ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-39/2021 от 30.09.2021 Красногвардейского районного суда (Ставропольский край)

дело № 12-39/2021

УИД 26RS0018-01-2021-000821-89

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

30 сентября 2021 года с. Красногвардейское

Судья Красногвардейского районного суда Ставропольского края Непомнящий В.Г.,

с участием:

представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении общества с ограниченной ответственностью «Гвардия» - ФИО1, ФИО2, действующих на основании доверенностей,

представителей Северо-Кавказского межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) – ФИО3, ФИО4, действующих на основании доверенностей,

при секретаре: Селютиной Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в Красногвардейском районном суде Ставропольского края жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении общества с ограниченной ответственностью «Гвардия» на постановление Северо-Кавказского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ/П/Ф-158/3 и представление об устранении причини условий, способствовавших совершению административного правонарушения /П/Ф-158/4 от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Гвардия», в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ/П/Ф-158/3 по делу об административном правонарушении, ООО «Гвардия» признанно виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей, также ООО «Гвардия» вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ/П/Ф-158/4.

ООО «Гвардия», было признано виновным в том, что обществом нарушены требования в области недропользования, а именно осуществляется пользование недрами с нарушением условий предусмотренных лицензией СТВ ВЭ от ДД.ММ.ГГГГ:

- не обеспечено обустройство водозаборов подземных вод по лицензии СТВ ВЭ наблюдательными скважинами для проведения систематических наблюдений за качеством и уровнем подземных вод на участке недр, предоставленном в пользование, на объектах, являющихся потенциальными источниками загрязнения подземных вод, что является нарушением подпункта «в» пункта 5, раздела II пункта 8 раздела III Постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 года № 94 «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов»;

- не обеспечено выполнение требований Дополнений и изменений к проекту водозабора Штурмского участка подземных вод, согласованного протоколом ТКР Ставропольнедра по МПВ и ПС в части организации учета добычи подземных вод по водозаборным скважинам косвенным методом. В нарушение требований обвязка водозаборных сооружений выполнена с установкой водомеров. Фактический учет добываемых подземных вод не соответствует требованиям Дополнений и изменений к проекту водозабора технического проекта, что является нарушением п. 12 Раздела III Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил разработки месторождений подземных вод», п. 2, п. 10 ч. 2 «Пользователь недр обязан обеспечить» ст. 22 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах», п. 3.3 условий пользования недрами Приложения 1 к лицензии СТВ 01128 ВЭ от ДД.ММ.ГГГГ;

- не обеспечено в соответствии с проектом водозабора Штурмского участка технических подземных вод и Дополнением к проекту водозабора, а также Программой ведения мониторинга подземных вод на Штурмском участке технических подземных вод, проведение сокращенного химического анализа подземных вод по эксплуатационным скважинам на наличие следующих химических компонентов: Na+K, Mg, НСОз, СОз, кроме того не обеспечено проведение отбора пробы воды на сокращенный химический анализ и определение органолептических показателей из следующих скважин -РЭ, -РЭ, -РЭ, -РЭ, из скважин -РЭ в 3 квартале 2020 года, из скважин -Бис-РЭ, -РЭ, 93-Бис-РЭ в 3, 4 кварталах 2020 года;

- не обеспечено в установленном порядке предоставление Распорядителю недр и в территориальный фонд геологической информации на ответственное хранение геологической информации по участку недр, а именно: паспортов водозаборных скважин, что является нарушением пункта 7.1.2, 7.1.3 условий пользования недрами к лицензии СТВ ВЭ от ДД.ММ.ГГГГ.

На указанное постановление по делу об административном правонарушении представителем ООО «Гвардия» подана жалоба, в которой указано, что в оспариваемом Постановлении и в материалах проверки отсутствуют сведения, подтверждающие наличие состава вменяемого правонарушения в действиях лица.

1. Росприроднадзор посчитал, что Обществом не обеспечено обустройство водозаборов подземных вод по лицензии СТВ 01128 ВЭ наблюдательными скважинами для проведения систематических наблюдений за качеством и уровнем подземных вод на участке недр, предоставленном в пользование.

В соответствии с п.п. в) п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, к мероприятиям по предотвращению загрязнения подземных вод, относится оборудование на объектах, являющихся потенциальными источниками загрязнения подземных вод, наблюдательных скважин. Фонд скважин ООО «Гвардия» составляет 15 скважин, по всем скважинам ведется наблюдение за состоянием (уровнем, температурой, качеством) подземных вод, другими словами, количество скважин с функцией наблюдательных – 15. При этом, в 2016 году скважина -РЭ, переведена из разведочно-эксплуатационной в наблюдательную, что подтверждается журналом учета водопотребления, где указанно, что отбор воды из данной скважины не ведется и она используется только для наблюдения за состоянием подземных вод. Ввиду вышеизложенного, требования п.п. в) п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, выполняются в полном объеме.

