Судья, вынесший обжалуемое Дело № 7-6/2018
решение, Кодес А.В. № 12-3/2018
Р Е Ш Е Н И Е
город Анадырь 27 марта 2018 года
Судья суда Чукотского автономного округа Принцев С.А.,
при секретаре Александровой Т.А.,
с участием государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому автономному округу ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому автономному округу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу ФИО1 на решение судьи Анадырского городского суда от 18 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в отношении юридического лица акционерного общества «Чукотэнерго» (далее – АО «Чукотэнерго»),
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому автономному округу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу (далее – государственный инспектор) ФИО1 от 8 сентября 2017 года № 02-032/2017 АО «Чукотэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Решением судьи Анадырского городского суда от 18 января 2018 года указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении АО «Чукотэнерго» прекращено в связи с недоказанностью должностным лицом, вынесшим постановление по делу, обстоятельств, составляющих событие административного правонарушения.
В жалобе на решение судьи Анадырского городского суда государственный инспектор ФИО1, ссылаясь на неправильное установление обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, просит указанный судебный акт отменить, дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение.
В возражениях на жалобу защитник АО «Чукотэнерго» по доверенности ФИО2 просит оставить оспариваемое решение судьи без изменения, жалобу должностного лица - без удовлетворения, ссылаясь на те обстоятельства, что на дату составления протокола об административном правонарушении по настоящему делу – 25 августа 2017 года, на Анадырской газомоторной станции 4 пиковых водогрейных жаротрубных котла не работали.
В судебном заседании государственный инспектор ФИО1 поддержала доводы жалобы на решение судьи Анадырского городского суда от 18 января 2018 года, просила его отменить и направить дело на новое рассмотрение, указав, что Анадырская Газомоторная ТЭЦ не извещала органы гостехнадзора о приостановлении работы Газомоторной ТЭЦ в 2017 году либо консервации оборудования.
Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, АО «Чукотэнерго», будучи надлежаще извещённым о времени и месте рассмотрения жалобы на решение по делу об административном правонарушении, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, об уважительных причинах неявки не сообщило, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляло.
Проверив в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ в полном объеме независимо от доводов жалобы дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении АО «Чукотэнерго», прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Объективная сторона правонарушений, квалифицируемых по ч. 1 статьи 8.21 КоАП РФ, выражается в незаконном выбросе вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
В силу пункта 1 ст. 14 Федерального закона от 4 мая 1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 указанного Закона под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
При этом нахождение (поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 8 сентября 2017 года № 02-032/2017 АО «Чукотэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, то есть в осуществлении выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, при следующих обстоятельствах.
На основании приказа Управления Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу от 18 июля 2017 года № 103 в период с 24 июля 2017 года по 18 августа 2017 года была проведена плановая выездная проверка АО «Чукотэнерго». Актом проверки от 18 августа 2017 года № 015/2017 установлено, что Анадырская газомоторная ТЭЦ имеет источники выбросов – дымовые газы, образующиеся в котлах марки <данные изъяты>, производительностью 14,5 МВ, основное топливо – газ, аварийное топливо – дизельное. Газомоторная ТЭЦ в 2012 году получило разрешение от 1 августа 2012 года № Ч-12-1631-100-Р «На выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух», в соответствии с которым в период с 1 августа 2012 года по 1 августа 2017 года разрешается выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух. С 2 августа по настоящее время Газомоторная ТЭЦ осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения. Согласованный проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и действующее разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отсутствуют.
Отменяя данное постановление и прекращая производство по настоящему делу об административном правонарушении, судья суда первой инстанции исходил из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт осуществления Анадырской газомоторной станцией выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период с 2 августа по 8 сентября 2017 года, отбор проб промышленных выбросов Анадырской газомоторной станции не производился и не исследовался.
Указанный вывод судьи суда первой инстанции о недоказанности факта выброса Анадырской газомоторной ТЭЦ вредных веществ в период с 2 по день составления Акта проверки 18 августа 2017 года нахожу правильным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и закону, а доводы жалобы государственного инспектора ФИО1 о незаконности решения судьи – несостоятельными.
В соответствии со статьёй 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств выяснению по делу об административном правонарушении подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, его виновность в совершении административного правонарушения.
Правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, является длящимся и считается оконченным с момента его обнаружения, то есть с момента, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. С этого момента в силу положений ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ начинает исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности.
Принимая во внимание, что Акт проверки АО «Чукотэнерго», по результатам которого выявлено нарушение, связанное с осуществлением Газомоторной ТЭЦ выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, составлен сотрудниками Управления Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу 18 августа 2017 года, временем совершения вменяемого юридическому лицу административного правонарушения является период с 2 августа 2017 года (с даты окончания срока действия предыдущего разрешения на выброс вредных веществ) по 18 августа 2017 года (момент обнаружения длящегося административного правонарушения). Учитывая изложенное, указание государственным инспектором в постановлении по делу об административном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушении времени совершения административного правонарушения «с 02.08.2017 по настоящее время» является неправильным, так как формулировка «по настоящее время» является неопределённой, что недопустимо, так как нарушает право лица, привлекаемого к административной ответственности на защиту и делает неопределённым и затруднительным исчисление срока давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, юридически значимым для разрешения вопроса о наличии в действиях АО «Чукотэнерго» состава вменяемого правонарушения является совокупность таких обстоятельств, как осуществление в период со 2 по 18 августа 2017 года выброса вредных веществ (дымовых газов) в ходе эксплуатации четырёх пиковых водогрейных жаротрубных котлов марки <данные изъяты>, производительностью 14,5 МВ, на Анадырской газомоторной станции и отсутствие разрешения на осуществление таких выбросов в атмосферный воздух.
Статьёй 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены принципы, в том числе, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и допустимости воздействия такой деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Эксплуатация указанных выше стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу – газовых котлов при осуществлении деятельности юридическим лицом неразрывно связана с выбросом и концентрацией вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, в связи с чем для привлечения АО «Чукотэнерго» к административной ответственности по настоящему делу необходимости отбирать пробы промышленных выбросов и производить их исследование, вопреки указанию судьёй суда первой инстанции в оспариваемом решении, не имелось, так как выброс вредных веществ в ходе эксплуатации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предполагается. Вместе с тем выяснению по настоящему делу подлежал вопрос о том, эксплуатировались ли фактически газовые котлы, указанные в постановлении по делу об административном правонарушении, в период с 2 по 18 августа 2017 года.
Однако ни должностное лицо при рассмотрении дела об административном правонарушении, ни судья городского суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении данный вопрос не выяснили.
В силу положений п. 2 ст. 30.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении среди прочего при необходимости разрешается вопрос о назначении экспертизы, об истребовании дополнительных материалов, о вызове лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы.
Как следует из представленных АО «Чукотэнерго» по запросу судьи суда Чукотского автономного округа суточных ведомостей операторов КМЦ и оперативного журнала начальника смены КМЦ Анадырской ГМ ТЭЦ за период со 2 по 18 августа 2018 года, указанные водогрейные котлы в данный период времени не включались, находились в резерве либо в ремонте, в связи с чем при их эксплуатации выбросы в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ не производились.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ без осуществления таких выбросов не образует событие вменяемого АО «Чукотэнерго» административного правонарушения.
Доводы жалобы государственного инспектора об отсутствии необходимости определения концентрации вредных веществ в выбросах, о предоставлении АО «Чукотэнерго» проекта нормативов предельно допустимых выбросов, о наличии у Общества до 1 августа 2017 года Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также осуществление Обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год не влекут отмену либо изменение оспариваемого решения суда, поскольку не опровергают факта отсутствия выбросов вредных веществ, ввиду не включения газовых котлов Анадырской газомоторной ТЭЦ в период с 2 по 18 августа 2017 года.
Также данное обстоятельство не опровергается и отсутствием обращений АО «Чукотэнерго» либо ООО «Теплоэнергосервис ДКМ» в Ростехнадзор о выводе из эксплуатации технических устройств Анадырской Газомоторной ТЭЦ, поскольку четыре пиковых водогрейных жаротрубных котла марки <данные изъяты>, производительностью 14,5 МВ, из эксплуатации не выводились, по представленным документам находились в указанный период времени (с 2 по 18 августа 2017 года) в резерве либо в ремонте.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
решение судьи Анадырского городского суда от 18 января 2018 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в отношении акционерного общества «Чукотэнерго» оставить без изменения, жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому автономному округу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья суда
Чукотского автономного округа С.А. Принцев