Дело №12-39/2017г.
Р Е Ш Е Н И Е
24 мая 2017 года г. Бологое
Судья Бологовского городского суда Тверской области Бондарева Ж.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Бологое жалобу ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора в Бологовском и Фировском районах и ЗАТО «Озерный» по использованию и охране земель, ведущего специалиста-эксперта Вышневолоцкого межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области ФИО2 от 28 марта 2017 года по делу об административном правонарушении № 004-2017 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области в Бологовском и Фировском районах и ЗАТО «Озерный» по использованию и охране земель ФИО2 от 28 марта 2017 года по делу об административном правонарушении 004- 2017, ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка, расположенного по адресу : <...>, кадастровый номер 68:38:0081613:29 площадью 1126 кв.м., не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории и ( или)разрешенным использованием ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.8 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 ( десять тысяч) рублей
ФИО1 постановление обжаловано по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязанность доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч.1 статьей 2.1 КоАП РФ - административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.1 статьи 2.2 КоАП РФ - административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Согласно п. 1 ст. 24.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Постановление по делу об административном правонарушении 004-2017 было вынесено в отсутствие ФИО1
В протоколе об административном правонарушении указано, что земельный участок используется частично для обслуживания магазина ( стр.2), когда в постановлении указано, что участок фактически используется собственником для обслуживания магазина « Карусель» ( стр.2), что привело к неправильному рассмотрению дела и ошибочному признанию лица виновным.
ФИО1 и её мужем ФИО3 в 2012 году по договору купли-продажи было приобретено недвижимое имущество в общую долевую собственность- жилой дом и земельный участок категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <...>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Новиковы провели в жилом помещении ремонт, используют дом для отдыха, на земельном участке проводим посадки кустов, деревьев, ягод, зелени, обрабатывают участок, собирают урожай.
В протоколе об административном правонарушении от 22.03.2017 г. зам. гл. гос.инспектора утверждает, что ФИО1, имея возможность с момента приобретения земельного участка (27.08.2012 г.) изменить вид разрешенного использования в соответствии с фактическим его видом использования либо использовать его по виду разрешенного использования, не осуществила данную обязанность, установленную земельным законодательством.
В доводах заместителя гл. государственного инспектора имеется ошибочное толкование, которое было допущено при не полном выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
В 2014 году ФИО3. зарегистрировался в качестве ИП и в 2015 году решил часть жилого помещения перевести в нежилое под магазин ( до этого момента в этом не было необходимости), в связи с чем обратился в Администрацию МО «Бологовский район» с пакетом документов. Перевод части помещения в жилом доме из жилого в нежилое площадью 41,5 м2 был одобрен Администрацией и направлено уведомление от 20.02.2015г. о переводе. ФИО1 в это время находилась с декретном отпуске, затем в отпуске по уходе за ребенком, сначала с одним ребенком, потом с другим, поэтому никаких действий не совершала.,
Но перевод части жилого помещения внутри дома не изменил использование земельного участка. Новиковы также продолжают заниматься посадками на земельном участке, использовать жилое помещение для отдыха. Земельный участок площадью 1 126 кв.м. используется в соответствии с разрешенным видом использования - для индивидуального жилищного строительства, никаких отдельно стоящих коммерческих зданий на участке не имеется. Перевод части жилого помещения в нежилое не нанес ущерб окружающей среде и не нарушил права иных лиц.
Кроме того, впротоколе неверно указан адрес места жительства ФИО1 : .... По данному адресу ФИО1 не проживает и зарегистрирована по адресу: ... что подтверждается паспортными данными. В протоколе также неверно указаны паспортные данные, правовые документы на землю, что влечет несоответствие данных, неправильное составление протокола.
Согласно ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие состава административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно ст.29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы: относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.
Согласно п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №5 от 23.03.2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч.2 ст.28.2 КоАП РФ и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Все вышеизложенное указывает на то, что постановление вынесено на основании неправильно составленного протокола об административном правонарушении, что является значимым обстоятельством при рассмотрении дела и признании виновным лица.
