КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
г. Нижний Новгород [ 00.00.0000 ]
Судья Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода Коловерова О.А., с участием ведущего специалиста-эксперта отдела надзорной деятельности МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О.5, рассмотрев жалобу Ф.И.О.1 на постановление [ № ] от [ 00.00.0000 ] г., вынесенное заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу Ф.И.О.3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 ч. 2 КоАП РФ, вынесенное в отношении директора ООО « » Ф.И.О.1
У С Т А Н О В И Л
[ 00.00.0000 ] постановлением заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О.3 директор ООО « » Ф.И.О.1 привлечен к административной ответственности по ст.15.27 ч.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
[ 00.00.0000 ] года в Нижегородский районный суд г. Н.Новгорода поступила жалоба Ф.И.О.1 об отмене указанного постановления [ № ] от [ 00.00.0000 ] года. В обосновании жалобы заявитель указал, что основанием привлечения к ответственности послужило неисполнение директором 000 « » Ф.И.О.1 требований Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма».
Актом выездной проверки от [ 00.00.0000 ] [ № ] установлено, что ООО « » является оператором по приему платежей. Указанный вывод был сделан на основании Договоров от [ 00.00.0000 ] № [ № ], от [ 00.00.0000 ] № [ № ], согласно которым 000 « » принимает на себя обязательство по оказанию в пользу Заказчика услуг по расчету, начислению и перерасчета платы за услуги Заказчика, а также по кассовому обслуживанию Заказчика, включающему прием платы за услуги и сумм пени, перечисления принятых платежей поступивших в адрес 000 « », в соответствие с условиями вышеуказанных договоров.
Согласно статье 1.6 КоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченным на то органом или должностным лицом административного наказания осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
Исходя из установленных в статье 24.1 КоАП задач производства по делам об административных правонарушениях, по каждому делу об административном правонарушении путем доказывания необходимо установить наличие события и состава административного правонарушения, лицо, совершившее противоправное деяние (субъекта административной ответственности), и вину этого лица (статья 26.1 КоАП).
Статьей 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за неисполнение директором организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
Объективная сторона правонарушения состоит в неисполнении директором организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
Согласно статье 2 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» от 07.08.2001г. № 115-ФЗ, данный Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В соответствии со статьей 3 данного закона №115-ФЗ операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
Субъектами данного правонарушения являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, перечень которых приведен в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ, и является исчерпывающим.
Федеральным законом от 03.06.2009 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» статья 5 Закона № 115-ФЗ дополнена абзацем, согласно которому к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, операторы по приему платежей.
В соответствии с понятиями, приведенными в статье 2 Федерального закона от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежным агентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент (п. 3).
Оператор по приему платежей - платежный агент - это юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (п. 4).
Согласно части 1 статьи 3 указанного закона № 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В соответствие со статьей 1 Закона № 103-ФЗ положения Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов осуществляемых в безналичном порядке.
Между 000 « » и управляющими компаниями действительно заключены Договоры, согласно которых оказываются услуги по расчету, начислению и перерасчету платы за услуги Заказчика, а также по кассовому обслуживанию Заказчика, включающему прием платы за услуги и сумм пени, перечисления принятых платежей поступивших в адрес ООО « », в соответствие с условиями вышеуказанных договоров.
Однако поступление денежных средств на расчетный счет ООО « » происходит только в безналичном порядке на основании заключенных договоров с ЗАО « » (Договор [ № ] от [ 00.00.0000 ] г)., с ЗАО « » (Договор [ № ] от [ 00.00.0000 ] г., договор [ № ] от [ 00.00.0000 ] г.), с ФГУП « » (договор № [ № ] от [ 00.00.0000 ] г.), с Саратовским отделением [ № ] Сбербанка России ОАО (Договор [ № ] от [ 00.00.0000 ] г.). Согласно указанных Договоров кредитные организации и Почта России берут на себя обязательства по приему от физических лиц платежей за коммунальные услуги в пользу ООО « ».
В связи с тем, что все расчеты осуществляются в безналичном расчете к ООО « » не применяется Федеральный закон от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», а, следовательно, и не является субъектом Федерального закона № 115-ФЗ.
Таким образом, заявитель считает, что отсутствует состав правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
В соответствие со статьей 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ постановление по
делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из
обстоятельств, предусмотренных 24.5 настоящего Кодекса подлежит отмене.
Просит признать незаконным и отменить постановление [ № ] по делу об административном правонарушении от [ 00.00.0000 ] о привлечении Ф.И.О.1 к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 рублей, вынесенного МРУ Росфинмониторинга по ПФО и производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Согласно ст. 30.3 ч. 1,2 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.