В ходе проверки инспектор осуществлял фотосъемку скважин и в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении данные фотоматериалы могли являться доказательствами того, что скважины фактически не используются и переведены в наблюдательные, однако фототаблица как доказательство отсутствия правонарушения ни в материалы проверки, ни в материалы административного производства не была приложена, в то время как Акт проверки содержит ссылку на проведенную фотофиксацию мест расположения скважин (абз. 2, 4 стр. 29 Акта проверки).

1.1. Росприроднадзор указывает, что Обществом не обеспечено выполнение требований Дополнений и изменений к проекту водозабора Штурмского участка подземных вод в части организации учета добычи подземных вод по водозаборным скважинам косвенным методом. В нарушение требований обвязка водозаборных сооружений выполнена с установкой водомеров. Фактический учет добываемых подземных вод не соответствует требованиям Дополнений и изменений к проекту водозабора технического проекта.

Вопреки выводу Росприроднадзора, согласно пп. 3.1.2 Проекта водозабора Штурмского участка технических подземных вод учет водоотбора ведется в соответствии с требованиями по учету подземных вод, в виду чего, ООО «Гвардия» до 2021 года руководствовалось Приказом МПРиЭ Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (форма 1.1, 1.2, 3.1), с 2021 года Общество руководствуется Приказом МПРиЭ РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

На стр. 25 Акта указанно, что согласно рисунку 3.3.2. Проекта водозабора отсутствует счетчик, однако, рисунок 3.3.2 «Схема установки насоса» описывает типовое водоподъемное оборудование, используемое в скважинах, а не схему обвязки скважины.

В п. 3.4 «Контрольно-измерительная аппаратура для измерения расходов и уровней» Проекта водозабора указанно, что «…измерения расходов воды и величины общего водоотбора должны производиться согласно программе производственного контроля установленными на каждой водозаборной скважине водомерными счетчиками заводского изготовления, поверенными в соответствии с требованиями их нормативно-технической документации…».

Общество при добыче и учете водоотбора подземных вод, руководствуется именно установленными требованиями.

Так, согласно Дополнениям и Изменениям к Проекту водозабора (стр. 16) учет водоотбора проводится недропользователем в соответствии с требованиями по учету подземных вод. Наблюдения за режимом эксплуатации водозабора ведутся по всем 15 эксплуатируемым скважинам и заключаются в проведении учета количества и контроле качества отбираемой воды.

Замеры дебита скважины (водоотбора) проводятся косвенным способом по производительности насосов и времени их работы и по времени заполнения накопительной емкости.

Из указанного следует, что Общество ведет разработку Штурмского месторождения подземных вод в строгом соответствии с проектом водозабора и требованием п 3.3 Приложения №1 к лицензии СТВ 01128 ВЭ, что свидетельствует об отсутствии в действиях Общества признаков состава вмененного административного правонарушения.

1.2. Контрольно-надзорный орган сделал вывод, что Обществом не обеспечено проведение сокращенного химического анализа подземных вод по эксплуатационным скважинам на наличие следующих химических компонентов: Na+K, Mg, НСОз, СОз, кроме того, не обеспечено проведение отбора пробы воды на сокращенный химический анализ и определение органолептических показателей.

Для осуществления контроля качества подземных вод ООО «Гвардия» руководствуется Программой мониторинга на Штурмском участке подземных вод. В соответствии с п. 7.4 Программы мониторинга в первые годы наблюдений за гидрогеохимическим режимом подземных вод (до установления в качественном составе подземных вод характерных элементов) в пробах воды рекомендуется определять стандартный перечень компонентов, согласованный с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в последующие годы перечень определяемых компонентов может быть сокращен. Количество и периодичность отбора проб воды для лабораторных исследований регламентируется лицензионными соглашениями либо определяется органами Госсанэпиднадзора.

После многолетней эксплуатации подземных вод Штурмского участка подземных вод и постоянных (в пределах точности измерения) показателей качества подземных вод, ООО «Гвардия» сократило перечень контролируемых показателей и количество проб в соответствии с разработанной и согласованной Управлением Роспотребнадзора Программы производственного контроля качества воды ООО «Гвардия», которая по договору с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», выполняется в полном объеме.

1.3. Росприроднадзор посчитал, что Обществом не обеспечено в установленном порядке предоставление Распорядителю недр и в территориальный фонд геологической информации на ответственное хранение геологической информации по участку недр, а именно: паспортов водозаборных скважин, что является нарушением пункта 7.1.2, 7.1.3 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01128 ВЭ от ДД.ММ.ГГГГ.

