ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-39/2021 от 16.07.2021 Охотского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 12-39/2021

УИД 27RS0019-01-2021-000165-39

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление об административном правонарушении

16 июля 2021 г. р.п. Охотск

Хабаровский край

Охотский районный суд Хабаровского края

в составе единолично председательствующего судьи Пак О.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.48 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица – технического директора акционерного общества «Охотская горно-геологическая компания» (далее – АО «Охотская ГГК») ФИО1,

с жалобой ФИО1 на постановление начальника Охотского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО3. от 30.04.2021 г. №2,

УСТАНОВИЛ:

Должностное лицо – технический директор АО «Охотская ГГК» ФИО1 на основании вышеуказанного постановления признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ – строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, выразившееся в не проведении по состоянию на 20.11.2020 г. мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, а именно, в отсутствии заявки на искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов в пользование на выполнение мероприятий по выпуску молоди в 2021 г., чем нарушил требования ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», п. 7 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 N 380. Указанным постановлением ФИО1 назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

ФИО1 обратился с жалобой на постановление об административном правонарушении, согласно которой, считал данное постановление неправомерным и подлежащим отмене, в связи с отсутствием события административного правонарушения, поскольку, осуществляемая АО «Охотская ГГК» хозяйственная деятельность по отработке открытым способом месторождения «Хоторчан», расположенного на территории Охотского района Хабаровского края, согласованная с АТУ ФАР на основании Заключения от 18.01.2019 г. на период 2019-2020 гг. была приостановлена 30.12.2019 г. на 6 месяцев, и впоследствии была произведена консервация карьера сроком до 2-х лет. При вынесении оспариваемого постановления не был установлен факт и дата прекращения воздействия на биоресурсы и среду их обитания АО «Охотская ГГК». В связи с тем, что воздействие на биоресурсы и среду их обитания в настоящее время не прекращено, отсутствует событие административного правонарушения. В случае, если суд при рассмотрении дела придет к выводу о наличии в действиях (бездействии) состава административного правонарушения, просил снизить размер административного штрафа в порядке положений п. 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ до 5 000 рублей.

В судебном заседании ФИО1 участия не принимал, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом.

Должностное лицо административного органа о времени и месте судебного разбирательства извещен, возражений по жалобе не представил.

Изучив доводы, изложенные в жалобе, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно ч. 3, 4 ст. 4.8 КоАП РФ, срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.

Копия постановления о назначении административного наказания от 30.04.2021 г. №2, согласно расписке получена ФИО1 13.05.2021 г. Учитывая, что последний день срока выпадал на выходной день, а жалоба на указанное постановление, согласно почтовому штемпелю заказного письма, сдана в почтовое отделение г. Хабаровска 24.05.2021 г. то есть в первый следующий за ним рабочий день, срок подачи жалобы на указанное постановление не считается пропущенным.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Частью первой статьи 8.48 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.

По смыслу диспозиции ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ, объективная сторона данного правонарушения должна выражаться в действиях виновного лица, то есть в осуществлении деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.

В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

В соответствии с пп. «з» п. 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 N 380, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе, проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.

В соответствии с п. 7 указанного Положения установлено, что мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные подпунктом "з" пункта 2 настоящего Положения (включая содержание и эксплуатацию указанных в этом подпункте производственных мощностей), осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов.

Согласно материалам дела, заключением Амурского ТУ Росрыболовства от 18.01.2019 г. №04-21/246 АО «Охотская ГГК» согласована деятельность по проекту «Отработка запасов золоторудного месторождения «Хоторчан» открытым способом. Первая очередь» в 90 км (по прямой) к западу-юго-западу от районного центра – поселка Охотск Охотского района Хабаровского края, и в 87 км от Хаканджинского ГОКа.

Этим же заключением, в связи с оказанием производством различных работ по данному проекту негативного воздействия на экологическое состояние водных объектов в 2019-2020 гг., принято решение осуществить предусмотренные проектом мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, посредством искусственного воспроизводства молоди амурского осетра в количестве 107 экземпляров средней штучной навеской 10 г и (или) молоди кеты в количестве 289 экземпляров средней штучной навеской 0,5 г с последующим выпуском в водные объекты бассейна реки Амур Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания в порядке, предусмотренном п. 7 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 N 380.

При этом, ФИО1, являясь техническим директором АО «Охотская ГГК», является должностным лицом, на которое в соответствии с Положением о службе технического директора, утвержденным Приказом от 19.08.2020 г. №ОГГК 1-13/1-260, возложены функции по охране окружающей среды (п. 2.3).

Далее, АО «Охотская ГГК» на основании лицензии на пользование недрами ХАБ 03116 БР, выданной Департаментом по недропользованию по ДФО 07.02.2020 г., осуществляло деятельность по вышеуказанному проекту на золоторудном месторождении «Хоторчан» в Охотском районе Хабаровского края до 22.07.2020 г., то есть до момента консервации данного объекта в соответствии с проектом, согласованным АО «Охотская ГГК» с Департаментом по недропользованию по ДФО Федерального агентства по недропользованию Министерства природных ресурсов и экологии РФ 17.06.2020 г.

Вместе с тем, положения ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и пп. «з» п. 2 и п. 7 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 N 380, не содержат указаний на то, в каком порядке и в какие сроки должны быть проведены мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, поскольку организация таких мероприятий, в соответствии с п. 5.4 Постановления Правительства РФ от 11.06.2008 N 444 "О Федеральном агентстве по рыболовству" и п. 9 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 N 384, возложена на Федеральное агентство по рыболовству.

Заключение Амурского ТУ Росрыболовства от 18.01.2019 г. №04-21/246 о согласовании деятельности АО «Охотская ГГК» по проекту «Отработка запасов золоторудного месторождения «Хоторчан» открытым способом. Первая очередь» предусматривает осуществление мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, - до прекращения такого воздействия. Более конкретный порядок и сроки реализации таких мер заключение не содержит.

В пункте 7 Заявки АО «Охотская ГГК» о согласовании Амурским ТУ Росрыболовства строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания от 25.12.2019 г., на которую ссылается в оспариваемом постановлении должностное лицо административного органа, указан срок выполнения мер по сохранению биологических ресурсов и среды их обитания – 2019-2020 гг. Проектная документация, приложенная к Заявке иных сроков выполнения вышеназванных мер не содержит.

Следовательно, срок исполнения обязанности по осуществлению мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, при осуществлении АО «Охотская ГГК» деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, истекал 31.12.2020 г.

Вместе с тем, должностным лицом административного органа в оспариваемом постановлении неверно установлены обстоятельства вмененного в вину ФИО1 правонарушения, а именно, сделан вывод о совершении им указанного административного правонарушения в форме бездействия.

В постановлении должностного лица административного органа также указано, что правонарушение выявлено 02.11.2020 г., но не указано каким образом было выявлено данное нарушение, и в материалах дела не содержится соответствующих документов. При этом, в описании события административного правонарушения указано, что мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания ФИО1 не выполнил по состоянию на 20.11.2020 г.

Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что 20.11.2020 г., отсутствовало событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

При таких обстоятельствах постановление начальника Охотского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО3. от 30.04.2021 г. №2 подлежит отмене, производство по делу прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10, ч. 2 ст. 30.1, ст. 30.6, ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд,

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО1 – удовлетворить.

Постановление начальника Охотского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО3 от 30.04.2021 г. №2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.48 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица – технического директора акционерного общества «Охотская горно-геологическая компания» ФИО1, отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

На решение может быть подана жалоба или принесен протест в Хабаровский краевой суд непосредственно, либо через Охотский районный суд Хабаровского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Пак О.В.