ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-39/2021 от 18.06.2021 Усть-джегутинского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

дело № 12-39/2021

Р Е Ш Е Н И Е

18 июня 2021 года город Усть-Джегута

Судья Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики Джазаева Ф.А.,

с участием:

директора ООО «Промэкология» - ФИО1,

рассмотрев жалобу директора ООО «Промэкология» ФИО1 на постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Карачаево-Черкесской Республике Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора (номер обезличен) от 04 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении юридического лица - ООО «Промэкология»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Карачаево-Черкесской Республике Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора (номер обезличен) от 04 марта 2021 года юридическое лицо – ООО «Промэкология», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

С вышеуказанным постановлением директор ООО «Промэкология» ФИО1 не согласен, в поданной жалобе просит отменить постановление и прекратить производство по делу, в виду отсутствия в действиях ООО «Промэкология» состава правонарушения, поскольку массовые выбросы загрязняющих веществ присутствующих в выбросах от стационарного источника ООО «Промэкология» не превышают значений веществ, указанных в подпункте Б пункта 8 Постановления Правительства РФ от 13 марта 2019 г. N 262 "Об утверждении Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ".

Директор ООО «Промэкология» ФИО1 в ходе судебного заседания поддержал жалобу, предоставив краткое описание производственной деятельности ООО «Промэкология» и иные доказательства, просил ее удовлетворить.

Жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося в судебное заседание должностного лица – ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Карачаево-Черкесской Республике Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2, надлежащим образом извещенного о рассмотрении жалобы, что подтверждается почтовым уведомлением, вместе с тем представившего возражения на жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать по основаниям, изложенным в возражениях.

Проверив дело, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

С объективной стороны правонарушение, предусмотренное статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключается в несоблюдении уполномоченными лицами экологических требований, в том числе при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Постановлением (номер обезличен) от 04 марта 2021 года, вынесенным ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Карачаево-Черкесской Республике Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 на основании Акта проверки в отношении юридического лица ООО «Промэкология» от 18.02.2021г., Протокола об административном правонарушении (номер обезличен) от 26.02.2021 года, в части эксплуатации установки по сжиганию отходов, имеющей стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, неоснащенной автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, предусмотренных ч.9 ст.67 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридическое лицо – ООО «Промэкология» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, выразившегося в «Несоблюдении экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов».

В ходе проверки деятельности ООО «Промэкология» установлено, что ООО «Промэкология» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию отходов I-IV класса опасности, и обезвреживания отходов 11l-IV класса опасности согласно лицензии от 25.03.2016 (номер обезличен).

Обезвреживание отходов ООО «Промэкология» производится на территории завода по производству минерального порошка ИП ФИО3, расположенного по адресу: (адрес обезличен ). Обезвреживание опасных отходов является самостоятельным процессом.

Судом установлено, что на основании договора аренды (номер обезличен) от 09.01.2019, заключенного между ООО «Промэкология» и ИП ФИО3, ООО «Промэкология» передано в срочное возмездное пользование установка для обезвреживания различных отходов I-IV классов опасности.

ООО «Промэкология» для обезвреживания отходов использует на основании договора аренды (номер обезличен) от 09.01.2019 года установку (номер обезличен) по производству минерального порошка (порошок минеральный не активированный для асфальтобетонных смесей МП-1-К ГОСТ Р 52129-2003) и утилизации (сжиганию) отходов, принадлежащую ИП ФИО3. На установку имеется паспорт завода-изготовителя (Кременчугское объединение «Дормашина»), дата изготовления установки - 1975 год.

Производительность вышеуказанной установки составляет от 0,875 куб. м./ час, до 16,2 куб. м./ час. Разовая загрузка твердой фракции составляет 1 куб. м. при работе цеха по производству минерального порошка.

ООО «Промэкология» в 2017 году проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников утвержденная 24.01.2018 И.о Руководителя Управления Росприроднадзора по КЧР ФИО4

Согласно проведенной инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников ООО «Промэкология» имеет 2 стационарных источника выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в результате эксплуатации которых в атмосферу выбрасываются следующие вредные (загрязняющие) вещества:

Сушильная печь №1: Азота диоксид (Азот (IV) оксид) - 0,429 т/г., азот (II) оксид (Азота оксид) - 0,07 т/г., углерод черный (сажа) - 0,7 т/г., сера диоксид (Ангидрит сернистый) - 6,86 т/г., углерод оксид - 2,323 т/г., мазутная зола теплоэлектростанций (в пересчете на ванадий) - 0,156"т/г.

Емкость для хранения нефтепродуктов (номер обезличен): углеводороды предельные С12-С19-0,00002 т/г;

Фактически емкость для хранения нефтепродуктов на основании дополнительного соглашения (номер обезличен) от 22.12.2019 к договору (номер обезличен) от 09.01.2019 возвращена ИП ФИО3 и впоследствии ликвидирована.

Из обжалуемого постановления следует, что согласно технологическому регламенту по обезвреживанию отходов (утвержден директором ООО «Промэкология» ФИО1 01.02.2007г.) и паспорта на установку МП ДС 1150Э по производству минерального порошка (порошок минеральный не активированный для асфальтобетонных смесей МП-1-К ГОСТ Р 52129-2003) и утилизации (сжиганию) отходов так же имеются неучтенные в инвентаризации стационарные источники вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно: склад щебня (место выгрузки отходов), транспортер (предназначенный для подачи отходов в барабан обжига). Вышеуказанные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обнаружены при проведении осмотра территории промплощадки ООО «Промэкология», расположенной по адресу: (адрес обезличен ), которая в соответствии с критериями относится к 1-й категории негативного воздействия на окружающую среду и подлежит федеральному государственному экологическому надзору (Свидетельство о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 09.12.2016г.).

