ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3/18 от 14.02.2018 Режевской городского суда (Свердловская область)

Дело № 12-84/2017

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

14 февраля 2018 года судья Режевского городского суда Свердловской области Костенко И.М., при секретаре Борисовой Е.С., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.20.6. КоАП РФ, в отношении ФИО1, по жалобе представителя Министерства общественной безопасности Свердловской области на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Режевского судебного района Свердловской области ФИО2 от 24 ноября 2017 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Режевского судебного района Свердловской области ФИО2 от 24 ноября 2017 командир вспомогательной горноспасательной команды Акционерного общества «Сафьяновская медь» ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.6 КоАП РФ, с назначением наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Представитель Министерства общественной безопасности Свердловской области ФИО3 обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просила изменить постановление мирового судьи в части исключения из объема вменяемого правонарушения пункта 2 протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, которым определено, что нештатные аварийно-спасательные формирования АО «Сафьяновская медь» аттестованы аттестационной комиссией, не уполномоченной на право проведения аттестации указанных нештатных формирований, признать вину ФИО1 по пункту 2 протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям. В постановлении мирового судьи определено, что вспомогательная горноспасательная команда (далее - ВГК) АО «Сафьяновская медь» аттестована уполномоченной на право проведения аттестации комиссией ФУП «Военизированная горноспасательная часть» МЧС России, и данный пункт не подлежит вменению ФИО1 на основании пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (далее - Положение об аттестации), которым предусмотрено, что аттестация аварийно- спасательных служб (формирований) (структурных подразделений этих служб (формирований)), обслуживающих организации (или их представительства и филиалы), эксплуатирующие объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности федеральных органов исполнительной власти уполномоченных организаций, в которых не созданы аттестационные комиссии, осуществляется аттестационными комиссиями федеральных органов исполнительной власти или аттестационными комиссиями уполномоченных организаций, проводящими аттестацию на аналогичные по профилю и технологии ведения виды аварийно-спасательных работ. При этом, судом на основании пояснений защитника ФИО1, деятельность объектов АО «Сафьяновская медь», на которых созданы нештатные аварийно-спасательные формирования, была отнесена к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), на котором аттестационная комиссия не создана. В соответствии со сведениями, размещенными в Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом деятельности АО «Сафьяновская медь» определена добыча и обогащение медной руды. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» определенные на основании Общероссийского классификатора виды экономической деятельности, относящиеся к добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству являются промышленным производством. Вопросы по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов Положением о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российско Федерации от 05.06.2008 № 438, отнесены к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России). Таким образом, АО «Сафьяновская медь» находится в сфере деятельности Минпромторга России, у которого приказом Минпромторга России от 17.12.2014 № 2600 «Об образовании комиссии по аттестации нештатных аварийно- спасательных формирований и спасателей учреждений и организаций металлургической промышленности, входящих в ведение или в сферу деятельности Минпромторга России, аттестационная комиссия 5/8-1 создана. Именно указанной аттестационной комиссией была проведена первичная аттестация ВГК АО «Сафьяновская медь». Указанные доводы не были учтены при вынесении мировым судьей постановления. В связи с тем, что в федеральном органе исполнительной власти, к сфере деятельности которого относится деятельность АО «Сафьяновская медь», создана аттестационная комиссия, применение пункта 7 Положения об аттестации считает необоснованным. В связи с наличием в Минпромторге России аттестационной комиссии аттестация должна производиться именно ей. Аттестация комиссией ВГСЧ МЧС России не является надлежащей. Кроме того, в пункте 3.2 Положения о комиссии МЧС России по аттестации военизированных горноспасательных частей МЧС России и спасателей, входящих в состав военизированных горноспасательных частей МЧС России, утв. Приказом МЧС России от 31.12.2013 № 865 указано, что аттестационная комиссия ВГСЧ МЧС России аттестовывает ВГСЧ МЧС России спасателей, входящих в состав ВГСЧ МЧС России. Исходя из вышеизложенного, при решении вопроса об аттестации аварийно-спасательных формирований АО «Сафьяновская медь» необходимо применять положения пункта 6.2 приказа МЧС России от 20.02.2013 № 02 «Об утверждении Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя». В остальной части постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ не обжаловано.

