ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3/18 от 06.02.2018 Ухтинского городского суда (Республика Коми)

Дело №12-3/18

РЕШЕНИЕ

Республика Коми, город Ухта

06 февраля 2018 года

Судья Ухтинского городского суда Республики Коми Аберкон И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе должностного лица – генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Продоптторг» ФИО1 на постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) от 02.11.2017г. №.... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ),

установил:

Постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми ФИО2 от 02.11.2017г. .... генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «Продоптторг» (далее по тексту - ООО «Продоптторг», Общество) ФИО1 привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 3000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ («Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи настоящего Кодекса»).

Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор ООО «Продоптторг» ФИО1 в установленный законом срок обратился в Ухтинский городской суд РК с жалобой, в которой указал, что еще до принятия оспариваемого постановления допущенные нарушения были устранены, что является одним из обстоятельств, смягчающих административную ответственность (пп.7 п. 1 ст. 4.2 КоАП РФ); вредных последствий нарушение не повлекло, за подобные нарушения заявитель привлекается к административной ответственности впервые, в связи с чем просил заменить назначенный ему штраф на предупреждение.

В настоящее судебное заседание заявитель и представитель административного органа не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о чем имеются расписки в получении судебных повесток. Заявитель направил в адрес суда ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Исследовав материалы настоящего дела, дела об административном правонарушении в отношении ФИО1, прихожу к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, Ухтинским отделом Государственной инспекции труда в Республике Коми проведена плановая выездная проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении ООО «Продоптторг» в период с 19.07.2017г. по 15.08.2017г., в ходе которой выявлены нарушения трудового законодательства в деятельности Общества, а именно:

1) В нарушение требований п.21 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, список контингента работников ООО «Продоптторг», подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, утвержденный работодателем 17.04.2017г. в 10-дневный срок не направлен в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по фактическому месту нахождения работодателя (Дата совершения административного правонарушения: 17.04.2017г.).

2) В нарушение требований абз. 2 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ, п. 9 Приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 01.06.2009г. №290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (далее - Правила), работодатель - ООО «Продоптторг» не обеспечил ознакомление работников ООО «Продоптторг» с Правилами при проведении вводного инструктажа. Данный факт подтверждается представленной программой вводного инструктажа по охране труда, утвержденной 24.07.2017г. генеральным директором ООО «Продоптторг», в которой не предусмотрено ознакомление с указанными Правилами. (Дата совершения административного правонарушения: 24.07.2017г.).

3) В нарушение требований п. 5 Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 N 1122н, приказом генерального директора №.... от 16.06.20l7r. установлено наличие в санитарно-бытовых помещениях мыла или дозаторов с жидкими смывающими веществами без учета типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, так не предусмотрены к выдаче работникам средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) при работе, выполняемой в резиновых перчатках или перчатках из полимерных материалов, закрытой спецобуви. (Дата совершения административного правонарушения: 16.06.2017г.)

4) В нарушение требований п. 13 Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 N 1122н, работодателем - ООО «Продоптторг» не разработан и не утвержден список работников, которым необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств. (Длящееся правонарушение).

5) В нарушение требований п. 24 Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 N 1122н, в ООО «Продоптторг» не ведутся личные карточки учета выдачи смывающих и обезвреживающих средств (длящееся правонарушение).

6) В нарушение требований ч.2 ст. 212 Трудового кодекса РФ, п.4 ст.8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» N 426-ФЗ от 28.12.2013г. в ООО «Продоптторг» не обеспечено проведение до 01.01.2014г. аттестации рабочих мест по условиям труда, а с 01.01.2014г. - специальной оценки условий труда в количестве 76 рабочих мест. При проведении проверки представлен Приказ .... от 01.06.2017г. о завершении проведения специальной оценки условий труда на 43 рабочих местах. Также представлен Приказ .... от 17.07.2017г. о проведении специальной оценки условий труда на 76 рабочих местах ООО «Продоптторг» с договором об оказании услуг .... от 20.07.2017г. по СОУТ, графиком проведения работ и платежной ведомостью, подтверждающей оплату работ (длящееся правонарушение).

7) В нарушение требований ч. 1 ст. 221 Трудового кодекса РФ, Приложения N 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 г. N 1122н «Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств» (далее - Типовые нормы), работникам ООО «Продоптторг», в том числе уборщику ФИО5, грузчикам-приемщикам ФИО6, ФИО7, ФИО8 не выдаются защитные средства и регенерирующие средства, предусмотренные Типовыми нормами с учетом характера и условий выполняемой работы, в том числе при выполнении работы в резиновых перчатках или перчатках из полимерных материалов (без натуральной прокладки), работ в закрытой спецобуви. Данный факт подтверждается представленными личными карточками учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств работников ООО «Продоптторг», в том числе ФИО9, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 и др. Аналогичные нарушения допускаются в отношении других работников (иных профессий) ООО «Продоптторг». (Дата совершения административного правонарушения: - дата приема на работу работников: ФИО6 - <...> г.ФИО8 - <...> г.., ФИО7 - <...> г.., ФИО5 - <...> г..)

