ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3/19 от 14.03.2019 Киквидзенского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 12-3/2019

РЕШЕНИЕ

по протесту на постановление об административном правонарушении

ст. Преображенская 14 марта 2019 года

Киквидзенский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Клиновской Ольги Валерьевны, единолично,

с участием заместителя прокурора Киквидзенского района Волгоградской области Кобзевой Ольги Викторовны,

должностного лица, привлечённого к административной ответственности, Дикаревой Ольги Федоровны,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Киквидзенского района Волгоградской области

на постановление врио руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Волгоградской области Пархоц Светланы Валериевны № 1-ДОВ от 22.01.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.4.2 КоАП РФ,

в отношении должностного лица – заведующей муниципальным унитарным предприятием Киквидзенского района Волгоградской области «Центральная районная аптека № 230» ДИКАРЕВОЙ ОЛЬГИ ФЕДОРОВНЫ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки РФ, зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>, русским языком владеющей,

УСТАНОВИЛ:

22.01.2019 года врио руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Волгоградской области Пархоц С.В. вынесено постановление № 1-ДОВ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.4.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица - заведующей муниципальным унитарным предприятием Киквидзенского района Волгоградской области «Центральная районная аптека № 230» Дикаревой Ольги Федоровны, которым производство по делу прекращено.

13 февраля 2019 года заместитель прокурора Киквидзенского района Волгоградской области Кобзева О.В. обратилась в суд с протестом об отмене постановления № 1-ДОВ врио руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Волгоградской области Пархоц С.В. от 22.01.2019 года по делу об административном правонарушении, указав, что данное постановление является незаконным по тем основаниям, что данное постановление возбуждено на основании постановления прокуратуры от 04.12.2018 года № 7-30-2018. Между тем, прокуратурой Киквидзенского района решение о возбуждении административного дела в порядке ст. 25.11 КоАП РФ не принималось; от указанной даты и исх. № прокуратурой в административный орган направлен материал проверки в отношении МУП «Киквидзенского района Волгоградской области «ЦРА № 230» и её директора Дикаревой О.Ф. с предложением информировать о результатах рассмотрения материалов и принятых решениях с направлением копий принятых решений. Однако решения о возбуждении либо отказе в возбуждении административного дела в прокуратуру района не поступали. Кроме того, при решении вопроса о прекращении производства по делу дана оценка не всем доказательствам, имеющимся в материалах проверки.

При проверке деятельности МУП Киквидзенского района Волгоградской области «Центральная районная аптека N 230» в части исполнения требований законодательства о здравоохранении при надлежащем обеспечении льготной категории граждан необходимыми препаратами и медицинскими изделиям прокуратурой района выявлены нарушения, которые отражены в акте проверки от 13.09.2018 года. Так, установлено отсутствие препарата «Ампициллин» в таблетках. Имели место нарушения при хранении лекарственных препаратов. В период с 06.09.2018 года по 13.09.2018 года не велось температурное картирование, записи в специальном журнале регистрации за эти дни отсутствуют.

Вместе с тем, при решении вопроса о прекращении производства по административному делу в порядке п. 2 ч. l ст. 24.5 КоАП РФ надлежащая правовая оценка всем представленным материалам не дана, а именно не решен вопрос о нарушениях ч. l ст. 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 6l-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", п. п. 10, 22, 23 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н. При оценке действий (бездействий) заведующей МУП Киквидзенского района «Центральная районная аптека N 230» приведено, что ею были сделаны запросы трём поставщикам лекарственных препаратов. Однако доказательства того, что лишь данные поставщики осуществляют деятельность на территории Российской Федерации, не представлено. Кроме того, доказательства того, что МУП «ЦРА N 230» в лице его заведующей обращалось к производителям лекарственного препарата «Ампициллин» также не имеется.

