ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-39/20 от 31.07.2020 Мысковского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 12-39/2020

Р Е Ш Е Н И Е.

Город Мыски 31 июля 2020 года

Судья Мысковского городского суда Кемеровской области Пахоруков А.Ю.,

с участием представителей юридического лица, привлеченного к административной ответственности, АО «Кузбассэнерго» - ФИО1, действующего на основании нотариальной доверенности от 25.11.2019 года, и ФИО2, действующего на основании нотариальной доверенности от 25.11.2019 года,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по жалобе Кузбасского акционерного общества энергетики и электрификации (АО «Кузбассэнерго») на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора № А-173-в от 26 мая 2020 года,

УСТАНОВИЛ :

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 № А-173-в от 26 мая 2020 года АО «Кузбассэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.21 ч. 2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 80.000 рублей.

На указанное постановление от представителя АО «Кузбассэнерго» ФИО4 в установленном порядке поступила жалоба об отмене указанного постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Жалоба мотивирована тем, что общество полагает, что в данном случае истек срок давности привлечения общества к административной ответственности за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него.

Согласно ч. 2 ст. 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения.

Как указано в ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные в ч. 2 статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 5 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.11.2008 №23), срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Согласно постановлению об административном правонарушению общество осуществляло выбросы загрязняющих вредных веществ от источников Томь-Усинская ГРЭС №№ 0001, 0003, 0004, 6023, 6033 с превышением установленных нормативов предельно допустимых выбросов в 2018 года.

В силу ст. 16, ч. 2 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" за негативное воздействие на окружающую среду вносится плата. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Полагают, что вмененное нарушение не является длящимся в связи с тем, что его совершение связано с превышением загрязняющих веществ, выявленным расчетным методом по итогам 2018 года при формировании платежной базы по плате за негативное воздействие и отраженное Обществом в Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, которая была представлена в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 14.02.2019 года.

То есть, административное правонарушение является полностью оконченным непосредственно в момент установления факта превышений загрязняющих веществ расчетным методом по итогам 2018 года - 31.12.2018 года) и не может быть отнесено к категории длящегося, поскольку сам по себе факт выявленных превышений уже свидетельствует о наличии загрязнения (иного негативного воздействия) (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012 года по делу №А67-5868/2011).

Поскольку характерный для длящегося правонарушения длительный непрекращающийся характер в данном случае отсутствует, при исчислении срока давности привлечения Общества к административной ответственности следует руководствоваться ч. 2 ст. 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно, постановление об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, считают, что срок давности привлечения к административной ответственности за допущенное АО «Кузбассэнерго» превышение нормативов истек 01.01.2020 года.

Кроме того, декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 года содержит информацию о превышении установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух только в 2018 году, на момент проведения проверки Росприроднадзором со стороны АО «Кузбассэнерго» нарушения, указанные в постановлении, не допускались.

На основании изложенного, считают, что в обжалуемом постановлении управлением не верно исчислен и применен срок давности привлечения общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ.

В силу п. 6 ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Кроме того, считают, что вина общества в осуществлении выбросов вредных загрязняющих веществ с превышением нормативов, отсутствует.

Допущенное в 2018 году, превышение установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников № 0001 (дымовая труба №1), № 0003 (дымовая труба №3), 0004 (дымовая труба №4) произошло в результате следующего.План производства тепло- и электроэнергии Томь-Усинской ГРЭС АО «Кузбассэнерго» на 2018 год был разработан и согласован в рамках действующего договора возмездного оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике № ОДУ-345 от 06.03.2016 года с АО «Системный оператор Единой энергетической системы» (в редакции Дополнительного соглашения от 03.10.2019 года) (далее - Договор № №), с учетом полученных нормативов на выбросы загрязняющих вредных веществ.

