Дело № 12-39/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Санкт-Петербург 2 апреля 2021 года
Судья Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга Кузнецова Ю.Е., с участием старшего помощника прокурора Петродворцового района Санкт-Петербурга ФИО1, защитника Абалова И.А.,
рассмотрев в помещении суда по адресу: Санкт-Петербург, <...>, жалобу
должностного лица ФИО2, <данные изъяты>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, работающей заместителя главы администрации Петродворцового района Санкт- Петербурга,
на постановление врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по делу № № о привлечении к административной ответственности ФИО2, предусмотренной ст. 7.30 ч. 4.2 КоАП РФ,
У с т а н о в и л:
Постановлением врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15.06.2020 ФИО2 как должностное лицо привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
Постановлением установлено, что ФИО2, являясь должностным лицом – заместителем главы администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга, не выполнила требования п.2 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, выразившегося в утверждении аукционной документации на оказание услуг по подключению праздничных украшений на территории Петродворцового района Санкт-Петербурга к празднованию Нового 2020 года и Рождества Христова (извещение № №) с нарушением Закона о контрактной системе.
Проверкой прокуратуры установлено, что 22.11.2019 заказчиком на официальном сайте закупок <данные изъяты> опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № № на право заключения договора на оказание услуг по подключению праздничных украшений на территории Петродворцового района Санкт-Петербурга к празднованию Нового 2020 года и Рождества Христова с начальной максимальной ценой контракта в размере <данные изъяты> В проекте государственного контракта, как части аукционной документации отсутствует положение об уменьшении суммы подлежащей уплате Заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, что противоречит п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
По результатам проведения указанного электронного аукциона 13.12.2019 между администрацией Петродворцового района Санкт-Петербурга и СПб ГБУ «Ленсвет» заключен государственный контракт № №-01 на оказание услуг по подключению праздничных украшений на территории Петродворцового района Санкт-Петербурга к празднованию Нового 2020 года и Рождества Христова, стоимостью <данные изъяты>, в условиях которого также отсутствует положение об уменьшении суммы, подлежащей уплате с п.2 ч.13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
ФИО2 обратилась с жалобой на указанное постановление, просит постановление отменить, указав, что оно является незаконным и необоснованным по следующим основаниям: заказчик не является плательщиком налогов и иных обязательных платежей в бюджет, связанных с оплатой контракта, в связи с чем, обязанность по уменьшению суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому или физическому лицу не возникла. Кроме того просила применить ст.2.9 КоАП РФ.
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 14.10.2020 постановление врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по делу № № оставлено без изменения, жалоба ФИО2 без удовлетворения.
Решением судьи Санкт-петербургского городского суда Калининой И.Е. от 15.12.2020 решение судьи Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 14.10.2020 по жалобе ФИО2 на постановление врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15.06.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении ФИО2 отменено, жалоба ФИО2 направлена на новое рассмотрение.
ФИО2 извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее настаивала на доводах жалобы (л.д. 38-41), указывая на отсутствие полномочий по внесению изменений в конкурсную документацию. Решение о проведении проверки, вынесенное прокурором Петродворцового района Санкт-Петербурга ей не представлялось, она с ним не ознакомлена.
Защитник Абалов И.А. в судебное заседание явился, на доводах жалобы настаивал, указал на нарушение права на защиту при рассмотрении дела, обратил внимание на нарушения в порядке возбуждения дела об административном правонарушении, указывал, что администрация не является субъектом правонарушения, так как каких-либо отчислений в бюджет не совершает.
Старший помощник прокурора Петродворцового района Санкт-Петербурга ФИО1 полагала вынесенное постановление законным и обоснованным, доводы жалобы не состоятельными. Указала, что уведомление о проведении проверки было направлено надлежащим образом, в уведомлении имеется ссылка на решение о проведении проверки.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, предоставленные суду доказательства, суд находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Одним из способов осуществления закупок является аукцион в электронной форме (часть 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Как следует из изученных судом материалов Дела об административном правонарушении, возбужденном Прокуратурой Петродворцового района Санкт-Петербурга 22.05.2020 в отношении должностного лица- заместителя главы администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга ФИО2 по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ возбуждено дело об административном правонарушении.
В соответствии с ч.3 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации» Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
В указанном постановлении отражено, что документация об аукционе в электронном виде на право заключения государственного контракта на оказание услуг по подключению праздничных украшений на территории Петродворцового района Санкт-Петербурга к празднованию Нового 2020 года и Рождества Христова утверждена 14.11.2019 заместителем главы администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга ФИО2 и 22.11.2019 – размещена администрацией района на официальном сайте закупок извещения о проведении электронного аукциона № № на право заключения договора на оказание услуг по подключению праздничных украшений на территории Петродворцового района Санкт-Петербурга.
