ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3/2014 от 14.01.2014 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

 Дело № 12-322/2013

 Р Е Ш Е Н И Е

 г. Златоуст 14 января 2014 года

 Судья Златоустовского городского суда Челябинской области Обвинцева Л.Ю., при секретаре Комиссаровой О.Б.,

 с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Ситниковой А.М.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Златоустовского городского суда Челябинской области (г. Златоуст, ул. Ковшова, 33) жалобу Ситниковой А.М., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>, заведующей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №, расположенного по адресу <адрес>

 на постановление государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО3 № 1012/1013/1014 от 28 ноября 2013 года о привлечении Ситниковой А.М. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1, ч. 3 и ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ),

 у с т а н о в и л:

 Заведующая Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № (далее по тексту – МБДОУ детский сад №17) Ситникова А.М. обратилась в суд с жалобой на постановление №1012/1013/1014 о назначении административного наказания от 28 ноября 2013 года, вынесенное государственным инспектором Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО3, по которому она признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, ч. 3 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.

 В обоснование своих доводов Ситникова А.М. сослалась на то, что с постановлением не согласна, считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.

 В кратчайшие сроки были приняты все меры для устранения выявленных в ходе проверки нарушений по протоколам №№1012, 1013, 1014 от 15 ноября 2013 года, все нарушения были устранены в полном объеме на момент составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается представленными фотографиями. Ранее к административной ответственности не привлекалась. Нарушения, установленные в ходе проверки, выявлены впервые и ранее не предлагались к устранению, на момент вынесения постановления нарушения были устранены. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ею предпринимаются меры по соблюдению требований пожарной безопасности.

 Полагает, что вменяемое ей административное правонарушение не повлекло каких-либо вредных последствий и возникновения существенной угрозы охраняемым общественным интересам. Считает, что несоразмерность санкции характеру и степени общественной опасности вменяемого административного правонарушения очевидна, вынесение устного замечания будет являться достаточной мерой по отношению к нему для предупреждения правонарушений в будущем.

 ?

 В судебном заседании Ситникова А.М. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней мотивам. Суду пояснила, что на момент вынесения постановления должностным лицом все нарушения требований пожарной безопасности, выявленные при проверке, устранены. Она руководит детским садом с 1995 года, к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в последнее время не привлекалась.

 Представитель ГУ МЧС России по Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещались.

 Заслушав Ситникову А.М., исследовав материалы дела, судья находит доводы жалобы Ситниковой А.М. заслуживающими внимания по следующим основаниям.

 Согласно постановлению государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО3 № 1012/1013/1014 от 28 ноября 2013 года должностное лицо заведующая МБДОУ детский сад № Ситникова А.М. 15 ноября 2013 года в 09 часов 30 минут при эксплуатации территории, здания, помещений детского сада по адресу: <адрес>, нарушила требования пожарной безопасности и признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, ч. 3 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.

 Из материалов дела следует, что 28 октября 2013 года с 14.40 часов до 15.10 часов, 08 ноября 2013 года с 11.15 часов по 12.45 часов, 15 ноября 2013 года с 09 часов 00 минут до 09 часов 30 минут на основании распоряжения главного государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО5 № 509 от 11 октября 2013 года с целью исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок на 2013 год проводилась плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в отношении территории, зданий, помещений детского сада № по адресу <адрес>.

 В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности при эксплуатации помещений     МБДОУ детский сад № по вышеуказанному адресу.

 По результатам проверки составлен акт № 509 от 15 ноября 2013 года и протоколы об административном правонарушении № 1012/1013/2014 от 15 ноября 2013 года, согласно которым должностное лицо заведующая МБДОУ детский сад № Ситникова А.М. 15 ноября 2013 года в 09 часов 30 минут при эксплуатации территории, здания, помещений МБДОУ детский сад № по адресу: <адрес>, нарушила требования пожарной безопасности:

 № 1012:

 1 - Отсутствуют записи о проведении ежеквартальных проверках и ежегодном техническом обслуживании в паспортах огнетушителей и в журнале учета и технического обслуживания огнетушителей (ППР п. 478, СП 9.13130.2009 п. 4.5.1);

