Дело № 12-3/11/2016
РЕШЕНИЕ
Пгт. Нагорск 31 марта 2016 года
Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Исуповой Г.В., при секретаре Иванцевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ООО «Вятский фанерный комбинат» на постановление начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Нагорского лесничества ФИО1 № 2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением о назначении административного наказания № 2 от 12.02.2016 года начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Нагорского лесничества, старшего государственного лесного инспектора в Нагорском лесничестве Кировской области ФИО1 юридическое лицо - ООО «Вятский фанерный комбинат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
ООО «Вятский фанерный комбинат» с данным постановлением не согласилось, подало жалобу, просит постановление признать незаконным в части работ по уходу в молодняках на площади 631 га и изменить, соразмерно уменьшить административное наказание.
В обоснование жалобы указано, что ДД.ММ.ГГГГ (вероятно, опечатка в дате при вынесении постановления) года начальником лесного отдела ФИО2 ФИО1 было вынесено постановление № о назначении административного наказания. В числе прочего, наказание обществу назначено за невыполнение работ по уходу в молодняках на площади 631 (727 - 96) га в рамках договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ. Общество не согласно с указанным обстоятельством по следующим основаниям.
1. Согласно дополнительному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ работы по уходу в молодняках включают 177,3 га - осветления, 588,9 га - прочистки, всего 727,2 га.
Осветления, направленные на улучшение породного и качественного состава молодняков и условий роста деревьев главной древесной породы.
Прочистки, направленные на регулирование густоты лесных насаждений и улучшение условий роста деревьев главной древесной породы, а также на продолжение формирования породного и качественного состава лесных насаждений (п.10 Приказа МПР РФ от 16.07.2007 № 185).
Возрастные периоды проведения рубок осветления, прочистки, прореживания, проходных рубок приведены в приложении 1 к настоящим Правилам. Возрастные периоды могут корректироваться при назначение рубок ухода за лесами в конкретных лесных насаждениях в процессе проведения лесоустройства, разработки лесохозяйственных регламентов лесничества и лесопарков, проектов освоения лесов (п. 11 Приказа МПР РФ от 16.07.2007 № 185).
Согласно Приложению № 1 к Приказу МПР РФ от 16.07.2007 № 185 осветление проводится при возрасте лесных насаждений до 10 лет, прочистки при возрасте от 11 до 20 лет.
2. Возраст лесных насаждений в проекте освоения лесов определен по данным лесоустройства, произведенного в 2000 году, соответственно по состоянию на 2015 год возраст увеличился на 15 лет относительного возраста указанного в проекте. В результате делянки предусмотренные проектом освоения для проведения осветления и прочистки вышли из возрастов, в которых возможно проведение этих работ.
Информация (поделяночно) о возрастах лесных насаждений и их непригодности, к проведению данного вида работ, исходя из данных проекта освоения лесов, будет направлена суду позднее.
В рассматриваемом случае у общества отсутствовала возможность выполнения работ по уходу за молодняком на площади 631 га, предусмотренных договором, поскольку проведение работ соответствующего вида возможно только в подходящих для этого лесах (молодняках). Проведение данных работ в лесных насаждениях превышающих допустимый возраст, противоречит правилам ухода за лесами, то есть является незаконным.
Таким образом, привлечение общества к ответственности за невыполнение данного вида работ является незаконным, обжалуемое постановление в указанной части подлежит изменению.
Заявитель - представитель ООО «Вятский фанерный комбинат» по доверенности ФИО3 в судебном заседании на жалобе настаивал, подтвердил доводы, изложенные в жалобе и в дополнении к жалобе. Суду показал, что спорное постановление признают частично. Общество не признает виновным в совершении административного правонарушения только в части работ по уходу в молодняках на площади 631 га, просит постановление изменить, размер наказания уменьшить. В силу объективных причин не были выполнены работы на площади 631 га по уходу в молодняках в 2015 году. Так, возраст лесных насаждений в проекте освоения лесов определен по данным лесоустройства, произведенного в 2000 году, прошло уже 15 лет, возраст лесных насаждений увеличился. Таким образом, проведение работ по уходу в молодняках будет незаконно. Неоднократно обращались в министерство лесного хозяйства и в соответствующий лесной отдел с целью выяснить, каким образом Обществу в данной ситуации действовать, где еще на лесном участке возможно проведение данных работ, но ответа не последовало. На сегодняшний день лесоустройство не сделано, имеется договор аренды, проект освоения лесов, чем они руководствуются.
Административный орган по делу - представитель лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Нагорского лесничества по доверенности ФИО4 в судебном заседании с жалобой не согласилась. Суду показала, что ООО «Вятский фанерный комбинат» было проведено лесоустройство в 2000 году. При заключении договора аренды, Общество не сделало лесоустройство. Проект освоения лесов сделан на основании данных материалов от 2000 года. Арендатор обязан был выполнить работы по уходу за молодняком на площади 631 га в соответствии с договором аренды и проектом освоения лесов. В данном случае, имеет место нарушения договора аренды. С доводами заявителя не согласна, так как арендатор может внести изменения в проект освоения лесов и в настоящее время сделать новое лесоустройство, которое проводится один раз в 10 лет.