Просит отменить постановление врио руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Волгоградской области Пархоц Светланы Валериевны от 22.01.2019 года № 1-ДОВ о прекращении производства по делу в отношении должностного лица – заведующей муниципальным унитарным предприятием Киквидзенского района Волгоградской области «Центральная районная аптека № 230» Дикаревой Ольги Федоровны по ч. 1 ст. 14.4.2 КоАП РФ, материал проверки направить в административный орган для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Должностное лицо, привлечённое к административной ответственности – заведующая муниципальным унитарным предприятием Киквидзенского района Волгоградской области «Центральная районная аптека № 230» Дикарева О.Ф, в судебном заседании протест прокурора не поддержала, показав, что ею приняты все зависящие от неё меры по соблюдению правил и норм. Выявленное отсутствие лекарственного препарата «ампициллин» поясняет отказом в поставке препарата несколькими поставщиками по своевременной заявке по причине его отсутствия на складе по дефектуре производителя. Остальные недостатки устранены в ходе проведения проверки: журнал заведён, температурное картирование ведётся.

Должностное лицо административного органа, составившего протокол об административном правонарушении и вынесшего оспариваемое постановление по делу, врио руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Волгоградской области Пархоц С.В., представитель Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Волгоградской области в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. Ходатайство об отложении рассмотрения протеста прокурора судом оставлено без удовлетворения, о чём вынесено соответствующее определение.

В судебном заседании заместитель прокурора Киквидзенского района Волгоградской области Кобзева О.В., требования протеста уточнила, показав, что административным органом в материалы дела представлен протокол № 1-ДОВ от 16.01.2019 года об административном правонарушении в отношении должностного лица – заведующей муниципальным унитарным предприятием Киквидзенского района Волгоградской области «Центральная районная аптека № 230» Дикаревой Ольги Федоровны по ч. 1 ст. 14.4.2 КоАП РФ. Поскольку в постановлении о прекращении производства по делу дана оценка не всем доказательствам: отсутствие препарата «Ампициллин» в таблетках надлежащим образом не проверено обращение к производителю, имели место нарушения при хранении лекарственных препаратов. В период с 06.09.2018 года по 13.09.2018 года не велось температурное картирование, записи в специальном журнале регистрации за эти дни отсутствуют, то постановление не может быть признано законным.

Заслушав заключение прокурора, настаивающего на удовлетворении протеста, должностное лицо, привлечённое к административной ответственности, исследовав письменные материалы дела, суд полагает постановление врио руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Волгоградской области Пархоц Светланы Валериевны № 1-ДОВ от 22.01.2019 года подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 30.10 КоАП РФ, не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1 - 30.3 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Постановление получено прокурором 05.02.2019 года, протест подан 13.02.2019 года, то есть, в установленный срок.

Согласно ч. 2 ст. 30.10 КоАП РФ, протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.4 - 30.8 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.

Проверяя обоснованность доводов, содержащихся в протесте прокурора и поддержанных им в судебном заседании, судом установлены обстоятельства, являющиеся основаниями для удовлетворения жалобы, поскольку постановление вынесено с нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 ст. 14.4.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;

2) дата и место рассмотрения дела;

3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

6) мотивированное решение по делу;

7) срок и порядок обжалования постановления.

При проверке деятельности МУП Киквидзенского района Волгоградской области «Центральная районная аптека N 230» в части исполнения требований законодательства о здравоохранении при надлежащем обеспечении льготной категории граждан необходимыми препаратами и медицинскими изделиям прокуратурой района прокуратурой Киквидзенского района выявлены нижеследующие нарушения, которые отражены в акте проверки от 13.09.2018 года.

Согласно ч. 6 ст. 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать утвержденный Правительством Российской Федерации и формируемый в установленном им порядке минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

На основании Приложения N 4 к Распоряжению Правительства РФ от 23.10.2017 N 2323-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» в минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи в аптеках входит амоксициллин в капсулах или таблетках; порошок для приготовления суспензии для приема внутрь.

Однако при проверке деятельности МУП Киквидзенского района Волгоградской области «Центральная районная аптека N 230» установлено отсутствие препарат «Ампициллин» в таблетках.

Имели место нарушения при хранении лекарственных препаратов.