     2 - Отсутствует знак места нахождения ручного пожарного извещателя, размещенного на площадке лестничной клетки (№1 по тех. паспорту, 2 этаж) (НПБ 160-97 п.1.1, п. 1.2);

     3 - В помещении диспетчерского пункта (№ 13 по тех. паспорту, 1 этаж), т.е. в помещении в котором расположен приемно-контрольный прибор, прибор управления автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, не обеспечено наличие инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности вышеуказанных установок (п. 64 ППР);

     4- Противопожарная дверь, отделяющая помещения подвала от первого этажа (№ 10 по тех. паспорту, 1 этаж) не оборудована устройством для самозакрывания (Федеральный закон №123 – ФЗ от 22 июля 2008 года ч. 8 ст. 88);

 5 – Противопожарная дверь электрощитовой (№2 по тех. паспорту, подвал) не оборудована устройством для самозакрывания (Федеральный закон №123 – ФЗ от 22 июля 2008 года ч. 8 ст. 88);

         6 - На противопожарной двери помещения электрощитовой (№ 2 по тех. паспорту, подвал) отсутствуют обозначения категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях ПБ", данное помещение подлежит категорированию в соответствии с СП 12.13130 (ППР п. 20; СП 4.13130 п. 5.1.2, п. 5.2.6);

         7 - На двери помещения (№ 3 по тех. паспорту, подвал) кладовой (хранение негорючих материалов) отсутствуют обозначения категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях ПБ", данное помещение подлежит категорированию в соответствии с СП 12.13130 (ППР п. 20; СП 4.13130 п. 5.1.2, п. 5.2.6);

         8 - На двери помещения (№ 5 по тех. паспорту, подвал) кладовой (хранение негорючих материалов) отсутствуют обозначения категории по взрывопожарной и пожаркой опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях ПБ", данное помещение подлежит категорированию в соответствии с СП 12.13130 (ППР п. 20; СП 4.13130 п. 5.1.2, п. 5.2.6);

         9 - На двери помещения прачечной (№ 6 по тех. паспорту, подвал) (хранение негорючих материалов) отсутствуют обозначения категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях ПБ", данное помещение подлежит категорированию в соответствии с СП 12.13130 (ППР п. 20; СП 4.13130 п. 5.1.2, п. 5.2.6);

         10 - На двери помещения (№ 18 по тех. паспорту, 1 этаж) кладовой (хранение игрушек, вещей, коробок) отсутствуют обозначения категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях ПБ”, данное помещение подлежит категорированию в соответствии с СП 12.13130 (ППР п. 20; СП 4.13130 п. 5.1.2, п. 5.2.6);

         11 - На двери помещения (№ 3 по тех. паспорту, 1 этаж) кладовой (хранение игрушек) отсутствуют обозначения категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях ПБ", данное помещение подлежит категорированию в соответствии с СП 12.13130 (ППР п. 20; СП 4.13130 п. 5.1.2, п. 5.2.6);

         12 - На двери помещения (№ 8 по тех. паспорту, 2 этаж) кладовой (хранение игрушек, постельных принадлежностей) отсутствуют обозначения категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях ПБ", данное помещение подлежит категорированию в соответствии с СП 12.13130 (ППР п. 20; СП 4.13130 п. 5.1.2, п. 5.2.6);

         13 - В помещении кладовой (№ 8 по тех. паспорту, 2 этаж) не проведены работы по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся зазоров в месте пересечения противопожарной преграды (перекрытия) инженерными и технологическими коммуникациями (трубой) (ППР п. 22);

 14 - Отделка стен в помещении кладовой (№ 8 по тех. паспорту, 2 этаж)

 выполнена материалами (пластиковые щиты) с классом пожарной опасности выше чем класс КМ2 (сертификат или иная техническая, документация, содержащие сведения о свойствах пожарной опасности материала, отсутствуют) (Федеральный закон №123- ФЗ от 22 июля 2008 года ст. 134 ч. 7, ст. 145 ч. 4);