Поскольку обжалуемое постановление Ф.И.О.1 получил [ 00.00.0000 ] года, срок обжалования им пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению.
В судебное заседание заявитель Ф.И.О.1, его представитель Ф.И.О.4 будучи извещенными надлежащим образом, а именно телефонограммой, не прибыли. Суд считает, что рассмотрение жалобы возможно без их участия.
Представитель МРУ Росфинмониторинга по ПФО по доверенности Ф.И.О.5 в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, считает вынесенное постановление законным и обоснованным.
Суд, изучив доводы жалобы, а также материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 ч.3 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Из представленных материалов следует, что протокол об административном правонарушении в отношении директора 000 « » Ф.И.О.1 по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ составлен [ 00.00.0000 ] уполномоченным должностным лицом МРУ Росфинмониторинга по ПФО специалистом 1 разряда отдела надзорной деятельности Ф.И.О.6 Протокол составлен в отсутствии привлекаемого лица при наличии сведений его надлежащего уведомления.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно приказа [ № ] от [ 00.00.0000 ] Ф.И.О.1 вступил в должность директора общества ООО « »
В соответствии с ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст. 15. 27 КоАП РФ.
Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ, являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, исчерпывающий перечень которых приведен в ст. 5 Федерального закона №115-ФЗ, и их должностные лица.
К организациям, указанным в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ относятся, в том числе операторы по приему платежей.
Основным нормативно-правовым актом, который регулирует правовую основу отношений, возникающих в сфере операций по приему платежей, является Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Так, ст.2 Федерального закона № 103-ФЗ определены основные понятия, в том числе дано определение оператора по приему платежей - платежного агента – юридического лица, заключившего с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях Федерального закона №103-Ф3 признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (ст. 3 Федерального закона №103-Ф3)
Таким образом, для признания организации оператором по приему платежей необходимо императивное выполнение единственного условия – наличия договора с поставщиком услуги, согласно которому платежный агент принимает на себя обязательства по приему денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В ходе проверки установлено, что 000 « » заключены агентские договоры с двумя управляющими организациями - 000 « », 000 « ».
Таким образом, 000 « » может быть посредником между населением и управляющей организацией в части получения денежных средств за жилое помещение и коммунальные услуги только если 000 « » является оператором по приему платежей; банковским платежным агентом, осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Понятие банковского платежного агента отражено в ст. 3 ФЗ №161-ФЗ: «банковский платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом».
В соответствии со ст. 14 ФЗ №161-ФЗ кредитная организация вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента только при осуществлении последним деятельности по приему денежных средств от населения от имени этой кредитной организации.
Как усматривается из материалов проверки, у ООО « » отсутствует договор на прием денежных средств от имени кредитной организации, равно как ООО « » не осуществляет деятельности по приему денежных средств от имени какой-либо кредитной организации и также 000 « » не соответствует обязательным требованиям, предъявляемым к банковским платежным субагентам, установленным п. 3 ст. 14 ФЗ №161-ФЗ.
Таким образом, учитывая, что ООО « » является получателем денежных средств населения за коммунальные услуги и жилое помещения, учитывая, что он не является ни ресурсоснабжающей организацией, ни ТСЖ, ни управляющей компанией, ни банковским платежным агентом, 000 « » в соответствии с ч.7.1 ст. 155 ЖК РФ является оператором по приему платежей.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что 000 « » заключен ряд договоров с организациями, оказывающими услуги собственникам помещений (водоснабжение, вывоз ТБО, содержание и ремонт помещений), то есть являющихся поставщиками услуг, в частности, договоры от [ 00.00.0000 ] № [ № ], от [ 00.00.0000 ] № [ № ], согласно которым 000 « » принимает на себя обязательство по оказанию в пользу Заказчика услуг по расчету, начислению и перерасчету платы за услуги Заказчика, а также по кассовому обслуживанию Заказчика, включающему прием платы за услуги и сумм пени, перечисление принятых платежей поступивших в адрес ООО « », в соответствии с условиями вышеуказанных договоров.
Так, согласно договора от [ 00.00.0000 ] [ № ] заключенного с 000 « », 000 « » является третьей стороной (исполнителем) во взаимоотношениях между поставщиками услуг и ее потребителями (собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме).
Следует отметить также, что согласно приложения [ № ] к договору от [ 00.00.0000 ] [ № ] с населения взимается 2,51% с суммы денежных средств, принимаемых от физических лиц за жилищно-коммунальные услуги.
