ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-39/2022 от 16.06.2022 Каменского городского суда (Алтайский край)

Дело №12-39/2022

УИД 22RS0010-01-2021-001443-08

РЕШЕНИЕ

16 июня 2022 года г. Камень-на-Оби

Судья Каменского городского суда Алтайского края Мягкова М.В.,

при секретаре Пустовит Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу директора ООО Микрокредитная компания «Алтайтрастфинанс» Панкова Егора Владимировича на постановление начальника Межрайонной ИФНС России по ....Н от ***, которым директор ООО Микрокредитная компания «Алтайтрастфинанс» Панков Егор Владимирович, *** года рождения, уроженец ...., проживающий по адресу: ....,

признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения,

УСТАНОВИЛ:

согласно протоколу об административном правонарушении от ***, составленному главным государственным налоговым инспектором Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по ....К в ходе проверки *** в обособленном подразделении ООО МКК «Алтайтранстфинанс», расположенном по адресу: ...., установлено, что за период с *** по *** ООО МКК «Алтайтрастфинанс» из кассы заемщикам в обособленных подразделениях выданы займы в сумме .... руб.; в период с *** по *** при осуществлении расчетов с клиентами по выдаче займов и по погашению займов, процентов и пени по займам организация ООО МКК «Алтайтрастфинанс» не применяла контрольно-кассовую технику в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях, на общую сумму .... руб., что не соответствует требованиям пункта 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ).

Постановлением начальника Межрайонной ИФНС России по ....Н от *** директор ООО Микрокредитная компания «Алтайтрастфинанс» Панков Е.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения, а именно за неприменение в нарушение ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой технике при осуществлении расчетов в Российской Федерации» при осуществлении расчетов контрольно-кассовой техники.

Не согласившись с указанным постановлением директор ООО МКК «Алтайтрастфинанс» Панков Е.В. обратился с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что по смыслу ФЗ-54 «О применении контрольно-кассовой технике при осуществлении расчетов в Российской Федерации» деятельность, осуществляемая микрокредитной компанией по выдаче микрозаймов не подпадает под понятие расчеты, изложенное в данном законе, в связи с чем не требует применение контрольно-кассовой техники, а следовательно не является субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Директор ООО МКК «Алтайтрастфинанс» Панков Е.В. и его представитель Макеева С.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, об отложении рассмотрения дела по жалобе не ходатайствовали, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Представители МИФНС КМ в судебном заседании и представленном отзыве на жалобу просили отказать в удовлетворении жалобы, указав, что Общество оказывает финансовые услуги, а законодатель напрямую связал обязанность применять контрольно-кассовую технику в случаях приема (получения) и выплаты денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке при продаже товаров, выполнения работ или оказания услуг. Внесение клиентом в пользу микрофинансовой организации денежных средств в виде процентов и иных вознаграждений по займам является платой за оказанные услуги и требует применения контрольно-кассовой техники. В организации ККТ не зарегистрирована и не применяется.

Исследовав материалы дела, приняв во внимание доводы жалобы, судья приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

Объективную сторону административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляют противоправные действия, выражающиеся в нарушении правил использования контрольно-кассовой техники или бланков строгой отчетности при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт.

Положениями части 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее по тексту также Закон №54-ФЗ), контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 5 указанного Закона, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Алтайтрастфинанс» (далее Общество) зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц с ***, основным видом деятельности которого является деятельность по предоставлению займов и прочих видов кредита (64.92).

В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным приказом Госстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, класс 64 «Деятельность по предоставлению финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению» включает деятельность, связанную с получением и перераспределением финансовых средств, кроме средств, предназначенных для целей страхования, пенсионного обеспечения или обязательного социального страхования. Группа 64.92 «Предоставление займов и прочих видов кредита» включает деятельность по финансовому обслуживанию (т.е. предоставление денежных средств учреждениями, не вовлеченными в денежное посредничество в случаях, когда предоставление кредита может принимать различные формы, такие как ссуды, ипотека, кредитные карточки и т.д.), а также деятельность по предоставлению следующих видов услуг: предоставление потребительского кредита, финансирование международной торговли, предоставление промышленными банками долгосрочного финансирования промышленности, предоставление денежного займа, не связанного с банковской системой, предоставление кредитов на покупку домов специализированными учреждениями, не принимающими депозиты, и предоставление услуг ломбардами и ростовщиками.