Местом совершения административного правонарушения является юридический адрес ООО «Продоптторг» - ..... Генеральным директором ООО «Продоптторг» является ФИО1.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 15.08.2017г. ..... По факту данных нарушений главным государственным инспектором труда (по охране труда) ФИО2 в отношении должностного лица - генерального директора ООО «Продоптторг» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении №.... предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Данные нарушения послужили основанием для привлечения должностного лица ООО «Продоптторг» к административной ответственности, установленной данной нормой.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ), все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ), работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

Согласно части 1 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (абзац 7 части 2 ст. 212 ТК РФ).

В силу п. 21 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ред. от 05.12.2014г.)), список контингента, разработанный и утвержденный работодателем, в 10-дневный срок направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по фактическому месту нахождения работодателя.

Как следует из положений ст. 221 ТК РФ, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Частью 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016г.) «О специальной оценке условий труда», предусмотрено, что Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда.

В силу п. 4 ст. 8 указанного закона, специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В соответствии с п. 9 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009г. N 290н (ред. от 12.01.2015г.), работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им средствах индивидуальной защиты. При проведении вводного инструктажа работник должен быть ознакомлен с настоящими Правилами, а также с соответствующими его профессии и должности типовыми нормами выдачи СИЗ. (п. 9 в ред. Приказа Минтруда России от 12.01.2015 N 2н)

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 декабря 2010г. N 1122н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств (приложение N 1) и Стандарт безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" (приложение N 2).

В силу пункта 5 данного Стандарта, смывающие и (или) обезвреживающие средства предоставляются работникам в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств согласно приложению N 1 к настоящему Приказу (далее - Типовые нормы).

Согласно п. 13 Стандарта, перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, составляются службой охраны труда (специалистом по охране труда) либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя и утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа. Указанный перечень рабочих мест и список работников формируются на основании Типовых норм и в соответствии с результатами специальной оценки условий труда с учетом особенностей существующего технологического процесса и организации труда, применяемых сырья и материалов. (в ред. Приказа Минтруда России от 20.02.2014 N 103н).

Исходя из п. 24 Стандарта, работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в установленные сроки. Сроки использования смывающих и (или) обезвреживающих средств исчисляются со дня фактической выдачи их работникам и не должны превышать сроков годности, указанных производителем. Выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств должна фиксироваться под роспись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, образец которой предусмотрен приложением к Стандарту.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Факт совершения должностным лицом - генеральным директором ООО «Продоптторг» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают: актом проверки от 15.08.2017г. ....; протоколом об административном правонарушении от 24.10.2017г. ...., трудовыми договорами с работниками: ФИО6 (т/.... от <...> г..), ФИО7 (т/.... от <...> г..), ФИО5 (т/.... от <...> г..), приказом №.... от 17.07.2017г. о проведении специальной оценки условий труда, приказом от 16.06.2017г. .... о завершении проведения СОУТ и утверждении ее результатов, программой вводного инструктажа по охране труда, утвержденной 24.07.2017г. генеральным директором ООО «Продопторг» и другими материалами дела.

Санкция ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

При рассмотрении настоящего дела установлено, что заявитель впервые привлекается к административной ответственности за нарушение требований охраны труда, в оспариваемом постановлении указано, что за нарушение трудового законодательства ФИО1 не привлекался.

Вредных последствий допущенные нарушения не повлекли.

Таким образом, обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, препятствующих применению административного наказания в виде предупреждения, не установлено.

Согласно пп. 1, 7 п. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, а также добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль, являются обстоятельствами, смягчающими административную ответственность.

Из материалов дела усматривается, что до момента вынесения оспариваемого постановления выявленные нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, в деятельности Общества устранены (уведомление от 27.10.2017г. об исполнении предписания и прилагаемые к нему документы, свидетельствующие об устранении нарушений, в дело представлены).

На основании изложенного, с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ, обстоятельств дела, личности виновного, характера допущенных нарушений, их добровольного устранения Обществом, отсутствия негативных последствий, а также раскаяния лица, привлекаемого к административной ответственности, прихожу к выводу о наличии оснований для изменения назначенного ФИО1 административного наказания путем замены наложенного на него административного штрафа в размере 3 000 руб. на предупреждение.

Данное наказание по своему виду согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также тяжести содеянного.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми ФИО2 от 02.11.2017г. .... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Продоптторг» ФИО1 изменить, заменив назначенное должностному лицу – генеральному директору ООО «Продоптторг» ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб. на предупреждение.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Ухтинского городского суда

И.В. Аберкон