ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3/2016 от 12.02.2016 Олекминского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 12-3-2016

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

город Олёкминск 12 февраля 2016 года

Судья Олёкминского районного суда Республики Саха (Якутия) Максимова В.Н.

при секретаре судебного заседания Цзю Э.Р.

с участием заявителя ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора филиала «Аэропорт Олекминск» ФКП «Аэропорты Севера» ФИО2 на постановление заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по РС (Якутия) от 24 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по РС (Я) ФИО3 № 05-087/2015 от 24 сентября 2015 года директор филиала «Аэропорт Олекминск» ФКП «Аэропорты Олекминск» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

В жалобе директор филиал «Аэропорт Олекминск» ФИО2 просит вышеуказанное постановление отменить, как вынесенное незаконно. В обоснование доводов жалобы указано, что филиал «Аэропорт Олекминск» ФКП «Аэропорты Севера» не является юридическим лицом и действует на основании Положения, утверждаемого генеральным директором Предприятия – ФКП «Аэропорты Севера». Согласно п/п.5.4 п.5 Положения структура филиала, штатное расписание, смета доходов и расходов утверждается генеральным директором Предприятия. Потому считает, что к ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ должно быть привлечено само юридическое лицо, а именно ФКП «Аэропорты Севера». Согласно пункту 12 Плана Природоохранных мероприятий ФКП «Аэропорты Севера» на 2015 год будет организована учеба по охране окружающей среды для лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV классов опасности и для директоров филиалов на курсы «Экологическая безопасность на производстве». Потому филиал «Аэропорт Олекминск» не имеет возможности самостоятельно направлять на обучение специалистов. Все исчерпывающие меры по устранению нарушений руководителем филиала были своевременно приняты. На момент проверки 15 октября 2015 года, по нарушению, указанному в п.1 Предписания, а именно, по отсутствию противопожарных расстояний между зданиями ДЭС и строениями, был представлен акт обследования объекта от 22 мая 2012 года в соответствии с которым здание ДЭС не эксплуатируется в течение ряда лет, находится в разрушенном состоянии, перекрытия, кровля, стены и полы частично отсутствуют. Потому здание дизельной электростанции подлежит сносу и восстановлению не подлежит. Но, на сегодняшний момент, ФКП «Аэропорты Олекминск» акт о списании данного объекта в филиал не направил. Следовательно, здание ДЭС филиалом «Аэропорт Олекминск» не может быть снесен. По п.2 предписания № 120/1/1 от 15 октября 2015 года проведено дополнительное обследование объектов и прилегающей территории филиала «Аэропорт Олекминск» с привлечением специалистов ГО и ГС администрации МР «Олекминский район» РС (Я).

В судебном заседании ФИО2 жалобу поддержал и пояснил, что он, как директор филиала «Аэропорт Олекминск», не уполномочен решать вопрос о допуске работника к работе с отходами I-IV класса опасности, поскольку согласно Положению о порядке обучения, предаттестационной подготовки, аттестации и КПК работников ФКП «Аэропорты Севера», уполномоченными структурными подразделениями и должностными лицами по организации процесса обучения, переобучения и повышения квалификации персонала являются руководители структурных подразделений ФКП «Аэропорты Севера». Потому «Аэропорт Олекминск», как филиал, самостоятельно направить на обучение специалистов не имеет возможности.

Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РС (Я), о времени и месте рассмотрения жалобы было извещено надлежаще, представителя не направило, в материалах дела имеется письменное возражение на жалобу. В соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ судебное заседание проводится без участия представителя Управления Росприроднадзора по РС (Я).

Выслушав заявителя, изучив письменное возражение руководителя Управления Росприроднадзора по РС (Якутия) ФИО4 на жалобу и проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу:

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно ч.3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

На основании ст. 1 вышеуказанного закона, обращение с отходами представляет собой деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; а паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

Согласно ст.4.1 федерального закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности: I класс – чрезвычайно опасные отколы; II класс - высокоопасные отходы; Ш класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

В соответствии с ч.1 ст.15 федерального закона № 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами 1-1V класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами 1-1V класса несет соответствующее должностное лицо организации (ч.2 ст.15 Федерального Закона № 89-ФЗ).

Из материалов дела усматривается, что административным органом - Управлением Росприроднадзора по РС (Якутия) на основании приказа его руководителя № 313 от 27 апреля 2015 года в период с 12 мая 2015 года по 8 июня 2015 года была проведена плановая выездная проверка в отношении ФКП «Аэропорты Севера», в состав которого входят 23 филиала, в том числе «Аэропорт Олекминск», по соблюдению и выполнению законодательства РФ в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов), в области водных и земельных отношений.

В ходе проведения данной проверки установлено, что в филиале «Аэропорт Олекминск» разработаны 23 паспорта отходов: по I классу опасности – 1 паспорт, по II классу опасности – 2 паспорта, по III классу опасности – 7 паспортов, по IV классу опасности – 13 паспортов. Также установлено, что в 2014 году в результате производственной деятельности филиала «Аэропорт Олекминск» образовались следующие отходы: отходы, относящиеся к I классу опасности - лампы ртутные, люминисцентные, утратившие потребительские свойства; к III классу опасности - масла трансмиссионные отработанные, масла гидравлические отработанные, не содержащие галогены, аккумуляторы свинцовые отработанные неразобранные со слитым электролитом, автомобильные масляные фильтры отработанные, неразобранные, автомобильные воздушные фильтры отработанные, неразобранные; к IV классу опасности - песок, загрязненный маслами (содержание масел менее 15 %), обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15 %), покрышки с металлическим кордом отработанные, мусор от бытовых помещений организаций несортированный, отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки.

При этом выявлено неисполнение филиалом «Аэропорт Олекминск» требований ч.1 ст.15 Закона РФ № 89-ФЗ, поскольку лицо, допущенное к обращению с отходами I - IV класса опасности - специалист по ОТ (с исполнением обязанностей по экологии) ФИО1, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами I - IV класса опасности не имеет.

Результаты проверки отражены в протоколе осмотра от 20 мая 2015 года и в акте проверки от 8 июня 2015 года. На основании вышеуказанного акта государственным инспектором в области охраны окружающей среды по РС (Якутия) в отношении директора филиала «Аэропорт Олекминск» ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.

Факт совершения указанного административного правонарушения подтверждается доказательствами:

-приказом руководителя Управления Росприроднадзора по РС (Якутия) № 313 от 27 апреля 2015 года о проведении плановой, выездной проверки в отношении филиала «Аэропорт Олекминск» ФКП «Аэропорты Севера» в срок с 12 мая 2015 года по 8 июня 2015 года;

-уведомлением Росприроднадзора № 05-20/1699 от 27 апреля 2015 года о проведении плановой, выездной проверки по адресу: <...> «а»;

-протоколом осмотра помещений и территорий № 05-01/2015 года от 20 мая 2015 года, а именно осмотра объектов, находящихся в ведении филиала «Аэропорт Олекминск»;

-актом проверки Управления Росприроднадзора от 8 июня 2015 года, составленным в отношении ФКП «Аэропорты Севера», из которого следует, что в 21 филиале, в том числе в филиале «Аэропорт Олекминск», отсутствуют специалисты, имеющие профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности;

-приказом и.о. генерального директора ФКП «Аэропорты Севера» № 168/1 от 30 марта 2015 года «О назначении ответственных лиц за охрану окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в филиалах ФКП «Аэропорты Севера»;

-приказом директора филиала «Аэропорт Олекминск» ФИО2 № 72/А от 6 апреля 2015 года о назначении ответственных лиц за охрану окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в филиале «Аэропорт Олекминск», которым ответственным за ведение журнала учета поступления (образования) отходов производства и потребления назначен специалист по ОТ (с исполнением обязанностей по экологии) ФИО1;

-положением о филиале «Аэропорт Олекминск», утвержденным приказом генерального директора ФКП «Аэропорты Севера» № 3 от 7 декабря 2007 года;

-должностной инструкцией директора филиала «Аэропорт Олекминск», утвержденной генеральным директором ФКП «Аэропорты Севера» от 10 августа 2014 года;

-протоколом об административном правонарушении № 05-087/2015 от 30 июля 2015 года, согласно которому в отношении директора филиала «Аэропорт Олекминск» ФИО2 возбуждено дело об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ;

При таких обстоятельствах, должностным лицом Росприроднадзора обоснованно сделан вывод, что филиал «Аэропорт Олекминск» осуществлял свою производственную деятельность, нарушая экологические и санитарно-эпидемиологические требования действующего природоохранного законодательства, поскольку Филиал «Аэропорт Олекминск» в результате осуществления деятельности в области обращения с отходами, обязан соблюдать требования закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством. Между тем, директор филиала ФИО2 назначил ответственным лицом по обращению с отходами производства и потребления специалиста по ОТ (с исполнением обязанностей по экологии) ФИО1, не имеющего профессиональной подготовки на право работы с этими отходами, что должно быть подтверждено свидетельством (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности.

Следовательно, действия директора филиала «Аэропорт Олекминск» ФКП «Аэропорты Севера» ФИО2 правильно квалифицированы должностным лицом Управления Росприроднадзора по РС (Якутия) по ст.8.2 КоАП РФ.

При вынесении постановления фактические обстоятельства установлены полно и всесторонне, они подтверждаются представленными доказательствами, которые были оценены должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Доводы ФИО2 о том, что он, как директор филиала, не уполномочен решать вопросы по организации процесса обучения, переобучения и повышения квалификации персонала, суд считает несостоятельными, поскольку согласно пункту 7 Положения о филиале «Аэропорт Олекминск» - директор филиала, осуществляет оперативное руководство деятельностью филиала в соответствии с утвержденными Предприятием планами. В пределах имеющихся полномочий он издает приказы, распоряжения и указания, обязательные для всех работников филиала, а также принимает на работу и увольняет с работы работников филиала в соответствии со штатным расписанием и несет персональную ответственность за соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований законодательства. В соответствии с п.3.7 Должностной инструкции директора филиала «Аэропорт Олекминск», директор филиала обязан соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды, а в соответствии с п.5.8 и п.5.10 данной инструкции он несет ответственность за организацию надзора за соблюдением природоохранных мероприятий в службах аэропорта и за организацию профессиональной подготовки в службах и подразделениях аэропорта.

Постановление о привлечении директора филиала «Аэропорт Олекминск» ФИО2 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, а также должностным лицом, уполномоченным на его вынесение.

Нарушений материальных и процессуальных норм административного законодательства, при производстве по делу и влекущих отмену постановления, не выявлено.

Административное наказание назначено директору филиала «Аэропорт Олекминск» ФИО2 с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, в соответствии с санкцией, установленной ст.8.2 КоАП РФ, при этом минимальное.

Таким образом, оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.

Поскольку данное правонарушение представляет опасность охраняемым государством интересам в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и, факт его совершения не ставится в зависимость от наличия (отсутствия) наступивших вредных последствий, оснований для прекращения данного дела в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд


Р Е Ш И Л :


Постановление заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по РС (Я), старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды РС (Я) ФИО3 №05-087/2015 от 24 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении директора Филиала «Аэропорт Олекминск» Федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» ФИО2 оставить без изменения, жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в течение 10 (десяти) дней в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) со дня получения его копии.

Судья: п./п.

Копия верна

Судья Олёкминского районного

суда Республики Саха (Якутия): В.Н. Максимова