Тем не менее превышение установленных нормативов предельно допустимых выбросов явилось следствием увеличения числа часов работы генерирующего оборудования Томь-Усинской ГРЭС по инициативе Системного Оператора (СО) Единой Энергосистемы (ЕЭС) Кузбасского РДУ (районное диспетчерское управление), по причине невозможности других производителей электрической энергии Сибири по разным причинам (аварийные остановы, технические ограничения поставки мощности и т.п.) выполнить свои договорные обязательства по поставке электрической энергии для потребителей Юга Кузбасса,

Так, в 2018 году на Томь-Усинской ГРЭС на котлах, подключенных к дымовой трубе № 1, было сожжено на 12 599 тн. угля больше запланированного, на котлах, подключенных к дымовой трубе №3 было сожжено на 51 283 тн. угля больше запланированного, на котлах, подключенных к дымовой трубе № 4 было сожжено на 44 625 тн. угля больше запланированного (копия технического отчета за 2018 год прилагается).

В соответствии с Договором №№ Общество не имеет права отказать Системному Оператору в дополнительной выработке электроэнергии, при этом данный факт был добросовестно отражен в Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также Обществом была произведена оплата за сверхнормативный выброс загрязняющих веществ в атмосферу с применением повышающих коэффициентов.

Допущенное в 2018 году превышение установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников №№ 6023, 6033 (сварка металла) произошло в результате следующего.

Томь-Усинская ГРЭС АО «Кузбассэнерго» в соответствии с Постановлением Администрации Мысковского городского округа от 07.02.2017г. № 256 -п «Об определении единой теплоснабжающей организации на территории Мысковского городского округа» наделена статусом единой теплоснабжающей организацией (ЕТО).

Основное и вспомогательное оборудование электростанции, введенное в эксплуатацию в 1958г. имеет более 70% износа.

С целью сохранения установленной тепловой и электрической мощности Томь-Усинской ГРЭС для бесперебойного обеспечения тепло- и электроэнергией объектов промышленности и населения Обществом был запланирован ремонт оборудования в 2018 году с заменой 346 тн. металлоконструкций паровых энергетических котлов, отработавших парковый ресурс на общую сумму 865 млн. рублей.

Такой значительный объем замены металлоконструкций паровых котлов потребовал дополнительно использовать при ремонте 1 200 килограмм электродов для электросварочных работ.

Кроме того, Томь-Усинской ГРЭС АО «Кузбассэнерго» заключен договор с консалтинговой организацией ООО «Экологическая аудиторская палата Кемеровской области» от 20.04.2020 № ТУГРЭС -159 на разработку нового тома ПДВ на 2021-2025 годы на увеличенный объем выработки тепловой и электрической энергии, а также перераспределение нагрузки по источникам выбросов.

В настоящее время проводится инвентаризация выбросов загрязняющих веществ и их источников, расчетов нормативов ПДВ.

Таким образом, указанное нарушение носило вынужденный временный характер, проводимые мероприятия, связанные с увеличением ремонтных работ, осуществлены в целях защиты интересов населения г. Мыски по бесперебойному (безаварийному) обеспечению тепловой энергией, вина общества отсутствовала.

Учитывая вышеизложенное, поскольку степень общественной опасности правонарушения не носит существенного характера, существенной угрозы для общества, государства и охраняемых общественных отношений правонарушение не представляет, имеются основания для признания правонарушения малозначительным.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Согласно пункту 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 (ред. от 21.12.2017) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного следует учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений.

Из норм КоАП РФ следует, что малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер.

Учитывая, отсутствие вины общества, с учетом характера и степени общественной опасности выявленного нарушения, не представляющего существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, полагаем, что такое нарушение является малозначительным. Обществом осуществляется внесение сверхлимитной платы за выброс вредных веществ с превышением установленных нормативов.

Более того, считают, что постановление № А-173-в от 26.05.2020 года противоречит акту проверки, протоколу об административном правонарушении.

Согласно Акту проверки №АТЗВ-588 от 18.10.2019 года, протоколу об административном правонарушении №АТЗВ-588/10 от 15.11.2019 года АО «Кузбассэнерго» осуществляло выбросы загрязняющих вредных веществ от источников Томь-Усинская ГРЭС №№ 0001, 0003, 6023, 6033 с превышением установленных нормативов предельно допустимых выбросов.

Однако, постановлением о назначении административного наказания от 26.05.2020 года №А-173-в вменяется обществу совершение правонарушения, а именно, осуществление выбросов загрязняющих вредных веществ с превышением установленных нормативов предельно допустимых выбросов, в том числе, от источника Томь-Усинской ГРЭС № 0004.