В соответствии с нормами Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36).
Согласно ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей,
требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно Классификатору видов разрешенного использования, утвержденного Минэкономразвития России от 01.09.2014 г. №540, под индивидуальным жилищным строительством (код - 2.1) понимается размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой до 3-х этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.
Под магазином (код - 4.4) понимается размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5 000 кв.м.
Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ объектом капитального строительства признается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
ФИО1 не нарушила нормы законодательства РФ и ст.42 ЗК РФ, т.к на имеющемся земельном участке не имеется никаких иных капитальных строений кроме жилого дома, небольшая часть помещения в котором используется под магазин, на земельном участке выращиваются плодовые,ягодные и овощные культуры. Основания для раздела участка под торговлю и ИЖС под существующим домом - отсутствуют и классификатором не предусмотрено, в связи с чем не подлежит регистрации.
Имеющихся по делу материалов недостаточно для его рассмотрения по существу, а именно:
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ вышеуказанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии со статьей 83 ЗК РФ земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, являются землями населенных пунктов.
В статье 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные, помимо прочего, как к общественно-деловым, так и к производственным зонам. Однако согласно этой же норме отнесение земельных участков к территориальным зонам определяется в соответствии с градостроительным регламентом.
Градостроительный регламент зам. гл. гос. инспектора в материалах дела не представлен и не учитывался при вынесении Постановления. Доказательств, что в результате перевода части жилого помещения в нежилое внутри жилого дома, нанесен вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, в материалах дела также не имеется.
Имеются исправления, несоответствия и неправильные указания в акте проверки государственным органом надзора гражданина и в предписании об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, все это привело к неправильному рассмотрению дела, недоказанности использования спорного земельного участка не по целевому назначению и ошибочному признанию ФИО1 виновной.
Умышленных противоправных действий ФИО1 не совершала, поэтому не является виновной в нарушении ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, её вина в совершении административного правонарушения не доказана.
В п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом выше изложенного, и руководствуясь ст. 30.1-30.3, 30.6-30.8 КоАП РФ ФИО1 просит постановление Заместителя главного государственного инспектора в Бологовском и Фировском районах и ЗАТО «Озерный» по использованию и охране земель по использованию и охране земель - ФИО2 от 28.03.2017 г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении 004-2017, предусмотренного ч.1 ст.8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 – отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.8.8 КоАП РФ, в отношении ФИО1 - прекратить.
В ходе рассмотрения жалобы она была дополнена ФИО1 следующими доводами. Частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ установлена ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи. Объективной стороной данного административного правонарушения является использование земельного участка не по целевому назначению, что подразумевает осуществление землепользования не в соответствии с правовым режимом (установленной категорией земель и разрешенным использованием), определенным компетентным органом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли (далее - ЗК РФ) в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно положениям пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Положениями пункта 2 статьи 8 ЗК РФ установлено, что категория земель указывается: в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами (статья 42 ЗК РФ).
Положениями ч. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса закреплено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (ч. 2 ст. 85 ЗК РФ).
Из материалов дела видно, что земельный участок, расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер 68:38:0081613:29 площадью 1126 кв.м согласно Свидетельству о регистрации права 69-АВ № 540373 от 27 августа 2012г. относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
В силу ст.9 Гл. 2 Решения Совета депутатов городского поселения г. Бологое Тверской области от 27 августа 2014 г. N 54 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городское поселение город Бологое Тверской области" разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; вспомогательные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования.
Основные виды разрешённого использования недвижимости - те, которые при условии соблюдения строительных норм и стандартов безопасности, правил пожарной безопасности, иных обязательных требований не могут быть запрещены.
Вспомогательные виды разрешённого использования - допустимые только в качестве дополнительных видов по отношении к основным видам разрешённого использования и условно разрешённым видам использования и осуществляемые совместно с ними. При отсутствии на земельном участке основного вида использования сопутствующий вид использования не разрешается. Однако они составляют часть основной разрешённой деятельности или функции и поэтому могут появляться только в пределах участка собственника, где реализуется основная деятельность или функция.
