ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3/19 от 09.04.2019 Анадырского районного суда (Чукотский автономный округ)

Р Е Ш Е Н И Е

9 апреля 2019 года г.п.Угольные Копи

ул.Школьная,13

Судья Анадырского районного суда Чукотского автономного округа Евланова А.В., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе должностного лица на постановление о назначении административного наказания №1354 от 03.12.2018 должностному лицу – координатору проекта планово-технологического подразделения рудника, отдела по работе над проектом сухого складирования хвостов обособленного подразделения участка «Купол» АО «Чукотская горно-геологическая компания» ФИО1 по ч.5 ст.15.25 КоАП РФ, вынесенное начальником Межрайонной ИФНС России №1 по Чукотскому АО О.

у с т а н о в и л:

постановлением о назначении административного наказания №1354 от 03.12.2018, вынесенным начальником Межрайонной ИФНС России №1 по Чукотскому АО О.., должностное лицо - координатор проекта планово-технологического подразделения рудника, отдела по работе над проектом сухого складирования хвостов обособленного подразделения участка «Купол» АО «Чукотская горно-геологическая компания» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Из обжалуемого постановления следует, что АО «Чукотская горно-геологическая компания» (далее - АО «ЧГГК») 01.01.2017 были нарушены положения п.2 ч.1 ст.19 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» по обеспечению возврата в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезиденту за невыполнение на территории Российской Федерации работы по договору на оказание профессиональных услуг от 27.01.2016. Должностным лицом, ответственным за сопровождение договора на оказание профессиональных услуг от 27.01.2016, по которому у АО «Чукотская горно-геологическая компания» 01.01.2017 возникла обязанность по возврату денежных средств в размере 82 977, 00 Евро, является координатор проекта планово-технологического подразделения рудника, отдела по работе над проектом сухого складирования хвостов обособленного подразделения участка «Купол» ФИО1

Не согласившись с данным постановлением, должностное лицо ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил признать постановление незаконным и отменить его, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указал, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.15.5 КоАП РФ, поскольку срок действия договора составил с 27.01.2016 по 01.05.2017, с учетом дополнительного соглашения №2 от 17.01.2017 и дополнительного соглашения №3 от 20.01.2017, действие договора не прерывалось. Также указывает, что налоговым органом неверно определена сумма аванса по состоянию на 01.01.2017, которая составляет не 82 977 Евро, а 74 527,52 Евро, что повлекло неверное описание события административного правонарушения.

Должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности ФИО1, в судебное заседание не явился. О месте и времени слушания дела извещен в установленном законом порядке. В ходатайстве просит суд рассмотреть дело без его участия.

Представитель Межрайонной ИФНС России №1 по Чукотскому АО по доверенности ФИО2 просил суд оставить постановление о назначении административного наказания №1354 от 03.12.2018 без изменения, жалобу должностного лица ФИО1 без удовлетворения.

Выслушав представителя Межрайонной ИФНС России №1 по Чукотскому АО по доверенности ФИО2, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.5 ст.15.25 КоАП РФ, невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объективную сторону административного правонарушения образует ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения может образовать непринятие резидентом РФ предусмотренных законом мер, направленных на возвращение валюты РФ или иностранной валюты.

Субъектом административного правонарушения может являться в том числе должностное лицо.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.19 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Срок возврата денежных средств в соответствии со ст.19 Закона №173-ФЗ должен определяться на основании документов, содержащих информацию о дате окончания срока действия договора (контракта), если контрактом предусмотрено, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств по контракту, либо даты завершения всех обязательств по контракту, указываемой резидентом в паспорте сделки, если условиями контракта предусмотрено, что обязательства сторон должны быть выполнены до определенного в нем момента.

Согласно ст.20 Закона №173-ФЗ, Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами (ч.1). Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности и осуществления валютного контроля по валютным операциям между резидентами и нерезидентами (ч.2).

В силу п.8.1 Инструкции Банка России от 04.06.2012 №138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», действующей в период спорных правоотношений, при внесении изменений и (или) дополнений в контракт (кредитный договор), которые затрагивают сведения, содержащиеся в оформленном ПС (паспорте сделки), либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС (за исключением изменения информации о банке ПС), резидент направляет в банк ПС заявление о переоформлении паспорта сделки.

Согласно ст.25 Закона №173-ФЗ, резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из представленного материала следует, что Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам на основании п.1 п.4 ст.23 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», п.5.1.5 Положения «О Федеральной налоговой службе», утвержденного Постановлением Правительства от 30.09.2004 №506, Указа Президента РФ от 02.02.2016 №41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» была проведена проверка соблюдения валютного законодательства АО «ЧГГК» согласно поручению №9975201808030002 от 03.08.2018 заместителя начальника Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №5, государственного советника РФ 2 класса Г. о проведении проверки соблюдения валютного законодательства.