Паспорта фонда скважин ООО «Гвардия» были переданы в установленные сроки и в установленном порядке в Ставропольский филиал ФБУ «ТФГИ по ЮФО», что подтверждается учетными карточками буровых скважин и Письмом ТФГИ от ДД.ММ.ГГГГ исх. с Приложением Перечня работ по геологическому изучению недр по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Формулировка п. 7.1.2 и п. 7.1.3. лицензии СТВ 01128 ВЭ не имеет ссылок на обязательное предоставление в ТФГИ паспортов скважин за период проверки (2018-2020 г.г.), т.к. бурение новых скважин не производилось, соответственно все скважины, пробуренные ранее, до указанного периода, не могли относится к предмету проверки.

В период проведения предыдущей плановой проверки, проведенной Росприроднадзором в декабре 2018 года, данное правонарушение не вменялось Обществу. В период последней проверки (согласно Приказа Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), Росприроднадзор также обладал сведениями о том, что Обществом не было пробурено новых скважин, паспорта которых, подлежат сдаче в ФБУ «ТФГИ по ЮФО», также Общество не проводило ликвидацию или консервацию ранее используемых скважин, что свидетельствует об отсутствии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения.

2. Росприроднадзором, при составлении Протокола, а также при вынесении Постановления, допущены существенные процессуальные нарушения.

Инспектором Росприроднадзора в процессуальных документах указано, что временем совершения правонарушения является время его обнаружения: ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 30 минут. (стр. 3 Протокола, стр. 2 Постановления). То есть, вменяемое Обществу правонарушение, по мнению инспектора, совершено ДД.ММ.ГГГГ, в то время как днем составления Протокола об административном правонарушении фактически является дата ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя три месяца после выявления правонарушения, что является нарушением статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения;

Согласно ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Соблюдение процессуального порядка производства по делам об административных правонарушениях является одной из гарантий обеспечения прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.

Пунктом 3 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что в постановлении должны быть указаны, в том числе, сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело об административном правонарушении.

Между тем, инспектор Росприроднадзора в резолютивной части постановления указал, что правонарушение совершено не ООО «Гвардия», а ООО «Завод минеральных вод «Гвардия», что имеет существенный характер, поскольку согласно ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установление данных лица, привлекаемого к административной ответственности, является обязательным требованием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и входит в определение состава административного правонарушения.

При принятии решения по делу об административном правонарушении должностным лицом Росприроднадзора не были всесторонне и полно выяснены все обстоятельства дела, что не позволило должностному лицу разрешить дело об административном правонарушении в соответствии с законом и свидетельствует о привлечении к административной ответственности не ООО «Гвардия», а иного юридического лица.

На момент направления данной жалобы в судебный орган, данная описка не устранена в соответствии со ст. 12.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой такая возможность определена, что в дальнейшем, в случае признания вынесенного Росприроднадзором постановления законным, у ООО «Гвардия» будет отсутствовать реальная возможность осуществить оплату штрафной санкции от имени ООО «Завод минеральных вод «Гвардия», что в свою очередь может послужить основанием для контрольно-надзорного органа возбудить дело об административном правонарушении за неоплату штрафа и применить в дальнейшем в отношении Общества штрафную санкцию в двойном размере, что однозначно нельзя признать законным и обоснованным.

Акты обследования скважин и фототаблицы (Приложение 41 к приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ), являющиеся обязательным приложением к такого рода документам, ни к Акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, ни к материалам административного производства, не были приложены и представителю Общества, копии данных документов не вручались и не передавались.

Росприроднадзор, внесенным Представлением установил, что причинами и условиями, способствующими совершению административного правонарушения, является формальный подход к исполнению обязанностей сотрудниками Общества, по проведению природоохранных мероприятий, отсутствие должной работы по контролю за оформлением документов, несоблюдение работниками Общества необходимых требований природоохранного законодательства Российской Федерации.

Инспектор обязывает рассмотреть представление и назначить лиц ответственных за принятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; усилить контроль за соблюдением сроков подготовки и представления информации в области охраны окружающей среды и природопользования, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

ООО «Гвардия» считает, что осуществляет выполнение лицензионных условий в полном объеме, что подтверждается материалами, переданными инспектору как в ходе проведенной проверки, так и в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с чем у Общества отсутствует обязанность по исполнению внесенного Росприроднадзором Представления.

Полагают что, плановая выездная проверка в отношении ООО «Гвардия» проведена с существенными нарушениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, результирующие административные материалы основаны на материалах проверки и доказательствах не являющихся относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными для подтверждения совершения Обществом вмененного административного правонарушения, соответственно при возбуждении дела об административном правонарушении и его рассмотрении контрольно-надзорным органом допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, что влечет отмену обжалуемого постановления и представления.

Просят суд:

Постановление о назначении административного наказания /Ф-158/3 от ДД.ММ.ГГГГ, и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения /Ф-158/4 от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконными и отменить.

Представители лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «Гвардия», в судебном заседании, доводы, изложенные в жалобе, поддержали, просили суд её требования удовлетворить, представив дополнения к жалобе.

Представитель Северо-Кавказского межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования просил суд постановление от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, также представив письменные возражния.

