ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-39/2022 от 11.04.2022 Няндомского районного суда (Архангельская область)

Дело №12-39/2022

УИД 29RS0017-01-2021-002080-73

Р Е Ш Е Н И Е

г. Няндома 11 апреля 2022 г.

Судья Няндомского районного суда Архангельской области Тимошенко А.Г.,

с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Холматовой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Кононова А.В. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 2 декабря 2021 г. (дата изготовления в полном объеме) Кононов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей.

В жалобе Кононов А.В. просит отменить решение, считая его незаконным. Обращает внимание, что решением УФАС от 7 декабря 2020 г. именно администрация Няндомского района признана нарушившей требования ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Кроме того подписанные договоры аренды противоречащими действующему законодательству судом не признаны, а следовательно, у УФАС не имелось оснований полагать, что подписанные председателем комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского района (далее – Комитет) договоры аренды противоречат действующему законодательству. Указывает, что договоры аренды с ООО «Няндомская вода» и ООО «Няндомская ВКХ» были заключены в целях недопущения возникновения чрезвычайной ситуации, которая может привести к нарушению условий жизнедеятельности людей по обеспечению населения и социальных объектов водой, поскольку предыдущая ресурсоснабжающая организация – ООО «Грата» прекратило оказание услуг по концессионному соглашению. При этом Комитет принимает меры по заключению концессионного соглашения в установленном порядке с 2018 г., а договоры аренды заключены в связи с отсутствием такого соглашения в условиях ЧС на территории МО. При таких обстоятельствах полагает, что договоры аренды заключены в защиту публичных интересов потребителей, проживающих на территории МО «Няндомское». В настоящий момент ООО «Няндомская вода» и ООО «Няндомская ВКХ» являются единственными ресурсоснабжающими организациями на территории МО «Няндомское», которым установлен тариф на водоотведение и водоснабжение с учетом расходов на аренду муниципального имущества. Также указал, что заявителем обращалось внимание УФАС на то, что решение, разрешающее Комитету, передать имущество в пользование ресурсоснабжающим организациям в целях исключения возникновения чрезвычайной ситуации, нарушения системы жизнеобеспечения населения, принято комиссией по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, которая является коллегиальным органом Няндомского района, уполномоченным на принятие решений в целях предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций и обязательных для исполнения организациями, учреждениями на территории района. Решение принято не единолично главой, а коллегиально, в связи с чем ответственность за принятое решение несут все члены комиссии. Также обращает внимание, что ст.14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает санкцию в виде дисквалификации, а следовательно, поскольку должность главы муниципального образования является выборной, то к последнему не может быть применена ст.14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того считает, что срок для привлечения к административной ответственности по данному делу на дату рассмотрения настоящей жалобы истек. Просит постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области ФИО4 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явилось, направило своего защитника.

Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Холматова С.С. доводы жалобы поддерживает, просит ее удовлетворить.

Заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области ФИО4 в представленных возражениях указал, что не согласен с доводами жалобы. Просил оставить постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 2 декабря 2021 г. без изменения, жалобу Кононова А.В. без удовлетворения.

Свидетель ФИО5 в судебном заседании указала, что начиная с марта 2015 г. работает в должности председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского района. ДД.ММ.ГГГГ она подписала договоры аренды объектов холодного водоснабжения и водоотведения, в результате чего произошла передача муниципального имущества (объектов водоснабжения и водоотведения) без проведения торгов ООО «Няндомская вода» и ООО «Няндомская ВКХ». Заключение названных договоров было осуществлено во исполнение протокола заседания КЧС и ПБ МО «Няндомский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ При этом пояснила, что указанное решение КЧС и ПБ МО «Няндомский муниципальный район» носило рекомендательный характер. Вместе с тем, учитывая сложившуюся на территории г. Няндома обстановку по обеспечению населения водоснабжением и водоотведением, было принято решение о заключении спорных договоров аренды. При этом Кононов А.В. никаких обязательных для исполнения распоряжений или поручений о заключении названных договоров аренды не давал.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, свидетеля, судья приходит к следующему.

Согласно ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается в порядке, установленном статьями 30.2 - 30.8 Кодекса.

В силу ч.3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей

В соответствии с ч.1 ст.14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Таким образом, субъектами данного правонарушения являются, в том числе, должностные лица органов местного самоуправления, в должностные обязанности которых входит обеспечение соблюдения антимонопольного законодательства.

Их материалов дела следует, ФИО5, как действующий в тот период времени председатель Комитета, ДД.ММ.ГГГГ подписала договоры аренды объектов холодного водоснабжения и водоотведения, в результате чего произошла передача муниципального имущества (объектов водоснабжения и водоотведения) без проведения торгов ООО «Няндомская вода» и ООО «Няндомская ВКХ».

Указанные договоры были подписаны на основании протокола заседания КЧС и ПБ МО «Няндомский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ, которым Комитету дано согласие на заключение договоров аренды муниципального имущества с ООО «Няндомская вода» и ООО «Няндомское ВКХ» для обеспечения надлежащего водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Няндомское».

