться в качестве доказательств, так как не подписаны представителем ООО «Лес-Луга», является несостоятельным.
Как следует из смысла ст. 26.1 и ст. 26.2 КоАП РФ, обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путем исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.
В ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ закреплено, что эти данные могут быть установлены не только протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, но и иными документами, к которым в силу ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи.
Следовательно, фотофиксация события правонарушения, произведенная лесничим и составленная им схема, обоснованно были приобщена к материалам дела и оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ наряду со всеми иными собранными по делу доказательствами.
Признаков недопустимости фотофиксации и схемы в качестве доказательств по делу об административном правонарушении не имеется, какого-либо специального процессуального порядка приобщения доказательств к материалам дела об административном правонарушении законом не предусмотрено.
При этом, осмотр территории делянки проводился уполномоченным на то должностным лицом – лесничим Толмачевского участкового лесничества Лужского лесничества – филиала ЛОГКУ «Ленобллес» З. с участием представителя ООО «Лес-Луга» К. и двух понятых, то есть в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 27.8 КоАП РФ.
По окончании осмотра от представителя ООО «Лес-Луга» К. дополнений и замечаний не поступило, о чем свидетельствует его подпись в протоколе.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, и оснований сомневаться в достоверности и допустимости данных сведений, у суда нет.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ, в нем указаны все необходимые сведения, которые были установлены при рассмотрении дела.
Каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о том, что сотрудники ЛОГКУ «Ленобллес» намеренно исказили фактические обстоятельства дела, каким-либо образом заинтересованы в привлечении ООО «Лес-Луга», к административной ответственности не установлено.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа, которые могли бы, безусловно, повлечь за собой отмену обжалуемого постановления, судом не установлено.
Оснований для переоценки установленных должностным лицом фактических обстоятельств дела, оснований для признания недопустимыми доказательствами представленные суду материалы дела, оснований искажать фактические обстоятельства дела лесничим Толмачевского участкового лесничества Лужского лесничества – филиала ЛОГКУ «Ленобллес» и начальником департамента государственного надзора Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, судом не установлено.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие всех зависящих от ООО «Лес-Луга» достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, юридическим лицом не представлено.
По мнению суда у общества имелась реальная возможность для соблюдения лесного законодательства.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу не истек.
Наказание ООО «Лес-Луга» назначено в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя директора ЛОГКУ «Ленобллес» № У-423/18 от 14.03.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении ООО «Лес-Луга» и представление от 14.03.2019 № У-423/18 по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения оставить без изменений, жалобу законного представителя ООО «Лес-Луга» И.. без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: М.Б. Незговоров