ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3/2018(12-263/2017) от 05.03.2018 Ленинскогого районного суда г. Томска (Томская область)

№ 12-3/2018 (12-263/2017)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Томск 05 марта 2018 года

Судья Ленинского районного суда г. Томска (г. Томск, пер. Батенькова, 6) Терентьева Ю.Г.,

с участием прокурора - помощника прокурора Ленинского района г. Томска Будариной А.В.,

защитника Ивановой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске жалобу защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности - ООО «Томский завод резиновой обуви» Ивановой А.Е. на постановление врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Томской области ФИО1 от 17.11.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Томской области ФИО1 от 17.11.2017 ООО «Томский завод резиновой обуви» (далее ООО «ТЗРО» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 75000 рублей.

Защитник юридического лица Иванова А.Е., не согласившись с указанным постановлением, подала жалобу, в которой указывает на несоответствие обжалуемого постановления действующему законодательству в сфере охраны труда, поскольку юридическим лицом предпринимались и предпринимаются меры для проведения специальной оценки условий труда, а в силу ч.6 ст.27 Федерального закона №426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в ч.6 ст.10 данного закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31.12.2018. Полагает, что из обжалуемого постановления не усматривается, что при рассмотрении вопроса о привлечении ООО «ТЗРО» к административной ответственности был исследован вопрос о том, относятся ли рабочие места ООО «ТЗРО», в отношении которых не была произведена специальная оценка условий труда, к указанным в ч.6 ст.10 Федерального закона №426-ФЗ. Кроме того, считает, что наказание, назначенное обществу, является чрезмерно завышенным, в связи с чем просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании защитник доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.

Прокурор частично согласился с доводами жалобы, пояснив, что постановление подлежит изменению, исключению подлежит указание на рабочие места, которые согласно представленному штатному расписанию не относятся к указанным в ч.6 ст.10 Федерального Закона №426-ФЗ. Наказание подлежит смягчению, поскольку назначено немотивированно.

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы административного дела, постановление об административном правонарушении, поданную жалобу, судья приходит к следующему.

В силу ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить, в том числе, проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ), с 2014 года все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда рабочих мест, которая введена взамен аттестации рабочих мест, в целях определения на них вредных и опасных факторов, воздействующих на работников.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя (ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).

На основании части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной в период с 09 по 17 ноября 2017 года в ООО «ТЗРО» выявлено, что в нарушение ст. 212 ТК РФ ООО «ТЗРО» не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест работников: ремонтно-инструментального цеха по профессиям: главный механик, бригадир, фрезеровщик, токарь, слесарь-инструментальщик, оператор установок с программным управлением, электрогазосварщик, слесарь-ремонтник технологического оборудования, слесарь по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования, слесарь по ремонту и обслуживанию перегрузочных машин, электромеханик по обслуживанию технологического оборудования; цеха резиновой клееной обуви: по профессиям: транспортировщик, водитель погрузчика, машинист каландра, каландровщик резиновых смесей, вальцовщик резиновых смесей, закройщик резиновых изделий и деталей (подошва), закройщик резиновых изделий и деталей (переда), электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесарь-ремонтник технологического оборудования, аппаратчик приготовления резиновых клеев и покрытий, транспортировщик (от пресса ПВГ), транспортировщик (на конвейра), намазчик деталей, вырубщик заготовок и изделий, закройщик резиновых изделий и деталей, клейщик резиновых, полимерных деталей и изделий, прессовщик-вулканизаторщик, приемщик сырья п/ф и готовой продукции, транспортировщик (зашив мешков и транспорт к месту хранения), машинист шпрединг-машины, сортировщик, ремонтировщик резиновых изделий, старший кладовщик, подсобный рабочий, контролер участка упаковки готовой продукции, литейщик металлов и сплавов, слесарь-инструментальщик, формовщик ручной формовки; администрации по должностям: генеральный директор, директор по производству, главный инженер, советник генерального директора по безопасности, советник генерального директора по правовым вопросам; производственного отдела по должностям: начальник отдела, инженер по подготовке производства; планово-экономического отдела по должностям: начальник отдела, экономист, начальник бюро нормирования; бухгалтерии по должностям: главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, ведущий бухгалтер, руководитель расчетной группы, бухгалтер, старший инженер по нормированию труда; отдела управления персоналом по должностям: начальник отдела, старший инспектор по кадрам, инспектор по кадрам; проектно-конструкторского отдела по должностям: начальник отдела, инженер-конструктор; бюро пропусков по должности начальник; отдела железнодорожного обслуживания по должности диспетчер; отдела охраны труда и промышленной безопасности по должностям: начальник отдела, инженер-лаборант, инженер-химик; отдела информационных технологий по должностям: начальник отдела, системный администратор; юридического отдела по должностям: начальник отдела, юрисконсульт; отдела продаж по должности экономист по оформлению экспортных поставок; отдела снабжения по должностям: начальник отдела, менеджер по снабжению, кладовщик, старший кладовщик склада материалов, кладовщик склада сажи; отдела автоматизированных систем управления технологических процессов по должностям: начальник отдела, инженер по метрологии и учету, инженер-электроник, слесарь по контрольно-измерительным приборам; складского хозяйства по должностям: старший кладовщик склада ГП, кладовщик склада ГП, бригадир комплексной бригады грузчиков, грузчики склада ГП; модельно-конструкторского отдела по должностям: начальник отдела, художник-конструктор, модельер-конструктор, модельщик по деревянным моделям, заготовщик резиновых изделий и деталей, клейщик резиновых, полимерных деталей и изделий; административно-хозяйственного участка по должности уборщик производственных и служебных помещений; архива по должности архивариус.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2003 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ, если до дня вступления в силу Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Федерального закона.