Исследовав при рассмотрении данной жалобы материалы административного дела, выслушав представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, суд, будучи в соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не связанным с доводами жалобы, а потому проверив дело в полном объеме, приходит к следующим выводам.

Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность юридических лиц за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» регулируются отношения, в частности, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр.

Согласно части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» установлено, что пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Согласно части 1 статьи 23.2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» определено, что разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами. Разработка технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также правилами разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Указанные в части 1 статьи 23.2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, за исключением проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Проектная документация на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, изменения, вносимые в указанную проектную документацию, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, состав и содержание проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых определяются правилами подготовки проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.

Согласно п. 2 раздела 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ), подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.

Согласно п. 3 раздела 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации, на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах.

В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод» (в ред. Приказа Минприроды Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ), на основании пункта 14 Положения утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, утверждены требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод.

Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора установлено, что ООО «Гвардия» не обеспечено выполнение требований Дополнений и изменений к проекту водозабора Штурмского участка подземных вод, согласованного протоколом ТКР Ставропольнедра по МПВ и ПС в части организации учета добычи подземных вод по водозаборным скважинам косвенным методом. В нарушение требований обвязка водозаборных сооружений выполнена с установкой водомеров. Фактический учет добываемых подземных вод не соответствует требованиям Дополнений и изменений к проекту водозабора технического проекта.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ООО «Гвардия», с целью геологического изучения, разведки и добычи подземных вод для хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на Штурмском лицензионном участке, Управлением по недропользованию по <адрес>, выдана лицензия на право пользование недрами СТВ ВЭ.

Согласно части 5 статьи 12 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах», условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия.

Лицензия на право пользование недрами СТВ ВЭ выдана ООО «Гвардия» сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 3.3. раздела 3 Лицензии на право пользование недрами СТВ ВЭ установлено, что владелец лицензии разработку Штурмского лицензионного участка подземных вод обязан проводить в строгом соответствии с проектом водозабора, прошедшим в установленном порядке экспертизы, согласование и утверждение, и в объемах, не превышающих утвержденные запасы подземных вод.

ООО «Гвардия» руководствуясь указанными выше нормативными документами, 22 августа 2016 года утвержден и согласован распорядителем недр – Департаментом по недропользованию по Северо-Кавказскому Федеральному округу «Проект водозабора Штурмского участка технических подземных вод, эксплуатируемого ООО «Гвардия» в Красногвардейском районе Ставропольского края», согласованный Протоколом ТКР Ставропольнедра по МПВ и ПС от ДД.ММ.ГГГГ/МПВ и ПС, а также Дополнения и изменения к проекту водозабора, согласованные Протоколом ТКР Ставропольнедра по МПВ и ПС от ДД.ММ.ГГГГ/МПВ и ПС, являющиеся основными проектными документами, в соответствии с которыми ООО «Гвардия» осуществляет добычу подземных вод.

Согласно пункту 3.4. раздела 3 Лицензии на право пользование недрами СТВ ВЭ, владелец лицензии в течение одного года с даты утверждения запасов подземных вод разрабатывает и согласовывает у Распорядителя недр программу мониторинга подземных вод на Штурмском лицензионном участке.

Судом установлено, что 22 августа 2016 года ООО «Гвардия» разработана Программа мониторинга подземных вод, которая согласована и утверждена Департаментом по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Протокол от ДД.ММ.ГГГГ заседания НТС Ставропольнедра) и впоследствии в нее внесены Дополнения и изменения, согласованные и утвержденные ДД.ММ.ГГГГ Департаментом по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Протокол от ДД.ММ.ГГГГ заседания НТС Ставропольнедра).

Согласно подпункта в) пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил охраны подземных водных объектов», к профилактическим мероприятиям по предотвращению загрязнения подземных вод, относится оборудование на объектах, являющихся потенциальными источниками загрязнения подземных вод, наблюдательных скважин.

Абзацем 1 страницы 56 Проекта водозабора Штурмского участка технических подземных вод, определено, что наблюдения за режимом эксплуатации водозаборов ведутся недропользователем по всем эксплуатационным скважинам и заключаются в проведении учета количества и контроле качества отбираемой воды. При этом, по скважинам проводятся и наблюдения за условно статическими уровнями подземных вод.

Абзацем 2 страницы 16 Дополнений и изменений к Проекту водозабора, Штурмского участка технических подземных вод, определено, что наблюдения за режимом эксплуатации водозабора ведутся недропользователем по всем эксплуатационным скважинам в соответствии с разработанными и утвержденными Изменениями и дополнениями к программе мониторинга подземных вод и заключаются в наблюдениях за эксплуатируемым водоносным горизонтом в водозаборных скважинах, техническим состоянием этих скважин и состоянием зон санитарной охраны.