В судебном заседании представители Министерства общественной безопасности Свердловской области ФИО3 и ФИО4 доводы жалобы поддержали.

ФИО1 и его защитник Белькова М.Б. с жалобой не согласились, полагая постановление мирового судьи законным и обоснованным.

Свидетель ФИО5 дал показания, аналогичные показаниям при рассмотрении дела мировым судьей.

Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Частью 1 ст. 20.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.

Как следует из материалов дела, в результате плановой проверки соблюдения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера, проведенной ДД.ММ.ГГГГ Министерством общественной безопасности Свердловской области, выявлены факты невыполнения Командиром вспомогательной горноспасательной команды Акционерного общества «Сафьяновская медь» ФИО1 требования норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в частности:

1. отсутствуют паспорта безопасности опасных объектов АО «Сафьяновская медь»: карьера «Сафьяновский», участка транспортирования опасных веществ, сети газопотребления ОАО «Сафьяновская медь», группы резервуаров и сливно-наливных устройств в нарушение п. 2 Приказа МЧС РФ от 04.11.2004 № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта»;

2. нештатные аварийно-спасательные формирования АО «Сафьяновская медь» аттестованы аттестационной комиссией не уполномоченной на право проведения аттестации, указанных нештатных формирований, в нарушение п. в ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, п. 1 ст. 12 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей, п. 19 Приказа МЧС РФ от 23.12.2005 № 999 Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований; п. 6.2 Приказа МЧС РФ от 20.02.2013 № 102 Об утверждении Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя;

3. у спасателей нештатных аварийно-спасательных формирований АО «Сафьяновская медь» отсутствует жетон установленного образца, в нарушение ст. 23 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей, п. 34 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1091 от 22.12.2011;

4. план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера АО «Сафьяновская медь» не согласован с Главным управлением МЧС РФ по Свердловской области, в плане действий не указаны силы и средства профессионального аварийно-спасательного формирования, а также нештатных аварийно-спасательных формирований, не прописаны действия в случае аварии или чрезвычайной ситуации, указанных формирований, в нарушение п.п. а, д ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ст. 13 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей, п. 23 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, методических рекомендаций по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий гражданской обороны для территорий и объектов.

Проанализировав имеющиеся по делу доказательства, мировой судья пришел к выводу о виновности Командира вспомогательной горноспасательной команды Акционерного общества «Сафьяновская медь» ФИО1 по пунктам 1, 3, 4 протокола об административном правонарушении, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ. В данной части постановление мирового судьи никем не обжаловано.

Одновременно с этим, мировой судья исключил из объема вменяемого правонарушения пункт 2 протокола об административном правонарушении о том, что нештатные аварийно-спасательные формирования АО «Сафьяновская медь» аттестованы аттестационной комиссией не уполномоченной на право проведения аттестации указанных нештатных формирований.

Суд считает, что такой вывод обоснован и подтвержден совокупностью доказательств, оценка и анализ которых проведены мировым судьей в соответствии с требованиями ст. ст. 26.1, 26.7, 26.11 КоАП РФ и сомнений в правильности не вызывает.

Так, мировым судьей установлено, что АО «Сафьяновская медь» является действующим юридическим лицом, эксплуатирующим опасные производственные объекты, которые зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Законом № 116-ФЗ, имеющим I, II класс опасности, в том числе участок горного капитального строительства, карьер (Сафьяновский), Рудник (Сафьяновский). Общество имеет лицензию на пользование недрами серии , вид лицензии ТЭ.

На основании приказа от 15.12.2016 № 905 в АО «Сафьяновская медь» созданы нештатные аварийно-спасательные формирования: вспомогательная горноспасательная команда (ВГК) АО «Сафьяновская медь» карьера «Сафьяновский» и вспомогательная горноспасательная команда АО «Сафьяновская медь» Подземного рудника.

ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является командиром ВГК АО «Сафьяновская медь», его должностные обязанности указаны в должностной инструкции.