Частью 6 ст. 10 Федерального закона установлено, что идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:

рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

При этом в силу ч. 6 ст. 27 Федерального закона в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 названного закона, то есть явно не содержащих потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018.

Для целей, определенных статьей 7 Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Из указанного следует вывод, что специальная оценка условий труда рабочих мест, перечисленных в ч. 6 ст. 10 Федерального закона, должна быть осуществлена в первоочередном порядке без разделения на этапы. Поэтапное проведение специальной оценки условий труда осуществляется только в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, и не указанных в ч. 6 ст. 10 Федерального закона.

Как следует, из содержащегося в представленных материалах штатного расписания ООО «ТЗРО», рабочие места работников цеха резиновой клееной обуви: по профессиям: транспортировщик, водитель погрузчика, машинист каландра, каландровщик резиновых смесей, вальцовщик резиновых смесей, закройщик резиновых изделий и деталей (подошва), закройщик резиновых изделий и деталей (переда), электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесарь-ремонтник технологического оборудования, аппаратчик приготовления резиновых клеев и покрытий, транспортировщик (от пресса ПВГ), транспортировщик (на конвейра), намазчик деталей, вырубщик заготовок и изделий, закройщик резиновых изделий и деталей, клейщик резиновых, полимерных деталей и изделий, прессовщик-вулканизаторщик, приемщик сырья п/ф и готовой продукции, транспортировщик (зашив мешков и транспорт к месту хранения), машинист шпрединг-машины, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а соответственно входят в перечень ч.6 ст.10 Федерального закона.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Таким образом, ООО «ТЗРО» обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ООО «ТЗРО», обладая всеми организационно-распорядительными функциями и административно-хозяйственными полномочиями, а также имея возможности и будучи обязанным обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, не предприняло всех необходимых мер по их соблюдению.

Последующие меры, направленные на устранение выявленных нарушений, не влияют на законность постановления по делу об административном правонарушении, поскольку подтверждают, что ООО «ТЗРО» имело возможность, но не приняло меры по своевременному устранению выявленных нарушений.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

В тоже время с выводами должностного лица о том, что непроведение специальной оценки условий труда рабочих мест работников: цеха резиновой клееной обуви по профессии сортировщик; ремонтировщик резиновых изделий, старший кладовщик, подсобный рабочий, контролер участка упаковки готовой продукции, литейщик металлов и сплавов, слесарь-инструментальщик, формовщик ручной формовки; ремонтно-инструментального цеха по профессиям: главный механик, бригадир, фрезеровщик, токарь, слесарь-инструментальщик, оператор установок с программным управлением, электрогазосварщик, слесарь-ремонтник технологического оборудования, слесарь по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования, слесарь по ремонту и обслуживанию перегрузочных машин, электромеханик по обслуживанию технологического оборудования; администрации по должностям: генеральный директор, директор по производству, главный инженер, советник генерального директора по безопасности, советник генерального директора по правовым вопросам; производственного отдела по должностям: начальник отдела, инженер по подготовке производства; планово-экономического отдела по должностям: начальник отдела, экономист, начальник бюро нормирования; бухгалтерии по должностям: главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, ведущий бухгалтер, руководитель расчетной группы, бухгалтер, старший инженер по нормированию труда; отдела управления персоналом по должностям: начальник отдела, старший инспектор по кадрам, инспектор по кадрам; проектно-конструкторского отдела по должностям: начальник отдела, инженер-конструктор; бюро пропусков по должности начальник; отдела железнодорожного обслуживания по должности диспетчер; отдела охраны труда и промышленной безопасности по должностям: начальник отдела, инженер-лаборант, инженер-химик; отдела информационных технологий по должностям: начальник отдела, системный администратор; юридического отдела по должностям: начальник отдела, юрисконсульт; отдела продаж по должности экономист по оформлению экспортных поставок; отдела снабжения по должностям: начальник отдела, менеджер по снабжению, кладовщик, старший кладовщик склада материалов, кладовщик склада сажи; отдела автоматизированных систем управления технологических процессов по должностям: начальник отдела, инженер по метрологии и учету, инженер-электроник, слесарь по контрольно-измерительным приборам; складского хозяйства по должностям: старший кладовщик склада ГП, кладовщик склада ГП, бригадир комплексной бригады грузчиков, грузчики склада ГП; модельно-конструкторского отдела по должностям: начальник отдела, художник-конструктор, модельер-конструктор, модельщик по деревянным моделям, заготовщик резиновых изделий и деталей, клейщик резиновых, полимерных деталей и изделий; административно-хозяйственного участка по должности уборщик производственных и служебных помещений; архива по должности архивариус, образует состав вмененного юридическому лицу административного правонарушения, поскольку она вообще не проводилась, согласиться нельзя.