Представленными материалами подтверждено, что фонд скважин ООО «Гвардия» составляет 15 артезианских скважин: №-РЭ, 11-РЭ, 75-РЭ, 87-РЭ, 63бис-РЭ, 64-РЭ, 92-РЭ, 92бис(2)-РЭ, 93-РЭ, 93бис-РЭ, 96-РЭ, 104-РЭ, 105-РЭ, 106-РЭ, 63-РЭ.

Все скважины являются эксплуатационными с функцией наблюдательных, по которым ООО «Гвардия» ведутся наблюдения за уровнем, температурой подземных вод, что осуществляется ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» на основании заключенного с ООО «Гвардия» договора от ДД.ММ.ГГГГ на проведение лабораторных санитарно-биологических, санитарно-гигиенических исследований (испытаний) с проведением отбора проб и анализа подземных вод.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Гвардия» утверждена и согласована территориальным отделом Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> Программа производственного контроля качества воды системы водоснабжения <адрес> края <адрес> ООО «Гвардия» из подземных источников (№-РЭ, 11-РЭ, 75-РЭ, 87-РЭ, 63бис-РЭ, 64-РЭ, 92-РЭ, 92бис(2)-РЭ, 93-РЭ, 93бис-РЭ, 96-РЭ, 104-РЭ, 105-РЭ, 106-РЭ), ННР, разводящие сети, которой регламентируется Перечень контролируемых показателей качества воды, их гигиенические нормативы.

Проведение мероприятий по мониторингу подземных вод на Штурмском лицензионном участке оформляется Журналами ведения мониторинга 2019-2021 г.г. ООО «Гвардия».

Скважина 63-РЭ с 2016 выведена из эксплуатации, что подтверждается Журналом учета водопотребления средствами измерений за 2019-2020 г. (форма 1.1) и используется для наблюдения за режимом и качественными характеристиками подземных вод.

Основываясь на представленных материалах, судом установлено, что 15 артезианских скважин: №-РЭ, 11-РЭ, 75-РЭ, 87-РЭ, 63бис-РЭ, 64-РЭ, 92-РЭ, 92бис(2)-РЭ, 93-РЭ, 93бис-РЭ, 96-РЭ, 104-РЭ, 105-РЭ, 106-РЭ, являются эксплуатационными с функцией наблюдательных, что не подразумевает отдельного бурения наблюдательных скважин для целей предотвращения загрязнения подземных вод, тем более, что проведенным судом анализом выданной ООО «Гвардия» лицензией на право пользование недрами СТВ ВЭ, установлено, что в условия пользования недрами, не включена для недропользователя обязанность провести работы по установке наблюдательных скважин.

Проектом водозабора Штурмского участка технических подземных вод, эксплуатируемого ООО «Гвардия» в Красногвардейском районе Ставропольского края, Дополнениями и изменениями к проекту водозабора, Программой мониторинга подземных вод, и Дополнениями и изменениями к ней, также не предусматривается установка наблюдательных скважин.

Таким образом, оснований для признания ООО «Гвардия» виновным в нарушении ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, которой предусмотрена административная ответственность юридических лиц за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, по указанным основаниям, не имеется.

Также, Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора установлено, что ООО «Гвардия» не обеспечено выполнение требований Дополнений и изменений к проекту водозабора Штурмского участка подземных вод в части организации учета добычи подземных вод по водозаборным скважинам косвенным методом. В нарушение требований обвязка водозаборных сооружений выполнена с установкой водомеров. Фактический учет добываемых подземных вод не соответствует требованиям Дополнений и изменений к проекту водозабора технического проекта.

В судебном заседании установлено, что требования к учету объема забора водных ресурсов из водных объектов до ДД.ММ.ГГГГ регламентировались требованиями пункта 7 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества», которым установлено, что учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод (формы 1.1 - 1.4 приложения к Порядку) должен производиться средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений.

Согласно пункта 3 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных вод, их качества», учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе, дренажных, вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений и осуществляется по формам 1.1 - 1.4 приложения к Порядку.

Согласно пункта 4 данного Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных, в том числе дренажных, вод средствами измерения расходов (уровней) воды, которые устанавливаются на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

В соответствии с пункта 5 указанного Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод должен производиться аттестованными средствами измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосбросных сооружений, составом сточных, в том числе дренажных, вод.

Пунктом 6 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации определено, что Журнал учета водопотребления, журнал учета водоотведения ведутся на бумажном носителе или в электронном виде без изменения форм 1.2 и 1.4.

Подпунктом 3.3. п. 3 (стр. 58, абзац 3) Проекта водозабора Штурмского участка технических подземных вод, а также абзацем 6 стр. 16 Дополнений и изменений к Проекту водозабора, Штурмского участка технических подземных вод, определено, что учет водоотбора проводится недропользователем в соответствии с требованиями по учету подземных вод. Наблюдения за режимом эксплуатации водозабора ведутся по всем эксплуатируемым скважинам и заключаются в проведении учета количества и контроле качества отбираемой воды.