Денежные средства, поступающие в 000 « » от населения, перечисляются в адрес организаций, непосредственно оказывающих услуги по содержанию и ремонту многоквартирных домов, таким как 000 « », 000 « » и др.
Согласно счетам за коммунальные услуги и жилое помещение, имеющиеся в материалах дела получателем денежных средств является ООО « » и денежные средства, которые предназначены для оплаты услуг, осуществленных управляющими организациями, поступают на расчетный счет 000 « », таким образом, 000 « » осуществляет прием денежных средств физических лиц за услуги, которые предоставляют поставщики услуг, и соответственно является оператором по приему денежных средств в соответствии с положениями ФЗ №103-Ф3.
Анализ обязательств и отношений сторон, по договорам на оказание услуг по расчетному и кассовому обслуживанию показывает, что деятельность сторон направлена на прием 000 « » от плательщиков (физических лиц) денежных средств и, последующее исполнение 000 « » денежных обязательств перед поставщиками коммунальных ресурсов по многоквартирным домам по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление последующих расчетов с Заказчиками.
Таким образом, 000 « » в силу имеющихся договорных отношений на прием денежных средств за коммунальные услуги и иных документов, имеющихся в материалах административного дела, является оператором по приему платежей.
Кроме того, следует также отметить, что согласно ч.7 ст.4 Федерального закона № 103-ФЗ оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц - платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Согласно ч. 3 ст.2 Федерального закона № 103-ФЗ платежным агентом может выступать как оператор по приему платежей, так и платежный субагент, которым в соответствии с ч.4 той же статьи выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключивший с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Так, согласно Договора от [ 00.00.0000 ] № [ № ], заключенного между ООО « » и ООО « », Заявитель самостоятельно или с привлечением сторонней организации ведет работу по организации расчетов с потребителями.
В рамках данного договора ООО « » заключило субагентский договор от [ 00.00.0000 ] № [ № ] с УФПС Саратовской области -филиала ФГУП « », согласно п.1.1 которого ООО поручило агенту обязательство по совершению от его имени и за его счет оказания услуг по приему от населения (плательщиков) платежей за коммунальные услуги в ОПС [ адрес ] и их перечислению на счет 00 .
Таким образом, ООО « », являясь оператором по приему платежей, воспользовалось правом в соответствии с ч.7 ст.4 Федерального закона № 103-ФЗ, т.е. признало себя оператором по приему платежей.
На основании изложенного, 000 « », относящееся в силу документов из материалов административного дела к операторам по приему платежей, относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, поименованным в ст.5 Федерального закона №115-ФЗ, т.е. является субъектом сферы применения Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, а, следовательно, и субъектом административного правонарушения по ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ.
В соответствии с п.п. 10.6, 10.7 ст. 10 Устава 000 « », утвержденного решением единственного учредителя от [ 00.00.0000 ] и иных учредительных документов единоличным исполнительным органом и лицом, осуществляющим руководство текущей деятельностью Общества, является директор.
Согласно имеющихся материалов дела (выписка из ЕГРЮЛ от [ 00.00.0000 ] , решение единственного учредителя 000 « » от [ 00.00.0000 ] № [ № ],. приказ от [ 00.00.0000 ] № [ № ]) директором 000 « » является Ф.И.О.1, который осуществляя текущее руководство деятельностью Общества, обязан был обеспечить соблюдение возглавляемой им организацией требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, однако Ф.И.О.1 не предпринял всех необходимых мер в указанных целях, что подтверждается изложенными выше фактами и материалами административного дела.
Кроме того, заявителем не оспаривается постановление административного органа по существу.
Обжалуемое постановление вынесено надлежащим лицом с учетом требований ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ после исследования всех доказательств, имеющихся в материалах дела, которые полно и всесторонне сопоставлены и оценены в совокупности, что соответствует положениям ст.26.11 КоАП РФ.
Назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи.
Наказание определено в пределах санкции ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ в минимальном ее пределе.
Суд апелляционной инстанции находит постановление [ № ] по делу об административном правонарушении от [ 00.00.0000 ] о привлечении Ф.И.О.1 к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 рублей, вынесенного МРУ Росфинмониторинга по ПФО законным и обоснованным, основания для изменения или отмены указанного постановления отсутствуют.
Процессуальных нарушений со стороны должностных лиц МРУ Росфинмониторинга по ПФО, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено.
С учетом изложенного, и руководствуясь ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л
Постановление [ № ] от [ 00.00.0000 ] г., вынесенное заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу Ф.И.О.3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 ч. 2 КоАП РФ, в отношении директора ООО « » Ф.И.О.1 - оставить без изменения, жалобу Ф.И.О.1 без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья: О.А. Коловерова