Егорлыкский районный суд Ростовской области
№12-3/2021
РЕШЕНИЕ
10 февраля 2021 года ст. Егорлыкская Ростовской области
Судья Егорлыкского районного суда Ростовской области Колесникова И.В., рассмотрев жалобу директора ООО «Вита-ДЕНТ» Купина Александра Владимировича, на постановление №61862025200057300004 от 05 октября 2020 года по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «Вита-ДЕНТ» Купина Александра Владимировича по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Ростовской области Поповой Т.В. от 05.10.2020 директор ООО «Вита-ДЕНТ» Купин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
На данное постановление поступила жалоба директора ООО «Вита-ДЕНТ» Купина А.В., в которой он просит отменить постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, так как у инспекции отсутствовали правовые основания для привлечения директора ООО «Вита-ДЕНТ» к административной ответственности, поскольку федеральным законом не установлена обязанность физического лица – нерезидента открывать банковские счета для получения заработной платы от юридического лица – резидента, выплата заявителем его иностранному работнику заработной платы наличными денежными средствами соответствует действующему законодательству. Кроме того, в результате проверки проведенной налоговым органом было установлено, что заработная плата выплачивалась гражданке Украины наличными денежными средствами регулярно. При этом по каждой выплате заработной платы был составлен отдельный протокол об административном правонарушении, вынесено отдельное постановление об административном правонарушении, которым назначено наказание. Директор ООО «Вита-ДЕНТ» Купин А.В. неправомерно был привлечен к административной ответственности за каждое из указанных административных правонарушений. По длящимся административным правонарушениям сроки исчисляются со дня обнаружения административного правонарушения. Так как выплата заработной платы проводилась на постоянной основе, у налогового органа не имелось оснований квалифицировать каждое из выявленных нарушений как самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ. Инспекцией была нарушена процедура привлечения к административной ответственности, поскольку директор ООО «Вита-ДЕНТ» Купин А.В. не был извещен надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что лишило его возможности приводить свои доводы и возражения. Протокол об административном правонарушении директору ООО «Вита-ДЕНТ» Купину А.В. не направлялся.
Должностное лицо – директор ООО «Вита-ДЕНТ» Купин А.В. на рассмотрение жалобы не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении жалобы без его участия.
Защитник Кандаурова Н.А. просила жалобу директора ООО «Вита-ДЕНТ» Купина А.В. удовлетворить, поддержав ее доводы, пояснив, что директор ООО «Вита-ДЕНТ» Купин А.В. был привлечен к административной ответственности по каждому факту выплаты В.Л.М. заработной платы и аванса.
Выслушав защитника Кандаурову Н.А., ознакомившись с доводами жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным операциям относится в том числе: приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Резидентами признаются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях».
Нерезиденты - физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с п.п. «а» и «б» п. 6 ч. 1 настоящей статьи.
В силу ч. 3 ст.14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением валютных операций, перечисленных в указанной части статьи 14 Закона.
Частью 1 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении, приобщенных к жалобе постановлений по делам об административных правонарушениях следует, что МИФНС России №16 по Ростовской области при осуществлении проверки соблюдения требований валютного законодательства, которая проводилась на основании поручения зам. начальника МИФНС России №16 по Ростовской области от 28.02.2020 №618620200006002, была проведена проверка в отношении ООО «Вита-ДЕНТ» по вопросу соблюдения порядка проведения валютных операций по результатам представленных ООО «Вита-ДЕНТ» документов за 2018 год и был установлен факт нарушения валютного законодательства в части длительного непрекращающегося невыполнения ООО «Вита-ДЕНТ» предусмотренных валютным законодательством РФ обязанностей, выразившихся в выплате заработной платы иностранному гражданину В.Л.М. наличными денежными средствами: 10.10.2018 – 1015,00 рублей; 25.10.2018 – 2364,57 рублей; 25.10.2018 – 1400,00 рублей; 09.11.2018 – 1015,00 рублей; 23.11.2018 – 1400,00 рублей; 25.12.2018 – 3000,00 рублей; 25.12.2018 – 2250,00 рублей, в связи с чем главным государственным налоговым инспектором Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Ростовской области А.Л.Н. в отношении директора ООО «Вита-ДЕНТ» Купина А.В. был составлен протокол об административном правонарушении №61862025200057300002 от 21.09.2020 по факту выплаты ООО «Вита-ДЕНТ» заработной платы нерезиденту В.Л.М. за 2018 год, 10.10.2018 наличными денежными средствами из кассы предприятия в размере 1015,00 рублей.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлением и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Ростовской области №61862025200057300004 от 05.10.2020 должностное лицо - директор ООО «Вита-ДЕНТ» Купин А.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
В силу ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно разъяснениям, данным в п. 14 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
В ходе рассмотрения дела установлено, что по каждому факту выплаты ООО «Вита-ДЕНТ» заработной платы (аванса) иностранному гражданину В.Л.М. наличными денежными средствами из кассы предприятия в отношении директора ООО «Вита-ДЕНТ» Купина А.В. налоговым органом вынесено семь постановлений о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000,00 рублей по каждому.