Согласно п.6 данной ст.9 Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно ст.33 гл.9 вышеуказанных Правил землепользования и застройки, а также Градостроительным регламентом предусмотрено в данной жилой зоне ( в зоне Ж1 -индивидуальной жилой застройки) основные виды разрешенного использования, куда входит : строительство и обслуживание индивидуальных жилых домов; ведение личного подсобного хозяйства; блокированные жилые дома с участками; открытые спортивные площадки, спортивные комплексы и другие аналогичные объекты; повысительные водопроводные насосные станции, водонапорные башни; -локальные канализационные очистные сооружения. Условно разрешенные виды использования:многоквартирные малоэтажные жилые дома( до 3 этажей включительно). Вспомогательные виды разрешенного использования, куда включены:объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, рассчитанные на малый поток посетителей общей площадью до 150 кв.м.; объекты мелкорозничной торговли во временных сооружениях и вне их, рассчитанные на малый поток посетителей: киоски,павильоны,палатки; объекты инженерной инфраструктуры; площадки: детские,хозяйственные,отдыха, спортивные; вышки сотовой связи.
Из представленных документов видно, что на рассматриваемом земельном участке расположен жилой дом, предназначенный для постоянного проживания общей площадью 174,3 кв.м (Свидетельство о государственной регистрации права 69-АГ № 109357 от 30.01.2015г.), в котором помещение 41,5 кв.м. переведено из жилого в нежилое и используется под торговлю промышленными товарами, что соответствует действующим ПЗЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территории выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Таким образом, ФИО1 не допустила нецелевого использования принадлежащего ей на праве общей долевой собственности земельного участка. На основании выше изложенного, просит суд постановление Заместителя главного государственного инспектора в Бологовском и Фировском районах и ЗАТО «Озерный» по использованию и охране земель по использованию и охране земель - ФИО2 от 28.03.2017 г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении 004-2017, предусмотренного ч.1 ст.8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 - признать незаконным и отменить, признать недействительным предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ №15 от 22 марта 2017г. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.8.8 КоАП РФ, в отношении ФИО1 – прекратить.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, с участием её представителя Новиковой Н.А.
Защитник Новикова Н.А. жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям. Также просила прекратить производство по делу в связи с малозначительностью, поскольку ФИО1 не является ИП, в течение всего периода времени, что земельный участок частично использовался для обслуживания магазина, находилась в отпуске по уходу за детьми, не является лицом, ведущим предпринимательскую деятельность с использованием спорного земельного участка.
Заместитель главного государственного инспектора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области в Бологовском и Фировском районах и ЗАТО «Озерный» по использованию и охране земель ФИО2 в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании просила постановление оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения, поскольку доводы жалобы основаны на неверном толковании закона, Участок используется частично под обслуживание магазина, что является нецелевым использованием, что образует в действиях ФИО1 состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.8 ч.1 КоАП РФ.
Выслушав защитника ФИО1 – Новикову Н.А., изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ наступает за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с п. 2 ст. 260 ГК РФ, на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ вышеуказанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Во исполнение данного законоположения Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков. При этом в силу п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатором видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В соответствии с правоустанавливающими документами, земельный участок по адресу: <...> кадастровым номером 69:38:0081613:29 площалью 1126 кв.м. относится к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны (п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ).
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в том числе установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в Бологое утвержден решением Совета депутатов городского поселения город Бологое №54 от 27.08.2014 года, с последующими изменениями, которым утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение город Бологое Тверской области.
Разрешенное использование земельного участка в силу п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) относится к числу дополнительных сведений о таком объекте недвижимости как земельный участок, включаемых в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровый учет согласно ст. 16 Закона о кадастре производится на основании заявления правообладателя и ряда необходимых документов.
