Дело № 12-3/20
Р Е Ш Е Н И Е
02 марта 2020 года город Мирный
Судья Мирнинского городского суда Архангельской области Какмышник Н.К.,
с участием должностных лиц Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации ФИО3 на постановление должностного лица Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора), государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Архангельской области ФИО1 от 16 декабря 2019 года №*** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ в отношении Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации,
установил:
постановлением главного специалиста- эксперта отдела государственного экологического надзора по Архангельской области, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Архангельской области ФИО1 №*** от 16 декабря 2019 года юридическое лицо Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (далее – ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.7 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, защитником ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ ФИО3 подана жалоба, в которой она просит данное постановление отменить, производство по делу прекратить, обосновывая свои доводы тем, что Учреждение не осуществляет эксплуатацию объектов, расположенных на площадках №№ ***, не ведет и никогда не вело на них хозяйственную деятельность. В соответствии с Уставом Учреждения от 24.05.2012, Учреждение не уполномочено на содержание объектов Министерства обороны России. Денежные лимиты на проведения работ, направленных на содержание объектов Министерства обороны Российской Федерации, Учреждению не выделяются. Обязательства, не обеспеченные бюджетными средствами, Учреждение принимать не вправе. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с целями определенными Уставом. Согласно Уставу Учреждение наделено полномочиями по учету, контролю за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, управлению и распоряжению имуществом по заданиям (решениям) Министра обороны Российской Федерации и Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. Полномочия Учреждения по заключению государственных контрактов на проведение работ по благоустройству и содержанию объектов Министерства обороны Российской Федерации Уставом не предусмотрены. Более того, в штатной структуре Учреждения отсутствуют квалифицированные специалисты для проведения соответствующих работ. Учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств (п. 9 Устава Учреждения). При этом лимиты бюджетных обязательств доводятся до Учреждения только для исполнения возложенных на него функций. Таким образом, Учреждение не может самостоятельно осуществить работы по рекультивации на указанной территории. Согласно указаниями заместителя Министра обороны Российской Федерации генерала армии ФИО4, информацию о выявленных загрязненных земельных участках, находящихся в ведении Учреждения, необходимо подавать в экологические службы Объединенного стратегического командования соответствующего округа. Такая информация регулярно направляется Учреждением в адрес экологической службы Западного военного округа, а именно: в адрес командующего Западного военного округа за исх. № *** от 14.11.2017 с просьбой дать указание экологической службе Западного военного округа; в адрес ФГУП «Оборонпромэкология» за исх. № *** от 28.02.2019; в адрес экологической службы Западного военного округа за исх. № *** от 07.03.2018, № *** от 25.12.2018, № *** от 27.05.2019. Так на письмо, направленное в адрес экологической службы Западного военного округа за исх. № 141/2-5226 от 27.05.2019 поступил ответ, согласно которому территории, на которой расположены стартовые площадки №№ 24, 25 включены в кадастр загрязненных земель Западного военного округа, следовательно, при выделении денежных средств, службой экологической безопасности Западного военного округа будет организована работа по разработке рабочей документации и заключению государственного контракта на очистку и рекультивацию загрязненной территории, на которой расположены площадки №№ ***. Кроме того, в адрес Учреждения поступил запрос начальника службы экологической безопасности о предоставлении дополнительной информации для рассмотрения вопроса об организации работ по восстановлению загрязненных земель, состоящих на учете Учреждения. Учреждением был подготовлен ответ, согласно которому в адрес экологической службы были представлены запрашиваемые сведения, в том числе и фотоматериалы. Дополнительно также было сообщено, что сведения о датах образования, источниках и причинах образования загрязнений в Учреждении отсутствуют. Также Учреждение обращает внимание на то, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области было вынесено предписание №*** от 28.06.2019, согласно которому Учреждению для устранения нарушений земельного законодательства РФ в части загрязнения нефтепродуктами земельных участков стартовых площадок №№ *** позиционного космодрома «***» установлен срок - до 03.08.2020. Данный срок еще не является истекшим. Кроме этого обращает внимание суда на то, что при отборе проб понятых либо производства видеозаписи не было, протокол в соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ не составлялся, отбор проб зафиксирован актом отбора проб почв. Таким образом, протоколы результатов измерений не отвечают требованиям, предъявляемым к такого рода доказательствам нормами КоАП РФ.
