ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3/18 от 11.01.2018 Бокситогорского городского суда (Ленинградская область)

РЕШЕНИЕ

по делу №12-3/2018

г. Бокситогорск 11 января 2018 года

Судья Бокситогорского городского суда Ленинградской области Гусарова И.М.,

рассмотрев жалобу главы администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области ФИО1 на постановление мирового судьи Бокситогорского района Ленинградской области на судебном участке №3 от 30.10.2017г. о признании главы администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи в Бокситогорском районе Ленинградской области на судебном участке №3 от 30.10.2017 года по делу №5-342/2017 глава администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Указанным постановлением установлено, что 28.09.2017г. ведущим инженером отдела по надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций департамента по взаимодействию с органами военного управления, органами юстиции и судебными органами Комитета правопорядка и безопасности Ленинградской области составлен протокол об административном правонарушении в отношении привлекаемого лица, согласно которому 28.09.2017г. при проведении плановой выездной проверки Администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области на основании распоряжения № 39/5.2-11 от 01.08.2017г. было выявлено, что главой администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области ФИО1 не выполнены предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно:

1. отсутствует план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования (п.23 Положения «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденного постановлением Правительства РФ №794 от 30.12.2003г.);

2. не проводятся в органе местного самоуправления командно-штабные учения (п.8 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ №547 от 04.09.2003г., п.6,7 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом МЧС России №284 от 24.04.2013 г.);

3. не проводятся в муниципальном образовании комплексные учения (п.10 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ №574 от 04.09.2003г., п.2 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом МЧС России № 284 от 24.04.2013 г.);

4. орган местного самоуправления самостоятельно не создал резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (в том числе запасы мобильных/перевозимых и переносных/технических средств оповещения населения) (пп. «д» п.2 ст.11 и ст.25 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; п.20 Положения «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794; п.2 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 1340 от 10.11.1996 г.);

5. орган местного самоуправления самостоятельно не создал резервы финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (пп. «д» п.2 ст. 11 и ст.25 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; п.20 Положения «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794);

6. порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов не определён нормативными правовыми актами органа местного самоуправления (п.20 Положения «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794; п.19 постановления Правительства Ленинградской области от 18.08.2004 г. № 160 « Об утверждении Положения о Ленинградской областной подсистеме РСЧС»);

7. орган местного самоуправления самостоятельно не создал муниципальную систему оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях (пп. «м» п. 2 ст.11 Федерального закона от 21.12.! 494 № 68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; п.4 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС РФ № 422, Мининформсвязи Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения»).

8. орган местного самоуправления самостоятельно не осуществляет подготовку неработающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций (проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства) (пп. «а» п. 2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; пи. «б» п.2 и пп. «б» п.4 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ № 547 от 04.09.2003 г.);

9. руководитель органа местного самоуправления не имеет дополнительного профессионального образования или курсового обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций (пп. «а» п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; п.18 Положения «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утверждённого постановлением Правительства РФ №794 от 30.12.2003; ст.20 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; пп. «2» п.2, «д» п.2 Положения о подготовке населения в области: защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ № 547 от 04.09.2003 г.);

10. орган местного самоуправления самостоятельно не осуществляет сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией (пп. «н» п. 2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; ст.20 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; пп. «г» п.2 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ № 547 от 04.09.2003 г.);

11. на муниципальном уровне не создан координационный орган (комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления (п.6.7 Положения «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794);

12. на муниципальном уровне не создан постоянно действующий орган управления (создаваемый при органе местного самоуправления орган, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций) (п.6, 10 Положения «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794);

13. руководителем органа местного самоуправления не организовано планирование, подготовка эвакуации, а также подготовка районов для размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей (пп. «б» п.6 Постановления Правительства РФ от 22.06.2004 г. № 303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы»);

14. отсутствует паспорт безопасности территории муниципального образования (п.4 Приложения к приказу МЧС России от 25.10.2004 № 48- утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов РФ и муниципальных образований»);

15. органом местного самоуправления не разработан План основных мероприятий на год по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования (п.3, п.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях Приказа МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципал образованиях и организациях»);

16. орган местного самоуправления не содействует устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях (пп. «ж» п. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; ст. 2 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне»; п. 20 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в РФ».