Абзацем 1 пункта 3.4 (стр. 58) Проекта водозабора Штурмского участка технических подземных вод определено, что измерения расходов воды и величины общего водоотбора должны производиться согласно программы производственного контроля установленными на каждой водозаборной скважине водомерными счетчиками заводского изготовления, поверенными в соответствии с требованиями их нормативно-технической документации (НТД).

ООО «Гвардия» в соответствии с пунктом 3.4 Проекта водозабора Штурмского участка технических подземных вод (стр. 59, абзац 4) осуществляет замеры дебита скважины (водоотбора) косвенным способом по производительности насосов и времени их работы и по времени заполнения накопительной емкости, что подтверждается соответствующими Журналами учета водопотребления средствами измерений.

На рисунке 3.3.2 пункта 3.3. (стр. 57) Проекта водозабора Штурмского участка технических подземных вод, представлена схема установки насоса, в соответствии с которой осуществляется подача воды из скважин.

На рисунке 6.2. (стр. 47) Программы мониторинга подземных вод представлена подробная схема оборудования оголовка эксплуатационной скважины для ведения мониторинга, где установлен расходомер (счетчик), на основании показаний которого осуществляется замер расходов воды за фиксированный промежуток времени.

Подпунктом 7.1. пункта 7 (стр. 49 абзац 4) Программы мониторинга подземных вод определено, что использование расходомеров является рекомендуемым способом замеров и при выходе расходомера из строя или по каким-либо другим причинам, для определения производительности водозаборной скважины может быть применен объемный метод, являющийся наиболее точным. При этом дебит определяется по времени заполнения предварительно тарированной мерной емкости.

Следовательно, косвенный способ является не единственным способом замера расходов воды за фиксированный промежуток времени, который может быть использован юридическим лицом, что прямо установлено Проектом водозабора Штурмского участка технических подземных вод, соответственно ООО «Гвардия» осуществляет учет добываемых подземных вод в соответствии с требованиями Проекта водозабора Штурмского участка технических подземных вод, Дополнениями и изменениями к нему, а также руководствуясь требованием пункта 3.3 Приложения №1 к лицензии СТВ 01128 ВЭ, используя при ведения учета соответствующие Журналы учета водопотребления по установленным формам, что свидетельствует об отсутствии в действиях ООО «Гвардия», в указанной части, признаков состава административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора вменено, что ООО «Гвардия» не обеспечено проведение сокращенного химического анализа подземных вод по эксплуатационным скважинам на наличие следующих химических компонентов: Na+K, Mg, НСОз, СОз, кроме того, не обеспечено проведение отбора пробы воды на сокращенный химический анализ и определение органолептических показателей.

ООО «Гвардия» 22 августа 2016 года утвержден и согласован распорядителем недр – Департаментом по недропользованию по Северо-Кавказскому Федеральному округу «Проект водозабора Штурмского участка технических подземных вод, эксплуатируемого ООО «Гвардия» в Красногвардейском районе Ставропольского края», согласованный Протоколом ТКР Ставропольнедра по МПВ и ПС от ДД.ММ.ГГГГ/МПВ и ПС, а также Дополнения и изменения к проекту водозабора, согласованные Протоколом ТКР Ставропольнедра по МПВ и ПС от ДД.ММ.ГГГГ/МПВ и ПС, являющиеся основными проектными документами, в соответствии с которыми ООО «Гвардия» осуществляет добычу подземных вод.

Разделом 8 Проекта водозабора Штурмского участка технических подземных вод определено, что основным видом экологического контроля в процессе добычи подземных вод из скважин ООО «Гвардия» с учетом целевого назначения, является мониторинг подземных вод, который является неотъемлемой составной частью промышленной эксплуатации подземных вод, при этом, мониторинг на Штурмском участке ведется в соответствии с разработанной и согласованной с распорядителем недр программой мониторинга (стр. 81 абзац 4).

22 августа 2016 года ООО «Гвардия» разработана Программа мониторинга подземных вод, которая согласована и утверждена Департаментом по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Протокол от ДД.ММ.ГГГГ заседания НТС Ставропольнедра) и впоследствии в нее внесены Дополнения и изменения, согласованные и утвержденные ДД.ММ.ГГГГ Департаментом по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Протокол от ДД.ММ.ГГГГ заседания НТС Ставропольнедра).

Пунктом 7.4 раздела 7 Программы мониторинга подземных вод (стр. 52 абзац 2) предусмотрено, что в первые годы наблюдений за гидрохимическим режимом подземных вод (до установления в качественном составе подземных вод характерных элементов) в пробах воды рекомендуется определять стандартный перечень компонентов, согласованный с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора (обязательно) и соответствующим территориальным центром государственного мониторинга геологической среды (табл.7.4.1). В последующие годы перечень определяемых компонентов может быть сокращен, что подтверждается разработанной и согласованной Роспотребнадзором Программой производственного контроля.