На основании п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04 февраля 2010 г. N 42, сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр объектов недвижимости вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 25 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно положениям ст. 12 вышеуказанного Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". При заявлении о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права, сделки с объектом недвижимости или о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости в Единый государственный реестр прав вносится запись об этом заявлении, которая указывает на существование правопритязания в отношении данного объекта недвижимости или возражения в отношении зарегистрированного права на него.
В соответствии с п. 1 ст. 26 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра прав. Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки. При этом специальная регистрационная надпись на документе, выражающем содержание сделки и представленном в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора. Форма специальной регистрационной надписи, состав включаемых в них сведений и требования к их заполнению, а также требования к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Согласно ст. 264 ГК РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.
Из материалов дела следует, что 22 марта 2017 года на основании распоряжения N 5/4 от 09.02.2017 Росреестра по Тверской области органом государственного земельного надзора была проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства в отношении ФИО1 и в ходе обследования объекта земельных отношений на земельном участке, расположенном по адресу <...> кадастровый номер 69:38:0081613:29 площадью 1126 кв.м.. с установленным разрешенным, использованием для индивидуального жилищного строительства, оформлен на праве общей долевой собственности на имя ФИО1, доля в праве 500/1126 Заместителем главного государственного инспектора в Бологовском и Фировском районах и ЗАТО «Озерный» по использованию и охране земель ФИО2 22 марта 2017 года в 16 часов 00 минут был составлен акт проверки соблюдения земельного законодательства.
Согласно Акту проверки соблюдения земельного законодательства № 15 от 22.03.2017 года земельный участок расположен в г. Бологое Тверской области по улице Боровой. Категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование по документам - для -индивидуального жилищного строительства. Участок поставлен на кадастровый учет и имеет кадастровый номер: 69:38:0081613:29. Площадь участка, по сведениям АИС ГКН и по правоудостоверяющим документам составляет 1126 кв.м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.08.2012 г. № 540373 земельный участок принадлежит ФИО3 и ФИО1 на праве общей долевой собственности, доля в праве 500/1126. Вид разрешенного использования установлен - для индивидуального жилищного строительства объектов, что соответствует коду 2.1 согласно Классификатору видов разрешенного использования (утвержден приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540). Однако участок фактически используется собственником для обслуживания магазина товаров для детей «Карусель», код по Классификатору - 4.4, что не оспаривалось в ходе рассмотрения дела ФИО1 и её защитником.
Земельный участок с кадастровым номером 69:38:0081613:29 находится в зоне индивидуальной жилой застройки - Ж1, предназначенной для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов с ведением личного подсобного хозяйства. Объекты торгово-бытового назначения площадью до 150 кв.м. относятся к вспомогательному виду использования в данной территориальной зоне.
Использование земельного участка по вспомогательному виду использования без приведения в соответствие со ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации данных государственного кадастра недвижимости с фактическим использованием является нецелевым использованием земельного участка.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении.
Специальные нормы земельного и градостроительного законодательства предусматривают необходимость изменения вида разрешенного использования земельного участка путем обращения с заявлением в уполномоченный орган, при использовании его не по назначению, и исключений для каких-либо категорий собственников не предусмотрено. На момент обнаружения нарушения ФИО1 не произвела юридически значимого выбора и изменения вида разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка в порядке, установленном законом.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (ред. от 30.09.2015) утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Данным Классификатором предусмотрены такие виды разрешенного использования как жилая застройка и застройка для индивидуального жилищного строительства. Содержание вида разрешенного использования "жилая застройка" (2.0) включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1 - 2.7.1, в том числе осуществляемых ФИО1 Вместе с тем, из материалов дела достоверно следует и не оспаривается ФИО1 и её защитником, что участок с кадастровым номером 69:38:0081613:29 находится в зоне Ж1 (2.1 - индивидуальное жилищное строительство). Для этого вида использования Классификатором разрешено размещение индивидуального жилого дома, выращивание сельскохозяйственных, плодовых, ягодных, овощных культур, размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений. Утверждение в жалобе о том, что дополнительно разрешены виды, определенные для зоны жилой застройки (2.0), основано на ошибочном толковании закона, поэтому оснований для освобождения ФИО1 от административной ответственности не имеется.