Таким образом, нарушения, изложенные в постановлении №А-173-в, не соответствуют выявленным по итогам проведенной проверки нарушениям, что недопустимо.

На юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, которые обнаружены при проведении проверки и отражены в акте проверки, оформленном в установленном порядке.

Поэтому заявитель просит отменить обжалуемое постановление о назначении административного наказания №А-173-в, вынесенное 26.05.2020 года Южно-Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении АО «Кузбассэнерго» и производство по делу прекратить.

Представители юридического лица, привлеченного к административной ответственности, АО «Кузбассэнерго» ФИО1 и ФИО2, действующие на основании нотариальных доверенностей от 25.11.2019 года, в судебном заседании поддержала доводы жалобы и дали пояснения, аналогичные изложенным в жалобе.

Представитель Росприроднадзора в судебное заседание для участия в рассмотрении жалобы не явился, хотя о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом.

От государственного инспектора Росприроднадзора ФИО3 поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела без её участия и письменные возражения относительно жалобы АО «Кузбассэнерго», в которых указано, что постановление о назначении административного наказания №А-173-в от 26.05.2020 года является законным и обоснованным, а жалоба Общества не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из протокола и других материалов административного дела, в нарушение ч. 2 ст. 12, ч. 2 ст. 14, ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 16 Федерального Закона от 04.05.1999 г, № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Общество осуществляло выбросы вредных загрязняющих веществ от источников Томь- Усинской ГРЭС №№ 0001, 0003, 6023, 6033 с превышением установленных нормативов предельно допустимых выбросов.

Факт правонарушения подтверждается Декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год и Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивные веществ) № 5/атмМыс от 16.12.2015г.

Приказом от 25.12.2015 № 1527-рд Томь-Усинской ГРЭС КАО «Кузбассэнерго» утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух стационарных источников выбросов, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, на период с 16.12.2015 по 07.12.2020гг.

Для стационарных источников Томь-Усинской КАО «Кузбассэнерго», на основании приказа Управления Росприроднадзора по Кемеровской области от 25.12.2015 № 1527-рд, выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) № 5/атмМыс, на период с 16.12.2015 по 07.12.2020гг.

В ходе проведения плановой выездной проверки Общество представило Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год. Согласно Декларации Общество осуществляло выбросы вредных загрязняющих веществ от источников Томь-Усинской ГРЭС №№ 0001, 0003, 0004, 6023, 6033 с превышением установленных нормативов предельно допустимых выбросов.

Из имеющихся в материалах дела Расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год следует, что Обществом при расчете суммы платы по объекту негативного воздействия (Раздел 1. Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами) применялся повышающий коэффициент, так как Общество на источниках выброса №№ 0001, 0003, 0004 превышало выбросы установленных нормативов по бенз(а)пирену; на источнике выброса № 6023 превышало выбросы установленных нормативов по оксиду азота, диоксиду азота, оксиду никеля, оксиду углерода, пыли неорганической 70-20% двуокиси кремния; на источниках выброса № 6033 превышало выбросы установленных нормативов по хрому шестивалентному.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено и материалами дела подтверждается, что КАО «Кузбассэнерго» допустило выбросы вредных веществ в атмосферный воздух с превышением установленных нормативов ПДВ (в том числе по источнику выброса № 004 Томь-Усинской ГРЭС), что является нарушением ч. 2 ст. 12, ч. 2 ст. 14, ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 16 Федерального Закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Ссылки Общества на судебную практику (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.10.2016 № Ф02-4582/2016 по делу № АЗЗ-25930/2016) считает несостоятельной, так как обязанность устранения выявленных нарушений в ходе плановой проверки возложена на Общество предписанием № АТЗВ-588 от 18.10.2019 об устранении выявленных нарушений обязательных; требований. В то время как целями административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим: правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ).

Довод об истечении срока давности привлечения Общества к: административной ответственности за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него считает несостоятельным ввиду следующего.

Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду регламентируется Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы».

Вместе с тем, при приеме декларации о плате за негативное воздействие на. окружающую среду должностные лица административного органа не исследуют представленную декларацию на наличие или отсутствие факта административных правонарушений.