В судебное заседание защитник ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела без участия, в связи с чем дело рассмотрено без их участия.
Должностные лица Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) ФИО1 и ФИО2 при рассмотрении дела с доводами жалобы не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать. Указали, что на основании распоряжения Управления Росприроднадзора по Архангельской области о проведении плановой выездной проверки от 20.05.2019 № ***, с целью проверки соблюдения обязательных требований природоохранного законодательства, Управлением была проведена плановая выездная проверка в отношении государственного казенного учреждения «Северо-3ападное территориальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ «Северо-Западное ТУИО») Минобороны России, в ходе которой должностными лицами Управления, в присутствии представителя юридического лица по доверенности ФИО5, был осуществлен осмотр территории юридического лица, а именно земельный участок с кадастровым номером ***, на территории которого расположены стартовые площадки № *** и № *** позиционного района космодрома «***», по результатам которого было установлено, что на указанной территории обнаружены разливы нефтепродуктов. С целью установления степени загрязнения земли нефтепродуктами, специалистами ФБУ «ЦЛАТИ по СЗФО» - филиал ЦЛАТИ по Архангельской области произведен отбор 5 объединенных проб. По результатам протоколов отбора проб почвы установлено превышение содержания нефтепродуктов в почве по сравнению с фоновыми пробами от 7 до 1400 * раз. Общая площадь загрязненных земель составляет - 8833,78 квадратных метров. В ходе проведения административного расследования установлено, что земельный участок с кадастровым номером ***, на территории которого расположены площадки № ***, № *** позиционного района космодрома «***» находится в собственности Российской Федерации, правообладателем которого является ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны РФ, за которым зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования участком с 18.10.2013 года. При этом отбор проб почвы осуществлялся в ходе проведения надзорных мероприятий в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ. Считает, что именно бездействие ФГКУ «СЗТУИО» Минобороны России привело к нарушению требований природоохранного законодательства, что послужило основанием привлечения к административной ответственности.
При рассмотрении дела помощник военного Прокурора гарнизона ФИО6., подтвердил, что участвовал при проведения проверки, в его присутствии осуществлялся отбор проб, нарушений должностными лицами при проведении проверки допущено не было.
Исследовав материалы дела, заслушав ФИО1, ФИО2, свидетеля ***., прихожу к следующему.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья обязан проверить на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) земля, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу пунктов 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Такие лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее - Земельный кодекс) закреплено понятие земли, как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Земельного Кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного Кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Статья 42 Земельного кодекса РФ устанавливает обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
По смыслу указанных выше норм закона, обязанность по выполнению мероприятий по охране земель возложена наряду с собственниками на иных владельцев земельных участков, владеющих землей на установленном законом основании.
Определение субъектов владеющих землей на установленном законом основании и их перечень приведены в ст. 5 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой, собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования; землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды; обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут); правообладатели земельных участков - собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
Из ст. 74 Земельного кодекса РФ следует, что лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством
На основании ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В силу ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Часть 1 статьи 8.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.
Частью 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ земельные участки отнесены к недвижимому имуществу.
В соответствии с ч.1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия.
Признавая ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ виновным в совершении административного правонарушения, должностное лицо пришло к выводу, что юридическое лицо имело все возможности для эффективного использования предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером *** на территории которого расположены площадки №*** и №*** 1 ГИК МО РФ предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ на основании Приказа Министра Обороны РФ №1023 от 28 апреля 2012 года.Согласно выписке из Единого реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером *** находится в собственности Российской Федерации, правообладателем является ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ, за которым зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования земельным участком с 18.10.2013 года.
В соответствии с Уставом ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ, утвержденного министром обороны Российской Федерации ФИО7 от 24.05.2012 года, основной целью деятельности Учреждения является осуществление в Вооруженных Силах решения и выполнения задач, по организации учета, контролю за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министра Обороны РФ и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства Обороны. Учреждение обязано обеспечить эффективное использование предоставленного ему в безвозмездное пользование или закрепленное за ним имущество по назначению в соответствии с целями, определенными Уставом.