Положениями Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» закреплено, что профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов является деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных Федеральным законом).

Из материалов дела следует, что Общество является микрофинансовой организацией и зарегистрировано в государственном реестре микрофинансовых организаций ***, лицензия . Деятельность микрофинансовых организаций регулируется Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Закон № 151-ФЗ), согласно части 2.1 статьи 3 которого микрофинансовые организации вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

Правоотношения по применению контрольно-кассовой техники урегулированы Законом № 54-ФЗ, в статьях 2 и 5 которого определено, что контрольно-кассовая техника, включенная в государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Согласно абзацу 18 статьи 1.1 Закона № 54-ФЗ расчеты - прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, выдача (получение) обменных знаков игорного заведения и выдача (получение) денежных средств в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях настоящего Федерального закона под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги. В целях указанного закона под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги. В пункте 2 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ указано, что при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В порядке исполнения государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, за полнотой учета выручки и порядка работы с денежной наличностью должностными лицами МИФНС России по .... в отношении Общества в его обособленном подразделении по адресу: ...., - проведена проверка, в ходе которой установлено, что контрольно-кассовая техника за Обществом не зарегистрирована.

Административным органом в ходе проверки были проанализированы общие условия договора потребительского займа (Правила предоставления займов от ***) и дополнительные соглашения к договорам потребительского кредита (займа), заключенным с физическими лицами, из которых следует, что в дополнительных соглашениях отдельной строкой обозначена процентная ставка в размере .... годовых (1% в день), в разделе 6 дополнительных соглашений также указано окончание срока предоставления займа, размер самого займа и процентов. В графике к дополнительному соглашению также указана сумма займа и сумма процентов. В Правилах предоставления займов от *** указано, что проценты за пользование займом - начисленная свыше денежная сумма в порядке и на условиях договора за пользование основной суммой займа. В пункте 5.8. Правил предоставления займов от *** указано, что заемщик в течение 14 календарных дней с даты получения потребительского займа имеет право досрочно вернуть всю сумму займа с уплатой процентов за фактический срок кредитования. Заемщик в течение 30 календарных дней с даты получения потребительского займа, предоставленного с условием использования заемщиком полученных средств на определенные цели, имеет право вернуть досрочно всю сумму потребительского займа или ее часть без предварительного уведомления кредитора с уплатой процентов за фактический срок кредитования. Названные условия Правил предоставления займов от *** и дополнительных соглашений позволяют сделать вывод о том, что оплата заемщиками вносится по соответствующим договорам потребительского займа с разбивкой на сумму платежа в погашение основного долга и сумму платежа в погашение процентов за пользование займом. Сумма наличных денежных средств, учтенных за проверяемый период в кассовой книге обособленного подразделения Общества как наличных денежных средств, полученных от физических лиц при уплате процентов по договорам потребительского займа, составила .... руб. Из приходных кассовых ордеров следует, что денежные средства принимались от физических лиц по договорам займа, в том числе в качестве уплаты основного долга и в качестве уплаты процентов.

Таким образом, денежные средства - проценты за пользование займом, вносимые заемщиками по соответствующим договорам потребительского займа, фактически являются доходом ООО МКК «Алтайтрастфинанс».