     15 - В помещении кладовой (№ 8 по тех. паспорту, 2 этаж) покрытие пола выполнено материалом (линолеум) с классом пожарной опасности выше чем класс КМ2 (сертификат или иная техническая документация, содержащие сведения с свойствах пожарной опасности материала, отсутствуют) (Федеральный закон №123- ФЗ от 22 июля 2008 года ст. 134 ч. 7, ст. 145 ч. 4), за что предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

 № 1013:

 1 – В помещении кладовой (№8 по тех. паспорту, 2 этаж) электрический светильник эксплуатируется не в защищенном исполнении (без стеклянного колпака) (ППБ – 101-89 п. 2.3.5, ППР п. 42 «в»), за что предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ.

 №1014

         1 – Отсутствует эвакуационное освещение необходимое для освещения путей эвакуации на случай нарушения питания основного (рабочего) освещения на первом этаже (в коридорах и проходах по маршруту эвакуации, в зоне каждого изменения направления маршрута, перед каждым эвакуационным выходом, в местах размещения плана эвакуации, в местах размещения первичных средств пожаротушения) (СП 1.13130.2009 п. 4.3.1, СП 52.13330.2011 п. 7.104, п. 105; СНиП 23-05-95 п. 7.62);

         2 - Отсутствует эвакуационное освещение необходимое для освещения путей эвакуации на случай нарушения питания основного (рабочего) освещения на втором этаже (в коридорах и проходах по маршруту эвакуации, в зоне каждого изменения направления маршрута, перед каждым эвакуационным выходом, в местах размещения плана эвакуации, в местах размещения первичных средств пожаротушения) (СП 1.13130.2009 п. 4.3.1, СП 52.13330.2011 п. 7.104, п. 105; СНиП 23-05-95 п. 7.62);

         3 - Отсутствует эвакуационное освещение необходимое для освещения путей эвакуации на случай нарушения питания основного (рабочего) освещения (на лестничных маршах лестничной клетки №9 по тех. паспорту-1 эт., № 1 по тех. паспорту-2эт.) (СП 1.13130.2009 п. 4.3.1, СП 52.13330.2011 п. 7.104, п. 105; СНиП 23-05-95 п. 7.62);

         4 - Ширина двери тамбура эвакуационного выхода на наружную открытую лестницу из помещения (№13 по тех. паспорту, 2 этаж) составляет 0,75 м, при требуемом 0,8 м (Федеральный закон №123 – ФЗ от 22 июля 2008 года ст. 4.ч. 4; СП 1.13130.2009 п. 4.2.5, СНиП II-А-5-62 п. 4.2);

         5 - Ширина двери тамбура эвакуационного выхода на наружную открытую лестницу из помещения (№5 по тех. паспорту, 2 этаж) составляет 0,75 м, при требуемом 0,8 м (Федеральный закон №123 – ФЗ от 22 июля 2008 года ст. 4.ч. 4; СП 1.13130.2009 п. 4.2.5, СНиП II-А-5-62 п. 4.2), за что предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

 С протоколами об административном правонарушении заведующая МБДОУ детский сад № Ситникова А.М. ознакомлена 15 ноября 2013 года, права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ ей разъяснены, по существу протоколов пояснила следующее:

 по протоколу №1012 от 15 ноября 2013 года указала, что обозначение категории сделаны, доводчики установлены, знак пожарного извещателя прикреплён, заполнены паспорта огнетушителей и журнал учёта о ежеквартальной и годовой проверке, инструкция имеется, горючая отдела кладовой, пола, стен убрана (л.д. 13);

 по протоколу №1013 от 15 ноября 2013 года указала, что светильник имеет стеклянный колпак, проводилась замена ламп (л.д. 14);

 по протоколу №1014 от 15 ноября 2013 года указала, что закуплены светильники, ширина тамбура приведена в соответствии с требованиями 0,8 м (л.д. 15).

 Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

 Согласно статьи 2 Федерального закона № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

 В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

 Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, действует в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров.

 Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, предусмотрены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 (далее по тексту «Правила противопожарного режима в РФ», ППР в РФ).

 К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

 Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрено административное наказание за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.6 КоАП РФ, частями 3-8 ст. 20.4 КоАП РФ.

 Часть 3 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.

 Частью 4 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

 Согласно п. 478 ППР руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей.

 Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы.

 В соответствии с п. 4.5.1 СП 9.13130.2009 о проведении технического обслуживания делается отметка в паспорте, на корпусе (с помощью этикетки или бирки) огнетушителя и производится запись в специальном журнале (п. 4.5.4 приложение Г).

 Вместе с тем, из акта проверки следует, что отсутствовали записи о проведении ежеквартальных проверок и ежегодном техническом обслуживании в паспортах огнетушителей и в журнале учета и технического обслуживания огнетушителей (нарушение по п. 1 по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).

 В соответствии с п. 1.1 НПБ 160-97 применение сигнальных цветов и знаков пожарной безопасности обязательно для организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности на всей территории Российской Федерации.

 Выбор вида, типоразмера, количества и мест расположения знаков, а также сигнальных цветов для конкретных условий должен осуществлялся в соответствии с настоящими нормами, действующими стандартами, строительными нормами и правилами, правилами пожарной безопасности, в порядке реализации мер пожарной безопасности по согласованию с Государственной противопожарной службой (ГПС) МВД России.

 Согласно п. 1.2 НПБ 160-97 сигнальные цвета следует использовать для:

 внешнего оформления знаков пожарной безопасности;

 обозначения мест размещения пожарной техники, мест нахождения кнопок ручного пуска установок пожарной автоматики, систем противодымной защиты, мест нахождения средств индивидуальной защиты, самоспасания и т.п.;

 обозначения путей эвакуации, а также границ зон путей эвакуации, которые не допускается загромождать или использовать для складирования.

 В нарушение вышеуказанных положений на момент проверки отсутствовал знак места нахождения ручного пожарного извещателя, размещенного на площадке лестничной клетки (нарушения по п. 2 по ч. 1 по ст. 20.4 КоАП РФ).

 В соответствии с п. 64 ППР РФ руководитель организации обеспечивает наличие в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта.

 В помещении диспетчерского пункта (№13 по тех. паспорту, 1 этаж) не обеспечено, на момент проверки, наличие инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности приемно – контрольного прибора (нарушение по п. 3 по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).

 Согласно ч. 8 ст. 88 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., окна в противопожарных преградах должны быть неоткрывающимися, а противопожарные двери и ворота должны иметь устройства для самозакрывания. Противопожарные двери, ворота, шторы, люки и клапаны, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.

 Вместе с тем, на момент проверки, противопожарная дверь электрощитовой, и дверь, отделяющая помещения подвала от первого этажа не оборудованы устройством для самозакрывания (нарушения по п.п. 4, 5 по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).

 В соответствии с п. 20 ППР руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

 В соответствии с п. 5.1.2 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» размещаемые в общественных и жилых зданиях помещения производственного, складского и технического назначения (мастерские, лаборатории, кладовые и технические помещения, автостоянки, котельные, и т.п.) подлежат категорированию по взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с СП 12.13130.

 Согласно п. 5.2.6 СП 4.13130.2013 предусматриваемые в составе объектов классов Ф1.1 и Ф1.2 пищеблоки, а также части зданий, группы помещений, либо отдельные помещения производственного, складского и технического назначения (прачечные, гладильные, мастерские, кладовые, электрощитовые т.д.), за исключением помещений категорий В4 и Д, следует выделять противопожарными стенами не ниже 2-го типа (перегородками 1-го типа) и перекрытиями не ниже 3-го типа (в зданиях I степени огнестойкости – перекрытиями 2-го типа).

 В нарушение вышеуказанных норм на дверях помещений МБДОУ детский сад № отсутствовали обозначения категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требования ПБ» (нарушения по п.п. 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).

 Согласно ППР 22 руководитель организации организует проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями.

