ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-39/20 от 04.03.2020 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Бадмаева О.В. Дело №7-57/2020

Дело № 12-39/2020

Р Е Ш Е Н И Е

04 марта 2020 года г. Элиста

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Сангаджиева Б.Т.

при секретаре Чимидовой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника директора общества с ограниченной ответственностью «ТехМашСервис» ФИО1 - Фисенко В.Ю. на решение судьи Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 26 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «ТехМашСервис» (далее – ООО «ТехМашСервис», общество) ФИО1,

установил:

постановлением от 11 ноября 2019 г. №****, вынесенным государственным инспектором Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия ФИО2 (далее - постановление должностного лица), директор ООО «ТехМашСервис» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «ТехМашСервис» ФИО1 обжаловал его в Малодербетовский районный суд Республики Калмыкия.

Решением судьи Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 26 декабря 2019 года жалоба директора ООО «ТехМашСервис» ФИО1 удовлетворена. Постановление государственного инспектора управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия №П-18.6/10-2019 от 11 ноября 2019 года о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 2000 руб. в отношении директора ООО «ТехМашСервис» ФИО1 отменено. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении директора ООО «ТехМашСервис» ФИО1 прекращено в связи с малозначительностью административного правонарушения.

В жалобе защитник ФИО1- Фисенко В.Ю. просит отменить решение судьи Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 26 декабря 2019 и прекратить производство по данному делу в отношении ООО «ТехМашСервис» за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ. Указывает, что в протоколе об административном правонарушении №**** от 30.10.2019 содержатся сведения о том, что обществом предельно допустимые нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не представлены, однако имеется информация о имеющихся у общества проекте нормативов и разрешении на выброс вредных веществ со сроком действия по 17.04.2019. Также полагает, что в постановлении должностного лица не установлено время и место совершения административного правонарушения, а также в описательно-мотивировочной части постановления указаны обстоятельства совершения правонарушения юридическим лицом, а привлекают должностное лицо, что является неустранимым противоречием по данному делу. Считает, что суд первой инстанции данным обстоятельствам должной оценки не дал и принял во внимания доводы общества о существенных нарушениях, допущенных в процессуальных документах.

В судебном заседании заявитель ФИО1 и его защитник Фисенко В.Ю. поддержали доводы жалобы.

Представители Управления Росприроднадзора ФИО2 и ФИО3 возражали против удовлетворения жалобы и просили оставить решение судьи без изменения.

Выслушав объяснения ФИО1 и его защитника Фисенко В.Ю., возражения представителей Управления Росприроднадзора, проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу, что решение судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдения экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, оказывающих негативное воздействие на качество окружающей среды.

Предметом правонарушения являются экологические требования при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Указанные требования прописаны Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Объективная сторона данного правонарушения охватывает действия (бездействие), состоящие в несоблюдении экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица, юридические лица, которые по закону, договору, приказу являются уполномоченными на ведение работ с соблюдением экологических требований.

Пунктами 1 и 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.

Порядок предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды", юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 96-ФЗ от 04.05.99 "Об охране атмосферного воздуха", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрено корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона N 96-ФЗ от 04.05.99 "Об охране атмосферного воздуха", юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Пунктом 2 Приказа Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» предусмотрено, что инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы и загрязняющие вещества, ЗВ). Решение о проведении инвентаризации выбросов, которым определяются сроки проведения инвентаризации выбросов и назначается должностное лицо, ответственное за проведение инвентаризации выбросов, утверждается хозяйствующим субъектом.

Как следует из материалов дела, в результате плановой комплексной выездной проверки общества, проведенной на основании приказов Управления Росприроднадзора по РК №*** от 23.09.2019 и №*** от 14.10.2019, было установлено, что обществом, имеющим стационарные источники, не представлены предельно допустимые нормативы выбросов, загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Действия директора ООО «ТехМашСервис» ФИО1 квалифицированы по ст. 8.1 КоАП РФ.

Факт административного правонарушения и вина директора ООО «ТехМашСервис» ФИО1 подтверждены материалами дела: распоряжением (приказом) руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия ФИО4 о проведении плановой, выездной проверки юридического лица №209 от 23.09.2019, протоколом об административном правонарушении №*** от 30.10.2019; актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя №** от 30.10.2019; выпиской из ЕГРЮЛ на ООО «ТехМашСервис» №**** от 05.12.2019; свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду №*** от 10.01.2017, Уставом ООО «ТехМашСервис» и другими материалами дела.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованием закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, судья правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления.

Должностным лицом, судьей районного суда в ходе рассмотрения дела исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, исследованные доказательства являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно приняты должностным лицом, судьей и положены в основу состоявшихся по делу постановлений.

Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Обязанность директора ООО «ТехМашСервис» ФИО1, осуществляющим хозяйственную деятельность ООО «ТехМашСервис» в представлении документов, подтверждающих инвентаризацию вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников, подтверждается тем, что ООО «ТехМашСервис» имеет на занимаемой территории источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в виде нефтяного перерабатывающего завода.

При решении вопроса о виновности должностного лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что директором общества приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований приведенных требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды.

В силу вышеприведенных требований закона директор ООО «ТехМашСервис» ФИО1 обязан был предоставить предельно допустимые нормативы выбросов, загрязняющих веществ в атмосферный воздух по истечении срока действия разрешения на выброс вредных веществ, т.е. после 17 апреля 2019 года.

Таким образом, директор ООО «ТехМашСервис» ФИО1 является субъектом административного правонарушения.

С учетом изложенного, должностное лицо, судья районного суда пришли к правомерному выводу о наличии в действиях директора общества состава вмененного административного правонарушения.

При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у должностного лица имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в его действиях.

При таких обстоятельствах, действия директора ООО «ТехМашСервис» ФИО1 по ст. 8.1 КоАП РФ квалифицированы правильно.

По существу доводы жалобы повторяют доводы, являвшиеся предметом проверки в суде первой инстанции, отклоненные по убедительны мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте, с которыми нет никаких оснований не согласиться. Несогласие с оценкой доказательств и заявленных доводов не может служить поводом к отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда.

Принимая во внимание, что действиями ФИО1 не причинено экономического ущерба интересам государства и общества, они не повлекли нарушения прав и законных интересов граждан либо юридических лиц, судья Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия пришел к верному выводу о наличии законных оснований для признания совершенного ФИО1 правонарушения малозначительным и прекращении производства по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Нарушений процессуальных норм должностным лицом и судьей районного суда не допущено, в связи с чем обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7-30.9 КоАП РФ,

р е ш и л :

решение судьи Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 26 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «ТехМашСервис» ФИО1 оставить без изменения, жалобу защитника директора Общества с ограниченной ответственностью «ТехМашСервис» ФИО1 - Фисенко В.Ю. - без удовлетворения.

Судья Б.Т. Сангаджиева