С данным постановлением, а также уведомлением лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО2 ознакомлена, ссылок данное уведомление о вынесении 24.04.2020 года Решения о проведении проверки № 50 не имеется, указанное решение в материалах предоставленных суду прокуратурой Петродворцового района Санкт-Петербурга (прошитых и пронумерованных надлежащим образом) отсутствует, доказательств ознакомления ФИО2 с указанным решением материалы дела не содержат. В изученной копии Решения о проведении проверки № 50 от 24.04.2020, предоставленной в судебное заседание 02.04.2021 года, отсутствует подпись ФИО2 об ознакомлении, отсутствуют данные о направлении указанной копии решения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ФИО2 является заместителем главы администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга с 2013 года.
В силу п.п. 3.1.1, 3.1.4, 3.2.36 должностного регламента заместителя главы администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга, утвержденного 16.09.2013 главой администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга заместитель главы администрации обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Санкт-Петербурга, законы Санкт-Петербурга, постановления и распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга, постановления и распоряжения Правительства Санкт-Петербурга, нормативные правовые акты иных исполнительных органов власти применительно к исполнению, должностных обязанностей и обеспечивать их исполнение; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; осуществлять в установленном порядке мероприятия по праздничному украшению района. Пунктом 5 Должностного регламента предусмотрено, что заместитель главы администрации несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3.1.4. Регламента работы администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга от 29.03.2019 № 1469-р, документация о закупке утверждается заместителем главы администрации района, курирующим структурное подразделение администрации района. На основании п. 1.6. Регламента должностные лица Заказчика несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, федеральными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга, регулирующими отношения в сфере осуществления закупок.
Из указанного следует, что ФИО2 является по настоящее время должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно- хозяйственные функции, которое было обязано от имени заказчика (администрации района) утверждать документацию, содержащую информацию о проведении закупки.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п.8 ст.3 Закона о контрактной системе государственным контрактом признается гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В силу ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия:
о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа;
об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
В соответствии с Доверенностью исх. № 01-16-137/18-0-0 от 26.12.2018 г., выданной главой администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга ФИО3, ФИО2 были доверены полномочия Администрации Петродворцового района г. Санкт-Петербурга как заказчика Санкт-Петербурга, а именно полномочия подписывать документы, необходимые для своевременного и эффективного исполнения бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующими целевыми статьями, закрепленными за ними, в соответствии с ответственностью, возложенной приказом Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга «О персональной ответственности пор расходованию средств, предусмотренных ведомственной структурой расходов бюджета Санкт-Петербурга на 2019 год».
Полномочия распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга в соответствии с указанной доверенностью ФИО2 не были доверены.
На основании Регламента работы Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга ФИО2 не могла включать в государственный контракт обязательного условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в виду отсутствия у нее полномочий.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела ФИО2 сообщала об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, указанный довод при рассмотрении дела должностным лицом не получил оценку, в нарушении положений ст.ст.24.1, 26.1 КоАП РФ.
В оспариваемом постановлении противоправность деяний ФИО2 сформулирована как не включение в государственный контракт обязательного условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Между тем буквальное содержание п. 2 ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" гласит, что в государственный контракт в качестве обязательного условия включается: «об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком».
Как следует из Письма Министерства финансов РФ от 21 декабря 2018 г. N 03-07-11/93342 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установил обязанность по включению в государственный контракт сведения об уменьшении суммы, только в случае, если сам заказчик в соответствии с законодательством лицом, обязанным уплатить налоги и сборы в бюджет из денежных средств, подлежащих оплате по государственному контракту.
Довод жалобы ФИО2 об отсутствии у нее как должностного лица, обязанности включать в условия контракта положение об уменьшении суммы контракта ввиду того, что заказчик работ не является лицом, на которое в данном случае возложена обязанность уплаты налогов, судом признается обоснованным.
Таким образом, обязанность включать в условия контракта пункт об уменьшении суммы контракта, наступает только при условии оплаты заказчиком налогов и иных обязательных платежей, связанных с контрактом.
Из постановления по делу об административном правонарушении, предоставленных суду материалах прокурорской проверки не усматривается, что обязанность оплаты налога по контракту, была возложена законом на заказчика.
Что же касается аукционной документации, в которую, согласно постановлению, также не было включено условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком, то положения ст. 34 Федерального закона о контрактной системе, нарушение которой вменяется в вину ФИО2, касаются только содержания контракта, а не аукционной документации.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление судья районного суда при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, принимает решение об отмене постановления и прекращении производства по делу.
Поскольку срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.30 ч. 4.2 КоАП РФ, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ истек, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Жалобу заместителя главы администрации Петродворцвого района Санкт-Петербурга ФИО2 на постановление врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по делу № № о привлечении к административной ответственности ФИО2, предусмотренной ст. 7.30 ч. 4.2 КоАП РФ- удовлетворить.
Постановление врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по делу № № о привлечении к административной ответственности ФИО2, предусмотренной ст. 7.30 ч. 4.2 КоАП РФ- отменить.
Производство по делу прекратить на основании положений ст. 24.5 ч.1 п. 6 КоАП РФ, в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.
Судья