По результатам проведенной проверки выявлены факты нарушения АО «ЧГГК» валютного законодательства, ответственность за которые предусмотрена ч.5 ст.15.25 КоАП РФ.

27.01.2016 между АО «ЧГГК» и «BILFINGER WATER TECHNOLOGIES S.R.L. Unipersonale» (с 05.08.2016 – «Aqseptence Group S.r.l. Unipersonale») (Италия, Исполнитель) заключен договор на оказание профессиональных услуг по монтажу и вводу в эксплуатацию 4 фильтр-прессов , серийный , и связанных с ним компрессоров и ленточных конвейеров; мониторингу оборудования во время первого этапа эксплуатации конченым пользователем (Приложение «А» к договору, дополнительное соглашение №1 от 05.08.2016) (л.д.21-34, 35-38, 50-51).

Общая цена договора с учетом НДС составила 522 445 Евро (п.3.3 договора).

На основании данного договора в ПАО «Росбанк» 26.02.2016 оформлен паспорт сделки (л.д.39).

Пунктом 4.1 договора предусмотрено, что договор вступает в силу с момента его подписания и действует до выполнения услуг в полном объеме, приемки их компанией и окончательных расчетов с исполнителем, но не позднее 31.12.2016. В случае, если услуги не будут завершены в течение указанного срока, возможно подписание дополнительного соглашения о продлении срока действия договора.

По состоянию на 31.12.2016 предусмотренные договором услуги не были оказаны в полном объеме, в связи с чем стороны договора заключили:

- дополнительное соглашение №2 от 17.01.2017 к договору на оказание профессиональных услуг от 27.01.2016, которым продлено действие договора до 01.05.2017 (л.д.53-54). АО «ЧГГК» направило в АО КБ «Ситибанк» (отдел валютного контроля) заявление о переоформлении паспорта сделки от 26.02.2016 в части изменения срока действия договора (л.д.52);

- дополнительное соглашение №3 от 20.01.2017 к договору на оказание профессиональных услуг от 27.01.2016, которым внесены изменения в дополнительное соглашение №2, дополнив его пунктом 4, предусматривающим вступление дополнительного соглашения №2 в силу с момента его подписания и распространение его действия на отношения сторон, возникшие с 31.12.2016 (л.д.109). Доказательств направления заявления в АО КБ «Ситибанк» (отдел валютного контроля) о переоформлении паспорта сделки в материалах дела не имеется.

Из анализа указанных документов следует, что условия договора от 27.01.2016 не содержат сроков возврата денежных средств в случае невыполнения услуг, а также не содержит условий, предусматривающих, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств по договору. В паспорте сделки в ведомости банковского контроля по контракту от 26.02.2016, выданного 20.05.2016, в графе 6 раздела 3 указан срок исполнения обязательств по договору 31.12.2016 (л.д.55).

Исходя из анализа материалов дела, норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу, что во исполнение требований валютного законодательства и договора от 27.01.2016 в срок до 31.12.2016 АО «ЧГГК» не обеспечило возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезиденту за невыполненные работы по договору, вследствие чего в действиях должностного лица ФИО1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.15.25 КоАП РФ.

Довод в жалобе должностного лица ФИО1, что срок действия договора с учетом дополнительных соглашений №2, №3 составил с 27.01.2016 по 01.05.2017, суд полагает несостоятельным, поскольку заключение дополнительного соглашения №2 (в редакции дополнительного соглашения №3), продлившего срок действия договора, было совершено после наступления обязанности АО «ЧГГК» по возврату денежных средств, уплаченных нерезиденту за не оказанные в полном объеме услуги.

Довод должностного лица ФИО1, что сумма невозвращенных денежных средств составила 74 527,52 Евро, а не 82 977 Евро, суд полагает обоснованным, поскольку представленный им расчет сделан подробно со ссылкой на соответствующие документы. Однако данный факт не влечет отмены обжалуемого постановления.

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах, установленных санкцией ч.5 ст.15.25 КоАП РФ.

Смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств судом не установлено.

Таким образом, судом не установлено нарушений, влекущих отмену постановления о назначении административного наказания №1354 от 03.12.2018, вследствие чего суд полагает возможным оставить его без изменения, а жалобу должностного лица ФИО1 без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.30.4 - 30.8 КоАП РФ, суд

решил:

постановление о назначении административного наказания №1354 от 03.12.2018 должностному лицу – координатору проекта планово-технологического подразделения рудника, отдела по работе над проектом сухого складирования хвостов обособленного подразделения участка «Купол» АО «Чукотская горно-геологическая компания» ФИО1 по ч.5 ст.15.25 КоАП РФ, вынесенное начальником Межрайонной ИФНС России №1 по Чукотскому АО О. оставить без изменения, жалобу должностного лица ФИО1 – без удовлетворения.

Решение по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа через Анадырский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.В. Евланова