ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-39/2021 от 08.02.2021 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 12-39/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

Судья Тюменского областного суда Ревякин А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Черепанова А.К. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 22 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Черепанова А.К.,

у с т а н о в и л:

07 ноября 2020 года старшим УУП ОП №5 УМВД России по г. Тюмени составлен протокол об административном правонарушении <.......>, согласно которому, 07 ноября 2020 года на площади <.......>, Черепанов А.К. организовал сбор граждан в количестве около 40 человек на несогласованное публичное мероприятие в форме демонстрации. Во время сбора граждан Черепанов А.К. на руке имел отличительную красную повязку организатора, а также звуковое усиливающее устройство» Мегафон», с помощью которого Черепанов А.К. давал указания участникам по построению в колонну и выходу на ул. <.......> для передвижения на <.......>.

07 ноября 2020 года указанный протокол и другие материалы дела направлены для рассмотрения по существу в Ленинский районный суд г. Тюмени.

Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 22 декабря 2020 года Черепанов А.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

С данным решением не согласен Черепанов А.К., который в жалобе просит постановление судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 22 декабря 2020 года отменить и прекратить производство по делу, указывая, что никто не предлагал ему составить протокол об административном правонарушении на месте у <.......> или проехать в отделение полиции, у полиции не было прав и необходимости его задерживать с применением физической силы, так как не нужно было выяснять личность, поскольку при себе имелся паспорт гражданина РФ и удостоверение главного редактора газеты «Трудовая Тюмень». Кроме того, указывает, что в нарушение ст.ст. 27.3, 27.4, 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сотрудники полиции совершили административное задержание без составления протокола об административном правонарушении, задержав Черепанова А.К. в отделении полиции более 6 часов. Обращает внимание, что Черепанову А.К. не была предоставлена возможность ознакомиться с протоколом, протокол об административном правонарушении не был вручен. Указывает, что протокол составлял ФИО3 – начальник отдела по исполнению административного законодательства УМВД России по Тюменской области, а не ФИО4 Понятыми записаны сотрудники полиции. Судьей районного суда не выяснены обстоятельства, подлежащие выяснению, действия судьи районного суда показывают ее заинтересованность в разрешении дела. Обращает внимание, что предложение администрации города о переносе демонстрации и митинга не является мотивированным и обоснованным, так как в городе в указанный период проводились различные массовые мероприятия, был отменен режим самоизоляции для пожилых людей, были открыты для посещений жителей Тюмени парки, скверы и т.д. Считает, что информация о проведении 07 ноября 2020 года демонстрации и митинга на <.......> была своевременно доведена до Администрации г. Тюмени. Полагает, что у администрации г. Тюмени не было оснований для непринятия информации о проведении демонстрации и собрания 07 ноября 2020 года на <.......> и предложения о переносе демонстрации и собрания на другой более поздний срок, т.к. требования ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и комментарий к ч. 1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к месту проведения собрания организаторами были соблюдены, а у полиции не было основания составлять протокол об административном правонарушении. Полагает, что в действиях участников шествия и собрания 07 ноября 2020 года не было допущено нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан.

Проверив в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения Черепанова А.К., просившего об удовлетворении жалобы, нахожу постановление судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 22 декабря 2020 года не подлежащим отмене либо изменению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов. Порядок организации и проведения публичного мероприятия определен Федеральным законом от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В силу положений ст. 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» для целей указанного Федерального закона используются следующие основные понятия: публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями (пункт 1); собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов (пункт 2); митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (пункт 3).

В силу статьи 4 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», к организации публичного мероприятия относятся: 1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; 2) проведение предварительной агитации; 3) изготовление и распространение средств наглядной агитации; 4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

Обязанности организатора публичного мероприятия установлены частью 4 ст. 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а именно, организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона (пункт 1); обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (пункт 3).

Одним из принципов проведения публичного мероприятия является законность, определённая пунктом 1 ст. 3 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», как соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 ст. 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» под уведомлением о проведении публичного мероприятия понимается документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