Мероприятия по выявлению нарушений действующего законодательства, совершенных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляются должностными лицами органа государственного контроля (надзора), в рамках проведения соответствующей проверки, порядок которой регламентируются Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Исходя из требований ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей сроки давности привлечения к административной ответственности за правонарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользовании, срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении срок начинает исчисляться со дня обнаружения данного правонарушения.

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Совершенное Обществом административное правонарушение выявлено должностным лицом Управления по итогам составления Акта проверки № АТЗВ-588 от 18.10.2019.

Учитывая обстоятельства настоящего дела, выявленное административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, является длящимся и считается оконченным с момента его обнаружения, то есть с даты закрытия акта проверки (Акт № АТЗВ-588 от 18.10.2019г). С этого момента в силу положений ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ начинает исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности.

Соответственно годичный срок давности привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ, по данному делу не истек.

Довод Общества об отсутствии его вины в осуществлении выбросов вредных загрязняющих веществ с превышением нормативов считает несостоятельным ввиду следующего.

В соответствии ч. 2 ст. 12 Федерального Закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 96-ФЗ предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Как следует из ч. 2 ст. 14 Федерального Закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального Закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.

Вследствие ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

Таким образом, Общество обязано обеспечить техническую и технологическую возможность обеспечения выбросов от источников в пределах установленных нормативов. Обществом доказательств принятия возможных мер по снижению негативного воздействия на конкретных источниках представлено не, было. Превышение допустимых нормативов выбросов на источниках выбросов оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Обстоятельств, позволяющих признать совершенное правонарушение, малозначительным в силу ст. 2.9 КоАП РФ с учетом обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, в отсутствие доказательств исключительности, при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.

Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, является формальным, следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, но и в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, что также; позволяет сделать вывод об отсутствии оснований для квалификации правонарушения малозначительным.

Доводы Общества о малозначительности правонарушения входят в противоречие с предыдущими доводами жалобы об отсутствии вины АО «Кузбассэнерго» в совершении правонарушения.

На основании вышеизложенного считает постановление о назначения административного наказания №А-173-в от 26.05.2020 года законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит жалобу АО «Кузбассэнерго» оставить без удовлетворения.

Выслушав объяснения представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности - АО «Кузбассэнерго», проверив и обсудив изложенные в жалобе и возражениях на неё доводы и исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд находит жалобу АО «Кузбассэнерго» на постановление должностного лица государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 26.05.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.21 ч. 2 КоАП РФ, необоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии п. 1 ст. 19 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранения благоприятной окружающей среды и обеспечения экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду.

Пунктом 2 статьи 19 указанного закона установлено, что нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона №7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 1999 г. №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов.

В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона от 4 мая 1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального Закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться не превышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.

Вследствие ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу ст. 26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

При подготовке дела к судебному разбирательству судом было истребовано и получено подлинное дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.21 ч. 2 КоАП РФ, №02-402/2019 в отношении АО «Кузбассэнерго».

Как усматривается из материалов дела, 18 октября 2019 года в 14-10 часов в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении АО «Кузбассэнерго», осуществляющего деятельность по адресу: Кемеровская область, г. Мыски, Томь-Усинская ГРЭС ОАО «Кузбассэнерго», установлено, что общество допустило нарушение правил охраны атмосферного воздуха, в связи с чем, составлен протокол об административном правонарушении № АТЗВ-588/10 от 15.11.2019 г.

Как следует из протокола и других материалов административного дела, в нарушение ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 16 Федерального Закона от 04.05,1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Общество осуществляло выбросы вредных загрязняющих веществ от источников Томь-Усинской ГРЭС №№ 0001, 0003, 0004, 6023, 6033 с превышением установленных нормативов предельно допустимых выбросов.

Факт правонарушения подтверждается Декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год и Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) № 5/атмМыс от 16.12.2015 года.

Должностным лицом, вынесено постановление о назначении административного наказания № АТЗВ-588/10 от 29.11.2019г, по факту выбросов вредных загрязняющих веществ от источников Томь-Усинской ГРЭС №№ 0001, 0003, 0004, 6023, 6033 с превышением установленных нормативов предельно допустимых выбросов.