Согласно Дополнениям и изменениям к Программе мониторинга (стр. 9 абзац 2), наблюдения за качеством подземных вод проводятся в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Учитывая целевое назначение эксплуатации водозаборов – технологическое обеспечение водой объектов промышленности, с целью наблюдения за качеством подземных вод, из эксплуатационных скважин предлагается отбирать пробы воды ежеквартально из одной скважины каждого участка на сокращенный анализ и 1 раз в год из одной скважины каждого участка на полный химический анализ, то есть 5х3=15 проб в год – сокращенный химический анализ, 5х1=5 проб в год – полный химический анализ, на радиологический анализ также достаточно брать пробы из одной скважины каждого участка 1 раз в год 5х1=5 проб. Всего 25 проб ежегодно.

Из представленных ООО «Гвардия» доказательств следует, что 02 апреля 2019 года ООО «Гвардия» утверждена и согласована территориальным отделом Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в Изобильненском районе Программа производственного контроля качества воды системы водоснабжения <адрес> края <адрес> ООО «Гвардия» из подземных источников (№-РЭ, 11-РЭ, 75-РЭ, 87-РЭ, 63бис-РЭ, 64-РЭ, 92-РЭ, 92бис(2)-РЭ, 93-РЭ, 93бис-РЭ, 96-РЭ, 104-РЭ, 105-РЭ, 106-РЭ), ННР, разводящие сети, которой регламентируется Перечень контролируемых показателей качества воды, их гигиенические нормативы.

ООО «Гвардия» ведутся наблюдения за уровнем, температурой и качеством подземных вод, что осуществляется ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае» на основании заключенного с ООО «Гвардия» договора от ДД.ММ.ГГГГ на проведение лабораторных санитарно-биологических, санитарно-гигиенических исследований (испытаний) с проведением отбора проб и анализа подземных вод, в соответствии с которым лабораторией осуществляется проведение санитарно-бактериологические исследования воды, санитарно-гигиенические исследования (испытания) питьевой, технической и сточной воды, в том числе на органолептические показатели, из скважин №-РЭ, 11-РЭ, 75-РЭ, 87-РЭ, 63бис-РЭ, 64-РЭ, 92-РЭ, 92бис(2)-РЭ, 93-РЭ, 93бис-РЭ, 96-РЭ, 104-РЭ, 105-РЭ, 106-РЭ, что подтверждается результатами лабораторных исследований, протоколами отбора проб и испытаний.

Следовательно, у ООО «Гвардия» отсутствовала обязанность по проведению химического анализа и подземных вод по эксплуатационным скважинам на наличие химических компонентов: Na+K, Mg, HCO3, CO3, при том, что отборы проб воды на сокращенный химический анализ и определение органолептических показателей из указанного перечня скважин, осуществляется ООО «Гвардия» в соответствии с проектом водозабора Штурмского участка технических подземных вод и дополнением к нему, согласно Программе ведения мониторинга подземных вод на Штурмском участке технических подземных вод, а также Дополнениям и изменениям к Программе мониторинга.

Также, Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора ООО «Гвардия» вменено не обеспечение в установленном порядке предоставления Распорядителю недр и в территориальный фонд геологической информации на ответственное хранение геологической информации по участку недр, а именно: паспортов водозаборных скважин, что является нарушением пункта 7.1.2, 7.1.3 условий пользования недрами к лицензии СТВ ВЭ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации» (в ред. Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ), утвержден Порядок представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации.

Данный Порядок устанавливает правила представления геологической информации о недрах пользователями недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальный фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, первичная геологическая информация о недрах и интерпретированная геологическая информация о недрах, предусмотренные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечней первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, представляемых пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации по видам пользования недрами и видам полезных ископаемых» (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2016, , зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный ), полученные пользователем недр, подлежат представлению пользователем недр в подведомственное учреждение Федерального агентства по недропользованию, осуществляющее полномочия федерального фонда геологической информации о недрах, и подведомственное учреждение Федерального агентства по недропользованию, осуществляющее полномочия территориального фонда геологической информации о недрах по территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а в отношении участков недр местного значения - также в фонд геологической информации субъекта Российской Федерации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 2 раздела II приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, при проведении работ по геологическому изучению недр, включающему поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых, в том числе общераспространенных полезных ископаемых, углеводородного сырья, подземных вод, представлению в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а в отношении участков недр местного значения также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены участки недр, на бумажном и на электронном носителях подлежит следующая интерпретированная геологическая информация о недрах:

а) отчеты и материалы о результатах всех видов поисковых, оценочных, поисково-оценочных работ, в том числе отчеты и материалы по поисковому бурению;

б) геологическая информация о недрах, содержащаяся в отчетах о научно-исследовательских работах и тематических работах по геологическому изучению недр (в случае проведения работ за счет государственных средств);

