Р Е Ш Е Н И Е
с. Белозерское 13 февраля 2019 года
Судья Белозерского районного суда Курганской области Аникин С.В.,
рассмотрев жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Лесоперерабатывающий комплекс «Кособродский ДОЗ» ФИО1 на постановление начальника отдела лесного и пожарного надзора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ФИО2 № 17-11/241 от 11 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении ООО «ЛПК «Кособродский ДОЗ»,
У С Т А Н О В И Л:
Обжалуемым постановлением ООО «ЛПК «Кособродский ДОЗ» (далее – Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 42 000 рублей.
Из существа жалобы следует, что Общество несогласно с обжалуемым постановлением. Утверждает, что не допускало нарушений условий договора аренды лесного участка. Обществом в полном объёме и в установленные сроки произведена посадка лесных культур. Однако, ГКУ «Белозерское лесничество» уклоняется от подписания актов выполненных работ. Считает, что Договор аренды лесного участка не возлагает на Общество обязанность по выжиганию сухой травянистой растительности. Со ссылкой на Методические рекомендации по проведению выжигания сухой травянистой растительности, утверждённые МЧС России 23 января 2014 года № 2-4-87-1-19, такое выжигание допускается в исключительных случаях, когда для обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов, а также иных объектов инфраструктуры требуется очистка земельного участка от сухой травянистой растительности или ее остатков, при отсутствии других доступных способов очистки земель. Кроме того, Общество не имеет лицензии на осуществление мероприятия по проведению таких выжиганий.
Заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Из обжалуемого постановления следует, что Общество не выполнило в полном объёме лесовосстановительные и противопожарные мероприятия в период с 1 января по 30 июня 2018 года, предусмотренные приложением 6 к договору аренды № 22-Др отт 2 апреля 2009 года и Соглашением о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 25 марта 2016 года, а именно:
- не проведена посадка леса 39 га;
- не выполнен уход за противопожарным разрывом 1,1 км;
- профилактическое контролируемое выжигание сухой травянистой растительности выполнено на площади 8,3 га, вместо определённых договором 100 га.
В то же время, при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не учтено следующее.
Из пункта 15.21 Договора аренды следует, что об исполнении своих обязанностей по выполнению лесохозяйственных, лесовосстановительных, лесоохранных и противопожарных мероприятий Арендатор письменно извещает Арендодателя не позднее 15 дней с момента завершения работ.
Согласно извещению № 69 Общество известило о выполнении работ по уходу за противопожарными разрывами в объёме 2.23 км 4 июля 2018 года, то есть в срок, установленный п. 15.21 Договора Аренды. Данные работы приняты согласно Акту приёмки выполненных работ № 93 от 9 июля 2018 года.
Таким образом, нарушений условий Договора аренды лесного участка со стороны Общества в части выполнения работ по уходу за противопожарными разрывами суд не усматривает.
Согласно извещению № 40 Общество известило о выполнении работ по посадке лесных культур в объёме 39.4 га 7 июня 2018 года, то есть в установленный срок.
Из акта приёмки выполненных работ № 54 от 15 июня 2018 года и дополнения к нему от 20 июня 2018 года следует, что указанные работы не приняты в связи с нарушениями требований п. 40 Правил лесовосстановления, утверждённых приказом Мирнприроды России № 375 от 29 июня 2016 года, а именно использование посадочного материала, несоответствующего установленным критериям по высоте и диаметру стволика у корневой шейки.
В то же время, постановлением начальника отдела лесного и пожарного надзора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области № 17-11/220 от 29 августа 2018 года установлено, что вышеназванные нарушения не нашли своего подтверждения.
Таким образом, нарушений условий Договора аренды лесного участка со стороны общества в части выполнения работ по посадке леса суд также не усматривает.
В части невыполнения Обществом работ по профилактическому контролируемому выжиганию сухой травянистой растительности суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению выжигания сухой травянистой растительности, утверждёнными МЧС России 23 января 2014 года № 2-4-87-1-19 5. выжигание сухой травянистой растительности, а также растительных остатков на земельных участках допускается в исключительных случаях, когда для обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов, а также иных объектов инфраструктуры требуется очистка земельного участка от сухой травянистой растительности или ее остатков, при отсутствии других доступных способов очистки земель. Обязательно предварительное согласование указанных работ с подразделением пожарной охраны, органами государственного экологического надзора соответствующего субъекта Российской Федерации, органами, осуществляющими федеральный государственный надзор, охрану и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания, региональными диспетчерскими службами лесного хозяйства, а также органом местного самоуправления.
Проведение профилактического выжигания сухой травянистой растительности отнесено Договором к мероприятиям по обеспечению пожарной и санитарной безопасности в лесах.
При этом определение в Договоре изначально фиксированного объёма данных работ без учёта необходимости их проведения нельзя расценить как направленные на обеспечение пожарной безопасности. Какого-либо обоснования необходимости проведения выжигания сухой травянистой растительности в объёме именно 100 га обжалуемое постановление не содержит.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает в действиях Общества состава административного правонарушения, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу – прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л :
Постановление начальника отдела лесного и пожарного надзора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ФИО2 № 17-11/241 от 11 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ООО «ЛПК «Кособродский ДОЗ» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья С.В. Аникин