ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-39/2021 от 17.05.2021 Псковского районного суда (Псковская область)

Дело № 12-39/2021

Р Е Ш Е Н И Е

17 мая 2021 года город Псков

(резолютивная часть вынесена 13 мая 2021 года)

Судья Псковского районного суда Псковской области Ковалева Е.В.,

при секретаре Никаноровой И.А.,

рассмотрев единолично в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора Псковской области по использованию и охране земель – начальника отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Псковской области ФИО2 от 14.01.2021 о назначении административного наказания по делу № 111 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

14.01.2021 заместителем главного государственного инспектора Псковской области по использованию и охране земель – начальника отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Псковской области ФИО2 вынесено постановление о признании ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

ФИО1 не согласился с указанным постановлением и обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении.

В обоснование доводов жалобы и в дополнениях к ней указано, что заявитель является собственником земельного участка с КН площадью 26126 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: <адрес>. Земельный участок передан в краткосрочную аренду ООО «Алла»; основной вид деятельности данной организации – 03.12 Рыболовство пресноводное. Земельный участок используется арендатором в качестве пункта приема, хранения и переработки рыбы путем заморозки. В этих целях на земельном участке ООО «Алла» разместило холодильник – рефрижератор для заморозки и хранения рыбы и бытовку для сотрудников организации. Рыба и прочая продукция рыболовства и рыбоводства является сельскохозяйственной продукцией. Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» установлено, что земли сельскохозяйственного использования эксплуатируются в качестве хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, что предполагает размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции. При этом размещенные на земельном участке рефрижератор для заморозки и хранения рыбы и бытовка для сотрудников ООО «Алла» являются движимым имуществом, имеют сборно-разборную конструкцию, не связанную с землей; их размещение не нарушает действующее законодательство и не противоречит целям использования земельного участка. В связи с этим ФИО1 полагает, что в его действиях отсутствует событие административного правонарушения. В случае наличия в составе земель сельскохозяйственных угодий в графе «Виды разрешенного использования земельного участка» в Выписке из ЕГРН об основных свойствах и зарегистрированных правах на объект недвижимости должно быть указано «Сенокошение». Спорный земельный участок покрыт на 49 % многолетней древесно-кустарниковой растительностью, что подтверждается справкой ГБУ ПО «БТИ и ГКО». В правоустанавливающих документах не установлено наличие на земельном участке сельскохозяйственных угодий или иных ограничений в его использовании, земельный участок фактически закустарен и не пригоден для использования его под пашню или сенокос. Действуя добросовестно и разумно, ФИО1 использовал земельный участок в целях ведения сельского хозяйства для вылова, хранения, заморозки сельскохозяйственного сырья – рыбы, не нанося вред земельному участку. В силу п. 5.1.1. Постановления Администрации Псковской области от 22.01.2013 № 18 «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Псковской области» на земельном участке с КН могут быть размещены рыбопромысловые предприятия, а также при наличии сельскохозяйственных угодий мини-производства по первичной переработке, хранению, консервированию и т.д. сельскохозяйственного сырья (рыбы), рассчитанные на местные потребности данного муниципального образования, прочие предприятия малого бизнеса, связанные с сельских хозяйством.

В судебном заседании защитники ФИО1 Густова Д.Ю., Николаев А.А. поддержали доводы и требования жалобы в полном объеме, просили её удовлетворить.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, ФИО8 с доводами жалобы не согласилась, представила суду письменные пояснения, из которых следует, что к сельскохозяйственной продукции первичной обработки отнесена рыба, произведенная из сельскохозяйственного сырья собственного производства. ФИО1 на спорном земельном участке рыбоводство не осуществляет, а фактически использует земельный участок для размещения на нем рыбоприемного пункта с целью извлечения коммерческой прибыли. Поскольку ФИО1 собственного производства не имеет, соответственно деятельностью по хранению, первичной и глубокой переработке сельскохозяйственной продукции заниматься не может. В силу п. 9 ст. 2 Федерального закона от 02.07.2013 № 148-ФЗ не является лицом, обладающим правом на осуществление рыбоводного хозяйства. Спорный земельный участок был выделен в счет доли (пая) в 2020 году и унаследовал характеристики УПКС исходного земельного участка – 1.14 (УПКС). Кадастровая стоимость выделившегося земельного участка сформирована следующим образом: 1.14 (УПКС) х 26126 (площадь участка в кв.м.) – 29 783, 64 (кадастровая стоимость земельного участка с КН 60:18:0050701:416, сведения о которой содержатся в ЕГРН). Довод защитника о том, что согласно правилам землепользования и застройки (далее – ПЗЗ) «Ершовская волость» спорный земельный участок находится в рекреационной зоне Р 2 не имеет доказательственного значения. Кроме того, ПЗЗ не применяется к землям, относящимся к сельскохозяйственным угодьям, каким является спорный земельный участок. В соответствии с проектом перераспределения земель и оценки земель колхоза «Ершовский» принадлежащий ФИО1 земельный участок сформирован в контуре, содержащем его оценку в баллогектарах и являющимся закустаренным сенокосом, что однозначно свидетельствует о его отнесении к сельскохозяйственным угодьям.

Изучив письменные материалы дела об административном правонарушении, заслушав участвующих в деле лиц, прихожу к следующим выводам.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).