 Вместе с тем, на момент проверки в помещении кладовой (№8 по тех. паспорту, 2 этаж) не проведены работы по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся зазоров в месте пересечения противопожарной преграды (перекрытия) инженерными и технологическими коммуникациями (трубой) (нарушения по п. 13 по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).

 Ст. 134 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. предусматривает требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях, при этом строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности.

 В соответствии со ст. 32 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. проверенное здание, помещения относятся к функциональному классу пожарной опасности Ф1.1.

 В силу ч. 7 ст. 134 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. в спальных и палатных помещениях, а также в помещениях зданий дошкольных образовательных организаций подкласса Ф1.1 не допускается применять декоративно-отделочные материалы и покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2 (на момент проверки сертификаты соответствия на отделочные материалы не представлены по нарушениям, указанным в п.п. 14, 15 по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).

 Согласно подп. «в» п. 42 ППР в РФ, запрещается обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.

 В соответствии с п. 2.3.5 ППБ 101-89, производственных, складских и других помещениях с наличием горючих материалов, а также материалов и изделий в сгораемой упаковке, электрические светильники должны иметь закрытое или защищенное исполнение (со стеклянными колпаками).

 На момент проверки в помещении кладовой (№8 по тех. паспорту, 2 этаж) электрический светильник эксплуатировался не в защищённом исполнении (без стеклянного колпака) (нарушение по п. 1 по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).

 Согласно п. 4.3.1 СП 1.13130.2009, в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями (в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639).

 Как следует в соответствии с п.7.104 СП 52.13330.2011, аварийное освещение подразделяется на эвакуационное и резервное.

 Эвакуационное освещение подразделяется на: освещение путей эвакуации, эвакуационное освещение зон повышенной опасности и эвакуационное освещение больших площадей (антипаническое освещение).

 Аварийное освещение предусматривается на случай нарушения питания основного (рабочего) освещения и подключается к источнику питания, не зависимому от источника питания рабочего освещения.

 Пунктом 7.105 СП 52.13330.2011 установлено, что освещение путей эвакуации в помещениях или в местах производства работ вне зданий следует предусматривать по маршрутам эвакуации: в коридорах и проходах по маршруту эвакуации; в местах изменения (перепада) уровня пола или покрытия; в зоне каждого изменения направления маршрута; при пересечении проходов и коридоров; на лестничных маршах, при этом каждая ступень должна быть освещена прямым светом; перед каждым эвакуационным выходом; перед каждым пунктом медицинской помощи; в местах размещения средств экстренной связи и других средств, предназначенных для оповещения о чрезвычайной ситуации; в местах размещения первичных средств пожаротушения; в местах размещения плана эвакуации (на момент проверки эвакуационное освещение в местах размещения первичных средств пожаротушения было смонтировано не в полном объеме – п.п. 11, 12 по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).

 Согласно п. 7.62 СНиП 23-05-95 объемные монументы, памятники, малые архитектурные формы, имеющие многосторонний обзор, следует освещать с двух-трех сторон с четко выраженным основным направлением светового потока, определяющим расчетную плоскость, которая композиционно должна быть связана с главным направлением восприятия объекта.

 На момент проверки отсутствовало эвакуационное освещение необходимое для освещения путей эвакуации на случай нарушения питания основного (рабочего) освещения (нарушения по п. п. 1, 2, 3 по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).

 В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона №123 от 22 июля 2008 года, в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

 Согласно п. 4.2.5 СП 1.13130.2009 высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина выходов в свету - не менее 0,8 м, за исключением специально оговоренных случаев.

 Ширина выходов из лестничных клеток наружу, а также выходов из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее требуемой или ширины марша лестницы, за исключением специально оговоренных случаев.

 Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком (п. 4.2.5 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639)

 В силу п. 4.2 СНиП II-А-5-62 суммарная ширина лестничных маршей в зависимости от количества людей, находящихся на наиболее населенном этаже, хроме первого, а также ширина дверей, коридоров или проходов на путях эвакуации во всех пажах должны приниматься из расчета не менее 0.6 м на 100 человек.