Административным органом приведенные положения части 6 статьи 27 Закона о специальной оценке условий труда не учтены.

Сведения об отнесении вышеприведенных рабочих мест, к указанным в части 6 статьи 10 Федерального закона о специальной оценке условий труда, в материалах дела отсутствуют, данных о наличии оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, установленных статьей 17 названного Федерального закона, не представлено.

При таких обстоятельствах, учитывая презумпцию невиновности, а также с учетом переходных положений, установленных частью 6 статьи 27 Федерального закона о специальной оценке условий труда, специальная оценка условий труда данных рабочих мест может быть осуществлена не позднее чем 31 декабря 2018 года.

С учетом изложенного указанные выводы подлежат исключению из постановления должностного лица о назначении административного наказания.

Что касается наказания в виде административного штрафа в размере 75000 рублей, назначенного ООО «Томский завод резиновой обуви», то контролирующий орган не мотивировал меру и размер наказания в постановлении, при том, что санкция ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает максимальное наказание для юридических лиц до 80000 рублей.

Вместе с тем, ст.5.27.1 КоАП РФ предусматривает возможность назначения наказания в виде предупреждения, ООО «ТЗРО» впервые привлекается к административной ответственности, поэтапно проводит мероприятия, направленные на оценку условий труда, в результате совершенного правонарушения не наступило последствий, предусмотренных ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, в связи с чем судья приходит к выводу о возможности назначения такой меры наказания как предупреждение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу защитника ООО «Томский завод резиновой обуви» Ивановой А.Е.удовлетворить частично.

Постановление врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Томской области ФИО1 от 17.11.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Томский завод резиновой обуви», - изменить.

Исключить из постановления врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Томской области ФИО1 от 17.11.2017 выводы, что непроведение специальной оценки условий труда рабочих мест работников: цеха резиновой клееной обуви по должностям: сортировщик, ремонтировщик резиновых изделий, старший кладовщик, подсобный рабочий, контролер участка упаковки готовой продукции, литейщик металлов и сплавов, слесарь-инструментальщик, формовщик ручной формовки; ремонтно-инструментального цеха по профессиям: главный механик, бригадир, фрезеровщик, токарь, слесарь-инструментальщик, оператор установок с программным управлением, электрогазосварщик, слесарь-ремонтник технологического оборудования, слесарь по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования, слесарь по ремонту и обслуживанию перегрузочных машин, электромеханик по обслуживанию технологического оборудования; администрации по должностям: генеральный директор, директор по производству, главный инженер, советник генерального директора по безопасности, советник генерального директора по правовым вопросам; производственного отдела по должностям: начальник отдела, инженер по подготовке производства; планово-экономического отдела по должностям: начальник отдела, экономист, начальник бюро нормирования; бухгалтерии по должностям: главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, ведущий бухгалтер, руководитель расчетной группы, бухгалтер, старший инженер по нормированию труда; отдела управления персоналом по должностям: начальник отдела, старший инспектор по кадрам, инспектор по кадрам; проектно-конструкторского отдела по должностям: начальник отдела, инженер-конструктор; бюро пропусков по должности начальник; отдела железнодорожного обслуживания по должности диспетчер; отдела охраны труда и промышленной безопасности по должностям: начальник отдела, инженер-лаборант, инженер-химик; отдела информационных технологий по должностям: начальник отдела, системный администратор; юридического отдела по должностям: начальник отдела, юрисконсульт; отдела продаж по должности экономист по оформлению экспортных поставок; отдела снабжения по должностям: начальник отдела, менеджер по снабжению, кладовщик, старший кладовщик склада материалов, кладовщик склада сажи; отдела автоматизированных систем управления технологических процессов по должностям: начальник отдела, инженер по метрологии и учету, инженер-электроник, слесарь по контрольно-измерительным приборам; складского хозяйства по должностям: старший кладовщик склада ГП, кладовщик склада ГП, бригадир комплексной бригады грузчиков, грузчики склада ГП; модельно-конструкторского отдела по должностям: начальник отдела, художник-конструктор, модельер-конструктор, модельщик по деревянным моделям, заготовщик резиновых изделий и деталей, клейщик резиновых, полимерных деталей и изделий; административно-хозяйственного участка по должности уборщик производственных и служебных помещений; архива по должности архивариус образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Назначенное наказание в виде штрафа в размере 75000 рублей изменить, назначить ООО «Томский завод резиновой обуви» наказание в виде предупреждения.

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Томский завод резиновой обуви» Ивановой А.Е.- без удовлетворения.

Судья: Ю.Г. Терентьева