Факт совершения административного правонарушения и вина ФИО1 в его совершении подтверждаются доказательствами, которые в совокупности никаких сомнений в своей допустимости и достоверности не вызывают: актом проверки соблюдения земельного законодательства N 15 от 22 марта 2017 с обмером площади земельного участка; фототаблицей; распоряжением от 09.02.2017 и.о. заместителя руководителя Управления Росреестра по Тверской области; свидетельствами о государственной регистрации права на земельный участок; предписанием №15 от 22 марта 2017 года; протоколом об административном правонарушении от 22.03.2017; схематическими чертежами земельного участка.
Оценивая все доказательства по делу в их совокупности, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, суд признает их допустимыми, достоверными и доказывающими вину ФИО1 в совершении административного правонарушения.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении послужило непосредственное обнаружение должностным лицом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области признаков правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Приведенные в жалобе доводы не могут являться основанием для освобождения от административной ответственности и отмены вынесенного в отношении ФИО1 постановления, поскольку факт совершения последним административного правонарушения и его виновность подтверждаются собранными доказательствами, которые в своей совокупности никаких сомнений в их допустимости и достоверности не вызывают.
В соответствии с п. 4 ст. 71 ЗК РФ, при осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.
Согласно п. 5 ст. 71 ЗК РФ, должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право: осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки; беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного земельного надзора о назначении проверки получать доступ на земельные участки, в том числе земельные участки, занятые объектами обороны и безопасности, а также другими специальными объектами, и осматривать такие земельные участки и объекты (в порядке, установленном для осмотра таких земельных участков и объектов и их посещения) для осуществления государственного земельного надзора; осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки; обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственного земельного надзора, в установлении лиц, виновных в нарушениях земельного законодательства; осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях; привлекать экспертов и экспертные организации к проведению проверок соблюдения требований земельного законодательства; направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о приведении правовых актов, принятых данными органами по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, в соответствие с положениями земельного законодательства; осуществлять иные предусмотренные федеральными законами полномочия.
В соответствии с п. 7 ст. 71 ЗК РФ, по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 ст. 7.1 ЗК РФ предусмотрена возможность проведения внеплановой проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации не только в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", но и выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
В соответствии с пп. 2 и 3 ст. 71.2 ЗК РФ, под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами. В случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.
Таким образом, нарушений прав ФИО1 административным органом не допущено, и, вопреки жалобе, все полученные в рамках производства по делу доказательства являются допустимыми. Имеющиеся описки в адресе проживания ФИО1 исправления в акте проверки устранены судом в ходе рассмотрения жалобы.
При рассмотрении дела должностным лицом на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ФИО1 в его совершении, а также о правильной квалификации вменяемого административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными и получившими надлежащую оценку в постановлении.
Оценив совокупность собранных по делу доказательств, руководствуясь положениями ст. ст. 1, 7, 8, 42 Земельного кодекса РФ, должностное лицо Управления Росреестра пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, поскольку фактическое использование вышеназванного земельного участка свидетельствует об использовании указанного земельного участка не по целевому назначению в соответствии с разрешенным использованием, что не оспаривалось и ФИО1 в ходе рассмотрения дела.
Вместе с тем, принимая во внимание обстоятельства дела, нахожу доводы защитника о малозначительности совершенного ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.8 ч.1 КоАП Российской Федерации обоснованными.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как указано Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Принимая во внимание вышеизложенное и тот факт, что совершенное ФИО1 деяние хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, отсутствия вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.
Руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление заместителя главного государственного инспектора в Бологовском и Фировском районах и ЗАТО «Озерный» по использованию и охране земель, ведущего специалиста-эксперта Вышневолоцкого межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области ФИО2 от 28 марта 2017 года по делу об административном правонарушении № 004-2017 о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ФИО1 освободить от административной ответственности с вынесением устного замечания.
Решение суда по жалобе может быть обжаловано в Тверской областной суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.
Судья Ж.Н.Бондарева