Законодатель напрямую связал обязанность применять контрольно-кассовую технику в случаях приема (получения) и выплате денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг. Понятие «финансовая услуга» закреплено в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) и определяется как банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. По смыслу пункта 1 статьи 809 ГК РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, сформулированных в пункте 37 постановления от 22.11.2016 № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ об обязательствах и их исполнении», проценты, предусмотренные данной статьей, являются платой за пользование займом. Закон № 54-ФЗ не содержит специального понятия услуги. В пункте 2 статьи 779 ГК РФ указано, что правила главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37-38, 40-41, 44-47, 49, 51 и 53 указанного кодекса. Между тем, порядок заключения, исполнения, прекращения договора займа регулируется главой 42 ГК РФ, которая не включена в перечень исключений, к которым не применяются правила главы 39 ГК РФ.

Согласно представленным типовым договорам (дополнительным соглашениям) потребительского займа с физическими лицами (заемщиками), ООО МКК «Алтайтрастфинанс» (заимодавец) передает денежные средства в размере и на срок, предусмотренный индивидуальными условиями договора потребительского займа, а заемщик обязуется вернуть заимодавцу сумму займа с процентами в порядке и размере, предусмотренном индивидуальными условиями договора. В дополнительных соглашениях потребительского займа определены сумма займа, процентная ставка, сумма процентов за пользование займа, а также график к дополнительным соглашениям по договорам денежного займа с процентами, где указана конкретная сумма процентов. С учетом изложенного, внесение заемщиками в кассу ООО МКК «Алтайтрастфинанс» денежных средств в погашение процентов за пользование займом представляет собой плату за услуги по предоставлению потребительского займа, оказанные ООО МКК «Алтайтрастфинанс», и вопреки доводам Общества требует применения контрольно-кассовой техники на сумму такой платы.

Вместе с тем при возврате заемщиками наличных денежных средств по договорам потребительского займа Обществом не была применена контрольно-кассовая техника при получении наличных денежных средств, которые в том числе являлись процентами - платой за пользование денежными средствами.

Согласно разъяснениям Федеральной налоговой службы Российской Федерации, изложенным в письме от ***.... «О применении ККТ микрофинансовыми организациями», предоставление займа следует рассматривать как изменение срока выполнения обязательства по предоставлению денежных средств в рамках осуществления расчетов (например, по договору купли-продажи), а именно передача денежных средств покупателем (клиентом) продавцу позднее получения товара, а не в момент такой передачи, либо как изменение порядка оплаты, при котором последняя производится не в полной сумме расчета, а по частям. Соответственно, погашением займов является исполнение обязательства по оплате покупателем (клиентом) полученных ранее товаров, работ или услуг в рамках осуществляемых расчетов.

Учитывая взаимосвязанные положения Закона № 151-ФЗ и Закона № 54-ФЗ, предоставление и возврат микрозайма микрофинансовой организацией не подпадают под определение «расчеты», сформированное в Законе № 54-ФЗ, и не требует применения контрольно-кассовой техники независимо от целевой либо нецелевой природы предоставляемых займов.

Вместе с тем внесение клиентом в пользу микрофинансовой организации денежных средств в виде процентов и иных вознаграждений по займам является платой за оказанные услуги и требует применения контрольно-кассовой техники на сумму такой платы.

Неприменение Обществом контрольно-кассовой техники при внесении заемщиками наличных денежных средств в качестве платы за пользование денежными средствами Общества по договорам займа образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат. Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения установленных требований в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения Обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Таким образом, наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ, подтверждено материалами дела.

Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества, судом не установлено.

Оспариваемое постановление вынесено административным органом в рамках предоставленных полномочий.

Санкцией части 2 статьи 14.5 КоАП РФ предусмотрено административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

Учитывая, что Общество является микропредприятием, Инспекцией при назначении административного наказания были применены положения статьи 4.1.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде предупреждения.

Таким образом, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление начальника Межрайонной ИФНС России по ....Н от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в отношении директора ООО Микрокредитная компания «Алтайтрастфинанс» Панкова Егора Владимировича, оставить без изменения, жалобу директора ООО Микрокредитная компания «Алтайтрастфинанс» Панкова Егора Владимировича без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Каменский городской суд .... в течение 10 дней со дня получения копии решения.

Судья М.В. Мягкова