Решением Мысковского городского суда Кемеровской области от 12.03.2020 года по делу № 12 - 8/20 в отношении постановления № А-315-в/1 от 24.07.2017 года дело возвращено на новое рассмотрение ввиду процессуальных нарушений.

Во исполнение решения Мысковского городского суда Кемеровской области от 12.03.2020 года по делу № 12 - 8/20 должностным лицом вновь рассматривается дело по факту совершения Обществом выбросов вредных загрязняющих веществ от источников Томь-Усинской ГРЭС №№ 0001, 0003, 0004, 6023, 6033 с превышением установленных нормативов предельно допустимых выбросов.

Основной деятельностью Томь-Усинской ГРЭС КАО «Кузбассэнерго» является:

- выработка электроэнергии, электроснабжение потребителей, выдача электрической мощности в систему «Кузбассэнерго»;

- теплоснабжение предприятий;

- теплоснабжение (отопление и горячее водоснабжение) г. Мыски, в том числе жилищно-коммунального сектора.

Приказом от 25.12.2015 года №1527-рд Томь-Усинской ГРЭС КАО «Кузбассэнерго» утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух стационарных источников выбросов, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, на период с 16.12.2015 года по 07.12.2020 года.

Для стационарных источников Томь-Усинской КАО «Кузбассэнерго», на основании приказа Управления Росприроднадзора по Кемеровской области от 25.12.2015 № 1527-рд, выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) № 5/атмМыс, на период с 16.12.2015 года по 07.12.2020 года.

Приказом от 25.12.2015 № 1527-рд Томь-Усинской ГРЭС КАО «Кузбассэнерго» утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух стационарных источников выбросов, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, на период с 16.12.2015 года по 07.12.2020 года.

Для стационарных источников Томь-Усинской АО «Кузбассэнерго», на основании приказа Управления Росприроднадзора по Кемеровской области от 25.12.2015 года № 1527-рд, выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) № 11/атмНовр, на период с 16.12.2015 года по 07.12.2020 года.

В ходе проведения плановой выездной проверки общество представило декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год. Согласно декларации общество осуществляло выбросы вредных загрязняющих веществ от источников Томь-Усинской ГРЭС №№ 0001, 0003, 0004, 6023, 6033 с превышением установленных нормативов предельно допустимых выбросов.

Из имеющихся в материалах дела расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, обществом при расчете суммы платы по объекту негативного воздействия (Раздел 1. Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами) применялся повышающий коэффициент, так как Общество на источниках выброса №№ 0001, 0003, 0004 превышало выбросы установленных нормативов по бенз(а)пирену; на источнике выброса № 6023 превышало выбросы установленных нормативов по оксиду азота, диоксиду азота, оксиду никеля, оксиду углерода, пыли неорганической 70-20% двуокиси кремния; на источниках выброса № 6033 превышало выбросы установленных нормативов по хрому шестивалентному.

Суд считает, что при рассмотрении дела государственный инспектор пришел к обоснованному выводу о том, что КАО «Кузбассэнерго» допустило выбросы вредных веществ в атмосферный воздух с превышением установленных нормативов ПДВ, что является нарушением ч. 2 ст. 12, ч. 2 ст. 14, ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 16 Федерального Закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Доводы жалобы о том, что истек срок давности привлечения общества к административной ответственности за указанное нарушение, поскольку вменяемое правонарушение не является длящимся, в связи с чем, срок привлечения к административной ответственности закончился 01.01.2020 года, следовательно, производство по делу подлежит прекращению, являются несостоятельными, поскольку для квалификации правонарушения в качестве иного, отсутствует срок, установленный законом для исполнения конкретной обязанности.

Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Исходя из требований ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, устанавливающей сроки давности привлечения к административной ответственности за правонарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользовании, срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении срок начинает исчисляться со дня обнаружения данного правонарушения.