Частью 1 ст. 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" предусмотрено, что розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется по правилам надлежащей аптечной практики, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. ч. l, 2 ст. 58 Федеральный закон от 12.04.2010 N 61ФЗ "Об обращении лекарственных средств" хранение лекарственных средств осуществляется, в том числе, аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу п. п. 22, 23 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 31.08.2016 N 646н, для обеспечения требуемых условий хранения лекарственных препаратов в помещениях (зонах), используемых для хранения лекарственных препаратов, производителями лекарственных препаратов и организациями оптовой торговли лекарственными препаратами осуществляется изучение распределения температуры (далее температурное картирование). Температурное картирование необходимо повторять в соответствии с результатами анализа рисков, а также при изменениях в конструкции помещения (зон) или оборудования для контроля температуры. Результаты температурного картирования регистрируются в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе и (или) в электронном виде ежедневно, в том числе в выходные и праздничные дни. Журнал (карта) регистрации хранится в течение двух лет.

В нарушение обозначенных требований в период с 06.09.2018 года по 13.09.2018 года не велось температурное картирование, записи в специальном журнале регистрации за эти дни отсутствуют.

В нарушение требований п. 10 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 31.08.2016 N 646н, директором МУП не утвержден план-график проведения первичной и последующей подготовок (инструктажей) персонала.

Оборудование, относящееся к средствам измерения, в процессе эксплуатации периодической поверке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, периодическую поверку в период эксплуатации не проходит (п.38 Правил), соответствующий план - график, про ведения ремонта, технического обслуживания, поверки систем кондиционирования, холодильных камер и холодильников, систем контроля доступа, вентиляционной системы, термогигрометров и иное оборудование, используемое для регистрации температуры и влажности отсутствует (п. 39 Правил).

Вместе с тем, при решении вопроса о прекращении производства по административному делу в порядке п. 2 ч. l ст. 24.5 КоАП РФ надлежащая правовая оценка всем представленным материалам не дана, а именно не решен вопрос о нарушениях ч. l ст. 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 6l-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", п. п. 10, 22, 23 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 31.08.2016 N 646н.

При оценке действий (бездействий) заведующей МУП Киквидзенского района «Центральная районная аптека N 230» приведено, что ею были сделаны запросы трём поставщикам лекарственных препаратов. Однако доказательства того, что лишь данные поставщики осуществляют деятельность на территории Российской Федерации не представлено. Кроме того, доказательства того, что МУП «ЦРА N 230» в лице его заведующей обращалось к производителям лекарственного препарата «Ампициллин» также не имеется.

Таким образом, суд находит, что постановление о прекращении производства по делу N 1-ДОВ от 22.01.2019 года, вынесено по делу преждевременно, без объективной оценки всех имеющихся в материалах проверки доказательств.

При таких установленных судом обстоятельствах, постановление нельзя признать законным.

Выявленные процессуальные нарушения административного законодательства при вынесении постановления по делу об административном правонарушении № 1-ДОВ от 22.01.2019 года врио руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Волгоградской области Пархоц С.В. существенны и значительны.

Как следует из содержания п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

На основании изложенного, суд полагает постановление № 1-ДОВ врио руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Волгоградской области Пархоц С.В. от 22.01.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.4.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заведующей муниципальным унитарным предприятием Киквидзенского района Волгоградской области «Центральная районная аптека № 230» Дикаревой Ольги Федоровны подлежащему отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в административный орган, должностному лицу, правомочному рассматривать дело, поскольку установлено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ суд,

РЕШИЛ:

Протест прокурора Киквидзенского района удовлетворить.

Постановление № 1-ДОВ врио руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Волгоградской области Пархоц Светланы Валериевны от 22.01.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – заведующей муниципальным унитарным предприятием Киквидзенского района Волгоградской области «Центральная районная аптека № 230» Дикаревой Ольги Федоровны, отменить.

Дело возвратить на новое рассмотрение в Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Волгоградской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградский областной суд через Киквидзенский районный суд Волгоградской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Киквидзенского районного суда Клиновская О.В.