В соответствии с п.п. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Статьей 42 ЗК РФ предусмотрена, в том числе, обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Пунктом 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений о земельном участке так же вносится вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, в том числе категории сельскохозяйственного назначения, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков, что закреплено подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Согласно ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Статья 79 ЗК РФ определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (пункт 1).

На момент вынесения обжалуемого постановления виды разрешенного использования земельных участков определялись в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540. С 05.04.2021 действует новый Приказ об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков от 10.11.2020 № П/0412.

Согласно классификатору содержание вида разрешенного использования земельного участка «сельскохозяйственное использование» включает в себя растениеводство, выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, обеспечение сельскохозяйственного производства, сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи.

Объективной стороной административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, является использование земельного участка не по целевому назначению, что подразумевает осуществление землепользования не в соответствии с правовым режимом (установленной категорией земель и разрешенным использованием), определенным компетентным органом.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В ходе судебного разбирательства установлено и материалами дела подтверждается, что в собственности у ФИО1 имеется земельный участок с КН , площадью 26 126 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: <адрес>.

Данный земельный участок состоит из двух контуров и образовался путем выдела из земельного участка с КН , который ранее был образован в счет земельной доли из земель СХПК «Ершовский».

Из обжалуемого постановления следует, что 28.10.2020 в Управление Росреестра по Псковской области поступило обращение ФИО3 о фактах нарушения требований земельного законодательства при использовании земельного участка с КН . 08.12.2020 в ходе проведения внеплановой выездной проверки проведен осмотр земельного участка, 10.12.2020 составлен акт (л.д. 39) с фототаблицей (л.д. 43-46).

В ходе проверки установлено, что на земельном участке с КН осуществляется прием, хранение, сортировка, фасовка и транспортировка рыбы с целью дальнейшей реализации (коммерческой деятельности), то есть организован рыбоприемный пункт. Осуществление указанной деятельности не подпадает под определение «рыбоводство». На территории участка расположены: холодильник, вагончики-бытовки, грузовой прицеп без колес с обустроенным навесом, под которым складируются инструмент для ловли рыбы; снасти для ловли рыбы. Также имеется деревянное строение (домик), размерами ориентировочно 4м на 5 м. В остальной части участок зарастает кустарниковой растительностью.

По данному факту 10.12.2020 государственным инспектором Псковской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Псковской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении ФИО1 (т. 1 л.д. 35-38).

В этот же день вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 10.12.2020 № 143 в срок до 16 апреля 2021 года.

Как следует из ст. 15 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", права на земельную долю возникают в результате приватизации сельскохозяйственных угодий.

Из Рекомендации Минсельхоза РФ от 14.01.1992 "По реорганизации колхозов и совхозов" также следует, что земельные доли предоставлялись из сельскохозяйственных угодий (п. 1.3 части 2).

При формировании в счет земельной доли земельного участка, из которого в дальнейшем был выделен участок с КН , производилась оценка в баллогектарах, массив является закустаренным сенокосом.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что земельный участок ФИО1 относится к сельскохозяйственным угодьям.

Использование земель сельскохозяйственного назначения, особенно сельскохозяйственных угодий в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием является прямой обязанностью собственника или иного правообладателя земельного участка.

Градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами. Записей об изменении и (или) переводе земельного участка с КН из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию в сведениях ЕГРН не имеется.

На землях сельскохозяйственного назначения возможно строительство зданий, сооружений и строений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. При этом для размещения зданий и сооружений для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции возможно использовать лишь земельный участок сельскохозяйственного назначения, не являющийся сельскохозяйственными угодьями.

Согласно ст. 4 ФЗ от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 15.10.2020) "О развитии сельского хозяйства" в целях настоящего Федерального закона под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.

При этом, в силу ст. 3 названного Закона, сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции), ее первичную и последующую (промышленную) переработку, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с ФЗ от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с ФЗ от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

Деятельность ФИО1 на земельном участке рыбоводством не является, а переработка и хранение им производится в отношении не выращенной им рыбы (собственного производства), а выловленной в расположенном поблизости озере.

Осуществление деятельности по приему выловленной рыбы, хранению, сортировке, фасовке и транспортировке, взвешиванию и вывозу в места реализации, а также размещение строения, используемого в качестве домика сторожа, на земельном участке из категории земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования не соответствует категории земель и виду разрешенного использования данного земельного значения.

Обстоятельства данного административного правонарушения установлены должностным лицом на основании полного и всестороннего исследования всех материалов дела; совокупность доказательств является достаточной для объективного вывода о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

При разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо правильно применило положения земельного законодательства и законодательства об административных правонарушениях и пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, соблюден, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления, не допущено.

Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Наказание за совершение административного правонарушения назначено в минимальном размере, оснований для его изменения не имеется.

Оснований к прекращению производства по делу предусмотренных статьями 2.9 и 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

В связи с изложенным не нахожу оснований для удовлетворения жалобы и для отмены или изменения постановления заместителя главного государственного инспектора Псковской области по использованию и охране земель – начальника отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Псковской области ФИО2 от 14.01.2021 о назначении ФИО1 административного наказания по делу № 111 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя главного государственного инспектора Псковской области по использованию и охране земель – начальника отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Псковской области ФИО2 от 14.01.2021 в отношении ФИО1 о назначении административного наказания по делу № 111 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу ФИО1– без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский районный суд в течение 10 дней с момента вручения или получения копии решения.

Решение обжаловано не вступило в законную силу Судья Е.В. Ковалева