ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3/2016 от 26.02.2016 Щербиновского районного суда (Краснодарский край)

К делу 12-3/2016

Р Е Ш Е Н И Е

«26» февраля 2016 года ст. Старощербиновская

Судья Щербиновского районного суда Краснодарского края Деревянченко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Фроловой НА на постановление № 5-935\2015 от 22.12.2015 года мирового судьи судебного участка № 225 Щербиновского района по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица:

<данные изъяты> аптечного пункта № 17 ООО «ЦКУ «Медея» Фроловой НА, <данные изъяты>,

о назначении административного наказания,

у с т а н о в и л:

<данные изъяты> аптечного пункта № 17 ООО «ЦКУ «Медея» Фролова Н.А. обратилась в суд с жалобой на постановление мирового судьи судебного участка № 225 Щербиновского района Башмак Е.Н. по делу об административном правонарушении, которым она, как должностное лицо, была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, и ей было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 4 000 руб., указывая, что она не согласна с вынесенным постановлением. Мировым судьей ее доводы о том, что на момент проверки лекарственные средства только поступили в аптечный пункт, осуществлялась приемка товара, а период входного контроля, когда лекарственные средства проходят проверку соответствия накладной по количеству, качеству, ассортименту, не является хранением лекарственных средств, не были приняты во внимание и не нашли оценки в постановлении. В материалах прокурорской проверки не зафиксировано, что медицинские препараты находились на витрине, полках или стеллажах; что на данных препаратах имелись ценники. Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении oт 19.11.2015 года в нарушение ст. 28.2. KoAП РФ не содержит точный адрес места совершения административного правонарушения, время совершения административного правонарушения, ее объяснения. В нарушение со ст. 28.4., ст. 28.5 KoAП РФ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором было вынесено за пределами установленного на то срока. Просила отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу.

В судебном заседании Фролова Н.А. поддержала доводы жалобы, пояснив, что 12.11.2015 года в период времени примерно с 12 до 13 часов проводилась проверка прокуратурой Щербиновского района соблюдения лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности в здании аптечного пункта ООО «ЦКУ «Медея», расположенному по адресу: ст.Старощербиновская, ул.Красная, 56. На момент проверки в зоне приемки товара (в распаковочной) находился товар, в том числе 2 упаковки витамина А, 4 упаковки «синтомицина», который был доставлен примерно в это же время транспортной организацией, и который она принимала, сверяя его соответствие с товаро-транспортной накладной. На товаре отсутствовали ценники. Упаковки с витамином А для наклеивания ценников были ею в это время принесены из холодильника, этот товар еще не был распакован. Товар находился в помещении распаковочной не более 5 – 10 минут. Распаковочная не относится к торговому залу или иному помещению для хранения, в ней находится только стол для приемки и распаковки товара, отсутствуют холодильники, стеллажи для хранения лекарственных средств, это зона приемки товара, которая имеет отдельный выход, предназначенный для разгрузки товара; в техническом паспорте нежилого помещения, документах, представленных для получения лицензии, она имеет нумерацию комнаты № 3\1. Торговый зал имеет же нумерацию комнаты – № 3, огорожен до потолка стеллажами. Каких-либо нарушений, связанных с хранением в торговом зале или в помещении, где находятся шкафы для хранения лекарственных средств, в ходе проверки выявлено не было. Считает необоснованным вывод о том, что она допустила нарушение Правил хранения лекарственных средств. Просила постановление мирового судьи о назначении административного наказания отменить, а дело производством прекратить за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

Свидетель Ф.И.О.3 в суде показала, что помещение для приемки товара огорожено от торгового зала и помещения для хранения, примыкает к комнате персонала, в этом помещении находится только стол, где сотрудники аптеки имеют право работать с прибывшим товаром; приемка товара осуществляется заведующей или фармацевтом. Ближе к обеденному времени в день проведения проверки поступил новый товар. <данные изъяты> Фролова Н.А. принесла поступивший товар из холодильника в распаковочную для сверки с товаро-транспортной накладной и наклеивания ценников, в этот момент зашел сотрудник прокуратуры. Витамин А и «синтомицин» находились в распаковочной около 5 минут, но их объяснения во внимание приняты не были.

Прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело по жалобе на постановление об административном правонарушении в его отсутствие.

Выслушав Фролову Н.А., свидетеля Ф.И.О.3, исследовав материалы дела, считаю, что жалоба подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Согласно примечанию к названной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с п.33 ст.4, ст.8 Федерального закона N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" от 12.04.2010 года и Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов, осуществляемая на основании соответствующей лицензии.

Согласно ч.11 ст.19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

В силу п. 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. N 1081, осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а"-"з" пункта 5 названного Положения.

Подпунктом «з» п. 5 вышеназванного Положения предусмотрено соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, Правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.

В силу ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств.

Условия хранения лекарственных средств устанавливаются в процессе их регистрации и содержатся в нормативной документации. Маркировка транспортной, групповой и потребительской упаковки (пачки) лекарственных средств в обязательном порядке содержит информацию об условиях их хранения (статья 46 Федерального закона N 61-ФЗ).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 N 706н утверждены "Правила хранения лекарственных средств".

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, рассматривая дело по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, не связан с доводами жалобы и обязан проверить дело в полном объеме.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Постановлением № 5-935\2015 от 22.12.2015 года мирового судьи судебного участка № 225 Щербиновского района должностное лицо – <данные изъяты> аптечным пунктом № 17 ООО «ЦКУ «Медея» Фролова Н.А. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, и ей было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 руб. Как указано в постановлении, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Щербиновского района, было установлено, что 12.11.2015 года в 12 часов 15 минут в торговом зале аптечного пункта № 17 ООО «ЦКУ «Мелдея», расположенного по адресу: ст.Старощербиновкая, ул. Красная, 56, в котором на основании лицензии № ЛО-23-02-003924 от 19.10.2015 года на осуществление фармацевтической деятельности ООО «ЦКУ «Медея» занимается хранением лекарственных препаратов для медицинского применения и розничной торговлей лекарственными препаратами для медицинского применения, установлен прибор (психрометр) для регистрации параметров воздуха, при этом температура на момент проверки составляла + 23оC, при этом температура воздуха в торговом зале не обеспечивает хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной упаковке требованиями производителей лекарственных средств следующих препаратов: витамин А «Ретинола Пальминат», произв. ЗАО Фармацевтическое научно-производственное предприятие «Ретиноиды», г.Москва, 2 упаковки, температура хранения до + 10 оС; «синтомицин», произв. ООО «Тульская фармацевтическая фабрика», г.Тула – 4 упаковки, температура хранения до + 15 оС.

Мировой судья, посчитав, что нарушены п.п.3, 7 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н, указал, что вина Фроловой Н.А. в совершении административного правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.11.2015 года и справкой о результатах проверки от 12.11.2015 года, при этом доводы Фроловой Н.А. о том, что лекарственные препараты находились в ненадлежащем температурном режиме непродолжительное время по причине приемки товара, счел необоснованными, сославшись, что в Правилах, определяющих порядок хранения указанных лекарственных препаратов, нет указания на то, что в случае приемки такого товара возможно нарушение температурного режима.

Вывод мирового судьи о том, что должностное лицо Фролова Н.А. совершила административное правонарушении, предусмотренное ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, нельзя признать правомерным. Объяснения Фроловой Н.А., в том числе находящиеся в материалах дела, данные ею 19.11.2015 года, проверены не были.

В п.1 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н, определено, что данные Правила устанавливают требования к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения.

Пункт 3 раздела II «Общие требования к устройству и эксплуатации помещений хранения лекарственных средств» указанных Правил предусматривает, что должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств, в помещениях для хранения лекарственных средств, которые в силу п.5 Правил должны быть обеспечены стеллажами, шкафами, поддонами, подтоварниками.

В силу подп. «а» п.5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081, лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать лицензионным требованиям, включающим наличие помещений и оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций), при этом, устанавливая санитарные требования к помещениям и оборудованию аптечных организаций, Инструкция по санитарному режиму аптечных организаций (аптек), утвержденная Приказом Минздрава России от 21.10.1997 N 309, называет в составе помещений аптек, в числе прочих, торговые залы (залы обслуживания населения), помещения хранения (материальные комнаты), производственные помещения, к числу которых относится распаковочная.

Объяснения Фроловой Н.А., показания свидетеля Литфуллаевой Л.С. о месте размещения торгового зала, распаковочной соответствуют нумерации комнат, указанных в приложении 8 к лицензии № ЛО-23-02-003924 от 19.10.2015 года, экспликации и назначению помещений № 3 (торговый зал), № 3\1 (подсобное помещение), указанных в техническом паспорте нежилого помещения, и плану размещения в аптечном пункте № 17 витрин, шкафов для хранения, холодильников, стола для разборки товара, входов в помещения, при этом в помещении, где установлен стол для разбора товара, стеллажей, шкафов, поддонов и подтоварников не имеется.

На основании п. 2 ст. 513 ГК РФ покупатель (получатель) обязан проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.

Объяснения Фроловой Н.А., показания свидетеля Литфуллаевой Л.С. о том, что в распаковочной (зоне приемки товара) в момент проведения проверки осуществлялась приемка товара соответствуют сообщению директора филиала г.Краснодар ЗАО «Роста» о том, что в связи с заключенным между ЗАО «Роста» и ООО «ЦКУ «Медея» договором поставки лекарственных средств и товаров медицинского назначения поставка товара осуществляется силами и за счет поставщика (ЗАО «Роста») на основании заявок покупателя на следующий рабочий день с момента получения заявки покупателя; на основании заявки покупателя от 11.11.2015 года была сформирована накладная ЦОМЕ 0023131\17051978 от 11.11.2015 года, товар по которой был доставлен в адрес аптеки, расположенной по адресу: ст.Старощербиновская, ул. Красная, 56, 12.11.2015 года во временной промежуток с 11 часов 30 минут до 12 часов; копии названной накладной, где в числе прочих наименований значится 2 паковки витамина А «Ретинола Пальминат», («Ретиноиды», г.Москва), 10 упаковок «синтомицина» («Тульская ФФ); другим доказательствам, представленным в суд второй инстанции.

Кроме того, мировой судья дал расширительное толкование, указав, что температурный режим должен соблюдаться и во время приемки названных выше лекарственных препаратов.

Соблюдение «холодовой цепи», требование к максимально сжатым срокам разгрузки (5-10 минут), при которой ответственным должностным лицом фиксируются в соответствующем журнале учета дата поступления, наименование препарата, его количество, серия, срок годности, фирма-производитель, условия транспортировки, показания термоиндикатора, проводится выборочный визуальный осмотр поступившей партии препарата, проверяется целостность упаковки, наличие и соответствие сопровождающих документов и т.д., предъявляется исключительно к медицинским иммунобиологическим препаратам в силу п. 3.1., 3.3., 3.4, 3.5 Санитарно-эпидемиологических правил "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям транспортировки, хранению и отпуску гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики, аптечными учреждениями и учреждениями здравоохранения. СП 3.3.2.1120-02", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 04.04.2002 года, к которым витамин А и «синтомицин» не относятся.

Оснований полагать, что в результате действий должностного лица наступили последствия, предусмотренные ч.11 ст. 19 Федерального закона от 4.05.2011 года № 99-ФЗ, не имеется.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном указанным Кодексом и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к указанной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуется в пользу этого лица.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При таких обстоятельствах постановление № 5-935\2015 от 22.12.2015 года мирового судьи судебного участка № 225 Щербиновского района, вынесенное в отношении должностного лица – <данные изъяты> аптечного пункта № 17 ООО «ЦКУ «Медея» Фроловой Н.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, подлежит отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

р е ш и л:

Жалобу Фроловой НА удовлетворить.

Постановление № 5-935\2015 от 22.12.2015 года мирового судьи судебного участка № 225 Щербиновского района по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица – <данные изъяты> аптечным пунктом № 17 ООО «ЦКУ «Медея» Фроловой НА о назначении административного наказания отменить; производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу после его вынесения.

Судья: Н.В. Деревянченко