Таким образом, выявлено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.

Глава администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области ФИО1 с указанным постановлением не согласился и обратился в Бокситогорский городской суд с жалобой на него. В обоснование жалобы указано, что при проведении проверки надзорным органом каждый вопрос местного значения, указанный в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является самостоятельным предметом проверки. В распоряжении, комитета правопорядка и безопасности Ленинградской области от 01.08.2017г. №39/5.2-11 пунктом 7 определены предметы проверки: первый предмет- соблюдение обязательных требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Данный вопрос местного значения не может быть предметом проверки, в силу закона (сельские поселения не наделены полномочиями по решению данного вопроса местного значения согласно п.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»); второй предмет- проведение мероприятий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В Федеральном Законе от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» такого вопроса местного значения не существует. В законе п.8 ст.14 звучит следующим образом «Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения». Перефразировка (изменения текста закона) прерогатива законодательных органов, а не государственного служащего. Толкование и написание в распоряжении предмета проверки (вопроса местного значения) отличного от текста закона дает проверяющему лицу широкие возможности нарушения закона при проведении проверки. В распоряжении отсутствует предмет проверки (вопрос местного значения) по п.24 ст.14 Закона «Создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения». Запросом от 01.09.2017г. №2-19-2684/2017 комитет правопорядка и безопасности потребовал информацию и документы не относящиеся к предметам проверки, указанных в распоряжении. При рассмотрении дела мировой судья не проверил и не оценил соответствия вопросов местного значения Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ и предметов проверки в распоряжении комитета. В пункте 11 указанного распоряжения комитета для проверяющего лица определены конкретные мероприятия для проведения контроля органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения (предмет проверки):

- анализ документов, подготовленных и реализуемых органом местного самоуправления при осуществлении своих полномочий в области защиты населения к территорий от чрезвычайных ситуаций;

- визуальный осмотр используемых органом местного самоуправления территории зданий, сооружений, помещений и оборудования на предмет соответствия требованиям Б области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В пункте 11 распоряжения проверяющее лицо не уполномочено проводить проверку по вопросам местного значения: п.8 ст.14 Закона «Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения»; п.24 ст.14 Закона «Создание, содержание и организация деятельности аварийно- спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения».

Проведя проверку и затребовав документы по вышеназванным вопросам местного значения проверяющее лицо (ФИО2) грубо нарушил требование ст.2 Федерального закона от 28.12.2008 №294-ФЗ и п.5, п. 6 административного регламента, утвержденного приказом: комитета и правопорядка и безопасности Ленинградской области от 30.08.2016 № 17.

По результатам проведенной с нарушением закона проверки ФИО2 были незаконно оформлены: Акт проверки органом государственного контроля (надзора) от 28.09.2017 № 39; Протокол об административном правонарушении от 28.09.2017 № 60; Протокол об административном правонарушении от28.09.2017 № 61; Предписание по устранению нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 28.09.2017 № 39.

Мировой судья в постановлении отмечает, что должностное лицо при проведении проверки действовала в рамках своих полномочий, в соответствии с административным регламентом, однако факт грубого нарушения должностным лицом (ФИО2) указанных правовых норм мировым судьей не учтен, в связи с чем, постановление мирового судьи от 30.10.2017г. является незаконным, необоснованным и подлежи отмене.

При рассмотрении жалоб на постановление по делу об административном правонарушении глава администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области ФИО1 жалобу поддержал и просил суд её удовлетворить по основаниям, изложенным в жалобе.

При рассмотрении жалоб на постановление по делу об административном правонарушении ведущий инженер отдела по надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций департамента по взаимодействию с органами военного управления, органами юстиции и судебными органами Комитета правопорядка и безопасности Ленинградской области ФИО2 с доводами жалобы не согласился и представил письменный отзыв, согласно которого просил суд жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения, поскольку жалоба изложена исключительно на предположениях, не имеющих нормативного подтверждения и надлежащей аргументации.

Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующему:

На основании Распоряжения Комитета правопорядка и безопасности Ленинградской области «О проведении плановой выездной проверки юридического лица (органа местного самоуправления)» от 01.08.2017 №39/5.2-11, с целью выполнения плана проведения проверок на 2017 год, доведенного до заинтересованных лиц посредством размещения на сайте Комитета, проведена проверка соблюдения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в отношении должностного лица (руководителя проверяемой организации)- главы Администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области ФИО1 Проверку проводил ведущий инженер отдела по надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций департамента по взаимодействию с органами военного управления, органами юстиции и судебными органами Комитета правопорядка и безопасности Ленинградской области ФИО2

В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и составлены: Акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица (органа местного самоуправления) от 28.09.2017 №39, Протокол №61 об административном правонарушении от 28.09.2017 в отношении должностного лица - главы Администрации Большедворского сельского поселения ФИО1, Предписание №39 по устранению нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 28.09.2017.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций- это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения; ликвидация чрезвычайных ситуаций- это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Согласно ч.2 ст.11 указанного Федерального закона органы местного самоуправления самостоятельно:

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

в) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

и) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

к) устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном п. 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона;

л) участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";

м) создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;

н) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся следующие вопросы:

- составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения (п. 1 ч.1);

- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения (п.2 ч.1);

- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (п.3 ч.1);

- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (п. 9 ч.1);

- создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания (п. 10 ч.1);

- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры (п. 12 ч.1);

- обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения (п. 14 ч.1);

- формирование архивных фондов поселения (п. 17 ч. 1);

- утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (и. 19 ч.1), за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения);

- присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре (п. 21 ч.1);

- содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства (п. 28 ч.1);

- организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении (п. 30 ч.1);

- оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин (п. 33 ч.1).

Согласно ч.3 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи - организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).

Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 10.07.2014 N 48-оз за сельскими поселениями Ленинградской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5 - 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части резервирования земель и изъятия земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществления в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдачи рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений), 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», т.е., в числе прочего, сельские поселения обязаны участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (п.8), создавать, содержать и организовывать деятельность аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения (п.24).

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей вина ФИО1 в совершении правонарушения предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ полностью нашла свое подтверждение в представленных материалах: Акте проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица (органа местного самоуправления) от 28.09.2017 №39, Протоколе №61 об административном правонарушении от 28.09.2017, Предписание №39 по устранению нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 28.09.2017.

Материалами дела и исследованными мировым судьей доказательствами с достоверностью установлено, что ФИО1, являясь должностным лицом- главой администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, нарушил обязательные требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, следовательно, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.

Доводы ФИО1 о том, что соблюдение обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не может являться предметом проверки в силу п.4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, суд считает несостоятельными поскольку:

Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Согласно п.6 и п. 15 ч.2 ст. 3 Устава Большедворского сельского поселения, принятого 19.12.2016г. №120 решением Совета депутатов Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района, следует, что к вопросам местного значения Большедворского сельского поселения относятся, в частности, «Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения» и «Создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения».

С учетом того, что полномочие по созданию, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения передано соответствующим Соглашением на уровень муниципального района, то к полномочиям Администрации Большедворского сельского поселения остается отнесенным вопрос местного значения «Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций».

Доводы заявителя о том, что запросом от 01.09.2017г. №2-19-2684/2017 Комитет затребовал информацию и документы, не относящиеся к предметам проверки, указанным в распоряжении, а также о том, что толкование и написание в распоряжении надзорного органа предмета проверки не соответствуют требованиям действующего законодательства, суд также считает несостоятельными, поскольку предметом плановой проверки являлось соблюдение органом местного самоуправления обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и проведения мероприятий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций, в запросе надзорного органа приведен исчерпывающий перечень обязательных требований подлежащих проверке, которые установлены Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, областными законами и иными нормативными правовыми актами Ленинградской области, в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п. 4 Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1418 «О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти является Министерство экономического развития Российской Федерации.

Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», зарегистрированным в Минюсте России 13.05.2009 № 13915, утверждена типовая форма распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, согласно которой предметом проверки являются, в том числе: соблюдение обязательных требований и (или) требований, установленных правовыми актами в проверяемой области деятельности; проведение мероприятий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Доводы ФИО1 о том, что у проверяющего должностного лица Комитета не имеется полномочий по проверке вопросов местного значения указанных в п.8 и п. 24 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, т.к. они не предусмотрены п. 11 распоряжения Комитета суд считает несостоятельными по следующим основаниям:

В соответствии с п. 2 ст. 77 Федеральный закон № 131-ФЗ государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения.

Согласно п.2.2 ст.77 Федерального закона № 131-ФЗ координацию деятельности органов государственного контроля (надзора) по планированию и проведению проверок в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляют органы прокуратуры.

В рамках координации деятельности форма и содержание распоряжения Комитета «О проведении плановой выездной проверки юридического лица (органа местного самоуправления) были официально согласованы надзорным органом с органами прокуратуры и признаны отвечающими требованиям действующего законодательства и приказа Министра экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с требованиями п. 11 типовой формы распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Министра экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в процессе проверки проводятся мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки, которые определены в п. 6 распоряжения Комитета от 01.08.2017 № 39/5.2- 11 «О проведении плановой выездной проверки юридического лица (органа местного самоуправления)».

Пункт 11 данного распоряжения предусматривает проведение конкретного мероприятия по контролю- анализа документов, подготовленных и реализуемых Администрацией Большедворского сельского поселения при осуществлении своих полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Именно проведение данного мероприятия по контролю (изучение полученных документов от объекта надзора) позволяет сделать вывод проверяющему должностному лицу надзорного органа о надлежащем, или не надлежащем исполнении органом местного самоуправления своих полномочий, в том числе, указанных в п. 8 и п. 24 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ. Нормы действующего законодательства не предусматривают перечисление в распоряжении всего перечня решаемых вопросов местного значения. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Надзорный орган самостоятельно принимает решение, по содержанию правового акта исходя из особенностей осуществления надзорной деятельности в рамках требований, определенных ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, в виду того, что бездействие соответствующих должностных лиц Администрации Большедворского сельского поселения на протяжении длительного времени подвергало и продолжает подвергать опасности неограниченное количество людей и способствует увеличению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, в Прокуратуру Ленинградской области, за подписью заместителя председателя Правительства Ленинградской области по безопасности ФИО3, было направлено соответствующее обращение о проведении проверки в рамках прокурорского реагирования. По результатам рассмотрения обращения Прокуратурой Ленинградской области было признано, что Комитетом правопорядка и безопасности Ленинградской области в отношении Администрации Большедворского сельского поселения был принят исчерпывающий перечень мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

Таким образом, доводы заявителя о том, что при проведении плановой проверки должностным лицом были грубо нарушены требования ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также п. 5 и и. 6 административного регламента, утверждённого приказом Комитета от 30.08.2016 №17, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы, в связи с чем суд не находит правовых оснований для её удовлетворения.

Доказательства, положенные мировым судьей в обоснование вынесенного в отношении ФИО1 постановления, в соответствии с требованиями ст.26.2 КоАП РФ являются допустимыми и достаточными.

Административное наказание назначено в пределах санкции данной статьи, с учетом обстоятельств дела, личности самого правонарушителя, смягчающих и отягчающих вину заявителя обстоятельств.

Нарушений процессуальных норм при вынесении данного постановления суд не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи в Бокситогорском районе Ленинградской области на судебном участке №3 от 30.10.2017 года по делу №5-342/2017 о признании главы администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях- оставить без изменения, а жалобу главы администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области ФИО1- без удовлетворения.

Судья: