ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3/2014 от 18.03.2014 Карагинского районного суда (Камчатский край)

 Решение

 п.Оссора                                 18 марта 2014 г.

 Судья Карагинского районного суда Этенко Г.Ю.,

 рассмотрев в здании Карагинского районного суда в <...> жалобу руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Камчатскому краю на постановление мирового судьи судебного участка №35 Камчатского края от 7 февраля 2014 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении МУП «Оссорское ЖКХ» по ст. 19.7 КоАП РФ,

 установил:

 20 января 2014 г. ведущим специалистом-экспертом отдела по защите прав субъектов персональных данных, надзора в сфере массовых коммуникаций и информационных технологий Управления Роскомнадзора по Камчатскому краю составилен протокол № об административном правонарушении в отношении МУП «Оссорское ЖКХ» о том, что МУП «Оссорское ЖКХ» не предоставило в установленный срок по 6 декабря 2013 г. включительно информацию об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных, тем самым совершив административное правонарушение, предусмотренное ст.19.7 КоАП РФ.

 7 февраля 2014 г. мировым судьёй судебного участка №35 Камчатского края вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении за отсутствием события правонарушения.

 Не согласившись с данным постановлением, руководитель Управления Роскомнадзора по Камчатскому краю обратился в Карагинский районный суд с жалобой, в которой просил отменить постановление мирового судьи и принять решение по существу.

 При пересмотре дела представитель МУП «Оссорское ЖКХ» показала, что запрашиваемую информацию в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Камчатскому краю МУП «Оссорское ЖКХ» представило посредством формирования электронного документа на портале Роскомнадзора 7 ноября 2013 г. Копия данного Уведомления за исходящим № от ДД.ММ.ГГГГ, заверенная мировым судьёй, имеется в материалах дела (л.д. 47). Документ сформирован на портале Роскомнадзора, номер уведомления №, ключ №. Предприятие впервые столкнулось с необходимостью направления подобных документов, поэтому были возможным отдельные недоработки и оплошности.

 Выслушав представителя МУП «Оссорское ЖКХ», проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив постановление мирового судьи и оценив доводы, изложенные в жалобе руководителя Управления Роскомнадзора по Камчатскому краю, прихожу к следующему.

 В соответствии со ст.19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объёме или в искажённом виде, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 6.16, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.8 КоАП, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трёхсот рублей; на должностных лиц - от трёхсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трёх тысяч до пяти тысяч рублей.

 В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона «О персональных данных» оператор до начала обработки данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своём намерении осуществлять обработку персональных данных.

 Из материалов дела следует, что 28 октября 2013 г. из Управления Роскомнадзора по Камчатскому краю в адрес Муниципального унитарного предприятия МУП «Оссорское ЖКХ» направлен письменный запрос № о необходимости исполнения Федерального закона «О персональных данных» и представлении информации об обработке персональных данных граждан или уведомления об обработке (о намерении осуществить обработку) персональных данных. Запрашиваемую информацию, в соответствии с ч.4 ст.20 этого закона необходимо было представить в адрес Управления в срок, не превышающий 30 дней со дня получения письма-запроса. Указанный запрос поступил в МУП «Оссорское жилищно-коммунальное хозяйство» 6 ноября 2013 г., о чём свидетельствует почтовое уведомление с росписью адресата.

 Согласно ч.3 ст.22 Федерального закона «О персональных данных» и п.3 Рекомендаций по заполнению образца формы уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных, утверждённых Приказом Роскомнадзора от 19 августа 2011 г. №706, оператор вправе составить и направить уведомление в уполномоченный орган в электронной форме. Для этого может быть использован Единый портал госуслуг (www.gosuslugi.ru) или официальный сайт Роскомнадзора (www.rsoc.ru) (п.п.37.3 и 50.2 Регламента Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по предоставлению государственной услуги «Ведение реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных», утверждённого приказом Минкомсвязи России от 21 декабря 2011 г. №346). На то, что в настоящее время уведомление может быть представлено с помощью Единого портала госуслуг, указано также на сайте Роскомнадзора. Пункты 2 и 3 Рекомендаций по заполнению образца формы уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных предусматривают возможность направления уведомления в электронном виде. Эти нормы гласят, что уведомление должно быть оформлено на бланке оператора и подписано уполномоченным лицом.

 В соответствии с изложенными нормами законодательства в сфере обработки персональных данных, МУП «Оссорское ЖКХ» представило необходимые сведения посредством формирования электронного документа на портале Роскомнадзора 7 ноября 2013 г., о чём свидетельствует имеющаяся в материалах дела копия Уведомления за исходящим № от ДД.ММ.ГГГГ Данное Уведомление оформлено на бланке оператора и подписано директором МУП «Оссорское ЖКХ». Кроме того, Уведомлению присвоен номер и ключ.

 В случае представления уведомления, содержащего неполные или недостоверные сведения, уполномоченный орган вправе потребовать их уточнения до внесения данных сведений в реестр операторов (ч.6 ст.22 Закона). В таком случае уполномоченный орган направляет оператору письмо с уведомлением о его вручении, в котором содержится запрос об уточнении предоставленных сведений (п. 58 Регламента). Если уведомление было направлено в электронном виде, оператор информируется о перечне недостающих сведений путём изменения статуса уведомления на странице личного кабинета Единого портала госуслуг и по электронной почте (п.65 Регламента). Сведений о направлении подобного запроса об уточнении предоставленных сведений Управлением Роскомнадзора суду не представлено.

 Мнение мирового судьи о том, что МУП «Оссорское ЖКХ» достаточно было разместить Уведомление об обработке персональных данных только в электронной форме на сайте соответствующим действующему законодательству, предусматривающему такое право для оператора, признаётся правильным.

 Довод руководителя Управления Роскомнадзора по Камчатскому краю о возможности размещения уведомления в электронной форме без направления в Управление его бумажной версии возможно лишь в случае подписания электронной формы электронной подписью, не основан на законе. В настоящее время ч.3 ст.22 Федерального закона «О персональных данных» не содержит требования подписания уведомления в форме электронного документа электронной цифровой подписью. Такое требование было обязательным до 30 июня 2011 г. включительно.

 Другой довод о том, что на сайте Роскомнадзора (rkn.gov.ru) не реализован механизм подписания документа (Уведомления) электронной подписью, не предусмотрена аутентификация пользователя (ввод логинов и паролей), отсутствие в электронной версии уведомления графы, куда вносится Ф.И.О. руководителя, является необоснованным и сам по себе служить основанием для отмены постановления мирового судьи не может, т.к. свидетельствует о недостаточно налаженном механизме приёма и обработки электронных документов, что лишает операторов возможности воспользоваться предоставленным им законом правом на предоставление информации в электронном виде.

 В указанных обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №35 Камчатского края о прекращении производства по делу об административном правонарушении за отсутствием события правонарушения отмене не подлежит.

 На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

 решил:

 жалобу руководителя Управления Роскомнадзора по Камчатскому краю на постановление мирового судьи Камчатского края от 7 февраля 2014 г. по делу № об административном правонарушении в отношении МУП «Оссорское ЖКХ» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ оставить без удовлетворения, а постановление – без изменения.

 Настоящее решение обжалованию не подлежит и вступает в законную силу немедленно после вынесения.

 Судья                            Этенко Г.Ю.