ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-39/2018 от 05.04.2018 Малоярославецкого районного суда (Калужская область)

Дело № 12-39/2018

РЕШЕНИЕ

г. Малоярославец «05» апреля 2018 года

Судья Малоярославецкого районного суда Калужской области Храмеев А.В., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Стройтехмонтаж Плюс» ФИО1 на постановление государственной инспекции труда в Калужской области № 4-714- от 31 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении:

ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ года в дер. Ковали Починковского района Смоленской области, генерального директора ООО «Стройтехмонтаж Плюс», зарегистрированного и проживающего по адресу: <...>, сведений о привлечении к административной ответственности не имеется,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственной инспекции труда в Калужской области № 4-714 от 31 июля 2017 года генеральный директор ООО «Стройтехмонтаж Плюс» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.

Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «Стройтехмонтаж Плюс» ФИО1 принес жалобу, в которой просит постановление государственной инспекции труда в Калужской области № 4-714- от 31 июля 2017 года отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мотивируя тем, что ООО «Стройтехмонтаж Плюс» не является членом Калужского областного объединения работодателей, и не уполномочивало указанное объединение на ведение переговоров и заключение «Калужского областного трехстороннего соглашения заключенного между территориальным объединением организаций профсоюзов «Калужский областной совет профсоюзов», областными объединениями работодателей и Правительством Калужской области» на 2017-2019 годы», как и не присоединялось к указанному соглашению. Из анализа штатного расписания ООО «Стройтехмонтаж плюс» на 2015, 2016, 2017 гг. и сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда от 05 июня 2015 года следует, что на таких работах как монтаж оборудования котельных установок, подсобный рабочий, сварщик пластмасс, слесарь строительный, электрогазосварщик, машинист крана, машинист экскаватора и другие должности имеют место вредные условия труда по классу вредности от 3.1 до 3,2 (химический, шум, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, вибрация общая и локальная, микроклимат и тяжесть трудового процесса) на которых действующим трудовым законодательством запрещается использовать труд несовершеннолетних. Иные штатные должности, на которых отсутствуют вредные производственные факторы, требуют специальных профессиональных познаний и относятся к должностям ИТР (инженрно-технических работников). Создание же должностей, не связанных с осуществлением производственного процесса, не соответствует Уставным целям ООО «Стройтехмонтаж плюс» и повлечет за собой нарушение действующего гражданского законодательства РФ.

Кроме того, общеобразовательные учреждения Малоярославецкого района с предложениями о заключении соглашений по созданию временных рабочих мест для занятости несовершеннолетних к Обществу не обращались.

Генеральный директор ООО «Стройтехмонтаж Плюс» - ФИО1 и государственный инспектор труда в Калужской области (правовой) Государственной инспекции труда в Калужской области ФИО2, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

Помощник прокурора Малоярославецкого района Калужской области – Лобастова Ю.А., возражала против удовлетворения жалобы, полагая, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным.

Обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судья приходит к следующему.

Из обжалуемого постановления следует, что численность работников ООО «Стройтехмонтаж Плюс» составляет 79 человек. Вместе с тем, в нарушение требований закона, а именно, статьи 22 Трудового кодекса РФ, статьи 15 Закона Калужской области «О социальном партнёрстве и в Калужской области», а также «Калужского областного трехстороннего соглашения заключенного между территориальным объединением организаций профсоюзов «Калужский областной совет профсоюзов», областными объединениями работодателей и Правительством Калужской области» на 2017-2019 годы», в ООО «Стройтехмонтаж Плюс» не созданы и не выделены места для трудоустройства несовершеннолетних в количестве не менее одного процента от численности работников организации, работодателем не представлены в ГКУ Калужской области «ЦЗН Малоярославецкого района» сведения о созданных рабочих местах (вакансиях) для трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Статья 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие по поводу выполнения обязательств по коллективному договору, соглашению.

С объективной стороны правонарушение может быть выражено как в действиях, так и бездействии, результатом которых является нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению.

Как определено в ст. 45 Трудового кодекса РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

На основании ст. 48 Трудового кодекса РФ соглашение действует в отношении:

- всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; - работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

- органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

03 марта 2017 года заключено Калужское областное трехстороннее соглашение между территориальным союзом организаций профсоюзов «Калужский областной совет профсоюзов», областными объединениями работодателей и Правительством Калужской области на 2017-2019 годы (далее по тексту – Соглашение).