Статья 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственными или муниципальными предприятиями или учреждениями на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Пунктом 5 положения о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МО «Няндомский муниципальный район», утвержденного постановлением администрации МО «Няндомский муниципальный район» от 29 февраля 2016 г. №264 (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), установлено, что к основным полномочиям КЧС и ПБ Няндомского района относятся: рассмотрение в пределах своих компетенции вопросов в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и внесение в установленном порядке в органы местного самоуправления, организации соответствующих предложения; разработка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов МО «Няндомский муниципальный район» по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; рассмотрение прогнозов чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с пожарами на территории Няндомского района, организация разработки и реализация мер, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, и обеспечение пожарной безопасности; участие в разработке муниципальной программы, а также планов в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, подготовка предложений по их реализации; разработка предложений по ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального и межмуниципального уровня, а также проведение операций чрезвычайного гуманитарного реагирования; принятие решения о финансировании мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в порядке, предусмотренном администрацией МО «Няндомский муниципальный район»; организация работы по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Няндомского района; принятие решений об использовании (выдаче) материальных ресурсов из резервов материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Няндомского района; организация работы по подготовке предложений и аналитических материалов для главы МО «Няндомский муниципальный район» по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности; рассмотрение проектов ежегодных докладов о состоянии защиты населения и территории Няндомского района от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.

Согласно п. 9 названного положения КЧС и ПБ Няндомского района имеет право принимать решения в пределах своей компетенции, обязательные для выполнения организациями, учреждениями и предприятиями, расположенными на территории МО «Няндомский муниципальный район», независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности; решения комиссии оформлять распоряжением главы Няндомского муниципального района Архангельской области; осуществлять контроль за подготовкой и готовностью сил и средств муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС; устанавливать при необходимости в зонах ЧС режимы работы организаций, предприятий и учреждений, а также правила поведения населения; приостанавливать функционирование объектов на территории МО «Няндомский муниципальный район», вне зависимости от принадлежности, в случае возникновения ЧС; привлекать специалистов структурных подразделений администрации МО «Няндомский муниципальный район» и ведомственных организаций к проведению экспертизы потенциально опасных объектов и осуществлять контроль за безопасностью их функционирования.

Вместе с тем, из материалов настоящего дела не представляется возможным сделать вывод, что обстоятельства, приведенные в протоколе заседания КЧС и ПБ МО «Няндомский муниципальный район» от 28 декабря 2018 г. №13, обладают свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости и являются основанием для заключения договоров без проведения торгов.

Согласно протоколу заседания КЧС и ПБ МО «Няндомский муниципальный район» от 28.12.2018 года обстановка, сложившаяся в г. Няндома по обеспечению населения водоснабжением и водоотведением признана как способствующая возникновению чрезвычайной ситуации, введен режим повышенной готовности.

Таким образом, сама сложившаяся ситуация чрезвычайной признана не была.

При таких обстоятельствах, поскольку решение протокола заседания КЧС и ПБ МО «Няндомский муниципальный район» от 28 декабря 2018 г. №13 о дачи согласия на заключение договоров аренды муниципального имущества с ООО «Няндомская вода» и ООО «Няндомское ВКХ» для обеспечения надлежащего водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Няндомское» не относится к полномочиям КЧС и ПБ Няндомского района, то данное решение не является обязательным, а носит лишь рекомендательный характер.

Пунктом 1.1 Положения о Комитете, утвержденного решением Собрания депутатов «Няндомского муниципального района» от 7 апреля 2010 г. №19, предусмотрено, что Комитет является структурным подразделением администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район», созданным с целью реализации полномочий органов местного самоуправления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами на территории муниципального образования «Няндомский муниципальный район».

Согласно п.5.1, 5.2.14. Положения о Комитете его возглавляет председатель, который подчиняется главе МО «Няндомский муниципальный район». Председатель Комитета несет персональную ответственность за ненадлежащую реализацию вопросов ведения Комитета, ненадлежащее функционирование Комитета и неправомерность данных им поручений и указаний.

В соответствии с п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, и в данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством, а также в подрыве авторитета всей системы функционирования муниципальных органов власти.

Анализируя изложенное в том числе показания свидетеля ФИО5, учитывая отсутствие в материалах дела каких-либо распоряжений, которые были бы даны Кононовым А.В. председателю Комитета ФИО5, о заключении спорных договоров аренды, а также, что решение протокола заседания КЧС и ПБ МО «Няндомский муниципальный район» от 28 декабря 2018 г. №13 в части дачи согласия на заключения спорных договоров аренды носит только рекомендательный характер, прихожу к выводу, что председатель Комитета ФИО5 действовала самостоятельно (по собственной воле), а следовательно, Кононов А.В. не является субъектом инкриминируемого правонарушения, в его действиях не содержится состава административного правонарушения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в том числе в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из правовой позиции, изложенной в п. 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с п. 1 либо п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, учитывая, что представленные суду материалы, исследованные доказательства с неоспоримостью не подтверждают наличие состава вменяемого ФИО5 административного правонарушения, судья приходит к выводу о прекращении производства по данному делу по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

жалобу Кононова А.В. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 2 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении - удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении - отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде непосредственно либо путем подачи жалобы через Няндомский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья подпись А.Г. Тимошенко