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Днем совершения вышеуказанного административного правонарушения, является день предоставления КАО «Кузбассэнерго» Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду - 14 февраля 2019 года. Учитывая обстоятельства настоящего дела, выявленное административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, является длящимся и считается оконченным с момента его обнаружения, то есть с даты составления акта проверки № АТЗВ-588 от 18.10.2019 года. С этого момента, в силу положений ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, начинает исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности.

Соответственно годичный срок давности привлечения АО «Кузбассэнерго к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, на момент вынесения государственным инспектором в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора, не истек.

Кроме того, доводы жалобы о том, что в данному случае отсутствует вина общества в осуществлении выбросов вредных загрязняющих веществ с превышением нормативов, поскольку нарушение носило вынужденный временный характер, проводимые мероприятия, связанные с увеличением ремонтных работ, осуществлены в целях защиты интересов населения г. Мыски по бесперебойному (безаварийному) обеспечению тепловой энергией, а также о том, что обществу вменено в вину осуществление выбросов загрязняющих вредных веществ с превышением установленных нормативов предельно допустимых выбросов от источников №№0001, 0003, 0004, 6023, 6033, в то время как в акте проверки отсутствует указание на источник №004, являются необоснованными, поскольку факт допущенного Обществом административного правонарушения подтверждается Декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 г., согласно которой Общество осуществляло выбросы вредных загрязняющих веществ от источников Томь-Усинской ГРЭС №№ 0001, 0003, 0004, 6023, 6033 с превышением установленных нормативов предельно допустимых выбросов. Это подтверждается, также, разделом 1 - Расчёт суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами. Кроме того, суд полагает, что именно Общество обязано обеспечить техническую и технологическую возможность обеспечения выбросов от источников в пределах установленных нормативов. Доказательств принятия Обществом возможных мер по снижению негативного воздействия на конкретных источниках представлено не было.

Кроме того, суд, не усматривает оснований для признания совершённого АО «Кузбассэнерго» административного правонарушения малозначительным, так как угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, но и в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей.

Фактические обстоятельства совершенного АО «Кузбассэнерго» административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами и имеющиеся в подлинном материале дела об административном правонарушении : уведомлением о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 13.09.2019 года, декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, расчетом суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, нормативами выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществам КАО энергетики и электрификации Томь-Усинская ГРЭС ОАО «Кузбассэнерго», актом проверки №АТЗВ-588 от 18.10.2019 года, протоколом об административном правонарушении №АТЗВ-588/10 от 15.11.2019 года и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод должностного лица о наличии в действиях АО «Кузбассэнерго» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.21 УК РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Проанализировав положения названных выше правовых норм, исследовав и оценив имеющиеся по делу доказательства, суд полагает, что должностное лицо Росприроднадзора обосновано пришло к выводу о том, что АО «Кузбассэнерго» допустило нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

АО «Кузбассэнерго» не представило доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля юридического лица. Таким образом, Общество не обеспечило выполнение требований законодательства об охране атмосферного воздуха при отсутствии обстоятельств, не зависящих от воли юридического лица.

Суд считает, что доводы, указанные в жалобе АО «Кузбассэнерго» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 № А-173-в от 26 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.21 ч. 2 КоАП РФ, не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене данного постановления, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела об административном правонарушении. Оснований для иной оценки исследованных доказательств суд не усматривает.

Выводы должностного лица - государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора - соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными должностным лицом доказательствами, подробно мотивированы в постановлении, нарушений процессуальных требований КоАП РФ по делу не допущено. Действия юридического лица АО «Кузбассэнерго» правильно квалифицированы и административное наказание назначено в соответствии с санкцией ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, с учетом всех предусмотренных законом обстоятельств, в минимальном размере.

При таких обстоятельствах суд считает постановление должностного лица государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора № А-173-в от 26 мая 2020 года, которым юридическое лицо АО «Кузбассэнерго» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 80.000 рублей законным, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения, а жалобу АО «Кузбассэнерго» на указанное постановление – необоснованной и подлежащей оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора № А-173-в от 26 мая 2020 года, которым юридическое лицо АО «Кузбассэнерго» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 80.000 рублей, оставить без изменения, а жалобу АО «Кузбассэнерго» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через суд города Мыски в течение 10 дней с момента получения или вручения его копии.

Судья А.Ю. Пахоруков