 На момент проверки ширина двери тамбура эвакуационного выхода на наружную открытую лестницу из помещений №5 и №13 по тех. паспорту, 2 этаж, составляет 0, 75 м, при требуемом 0,8 м (нарушения по п.п. 4.5 по ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ).

 Таким образом, все нарушения, указанные в акте проверки имели место на момент проверки учреждения государственным инспектором.

 Статья 37 Федерального закона № 69-ФЗ содержит перечень прав и обязанностей организаций в области пожарной безопасности, руководители которых в том числе осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

 На основании приказа ГорУО №54 от 22 августа 1995 года Ситникова А.М. назначена заведующей МБДОУ детский сад № с 02 августа 1995 года (л.д. 16).

 В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

 Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ Ситникова А.М. является должностным лицом.

 Государственный инспектор установив, что Ситникова А.М. является заведующей МБДОУ детский сад № обоснованно пришел к выводу, что Ситникова А.М. ненадлежащим образом исполняет возложенные на неё функции в связи с чем, как должностное лицо, должна нести ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

 Вывод государственного инспектора о доказанности вины Ситниковой А.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4, ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ, является правильным, сделан с учетом всех имеющихся в материалах дела доказательств, которые получили надлежащую оценку в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, на основании всестороннего, полного, объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

 Материалы дела свидетельствуют о том, что Ситникова А.М. не исполнила надлежащим образом свои обязанности по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации помещения МБДОУ детский сад №, расположенного по адресу: <адрес>.

 Доказательств невиновности Ситниковой А.М. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, материалы дела не содержат.

 Таким образом, оценив и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, судья находит установленным факт нарушения должностным лицом – заведующей МБДОУ детский сад № являющийся лицом, ответственным за пожарную безопасность, обязательных требований пожарной безопасности, приведенных выше, данные нарушения ею не опровергнуты, устранение их входит в обязанности указанного лица, и образуют составы административных правонарушений, предусмотренные ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

 Все выявленные нарушения обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства в области пожарной безопасности.

 Привлечение Ситниковой А.М. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ является законным и обоснованным.

 Вместе с тем, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства устранения допущенных нарушений противопожарного режима по постановлению от №1012/1013/1014 от 28 ноября 2013 года, предусмотренные ч. 1, ч. 3, ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, суд считает, что в данном случае возможно применение положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от административной ответственности ввиду их малозначительности.

 Из материалов дела, объяснений Ситниковой А.М. следует, что ею были устранены все пункты нарушений, установленных в ходе проводимой проверки, что подтверждается копиями представленных документов, фотографиями.

 В связи с вышеизложенным судья находит постановление должностного лица подлежащим отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежащим прекращению в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

 Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

 Из положений ст. 2.9 КоАП РФ и п. 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 следует, что освобождение лица от ответственности за административное правонарушение в силу его малозначительности является правом, а не обязанностью суда. При этом суд учитывает конкретные обстоятельства дела.

 При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения, характера совершенного правонарушения, следует учесть конкретные обстоятельства дела, в том числе отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а также тот факт, что совершенное Ситниковой А.М. административное правонарушение по ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ не повлекло тяжких последствий в виде нарушения прав и законных интересов иных лиц, и в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, судья приходит к выводу о наличии оснований для признания правонарушения по ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ малозначительным, а постановление подлежащим отмене, производство по делу подлежащим прекращению.

 Принимая во внимание, что Ситниковой А.М. принимались все меры, направленные на соблюдение законодательства в сфере пожарной безопасности, судья считает, что степень виновности Ситниковой А.М. значительно уменьшается, полагая ограничиться устным замечанием, освободив от административной ответственности по ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

 р е ш и л:

 Постановление государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО3 № 1012/1013/1014 от 28 ноября 2013 года, которым должностное лицо – заведующая Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № Ситникова А.М., ответственная за обеспечение пожарной безопасности в учреждении, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ отменить, на основании ст. 2.9 КоАП РФ Ситникову А.М. освободить от административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения с объявлением устного замечания.

 Производство по делу прекратить.

 Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Златоустовский городской суд.

 СУДЬЯ: