ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3/2015 от 04.03.2015 Малокарачаевского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Материал

Р Е Ш Е Н И Е

об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу

04 марта 2015 года с. Учкекен

Судья Малокарачаевского районного суда, Карачаево-Черкесской Республики, ФИО1,

при секретаре Гочияевой А.Д.,

с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - администрации Малокарачаевского муниципального района ФИО2, действующего на основании доверенности от 08 октября 2014 года,

рассмотрев жалобу юридического лица - администрации Малокарачаевского муниципального района, Карачаево-Черкесской Республики на постановление Главного государственного инспектора труда в Карачаево-Черкесской Республике от 21 января 2015 года о наложении на юридическое лицо административного наказания за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ,

установил:

21 января 2015 года Главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) ГИТ в КЧР вынесено постановление о привлечении Администрации Малокарачаевского муниципального района (далее по тексту администрация, юридическое лицо) к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 30000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением администрацией в Малокарачаевский районный суд 27 января 2015 года подана жалоба с просьбой об отмене обжалуемого постановления и прекращении производства по делу. В жалобе юридическое лицо сослалось на незаконность постановления, поскольку, по мнению инициатора жалобы, в действиях администрации отсутствует состав административного правонарушения. В качестве доводов автор жалобы указал на то, что администрация не является работодателем ФИО3 А-А. - лица, в пользу которого, по мнению государственного инспектора труда, должны быть произведены выплаты при увольнении в связи с ликвидацией предприятия, равно как и плательщиком указанных сумм в силу того обстоятельства, что ФИО3 А-А. не являлась работником администрации, а работала директором МУП «Оператор почтовой связи Малокарачаевского района», которое и обязано произвести ей начисленные при увольнении выплаты.

В настоящее судебное заседание представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - администрации Малокарачаевского муниципального района ФИО2 представил письменные дополнения. При этом доводы с учетом дополнений поддержал и просил жалобу удовлетворить.

Извещавшееся в установленном законом порядке и приглашавшееся в судебное заседание лицо, принявшее обжалуемое постановление - Главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) ГИТ в КЧР ФИО4 в судебное заседание не прибыла.

Выслушав представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.

В силу ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно протоколу об административном правонарушении № 7-169-14-ОБ/9/98/4, составленному 21 января 2015 года Главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) ГИТ в КЧР ФИО4, ФИО3 А-А. уволена с должности директора МУП «Оператор почтовой связи Малокарачаевского района» по основаниям п. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, и, в нарушение ст. 140 ТК РФ ей администрацией Малокарачаевского муниципального района не выплачены расчетные суммы при увольнении в размере 124221,84 рублей, а также, в нарушение ст.178 ТК РФ, выходное пособие в размере среднего месячного заработка в сумме 25552,80 рублей, не начислено и не выплачено выходное пособие за второй месяц.

Согласно постановлению № 7-169-14-ОБ/9/98/5, вынесенному 21 января 2015 года Главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) ГИТ в КЧР ФИО4 за невыплату администрацией муниципального района ФИО3 А-А. указанных сумм, администрация привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в сумме 30000 рублей.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля государственный инспектор труда (по правовым вопросам) ГИТ в КЧР ФИО5 показал суду, что по жалобе ФИО3 А-А. именно он проводил проверку. По ее результатам он пришел к выводу о нарушении администрацией норм ТК РФ и соответственно наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотрено ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Данный его вывод основан на том, что трудовой договор с ФИО3 А-А., в соответствие с которым она принята на должность директора МУП «Оператор почтовой связи Малокарачаевского района» заключен именно администрацией. Поэтому администрация, являющаяся работодателем ФИО3 А-А. и обязана выплатить последней денежные средства при увольнении.

Проверив и оценив исследованные доказательства, приведенные доводы представителя юридического лица, свидетеля исхожу из того, что в силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом, согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Установлено и следует из материалов дела, постановлением Главы Малокарачаевского муниципального района от 25 октября 2007 года № 634 создано Муниципальное унитарное предприятие «Оператор почтовой связи Малокарачаевского района».

31 января 2014 года между администрацией Малокарачаевского муниципального района и ФИО3 А-А. заключен бессрочный трудовой договор, в соответствие с которым ФИО3 А-А. с 03 февраля 2014 года была принята на должность директора МУП «Оператор почтовой связи Малокарачаевского района».

Пунктом 11 договора ФИО3 А-А. установлена заработная плата: должностной оклад - 5528,60 рублей, ежемесячная надбавка за сельскую местность в размере 30% - 1658,58 рублей, ежемесячная надбавка за особые условия 150% - 8292,90 рублей, материальная помощь (поощрения) - 1,4% - 7740,04 рублей, премия 16,7 % - 923,28 рублей. Всего: 24143,40 рублей.

Постановлением Главы администрации Малокарачаевского муниципального района от 14 августа 2014 года в отношении МУП «Оператор почтовой связи Малокарачаевского района» начата процедура ликвидации в соответствие с п.5 ч. 1 ст. 20 Закона РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Распоряжением Главы администрации Малокарачаевского муниципального района от 05 ноября 2014 года трудовой договор с ФИО3 А-А. расторгнут, последняя уволена на основании п. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. ФИО3 А-А. назначено к выплате выходное пособие в размере среднего месячного заработка, с сохранением среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не выше двух месяцев со дня увольнения, а также компенсация за неиспользованный отпуск за период работы с 01 февраля 2010 года по 05 ноября 2014 года из расчета 31 календарных дней в году. Всего к выплате ликвидационной комиссией МУП начислено 95492 рублей.

В соответствии с п.п. 4, 5 ст. 113 ГК РФ, органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетным. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие является самостоятельным юридическим лицом в соответствие со ст.10 ГК РФ, ст. 3 Закона РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Уставом МУП «Оператор почтовой связи Малокарачаевского района» также предусмотрено, что предприятие является самостоятельным юридическим лицом, коммерческой организацией, самостоятельно распоряжается результатами производственной деятельности и использует прибыль, в том числе, в целях формирования фондов предприятия, соответственно, фонда заработной платы (п.п.1.3,4.2 Устава).

Пунктом 6.3 Устава предусмотрено право предприятия самостоятельно определять формы и системы оплаты труда, структуру и расписание. П. 7.2 Устава определено право Главы Малокарачаевского муниципального района лишь на осуществление найма руководителя.

В соответствии со ст. 20 «Закона об унитарных предприятиях», собственник имущества унитарного предприятия (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование) назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами. Оплата труда руководителя унитарного предприятия регулируется трудовым договором, заключенным в соответствии с гл. 43 ТК РФ. Указанной нормой закона определен исключительный перечень полномочий собственника имущества унитарного предприятия (учредителя), в состав которых не входят полномочия по финансированию унитарного предприятия (если оно не является казенным, либо бюджетным), а также выплата заработной платы директору унитарного предприятия.

Также ст. 273 Трудового кодекса РФ прямо указывает на то, что руководителем организации (в данном случае, МУП) является физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Статьями 274, 275 ТК РФ определены особенности поступления на работу руководителя предприятия.

Ст. 277 ТК РФ регулирует материальную ответственность руководителя перед возглавляемым предприятием.

Таким образом, по смыслу закона (глава 43 Трудового кодекса) РФ, исходя из буквального толкования ст. 273 - 281 ТК РФ в их взаимосвязи и совокупности, руководитель состоит в трудовых отношениях с организацией, которую он возглавляет, на него распространяются положения ТК РФ с особенностями, установленными главой 43 ТК РФ.

Как следует из штатного расписания администрации, в нем отсутствует должность «Директор МУП «Оператор почтовой связи Малокарачаевского района», в штатном же расписании МУП, напротив, указана должность директора МУП, с окладом в 35000 рублей.

Согласно представленным ведениям МИФНС № 6 и УПФР по Малокарачаевскому району КЧР, в 2013 -2014 годах организацией -работодателем ФИО3 А-А. - МУП «Оператор почтовой связи Малокарачаевского района» производились начисления и выплаты налога на доходы физического лица и пенсионных взносов за ФИО3 А-А. в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», что свидетельствует о начислении и выплате директору МУП заработной платы именно предприятием, но не администрацией муниципального района.

При таком положении вывод инспектора по труду о наличии между ФИО3 А-А. и администрацией трудовых отношений ошибочен и противоречит закону, поскольку ФИО3 А-А. состояла в трудовых отношениях с МУП «Оператор почтовой связи Малокарачаевского района», которое и несет обязанность по выплате последней заработной платы.

Кроме того, оспариваемым распоряжением инспектором труда обязанность по выплате указанных денежных средств возложена на администрацию, т. е. выплаты объективно должны быть произведены за счет средств муниципального бюджета, поскольку как следует из Устава Малокарачаевского муниципального района, администрация района финансируется исключительно за счет средств муниципального бюджета, который ежегодно принимается Советом Малокарачаевского муниципального района в виде муниципального нормативно-правового акта. Приложением к бюджету является бюджетная роспись - перечень прямых получателей средств бюджета района.

Как следует из бюджетной росписи на 2014 год, среди указанных в ней получателей бюджетных средств МУП «Оператор почтовой связи Малокарачаевского района» не значится. Перечень организаций, финансируемых за счет средств бюджета муниципального района является исчерпывающим и расширен в произвольном порядке быть не может.

По указанным выше основаниям также не состоятельным и не основанным на законе является вывод инспектора ГИТ, что надлежащим работодателем - несущим ответственность по выплате ФИО3 А-А. как заработной платы, так и выходных пособий является администрация.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Хотя в соответствие с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, административным правонарушением действительно признается нарушение законодательства о труде, необходимым условием для привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ является наличие вины в форме действия, либо бездействия при условии, что у последнего имелась возможность соблюдения действующего законодательства о труде, однако субъектом административной ответственности не были приняты все зависящие меры по его соблюдению.

С учетом приведенных выше обстоятельств, администрация в рассматриваемом случае не является субъектом административного правонарушения и соответственно в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.

В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 30,7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в числе обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении предусмотрено отсутствие состава административного правонарушения, и потому начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В связи с изложенным, вынесение 21 января 2015 года постановление о привлечении администрации Малокарачаевского муниципального района к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу - на основании ст. 30.7 КоАП РФ - прекращению.

Руководствуясь статьями 30.1, 30.5 - 30.8 КоАП РФ,

решил:

Жалобу администрации Малокарачаевского муниципального района удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Карачаево-Черкесской Республике ФИО4 от 21 января 2015 года о наложении на юридическое лицо - администрацию Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации Малокарачаевского муниципального района прекратить за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Копию решения вручить представителю лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также направить для сведения в Государственную инспекцию труда в КЧР для сведения.

Решение вступает в законную силу после его оглашения, обжалованию не подлежит, но может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.