Дело № 12-39/22
УИД 23RS0047-01-2021-007571-08
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном
правонарушении
г. Краснодар 26 мая 2022 года Советский районный суд г. Краснодара в составе:
судьи Скрипка О.В.
при секретаре Хотовой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» Безе Я.И. на постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) ФИО1 по делу об административном правонарушении от 10.06.2021 №-П-2 по ч.2 ст.8.21 КоАП РФ,
установил:
Генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» Безе Я.И. обратился в суд с жалобой на постановление государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 10.06.2021 №-П-2, которым он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Просит отменить указанное постановление как незаконное и необоснованное.
В обосновании жалобы указано, что в рамках ежегодного плана проведения проверок на 2021 год Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея на основании распоряжения от 22.03.2021 № 270-П проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго». По результатам проведенной проверки в отношении должностного лица - генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» был составлен протокол об административном правонарушении от 08.06.2021 № 04-23-276-П, по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ «нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него». По результатам рассмотренного административного дела вынесено постановление от 10.06.2021 № 04-23-275-П-2 о признании должностного лица ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Считает постановление незаконным и необоснованным по следующим основаниям: в ходе отбора проб лаборатория ЦЛАТИ, привлеченная Управлением, проводила измерение концентраций загрязняющих веществ на источнике выбросов № 0004 (труба ПГУ-410), по которым установлены нормативы выброса в атмосферу, с использованием газоанализатора «АГМ-510, мод. С». Аналогичный прибор использует для замеров выбросов аккредитованная лаборатория ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» - Центральная химическая лаборатория. По окончании замеров, газоанализатор распечатывает чек с результатами. В качестве примера прилагается копия чека от 24.06.2019 (время отбора 11:12:07 час.). В чеке выводятся на печать: перечень анализируемых прибором загрязняющих веществ; единицы их измерения. С использованием переводных коэффициентов, определенных для каждого конкретного вещества методическими документами, производится перерасчет результатов выбросов в «мг/м3» - единицу измерения концентрации загрязняющего вещества. В соответствии с методическими указаниями, предусмотренными Проектом нормативов предельно допустимых выбросов предприятия (проект нормативов ПДВ), производится расчет выброса каждого загрязняющего вещества в г/сек и т/период. Полученные данные сверяются с нормативами, установленными для конкретного источника выброса и делается вывод о соответствии фактического выброса нормативам или превышении нормативов. Обществу вменяется превышение выброса загрязняющего вещества «Оксид азота». Расчет, выполненный экспертом ЦЛАТИ, по результатам замеров, является не корректным и выводы о превышении нормативов - не достоверными по нижеприведенным причинам: из прилагаемого образца - чека видно, что прибор показывает одинаковое содержание выбросов у двух веществ: NО (оксид азота) и NOx (смесь оксидов азота). В дымовых газах, образующихся от сжигания природного газа, на выходе из дымовой трубы содержится смесь оксидов азота: NO2 (диоксид азота) и NO (оксид азота). Причем, в смеси оксидов содержание диоксида азота составляет 80% (0,8 долей от 1), оксида азота 13% (0,13 долей от 1). Методическими указаниями, приведенными в Проекте нормативов ПДВ Общества, предусмотрен расчет выбросов с использованием в качестве исходной информации значения смеси оксидов азота (NOx) с последующим выделением из смеси долей оксида азота и диоксида азота. Образец расчета из Проекта нормативов ПДВ приведен в приложении. Эксперт ЦЛАТИ при выполнении расчета выбросов от источника № 0004 допустила следующие ошибки, которые привели к некорректному расчету: приняла для расчета показатель NO (оксид азота) вместо смеси оксидов азота (NOx), т.е. взяла долю выбросов NO (оксид азота) равной 1 (единице), вместо 0,13, таким образом завысив показатель в 8 раз; при расчете объема выброшенного газа (стр. 32 Акта проверки, таблица 2, столбец 6, прилагается) взята цифра 440,701 м3/сек. При этом, Обществом была представлена в Росприроднадзор пояснительная записка с технологическими параметрами, зафиксированными в период отбора проб (письмо от 29.04.2021). Так, по данным Общества, расход природного газа составлял 82,3 тыс.м3/час или 23,0 м3/сек (82300 м3/час: 3600 сек. = 23 м3/сек). По расчетам ЦЛАТИ объем выброшенного газа составлял 440,701 м3/сек, т.е. в 20 раз больше! Непосредственно расчеты показателей, а также использованные для этого экспертом ЦЛАТИ методические указания в Акте проверки не приведены и, соответственно, результаты не подлежат перерасчету. На основании изложенного вина должностного лица ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» во вменяемом нарушении, ответственность, за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, отсутствует.
Заявитель в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
Старший государственный инспектор Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, просила провести судебное заседание в отсутствие представителя Управления.
Руководствуясь положениями ст. 30.6 КоАП РФ, суд счел возможным рассмотреть настоящую жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
На основании ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В порядке подготовки к рассмотрению жалобы из Южного межрегионального управления Росприроднадзора истребованы материалы проверки №-П в отношении должностного лица – генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» Безе Я.И., которые исследованы в судебном заседании.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к выводу об отмене постановления должностного лица по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что во исполнение ежегодного плана проведения плановых проверок на 2021 год, размещенном на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет», в соответствии с приказом от 28.04.2021 № 335 «О внесении изменений в распоряжение от 22.03.2021 № 270-П Южного межрегионального управления Росприроднадзора», распоряжения (приказа) от 22.03.2021 № 270-П Южного межрегионального управления Росприроднадзора, проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства РФ в отношении юридического лица - ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго».
В оспариваемом постановлении указано, что 31.05.2021 в 15 час. 30 мин., установлено, что должностным лицом - генеральным директором ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» Безе Я.И. совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ.
Местом совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, является место фактического осуществления деятельности юридического лица - ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» и исполнения должностных обязанностей генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» Безе Я.И. фактического действия/бездействия: (объект №П).
Принимая во внимание, что юридическое лицо - ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» (генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» Безе Я.И. исполняет должностные обязанности) на момент подписания акта проверки, осуществляет деятельность на объекте негативного воздействия - (объект №П) с нарушением природоохранного законодательства РФ, соответственно время совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ, необходимо рассматривать как постоянное.
Событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ заключается в следующем.
В оспариваемом постановлении указано, что ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» установлены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (приказ Управления от 14.03.2017 № 16-30/186), получено разрешение № В 157 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сроком действия с 17.04.2017 по 13.03.2022.
В соответствии с разрешением от 17.04.2017 № В 157 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» разрешается в период с 17.04.2017 по 13.03.2022 осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с разрешением от 17.04.2017 № В 157 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух условия действия разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам являются неотъемлемой частью разрешения от 17.04.2017 № В 157.
Условиями действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является, в том числе и соблюдение нормативов предельно допустимых и при установлении временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух должно обеспечиваться на каждом источнике выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативами допустимых выбросов по конкретным источникам (п. 2 Условий действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух).
В рамках проведения проверки специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Краснодарскому краю проведен отбор проб промышленных выбросов (Протокол отбора (измерений) проб промышленные выбросы №32 ПВ от 21.04.2021) в целях определения концентрации загрязняющих веществ на источниках загрязнения атмосферного воздуха, и определения фактического выброса загрязняющих веществ по показателям, регламентированным НД и нормативами ПДВ в рамках госконтроля.
Результаты испытаний согласно Протокола испытаний (измерений) проб промышленных выбросов №33 ПВ от 30.04.2021 приведены в таблице.
По результатам испытаний (измерений) проб промышленных выбросов (Протокол испытаний (измерений) проб промышленных выбросов №19 ПВ от 24.03.2021) установлено превышение нормативов допустимого выброса по веществу «Азот (II) оксид (Азота оксид)» от ИЗА 0004 трубы ПГУ-410 в 1,2 раза.