Изучив письменные материалы дела, заслушав объяснения представителя ООО «Вятский фанерный комбинат» по доверенности ФИО3, и.о. начальника лесного отдела министерства Нагорского лесничества ФИО4, суд приходит к следующему.
Согласно ч.4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всесторонне, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
В силу положений п. 9 приказа МПР РФ от 16.07.2007 № 185 «Об утверждении Правил ухода за лесами» (далее - Приказ № 185) целями рубок ухода за лесом являются: улучшение породного состава лесных насаждений; повышение качества и устойчивости лесных насаждений; сохранение и усиление защитных, водоохранных, санитарно-гигиенических и других полезных свойств леса; сокращение сроков выращивания технически спелой древесины; рациональное использование ресурсов древесины.
В соответствии с п. 10 приказа № 185 в зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода осуществляются следующие виды работ ухода за лесами: прореживания, направленные на создание благоприятных условий для правильного формирования ствола и кроны деревьев; проходные рубки, направленные на создание благоприятных условий для увеличения прироста деревьев.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности № 17-37 от ДД.ММ.ГГГГ, что ООО «Вятский фанерный комбинат» (арендатору) предоставлен в аренду лесной участок площадью 66640 га для заготовки древесины.
В соответствии с п.п. «ж» п. 11 договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении № к настоящему Договору.
В соответствии с п.п. «е» п.11 договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ арендатор обязан осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения.
Как следует из протокола об административном правонарушении №(ЛО) от ДД.ММ.ГГГГ, составленного начальником лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области, что ООО «Вятский фанерный комбинат» на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и проекта освоения лесов обязан на лесном участке Нагорского лесничества в 2014 году произвести следующие работы:
1. подготовку почвы для создания лесных культур 2015 г. на площади 100,00 га. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ данные работы выполнены и приняты на площади 52,5 га;
2. уход за молодняками на площади 727 га. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ данные работы выполнены и приняты на площади 96 га;
3. воспроизводство лесов мерами естественного возобновления на площади 439,6 га. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ данные работы выполнены на площади 9,0 га;
4. строительство дорог противопожарного назначения в объеме 4,0 км. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ данные работы выполнены в объеме 2,375 км. Таким образом, ООО «Вятский фанерный комбинат» нарушило пункты 11 (ж) и 11 (б) договора аренды, то есть в действиях (бездействии) содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Мероприятия по подготовке почвы для создания лесных культур, по уходу за молодняками, воспроизводству лесов мерами естественного возобновления, по строительству дорог противопожарного назначения производятся Обществом также согласно Проекту освоения лесов.
В проекте освоения лесов на лесном участке Нагорского лесничества, переданном в аренду для использования в целях заготовки древесины ООО «Вятский фанерный комбинат», составленного в 2009 году значится вид работ - уход по лесному участку в объеме 727,5 га. Проект освоения лесов составлен на 10 лет, на период (2010-2019 годы).
Как следует из материалов дела, что ООО «Вятский фанерный комбинат», в нарушение требований п.п. «е», «ж» п. 11 договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, не выполнило на ДД.ММ.ГГГГ мероприятия по подготовке почвы на площади 47,5 га, уход в молодняках на площади 631 га, строительство дорог противопожарного назначения в объеме 1,625 км на арендованном лесном участке.
Факт совершения ООО «Вятский фанерный комбинат» административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ, а также соблюдения установленного законом порядка привлечения к административной ответственности подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении №(ЛО) от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ (дата указана ошибочно ДД.ММ.ГГГГ), договором аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, проектом освоения лесов на лесном участке Нагорского лесничества Кировской области.
Однако, в силу объективных причин ООО «Вятский фанерный комбинат» в течение 2015 года не имело возможности выполнить работы по уходу в молодняках, т.к. возраст лесных насаждений в делянках, указанных в проекте освоения лесов, в которых предусмотрена работа по уходу в молодняках, не соответствует Правилам ухода за лесами.
В силу закона, в других делянках, не указанных в проекте освоения лесов, арендатор не имеет право производить данный вид работ. Изменения в проект освоения лесов, внесены не были.
В соответствии ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, привлечение Общества к ответственности за невыполнение данного вида работ является незаконным. В связи с чем, суд находит размер административного штрафа уменьшить до 40 000 рублей.
Срок для привлечения ООО «Вятский фанерный комбинат» к административной ответственности на момент вынесения спорного постановления не истек.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Нагорского лесничества, старшего государственного лесного инспектора в Нагорском лесничестве Кировской области ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Вятский фанерный комбинат» о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, путем исключения указания на нарушение, выразившееся в невыполнение работ по уходу в молодняках на площади 631 га, а также снизить размер назначенного ООО «Вятский фанерный комбинат» наказания в виде административного штрафа с <данные изъяты> рублей до <данные изъяты> рублей.
В остальной части обжалуемое постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней со дня его получения.
Судья- подпись Г.В.Исупова
Копия верна.
Судья- Г.В.Исупова