Р Е Ш Е Н И Е
11 января 2018 года г. Усолье-Сибирское
Судья Усольского городского суда Иркутской области Касимова А.Н., с участием ФИО1, с участием прокурора Симоненко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании, в порядке статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрев жалобу Сельскохозяйственного публичного акционерного общества «Белореченское» на постановление № А-643 (07-24 (в)-2017) от 25 октября 2017 года специалиста-эксперта экологического надзора Управления Росприроднадзора по Иркутской области, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области Ч.. о назначении административного наказания в отношении СХ ПАО «Белореченское», привлеченного к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением № А-643 (07-24 (в)-2017) от 25 октября 2017 года специалиста-эксперта экологического надзора Управления Росприроднадзора по Иркутской области, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области Ч. о назначении административного наказания Сельскохозяйственному публичному акционерному обществу «Белореченское» было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа 80 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным в отношении него постановлением, представитель СХ ПАО «Белореченское» подал жалобу, в обоснование которой указал, что применение меры административного наказания в виде штрафа в сумме 80 000 руб. не соответствует тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности, поскольку ранее превышений установленных нормативов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при проведении инструментальных замеров, выявлено не было. Возможными причинами превышения нормативов ПДВ от котельной Усольского молочного завода, могло послужить низкое качество мазута поставляемого от нового контрагента ООО «НК АВТО ГРУПП», с которым заключен договор купли-продажи нефтехимии № 8/2017 от 20.07.2017 года. По данному правонарушению, в адрес СХ ПАО «Белореченское» каких-либо жалоб и заявлений от граждан и общественных объединений не поступало. Оценив характер и степень общественной опасности правонарушения, допущенного СХ ПАО «Белореченское», считает, что оно не причинило вред здоровью, интересам граждан, обществу, и не представляло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не оказывало негативных воздействий на окружающую среду. Также СХ ПАО «Белореченское» в марте месяце 2017 года был разработан план-график производственного экологического контроля предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по подразделению Белореченской птицефабрики (7 площадок) и по Молочному заводу «Белореченский» отделение Усольское, <адрес>. Принято решение на проведение плановых и внеплановых замеров выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в рамках производственного экологического контроля внеплановой (договор на оказание услуг № Н-54/2017 от 21.03.2017 года и договор № Н-130/2017 от 04.10.2017 года с ООО «Независимая аналитическая лаборатория», платежные поручения № 015588 от 16.10.2017 года, № 016094 от 12.10.2017 года).
Просят отменить постановление № А-643 (07-24 (в)-2017) от 25 октября 2017 года полностью или снизить размер штрафа.
В судебном заседании защитник СХ ПАО «Белореченское» ФИО1 поддержала доводы жалобы в полном объёме.
Заслушав защитника, изучив материалы дела об административном правонарушении, заслушав прокурора, полагавшего постановление по делу об административном правонарушении законным и обоснованным, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Судьей установлено, что 11 октября 2017 года заместителем прокурора города Усолье-Сибирское принято постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ. В отношении юридического лица Сельскохозяйственного публичного акционерного общества «Белореченское», согласно которому во исполнение п. 5 Президента РФ от 14.08.2017 года № Пр-1602 Генеральной прокуратуре РФ об усилении надзора за исполнением природоохранного законодательства по итогам совещания по вопросам экологического развития Байкальской природной территории, в период с 12.09.2017 года по 28.09.2017 года прокуратурой города Усолье-Сибирское с привлечением специалистов Отдела надзора за водными и земельными ресурсами, за ООПТ и РД Управления Росприроднадзора по Иркутской области, отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю, с участием Саянского отдела лабораторного анализа и технических измерений Испытательного центра «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» проведена проверка исполнения природоохранного законодательства на предприятии СХ ПАО «Белореченское», оказывающем негативное воздействие на окружающую среду Байкальской природной территории.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ"Об охране атмосферного воздуха" в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ"Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ"Об охране окружающей среды" установлены нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
Согласно ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ"Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
За выдачу разрешений на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В ходе проверки установлено следующее, что СХ ПАО «Белореченское» разработан проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по подразделению Белореченской птицефабрики (7 площадок) и по Молочному заводу «Белореченский» отделение Усольское, <адрес>. В 2017 году получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) № ЭН-167 от 07.09.2017 года. Срок действия с 07.09.2017 года по 24.07.2018 года.
Согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ"Об охране окружающей среды" производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Статьей 25 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: (обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
В ходе обследования территории СХ ПАО "Белореченское", с привлеченными аналитическими лабораториями ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» (аттестат аккредитации № RA.RU.512318 от 27.2015) 12.09.2017 года были проведены инструментальные измерения промышленных выбросов от источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на мазутной котельной (труба котельной источник 0001) СХ ПАО «Белореченское» Молочного завода «Белореченский» отделение Усольское, <адрес>.
Согласно протоколу испытаний промышленных выбросов №С264ПВ от 21.09.2017 года (протокол отбора проб промышленных выбросов № С270ПВ от 12.09.2017 года) весовое количество выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух составило: - бенз (а) пирен – 0,00002 г/сек, что превышает установленные нормативы ПДВ в 66,6 раза разрешенного значения (9,0000003 г/сек); - оксид углерода – 0,055 г/сек, что превышает установленные нормативы ПДВ в 1,6 раза разрешенного значения (0,034150 г/сек); - диоксид серы – 0,511 г/сек, что превышает установленные нормативы ПДВ в 35,3 раза разрешенного значения (0,181390 г/сек); - диоксид азота – 0,402 г/сек, что превышает установленные нормативы ПДВ в 2,2 раза разрешенного значения (0,181390 г/сек),
Таким образом, условия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № ЭН-167 от 07.09.2017 года СХ ПАО «Белореченское» не соблюдаются по источнику № 0001 (труба мазутной котельной), что является нарушением требования ст. 12, ст. 14, Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и ст.ст. 22, 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ"Об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно ч 2 ст. 8.21 КоАП РФ нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно постановлению № А-643 (07-24 (в) -2017) от 25 октября 2017 года специалиста-эксперта экологического надзора Управления Росприроднадзора по Иркутской области, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области Ч. СХ ПАО «Белореченское» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа 80 000 рублей.
Изучив указанное постановление, судья приходит к выводу, что в постановлении № А-643 (07-24 (в) -2017) от 25 октября 2017 года указаны в полной мере обстоятельства правонарушения.
Постановление № А-643 (07-24 (в)-2017) от 25 октября 2017 года соответствует требованию ч.1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Выводы должностного лица мотивированы, со ссылкой на нарушения СХ ПАО «Белореченское» природоохранного законодательства в области охраны окружающей среды, в области охраны атмосферного воздуха, а именно Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», и других нормативно-правовых актах, что дало основание считать вину СХ ПАО «Белореченское» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказанной. Свои выводы должностное лицо – специалист-эксперт экологического надзора Управления Росприроднадзора по Иркутской области, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области Ч. мотивировала, используя сведения, имеющие доказательственное значение, содержащиеся в протоколе об административном правонарушении и других документах, обоснованно посчитав их доказательствами обвинения. Оснований не согласится с этим, у судьи не имеется.
Указанные в жалобе, поданной в суд, доводы, направлены на иную, субъективную оценку обстоятельств произошедшего, собранных по делу доказательств и не содержат правовых аргументов, опровергающих выводы должностного лица, в связи с чем, подлежат отклонению, как несостоятельные.
Доказательств, свидетельствующих о злоупотреблении специалистом-экспертом экологического надзора Управления Росприроднадзора по Иркутской области, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области Ч.. в отношении СХ ПАО «Белореченское» служебными полномочиями в материалах дела не имеется, в связи с чем, поводов сомневаться в достоверности добытых по делу доказательствах, не имеется.
Действия СХ ПАО «Белореченское» правильно квалифицированы по части 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении СХ ПАО «Белореченское» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено СХ ПАО «Белореченское» в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При изложенных обстоятельствах, нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, препятствующих справедливому разбирательству, должностным лицом специалистом-экспертом экологического надзора Управления Росприроднадзора по Иркутской области, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области Ч. допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление № А-643 (07-24 (в)-2017) от 25 октября 2017 года специалиста-эксперта экологического надзора Управления Росприроднадзора по Иркутской области, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области Ч. о назначении административного наказания в отношении СХ ПАО «Белореченское», привлеченного к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - оставить без изменения, жалобу защитника СХ ПАО «Белореченское» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней.
Судья А.Н.Касимова