В Соглашении указано, что работодатели участвуют в трудовой адаптации учащихся посредством предоставления им временных рабочих мест в рамках заключенных соглашений с общеобразовательными учреждениями (п. 6.29). В целях профилактики правонарушений участвуют в реализации мер по организации временного трудоустройства подростков и молодежи в каникулярные периоды и в свободное от учебы время с предоставлением приоритетного права подросткам и молодым людям из социально незащищенных категорий граждан (п. 6.30). Предусматривают трудоустройство на временной основе несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, предоставляя места для трудоустройства в количестве не менее одного процента от численности работников организации (за исключением государственных и муниципальных учреждений, а также организаций, численность работников которых составляет менее 35 человек) (п. 6.31).

Из смысла ст. 15 Закона Калужской области от 14.11.2000 № 62-ОЗ «О социальном партнерстве в Калужской области» следует, что Калужское областное трехстороннее соглашение разрабатывается на основе переговоров сторон областного трехстороннего соглашения и распространяется на работников, работодателей, которые уполномочили своих представителей на коллективных переговорах заключить его от их имени, на Правительство Калужской области в пределах взятых им на себя обязательств, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.

По предложению сторон Калужского областного трехстороннего соглашения координатор стороны, представляющей Правительство Калужской области, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории Калужской области, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в Комиссию мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Вместе с тем суд отмечает, что данная норма по своей сути противоречит положениям ст. 48 Трудового кодекса РФ, которая предусматривает возможность присоединения работодателей, не подписавших соглашение после его официальной публикации, только в отношении отраслевых соглашений заключенных на федеральном уровне. В отношении региональных соглашений не носящих отраслевой характер данное правило Трудовой кодекс не распространяет.

При этом, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что ООО «Стройспецмонтаж Плюс» является членом Калужского областного объединения работодателей и уполномочивало указанное объединение на ведение переговоров и заключение Соглашения, а также присоединялось к указанному Соглашению.

Судьёй установлено что, Соглашение не возлагает на работодателя обязанность предоставления сведений в Центр занятости населения о созданных рабочих местах (вакансиях) для трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Так же им не предусмотрена обязанность по созданию и выделению мест для трудоустройства несовершеннолетних, при том, что именно за не исполнение указанных действий должностное лицо привлечено к административной ответственности.

При этом необходимо отметить, что законодательством Калужской области не установлена процедура квотирования рабочих мест для несовершеннолетних.

В материалах дела отсутствуют сведения о том, что общеобразовательные учреждения обращались в ООО «Стройтехмонтаж Плюс» с предложениями о заключении соглашений по созданию временных рабочих мест для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, а также о том, что ООО «Стройтехмонтаж Плюс» уклонилось от участия в трудовой адаптации учащихся общеобразовательных учреждений. Так же не представлено информации об отказах Общества в трудоустройстве лицам относящимся к указанной выше категории.

В соответствии с положениями ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются, в частности: место, время совершения и событие административного правонарушения.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Вместе с тем, ни в постановлении заместителя прокурора Малоярославецкого района Калужской области о возбуждении дела об административном правонарушении от 18 июня 2017 года, ни в постановлении государственной инспекции труда в Калужской области № 4-714- от 31 июля 2017 года, не содержится информации о времени совершения административного правонарушения.

Учитывая изложенное, судья считает, что обстоятельства совершения генеральным директором ООО «Стройтехмонтаж Плюс» ФИО1 правонарушения, предусмотренного ст. 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не могут считаться установленными и доказанными, поскольку в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства, на основании которых был сделан однозначный вывод о его виновности, в связи с чем, судья находит постановление государственной инспекции труда в Калужской области незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, а дело об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Стройтехмонтаж Плюс» ФИО1 прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 24.5, 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственной инспекции труда в Калужской области № 4-714- от 31 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении генерального директора ООО «Стройтехмонтаж Плюс» ФИО1 ФИО5.

Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья - подпись - А.В. Храмеев

Копия верна:

Судья Малоярославецкого районного

суда Калужской области А.В. Храмеев