Приказом ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ №99 от 22 июля 2015 года здания, сооружения, в том числе спорный земельный участок передан по акту приема-передачи от 20 декабря 2016 года командиру войсковой части №*** для использования с возложением ответственности за сохранность объектов. Пользование объектами недвижимости осуществляется войсковой частью №*** на период с момента подписания акта до момента передачи объектов недвижимости военного городка на основании решения уполномоченного органа о дальнейшем распоряжении объектами недвижимости (п.4).
Войсковая часть *** находится в оперативном подчинении Воздушно-космических сил, является филиалом ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», где состоит на довольствии.
Вместе с тем, решений о передаче войсковой части, либо юридическому лицу, филиалом которого она является, земельного участка, уполномоченным органом в установленном порядке и на предусмотренном законом праве не принималось, в связи с чем, войсковая часть *** не является лицом, на которое, в соответствии с требованиями положений ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» может быть возложена обязанность по обеспечению соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Как единственный правообладатель земельного участка, ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ несет обязанности, предусмотренные земельным законодательством, тем самым является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения осмотра 04 июня 2019 года стартовых площадок №***, *** позиционного района космодрома «***» ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России установлено, что на территории площадки № ***, на земле, прилегающей справа (относительно дороги на территорию площадки № ***) к заглубленному хранилищу нефтепродуктов визуально обнаружены разливы нефтепродуктов (предположительно мазута), почва имеет черный цвет, в отдельных местах нефтепродукты находятся на поверхности в жидком состоянии (лужи). В отдельных местах нефтепродукты покрывают землю в виде корки (битума). На территории участка прилегающей справа (относительно дороги на территорию площадки № ***) расположено второе заглубленное хранилище нефтепродуктов, предположительно мазута. На земле, прилегающей к хранилищу имеются многочисленные очаги загрязнения нефтепродуктами. В очагах загрязнения почва имеет черный маслянистый цвет. Отдельные участки земли покрыты коркой засохших нефтепродуктов (битумом). На территории площадки № *** слева (относительно дороги на территорию площадки №***) расположено третье хранилище нефтепродуктов, предположительно мазута. К хранилищу примыкает естественный овраг. Дно и стенки оврага покрыты слоем засохших нефтепродуктов (битумом). Земля, примыкающая к оврагу имеет черный цвет с маслянистым оттенком. Далее в сторону реки Емца на территории имеются выходы родников, которые образуют 2 ручья впадающие в реку Емца. Далее по течению ручьев на всем протяжении до впадения в реку Емца, ручьи оборудованы 7 семью самодельными нефтяными ловушками. Берега ручьев на всем их протяжении сильно загрязнены нефтепродуктами, почва на берегах имеет черный цвет с маслянистым оттенком. На территории, прилегающей к ручьям имеются многочисленные участки загрязненные нефтепродуктами, почва на которых имеет черный цвет с маслянистым оттенком. Вблизи ручьев в воздухе присутствует запах нефтепродуктов.
С целью установления степени загрязнения земли нефтепродуктами на земельном участке с кадастровым номером ***, специалистами ФБУ «ЦЛАТИ по СЗФО» - филиал ЦЛАТИ по Архангельской области 04 июня 2019 года произведен отбор 5 объединенных проб.
По результатам протоколов отбора проб почвы от 21.06.2019 № ***, установлено превышение содержания нефтепродуктов в почве по сравнению с фоновыми пробами от 7 до 1400 раз. Общая площадь загрязненных земель составляет - 8833,78 квадратных метров.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 02 декабря 2019 года, актами осмотра территории от 04 июня 2019 года, фототаблицей, актами отбора проб почв ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Архангельской области и протоколами результатов измерений, заключением по результатам проведения лабораторных исследований, измерений, испытаний от 24 июня 2019 года, актом проверки №*** от 28 июня 2019 года.
Проанализировав вышеизложенные обстоятельства, административный орган пришел к правильному выводу о том, что ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ нарушены требования земельного законодательства РФ, поскольку, являясь правообладателем земельного участка с 18 октября 2013 года своим бездействием допустило загрязнение нефтепродуктами земельного участка и не выполнило обязанности по приведению нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования (рекультивации), совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Согласно Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. В акте проверки указываются: дата, время и место составления акта проверки; наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля; фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку; наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки; дата, время, продолжительность и место проведения проверки; сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения; сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала; подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку. К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии (чч.1, 2, 3).