в) отчеты и материалы по подсчету запасов полезных ископаемых всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений, технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах, коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата, оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых по результатам геолого-разведочных работ и переоценки этих запасов, подсчету запасов полезных ископаемых выявленных месторождений полезных ископаемых;

г) данные о состоянии минерально-сырьевых ресурсов по территории Российской Федерации, в том числе территории субъектов Российской Федерации, на участках недр, находящихся во внутренних морских водах, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на участках недр, расположенных в Черном и Азовском морях, Мировом океане;

д) учетные карточки, картограммы и контурные карты по геологической, гидрогеологической, инженерно-геологической, геоэкологической, геохимической и геофизической изученности;

е) паспорта месторождений и проявлений полезных ископаемых;

ж) геологическая отчетность пользователей недр, осуществляющих геологическое изучение недр, для составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых;

з) информационные массивы геологической информации о недрах (текстовые и графические файлы, сканобразы, файлы с данными геофизических наблюдений), цифровые таблицы, геоинформационные проекты, банки геологических данных, составленные по результатам работ по геологическому изучению недр, включающему поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых, в том числе общераспространенных полезных ископаемых, углеводородного сырья, подземных вод, на электронном носителе в виде электронного документа.

В связи с указанным, учетные карточки и паспорта месторождений и проявлений полезных ископаемых, являются первичными документами, представление которых в Роснедра и в Ставропольский филиал ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по Южному федеральному округу» является обязательным.

Согласно подпункта 7.1.2 пункта 7.1 раздела 7 Приложения 1 к лицензии СТВ ВЭ, выданной ООО «Гвардия» ДД.ММ.ГГГГ, владелец лицензии обязан представить в территориальный фонд геологической информации в сроки, установленные государственной регистрацией геологоразведочных работ, геологический отчет о результатах поисково-разведочных работ на лицензионном участке с подсчетом запасов подземных вод, включая графические приложения и протокол государственной экспертизы запасов.

Согласно подпункту 7.1.3 пункта 7.1 раздела 7 Приложения 1 к лицензии СТВ ВЭ, владелец лицензии обязан, представлять Распорядителю недр, сведения о фонде водозаборных и наблюдательных скважин на лицензионном участке, а также паспорта пробуренных в отчетном году скважин и акты ликвидации (консервации) скважин.

Из справки Ставропольского филиала ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по Южному федеральному округу» от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации геологоразведочных работ, следует, что у ООО «Гвардия» отсутствует задолженность по сдаче отчетов о результатах завершенных работ на Штурмском лицензионном участке.

В материалах дела об административном правонарушении, а также в представленных доказательствах ООО «Гвардия», отсутствуют сведения о том, что ООО «Гвардия» в период с января 2018 по апрель 2021 года производилось бурение скважин, что свидетельствует об отсутствии обязанности ООО «Гвардия» по предоставлению Распорядителю недр, паспортов пробуренных в отчетном году скважин, в силу того, что фактических работ ООО «Гвардия» в указанный период не осуществлялось.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что вмененные ООО «Гвардия» Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора, нарушения условий, выданной юридическому лицу, лицензии СТВ ВЭ на право пользования недрами, не нашли своего подтверждения, что является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях ООО «Гвардия» состава административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Согласно части 2 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Из анализа статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что основанием для вынесения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является рассмотрение этим органом дела об административном правонарушении, доказанность факта совершения правонарушения и установление указанных причин и условий, то есть факторов, порождающих правонарушение либо облегчающих его совершение. Однако из оспариваемого представления не усматривается, что инспектором Северо-Кавказского межрегионального управления устанавливались причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения, и каким образом выявленные причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения, связаны с вмененным ООО «Гвардия» правонарушением.

Согласно части 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению в целях их устранения.

Требования, изложенные в представлении, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, представление должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в представлении формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.

При этом исполнимость представления является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов его законности, поскольку представление исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная статьями 19.6, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

На момент внесения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, инспектором Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора не учтено то, что в действиях ООО «Гвардия» отсутствует состав административного правонарушения и внесенное представление не может быть в таком случае исполнимым.

В соответствии с изложенным, основания для признания внесенного инспектором Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора представления законным и обоснованным, отсутствуют.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ/П/Ф-158/3 по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ/П/Ф-158/4, подлежат отмене, производство по данному делу об административном правонарушении – прекращению, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях ООО «Гвардия» состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п. 1 ст. 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Жалобу общества с ограниченной ответственностью «Гвардия» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ/П/Ф-158/3 по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ/П/Ф-158/4, удовлетворить.

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ/П/Ф-158/3 по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ/П/Ф-158/4, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Красногвардейский районный суд Ставропольского края в течение десяти суток со дня получения копии решения.

Судья В.Г. Непомнящий