Указано, что ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» осуществляет деятельность на объекте негативного воздействия на окружающую среду №-П, эксплуатируя источник негативного воздействия на окружающую среду (ИЗА 0004) выбросы загрязняющих веществ которого превышают установленные нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (приказ Управления от 14.03.2017 № 16-30/186), что является не соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (приказ Управления от 14.03.2017 № 16-30/186), п. 2 Условий действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 17.04.2017 № В 157, ч.2 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц генеральным директором ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» является Безе Я.И.
В соответствии с приказом от 01.04.2020 № 130 Безе Я.И. с 01.04.2020 приступил к обязанностям генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго».
Постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 10.06.2021 №-П-2, генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» Безе Я.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Приходя к выводу об отмене оспариваемого постановления, судом учитывается следующее.
Превышение нормативов допустимого выброса по веществу «Азот (II) оксид (Азота оксид)» от ИЗА 0004 трубы ПГУ-410 в 1,2 раза на объекте негативного воздействия на окружающую среду №-П, установлено в результате проведения Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора плановой выездной проверки на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства РФ в отношении юридического лица - ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго».
В рамках проведения проверки специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Краснодарскому краю проведен отбор проб промышленных выбросов в соответствии с действующим законодательством.
Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 96-ФЗ от 04 мая 1999 года "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон N 96-ФЗ) выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской федерации в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона N 96-ФЗ при эксплуатации объектов хозяйственной или иной деятельности должно обеспечиваться не превышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарными и гигиеническими нормами и правилами.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона N 96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) (часть 3 статьи 12 Федерального закона N 96-ФЗ).
По смыслу части 1 статьи 19 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды (часть 2 Федерального закона N 7-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона N 7-ФЗ за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки Управлением Росприроднадзора выявлено превышение установленных в разрешении на выбросы нормативов ПДВ по оксиду азота на источнике № 0004.
Согласно представленной информации, при проведении отбора проб промвыбросов в ходе плановой проверки ФГБУ ЦЛАТИ использовалась иная методика определения показателей выбросов, чем та, которая использовалась Обществом при определении показателей выбросов оксида азота при проведении инвентаризации выбросов и разработке нормативов ПДВ, и используется Обществом постоянно при осуществлении производственного экологического контроля (ПЭК).
Согласно п. 3.3.2 Методического пособия (методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработанное ОАО «НИИ Атмосфера», 2012г.) контроль выбросов следует проводить по той методике, согласно которой эти выбросы были определены, а при использовании расчетных методов контролируются основные параметры, входящие в расчетные формулы.
В п.7.3.1 ГОСТ Р 58577-2019 (национальный стандарт РФ) указано, что контроль за выбросами загрязняющих веществ и соблюдением допустимых выбросов на источниках выбросов следует проводить по методике, используемой при проведении инвентаризации.
Аналогичное положение содержалось в п.6.3 ГОСТ 17.2.3.02-2014 (межгосударственный стандарт) - утратил силу.
В соответствии с представленным проектом ПДВ Общества определение показателей выбросов оксида азота на источнике № 004 осуществлено расчетно-инструментальным методом (расчетным методом инструментальных замеров) на основании Методических указаний по расчету выбросов оксидов азота с дымовыми газами котлов тепловых электростанций, РД 34.02.304-2003, Москва, 2003, утвержденных приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 286.
При этом в представленном Обществом отчете о результатах инвентаризации выбросов, являющемся приложением к проекту ПДВ, отсутствует указание на определение при проведении инвентаризации показателей выбросов оксида азота в соответствии с Методическими указаниями по расчету выбросов оксидов азота с дымовыми газами котлов тепловых электростанций.
Таким образом, не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, что при определении показателей выбросов оксида азота для разработки нормативов ПДВ была применена та же методика, что и при проведении инвентаризации.
Вместе с тем, в п.8 Положения о нормативах выбросов № 183, действовавшего на момент разработки Обществом проекта ПДВ, было установлено, что разработка (расчет) НДВ обеспечивается ЮЛ, имеющими стационарные источники выбросов, на основе отчета о результатах инвентаризации стационарных источников и выбросов.
Аналогичная норма содержится в п.12 утвержденного постановлением Правительства РФ Положения о предельно допустимых выбросах № 2055 (вступило в силу с 01.01.2021 взамен Положения о нормативах выбросов № 183, признанного утратившим силу с указанной даты постановлением Правительства РФ № 1496).