Указанные ВГК аттестованы ДД.ММ.ГГГГ комиссией по аттестации нештатных аварийно-спасательных формирований и спасателей ФГУП «Военизированная горноспасательная часть» МЧС России (8-ВГСЧ/1).

Из письма заместителя руководителя Уральского Управления Ростехнадзора ФИО6 от 14.11.2017 № 18-0-10/11447 следует, что в соответствии с п. 2 приказа МЧС России от 29.11.2013 № 765 «Об утверждении порядка создания вспомогательных горноспасательных команд», ВГК создаются для локализации и ликвидации последствий аварии (чрезвычайной ситуации) в начальный период её возникновения (до прибытия профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, оказания содействия прибывшим профессиональным аварийно-спасательным службам и формированиям, а также для выполнения на опасном производственном объекте других работ, требующих применения изолирующих дыхательных препаратов. ВГК и АСФ – разные формирования по своей организации, структуре и назначению. В соответствии с п. 4 Приказа № 765, ВГК подлежат аттестации в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя». Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Порядок аттестации ВГК и АСС установлен Постановлением Правительства РФ № 1091"О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", из п. 7 которого следует, что аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) (структурных подразделений этих служб (формирований)), обслуживающих организации (или их представительства и филиалы), эксплуатирующие объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, в которых не созданы аттестационные комиссии, осуществляется аттестационными комиссиями федеральных органов исполнительной власти или аттестационными комиссиями уполномоченных организаций, проводящими аттестацию на аналогичные по профилю и технологии ведения виды аварийно-спасательных работ, а именно МЧС России. Таким образом, ВГК и АСФ должны быть аттестованы в МЧС России в установленном порядке.

Кроме того, по сообщению МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, нештатные аварийно-спасательные формирования, а в данном случае вспомогательные горноспасательные команды АО «Сафьяновская медь», подлежат аттестации на право ведения горноспасательных работ. Руководствуясь п. 6 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", при отсутствии аттестационной комиссии, созданной в данной организации, АО «Сафьяновская медь» обратилось в уполномоченную аттестационную комиссию ФГУП «ВГСЧ» МСЧ России, проводящую аттестацию на аналогичный по профилю и технологии ведения вид аварийно-спасательных работ.

Указанное объективно подтверждено показаниями свидетеля ФИО5

Из информации Министерства промышленности и торговли РФ от 14.02.2018 г. следует, что АО «Сафьяновская медь» выпускает продукцию металлургической отрасли, первичная аттестация его АСФ была проведена в марте 2015 года отраслевой комиссией по аттестации нештатных АСФ и спасателей, учреждений и организаций металлургической промышленности, входящих в ведение или сферу деятельности Минпромторга России. Первичная, очередная или внеочередная аттестация аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей проводится на основании заявки предприятия и материалов, необходимых для аттестации.

Вопреки доводам заявителя, суд считает, что информация Минпромторга России не дает оснований полагать, что проведение аттестации вспомогательных горноспасательных команд АО «Сафьяновская медь» комиссией ФГУП «ВГСЧ» МЧС России исключается, и такая аттестации подлежит проведению только комиссией при Минпромторге России.

Таким образом, мировой судья пришел к верному выводу о том, что ВГК АО «Сафьяновская медь» аттестованы уполномоченной на право проведения аттестации комиссией ФГУП «ВГСЧ» МЧС России, в связи с чем, нарушений в действиях ФИО1 в данной части не установил.

Доводы жалобы об обратном несостоятельны, поскольку опровергаются исследованными доказательствами.

Административное наказание назначено должностному лицу ФИО1 в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, с учетом требований ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ и характера совершенного административного правонарушения. Нормы материального права применены правильно, существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену вынесенных судебных актов, не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 30.6.-30.9. КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Режевского судебного района Свердловской области от 24 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу представителя Министерства общественной безопасности Свердловской области - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы могут быть обжалованы в Свердловский областной суд в порядке, предусмотренном ст.ст.30.12 – 30.14 КоАП РФ.

Судья И.М. Костенко