Частью 5 ст. 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Пунктом 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» предусмотрено, что объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется). При этом исходя из содержания пункта 3 части 4 и части 5 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях под подачей уведомления в установленном порядке следует понимать в том числе определение места, времени, условий проведения публичного мероприятия в результате согласительных процедур.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судьёй районного суда, 07 ноября 2020 на площади <.......> Черепанов А.К. организовал сбор граждан в количестве около 40 человек на несогласованное публичное мероприятие в форме демонстрации, во время сбора граждан Черепанов А.К. на руке имел отличительную красную повязку организатора, а также звуковое усиливающее устройство» Мегафон», с помощью которого Черепанов А.К. давал указания участникам по построению в колонну и выходу на ул. <.......> для передвижения на <.......>, также во время сбра участники использовали флаги красного цвета с надписью РКРП-КПСС, РОТ-ФРОНТ, РОССИЙСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ, которые им выдал Черпанов А.К., во время сбора участников на несогласованное публичное мероприятие и построения в колонну для передвижения. Врио начальника ООП УМВД России по г. Тюмени майор полиции ФИО6 через звуковое усиливающее устройство предупредил организатора Черепанова А.К. и участников мероприятия о том, что данное публичное мероприятие не согласованно с органом местного самоуправления и дальнейшее его продолжение повлечет за собой административную ответственность. Несмотря на это Черепанов А.К. через звуковое усиливающее устройство «Мегафон» дал указание участникам начать движение. При попытке колонны выйти на проезжую часть дороги улицы <.......>, Черепанов А.К. был задержан и доставлен в отдел полиции № 5 УМВД России по г. Тюмени для дальнейшего разбирательства.

Согласно информационному письму Комитета по межнациональным отношениям Администрации г. Тюмени от 23 октября 2020 года <.......>, органом местного самоуправления проведение заявленных публичных мероприятий не согласовано и предложено организатором реализовать свои права на проведение публичного мероприятия в более поздний срок, безопасный санитарно-эпидемиологический период по причине действия ограничительных мер, связанных с введением на территории Тюменской области режима повышенной готовности в виду риска распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. Таким образом, данный ответ является мотивированным, основан на предусмотренном действующим законодательством основании и направлен на необходимость защиты здоровья неопределённого круга лиц, могущих принять участие в данном публичном мероприятии, как это предусмотрено частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.02.2013 года № 4-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина ФИО7».

Своими действиями Черепанов А.К. нарушил положения статей 3 и 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», за что предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и виновность Черепанова А.К. подтверждаются следующими доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении <.......> от 07 ноября 2020 года, согласно которому 07 ноября 2020 на площади у <.......>, расположенного по адресу <.......> Черепанов А.К. организовал сбор граждан в количестве около 40 человек на несогласованное публичное мероприятие в форме демонстрации (л.д. 2-3);

- рапортом командира отделения взвода № 1 в составе роты № 4 ОБППСП УМВД России по г. Тюмени от 07 ноября 2020 года, согласно которому 07 ноября 2020 года около 10-30 часов поступила информация от дежурной части ОБППСП, что группа граждан собралась у <.......> на несанкционированное шествие по проезжей части ул. <.......> были задержаны двое граждан Черепанов А.К., ФИО8, которые предпринимали меры выйти на проезжую часть ул. <.......>, призывали граждан через громкую связь на шествие. Черепанов А.К. и ФИО8 были доставлены в дежурную часть ОП-5 для разбирательств, в отношении данных граждан была применена физическая сила согласно ч. 1 п. 1,3 ст. 20 ФЗ «О полиции», на требования прекратить противоправные действия не реагировали, пытались выйти на проезжую часть (л.д. 4);

- рапортом инспектора ОИАЗ УМВД России по г. Тюмени от 07 ноября 2020 года, согласно которому 07 ноября 2020 на площади у <.......> Черепанов А.К. организовал сбор граждан в количестве около 40 человек на несогласованное публичное мероприятие в форме демонстрации, во время сбора граждан Черепанов А.К. на руке имел отличительную красную повязку организатора, а также звуковое усиливающее устройство» Мегафон», с помощью которого Черепанов А.К. давал указания участникам по построению в колонну и выходу на ул. <.......> для передвижения на <.......> к памятнику В.И. Ленину, также во время сбора участники использовали флаги красного цвета с надписью РКРП-КПСС, РОТ-ФРОНТ, РОССИЙСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ, которые им выдал Черпанов А.К., во время сбора участников на несогласованное публичное мероприятие и построения в колонну для передвижения врионачальника ООП УМВД России по г. Тюмени майор полиции ФИО6 через звуковое усиливающее устройство предупредил организатора Черепанова А.К. и участников мероприятия о том, что данное публичное мероприятие не согласованно с органом местного самоуправления, дальнейшее его продолжение повлечет за собой административную ответственность, несмотря на это Черепанов А.К. через звуковое усиливающее устройство «Мегафон» дал указание участникам начать движение, при попытке колонны выйти на проезжую часть дороги улицы <.......> Черепанов А.К. был задержан и доставлен в отдел полиции № 5 УМВД России по г. Тюмени для дальнейшего разбирательства (л.д. 5-6);

- фотоматериалом и видеозаписью с места совершения административного правонарушения (л.д. 7-14);

- скриншотом со страницы группы В Контакте А. Черепанова (л.д. 18);

- уведомлением Тюменского областного комитета РКРП от 22 октября 2020 года о проведении в г. Тюмени 07 ноября 2020 года демонстрации и митинга трудящихся, посвященных 103-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции (л.д. 19-20);

- информационным письмом Комитета по межнациональным отношениям Администрации г. Тюмени от 23 октября 2020 года <.......> о несогласовании запланированных на 07 ноября 2020 года публичных мероприятий и предложение их переноса на более поздний безопасный период (л.д. 21-22);

- информационным письмом Комитета по межнациональным отношениям Администрации г. Тюмени от 29 октября 2020 года <.......> о согласовании проведения мероприятия по возложении Цветов 07 ноября 2020 года на <.......> площади г. Тюмени (л.д. 23);

- информационным письмом Комитета по межнациональным отношениям Администрации г. Тюмени от 23 октября 2020 года <.......> о несогласовании запланированных на 07 ноября 2020 года публичных мероприятий и предложение их переноса на более поздний безопасный период (л.д. 24-25);

- обращением Тюменского областного комитета РКРП от 05 ноября 2020 года, которым подтверждается заявленное ранее место проведения в г. Тюмени 07 ноября 2020 года демонстрации и торжественного собрания трудящихся с возложением цветов, посвященных 103-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции (л.д. 26-29);

- информационным письмом Комитета по межнациональным отношениям Администрации г. Тюмени от 06 ноября 2020 года <.......> о рассмотрении обращения, подтверждающего проведение демонстрации 07 ноября 2020 года, не согласованной органом местного самоуправления, согласно которому Администрация г. Тюмени повторно сообщает, что орган местного самоуправления не согласовал проведение заявленных акций (в форме демонстрации и собрания) и в качестве альтернативного варианта запланированному публичному мероприятию предложил организаторам 07 ноября 2020 года в период с 12:00 часов до 13:00 часов провести на <.......> площади г. Тюмени возложение цветов к памятнику В.И. Ленина с минимально возможным количеством участников с соблюдением норм безопасности и социальной дистанции, без последующего массового присутствия на площади с целью проведения публичного мероприятия. В связи с несогласованием в установленном законодательством порядке заявленных публичных мероприятий на объектах уличной дорожной сети и транспортной инфраструктуры не будет осуществляться ограничение (приостановка) движения автотранспортных средств) (л.д. 30-31);

- письмом Комитета по межнациональным отношениям Администрации г. Тюмени от 03 ноября 2020 года <.......> в адрес начальника УМВД России по г. Тюмени о недопущении проведения несанкционированных публичных мероприятий в форме демонстрации, митинга и собрания 07 ноября 2020 года (л.д. 32-34);

- официальным предостережением от 05 ноября 2020 года о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения (л.д. 35-36);

- справкой н физическое лицо (л.д. 43);

- письменными объяснениями Черепанова А.К. от 21 декабря 2020 года (л.д. 53-61).

Указанные доказательства получили надлежащую оценку в судебном постановлении. Принцип презумпции невиновности, закрепленный в ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушен.

Кроме того, в настоящем судебном заседании Черепанов А.К. подтвердил, что организовал демонстрацию, поскольку для партии день 07 ноября является значимым днем.

Вышеуказанными, полностью согласующимися между собой доказательствами, имеющимися в материалах настоящего дела об административном правонарушении, с достоверностью подтверждается факт проведения 07 ноября 2020 года в городе Тюмени публичного мероприятия, несогласованного вопреки императивным требованиям части 5 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, организатором которого являлся Черепанов А.К.

При рассмотрении дела судьей все фактические обстоятельства по делу были установлены полно и всесторонне, они подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в постановлении. На основе полного, всестороннего и объективного исследования всех обстоятельств дела, судья пришел к обоснованному выводу о наличии события правонарушения и виновности Черепанова А.К. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы, основанные на субъективной оценке Черепановым А.К. своих действий, не могут являться основанием для отмены или изменения постановления судьи районного суда. Указанные доводы не содержат правовых обоснований, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств.

Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено Черепанову А.К. в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания судья районного суда учел данные о личности виновного, характер совершенного деяния, объектом которого является общественный порядок и общественная безопасность, а также конкретные обстоятельства дела.

При таких обстоятельствах, постановление судьи районного суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1., ст. 30.6., п. 1 ч. 1 ст. 30.7., ст. 30.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Постановление судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 22 декабря 2020 года в отношении Черепанова А.К. оставить без изменения, жалобу Черепанова А.К. - без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда А.В. Ревякин