В связи с указанным суд приходит к выводу, что при расчете нормативов ПДВ по оксиду азота Обществом применена та же методика, что и при инвентаризации выбросов.
В плане-графике контроля выбросов проекта ПДВ Общества указано, что контроль выбросов оксида азота на источнике № 004 осуществляется аккредитованной лабораторией ГХ-методом (метод газовой хроматографии) с периодичностью 1 раз в год.
В программе ПЭК Общества указано, что методы контроля выбросов определены в проекте ПДВ.
Содержание плана-графика контроля выбросов в программе ПЭК является тождественным проекту ПДВ.
В свою очередь, как следует из Протокола отбора (измерений) проб промышленных выбросов ФБГУ ЦЛАТИ от 21.04.2021 № 32-ПВ, определение концентрации оксида азота при проведении проверки осуществлялось в соответствии с ПНДФ 12.1.1-99, ГОСТ 17.2.4 06-90, Методическим пособием.
Аналогичные сведения указаны в Протоколе испытаний (измерений) проб промышленных выбросов ФБГУ ЦЛАТИ от 30.04.2021 № 33-ПВ.
При этом, как следует из Протокола испытаний, в качестве нормативного документа, обосновывающего метод выполнения испытаний, ФГБУ ЦЛАТИ использовано Руководство по эксплуатации газоанализатора АГМ-510, мод. МС (ДКИН 413411.001-РЭ).
Согласно представленной информации Обществом также используется данное средство измерения для контроля выбросов.
Однако определение показателей выбросов по оксиду азота в соответствии с проектом ПДВ Общества осуществляется на основании инструментальных замеров, выполненных АГМ-510, в соответствии с расчетной методикой, указанной в проекте ПДВ, т.е. Методическими указаниями по расчету выбросов оксидов азота с дымовыми газами котлов тепловых электростанций (расчетно-инструментально).
При определении показателей выбросов оксида азота ФГБУ ЦЛАТИ не использовало указанную методику, в связи с чем, с целью практического подтверждения отсутствия превышения нормативов выбросов на источнике № 0004 ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» заключило договор с ФГБУ ЦЛАТИ на проведение замеров выбросов и расчетов выбросов с использованием методических указаний, использованных при инвентаризации выбросов ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго».
Отбор промвыбросов ФГБНУ ЦЛАТИ из источника № 0004 был произведен 23.07.2021.
Для отбора проб было использовано лабораторное оборудование (газоанализатор АГМ-510), аналогичное тому, которым проводились замеры в ходе инвентаризации выбросов в Обществе.
Результаты отбора промвыбросов оформлены Протоколом испытаний (измерений) проб промышленных выбросов № 89 ПВ от 09.08.2021 ФГБУ ЦЛАТИ.
В приложении к протоколу испытаний приведен Отчет - «Таблица 1 – Результаты испытаний (измерений) и рассчитанных значений».
В столбце 11 Таблицы 1 рассчитан фактический выброс Азота оксида - вещества, по которому Росприроднадзор вменяет превышение установленных нормативов.
Так, в результате расчета по методике, используемой Обществом, при измеренной концентрации смеси оксидов азота 35,0 мг/м3 фактический выброс Азота оксида составил 7,965224358 г/с при установленном нормативе 14,9410495 г/с.
Соответственно, при измеренной концентрации смеси оксидов азота 41,0 мг/м3 (данные из таблицы на стр. 3 Постановления № 04-23-276-П-2 от 10.06.2021), при использовании этой же методики, фактический выброс Азота оксида 21.04.2021 составил 9,348 г/с при установленном нормативе 14,9410495 г/с вместо 18,0687 г/с.
Таким образом, ФГБНУ ЦЛАТИ на практике подтвердил отсутствие превышения установленных нормативов выбросов.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 10.06.2021 №-П-2 о привлечении генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» Безе Я.И. к административной ответственности по ч.2 ст.8.21 КоАП РФ – отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Советского
районного суда г. Краснодара О.В. Скрипка