Отбор проб почвы осуществлялся в ходе проведения надзорных мероприятий в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ а именно плановой выездной проверки в отношении ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России, на основании Распоряжения о проведении плановой выездной проверки от 20.05.2019 г. № *** (далее – Распоряжение).
Пунктом 11 Распоряжения установлено, что для достижения целей и задач проверки в период с 03.06.2019 по 28.06.2019 года необходимо провести отбор образцов объектов окружающей среды, объектов производственной среды и их исследование.
В соответствии с п. 4 Распоряжения, к проведению проверки привлекалась специализированная аккредитованная организация ФБУ «ЦЛАТИ по СЗФО» - филиал ЦЛАТИ по Архангельской области.
Как следует из п. 6 Распоряжения, проверка проводилась с целью выполнения пункта 16 плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год, который размещен на официальном сайте прокуратуры Архангельской области.
В ходе проверки, должностными лицами Управления, при участии помощника военного прокурора военного гарнизона ФИО6., в присутствии представителя юридического лица по доверенности ФИО5, был осуществлен осмотр территории юридического лица, а именно земельный участок с кадастровым номером ***, на территории которого расположены стартовые площадки № *** и № *** позиционного района космодрома «***», по результатам которого был составлен акт осмотра.
Отборы проб почвы производились с оформлением актов об отборе указанных проб, в присутствии представителя юридического лица по доверенности ФИО5, что подтверждается подписью представителя юридического лица.
Протоколы результатов отбора проб почвы и заключение «ЦЛАТИ» по Архангельской области получены Управлением 24.06.2019 г.
Акт проверки № *** в отношении ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России подписан 28.06.2019 г. В акте проверки описаны выявленные в ходе проверки нарушения природоохранного законодательства, включая загрязнение почвы нефтепродуктами. Акты отбора проб почвы, протоколы результатов отбора проб почвы и заключение являются приложением к акту проверки.
Согласно ч. 12 ст.16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Акт проверки и предписания, с разъяснением ч.12 ст.16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» направлены, в адрес ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России и получены последним 10 июля 2019 года.
Отборы проб почвы производились в рамках проведения плановой выездной проверки, с соблюдением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и, следовательно, определение об отборе проб почвы не выносилось, протокол, предусмотренный ст.27.10 КоАП РФ не составлялся.
Таким образом, доводы защитника ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ в жалобе о том, что отбор проб почвы был произведен с нарушением требований ст.27.10 КоАП РФ, в связи с чем, протоколы результатов измерений не отвечают требованиям, предъявляемым к такого рода доказательствам нормами КоАП РФ, несостоятельны.
Тот факт, что срок для устранения нарушений, установленный ыв предписании еще не истек, не свидетельствует об отсутствии вины Учреждения в совершении административного правонарушения.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что все положенные в основу постановления должностного лица доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости и достоверности, предусмотренным ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно положениям части 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельства выявленного административного правонарушения и виновность юридического лица в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами в их совокупности, которые получили оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Доказательства объективной невозможности соблюдения Учреждением норм законодательства в материалах дела отсутствуют, и какие-либо иные обстоятельства, исключающие его вину в совершении вменяемого правонарушения, не установлены.
Поскольку выводы должностного лица о наличии состава вменяемого административного правонарушения и виновности Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России в его совершении основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных по делу доказательствах, указанное юридическое лицо на законных основаниях было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, должностным лицом не допущено.
ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, принцип презумпции невиновности не нарушен, административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.7 КоАП РФ с учетом конкретных обстоятельств по делу и в соответствии с правилами статей 4.1 – 4.3 КоАП РФ, размер назначенного административного штрафа является минимальным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления должностного лица Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора), государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Архангельской области ФИО1 от 16 декабря 2019 года №*** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ в отношении Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и прекращения производства по делу не имеется, в том числе по доводам жалобы, в связи с чем, постановление подлежит оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, 30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление главного специалиста- эксперта отдела государственного экологического надзора по Архангельской области, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Архангельской области ФИО1 №*** от 16 декабря 2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ в отношении Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации оставить без изменения, а жалобу защитника Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России Е.В. Юхно - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.К. Камышник