Вместе с тем, судом установлено, и из письменных объяснений ФИО3 следует, что основным видом деятельности ИП ФИО3 является производство минерального порошка - это добавка к асфальтобетонной смеси для герметизации асфальтового покрытия дорог. Сырьем для производства минерального порошка служит известняковый щебень. ИП ФИО3 приобретает щебень в ЗАО «Известняк» Джегонасский карьер, технологическое накопление сырья происходит на складе щебня. Щебень со склада подаётся по транспортерной галерее в сушильную печь, а затем поступает на шаровые мельницы. Газовоздушная смесь от помола и сжигания топлива подается в пылегазоочистную установку, имеющие ступени очистки. Установка пылегазоочистки, учтена в нормативной и разрешительной документации, имеющейся у ИП ФИО3 в полном объеме.

Из материалов дела следует, что разрешение на выбросы загрязняющих веществ выдается по рассмотрению предложений в проекте предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ.

В суде установлено, что инвентаризация выбросов была проведена ООО «Промэкология». После чего, Управлением Росприроднадзора по КЧР утверждены нормативы предельно допустимых выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществам ООО «Промэкология» - 24 января 2018 года и выдано разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух от 24.01.2018 № В-5/241/18, действующее до 23.01.2025.

В суде также установлено, что ИП ФИО3 проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в которой отражено наличие на предприятии ГОУ. Разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов, согласованный в установленном порядке. Где в разделе III отражены показатели работы газоочистных и пылеулавливающих установок. Паспорт ГОУ разработан и утвержден собственником ИП ФИО3

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) программа производственного экологического контроля для объектов I категории, указанных в пункте 9 указанной статьи Закона N 7-ФЗ, дополнительно содержит программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии системы автоматического контроля, созданной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 9 статьи 67 Закона N 7-ФЗ на объектах I категории стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на основании программы создания системы автоматического контроля.

Виды технических устройств, оборудования или их совокупности (установок) на объектах I категории, стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ которых подлежат оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.03.2019 N 428-р (далее - Распоряжение N 428-р).

Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2019 N 262 (далее - Правила N 262), установлен механизм выбора на вышеуказанных технических устройствах, оборудовании или их совокупности (установках) источников выбросов и (или) сбросов, подлежащих оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов и (или) сбросов.

Учитывая изложенное, оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов на объектах I категории подлежат выбранные в соответствии с Правилами N 262 источники выбросов от технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), указанных в Распоряжении N 428-р.

Таким образом, в случае, если величина массового выброса вещества на источнике выбранного оборудования не превышает значений, указанных в пункте 8 Правил N 262, автоматический контроль выбросов такого вещества на данном источнике не требуется.

Согласно Распоряжения Правительства РФ от 13 марта 2019 г. № 428-р О видах технических устройств, оборудования или их совокупности (установок) на объектах I категории, стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ которых подлежат оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, ООО «Промэкология» имеет одно техническое устройство подлежащее оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ подходящее под п. 20 и 21 раздела I Распоряжения (п. 20. Установки по сжиганию отходов I, II и III классов опасности, а также пестицидов и агрохимикатов, пришедших в негодность и (или) запрещенных к употреблению, с проектной мощностью 200 кг в час и более; п.21. Установки по сжиганию отходов IV и V классов опасности с проектной мощностью 3 тонны в час и более).

Как следует из пояснительной записки директора юридического лица ООО «Промэкология» ФИО1, ООО «Промэкология» в рамках исполнения Постановления Правительства РФ от 13 марта 2019 г. N 262 "Об утверждении Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ" были проведены работы по определению стационарных источников и показателей выбросов, подлежащих автоматическому контролю для разработки и утверждения программы создания системы автоматического контроля.

По результатам проведенных работ было выявлено соответствие стационарного источника выбросов технического устройства: «Установка по обезвреживанию отходов III-IV класса опасности» подпункту Б пункта 8 Постановления Правительства РФ от 13 марта 2019 г. N 262 "Об утверждении Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ", а именно, массовые выбросы загрязняющих веществ присутствующих в выбросах от стационарного источника ООО «Промэкология» не превышают значений веществ, указанных в подпункте Б пункта 8 Постановления Правительства РФ от 13 марта 2019 г. N 262 "Об утверждении Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ".

Из материалов дела также следует, что ООО «Промэкология» ведется производственный контроль по графику, утвержденному Программой Производственного экологического контроля (ПЭК).

По данным Протоколов испытаний (измерений) проб промышленных выбросов превышения разрешенных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу отсутствуют.

Доказательств обратного, суду не представлено.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Карачаево-Черкесской Республике Северо-Кавказского межрегионального управления ФИО5 (номер обезличен) от 04 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении юридического лица – ООО «Промэкология» подлежит отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Промэкология» подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1.- 30.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу юридического лица - ООО «Промэкология» на постановление ведущего специалиста отдела государственного экологического надзора по Карачаево-Черкесской Республике Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора (номер обезличен) от 04 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении юридического лица – ООО «Промэкология», удовлетворить.

Постановление ведущего специалиста отдела государственного экологического надзора по Карачаево-Черкесской Республике Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора (номер обезличен) от 04 марта 2021 года о признании юридического лица – ООО «Промэкология» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000,00 рублей, отменить.

Производство делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ООО «Промэкология» - прекратить в виду отсутствия состава правонарушения.

Решение может быть обжаловано в соответствии с частями 1 и 2 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в вышестоящий суд.

Судья Усть-Джегутинского районного суда

Карачаево-Черкесской Республики подпись Ф.А. Джазаева