Поскольку директор ООО «Вита-ДЕНТ» Купин А.В. был привлечен МИФНС №16 по Ростовской области к административной ответственности за нарушения требований валютного законодательства, которые как усматриваются из постановлений по делам об административных правонарушений совершены одним субъектом, были выявлены МИФНС №16 по Ростовской области в ходе проведения одной проверки соблюдения ООО «Вита-ДЕНТ» порядка проведения валютных операций, при этом выявленные нарушения представляют собой длительное непрекращающееся нарушение требований валютного законодательства, выразившееся в регулярной выплате в 2018 году заработной платы (аванса) иностранному гражданину В.Л.М. наличными денежными средствами из кассы предприятия, данные нарушения должны быть квалифицированы как длящееся административное правонарушение, в связи с чем у налогового органа не имелось оснований квалифицировать каждый факт выплаты заработной платы нерезеденту с нарушением требований валютного законодательства, как самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. В данном случае раздельное рассмотрение административных дел с вынесением постановлений по каждому факту выплаты заработной платы свидетельствует о создании искусственной множественности, что является недопустимым.
Указанные существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ должностным лицом не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, являются предусмотренным ст. 30.7 КоАП РФ основанием для отмены обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении.
Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении было установлено, что должностное лицо - директор ООО «Вита-ДЕНТ» Купин А.В. не был извещен в установленном порядке о месте и времени составления в отношении него протокола об административном правонарушении, также ему не была направлена копия протокола об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частями 1, 4, 4.1, 6 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно ч.1, 2 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Согласно протоколу об административном правонарушении по настоящему делу об административном правонарушении он составлен должностным лицом в отношении директора ООО «Вита-ДЕНТ» Купина А.В. 21.09.2020 в 10 часов 15 минут в г. Сальске в отсутствие директора ООО «Вита-ДЕНТ» Купина А.В.
В представленных материалах дела об административном правонарушении имеются списки внутренних почтовых отправлений, отчеты об отслеживании отправлений, согласно которым МИФНС №16 по Ростовской области Купину А.В. направлялись: 09.09.2020 уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и 22.09.2020 протокол об административном правонарушении от 21.09.2020, вместе с тем, согласно представленным директором ООО «Вита-ДЕНТ» Купиным А.В. ответа АО <данные изъяты> на его запрос и отчетам об отслеживании отправлений уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении почтальоном Купину А.В. по месту его жительства вручено не было, а было оставлено без вручения кому-либо на стойке регистрации в ООО «Вита-ДЕНТ»; протокол об административном правонарушении Купину А.В. по месту его жительства направлен не был, направлялся в <адрес>, где Купин А.В. не проживает, и откуда был возвращен в МИФНС №16 по Ростовской области по истечении срока хранения.
Таким образом, протокол об административном правонарушении, составленный в отсутствие директора ООО «Вита-ДЕНТ» Купина А.В., не извещенного о месте и времени его составления, не соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ. Данное нарушение, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении, повлекло за собой нарушение права Купина А.В. на защиту.
Несмотря на вышеуказанные нарушения, допущенные при составлении протокола об административном правонарушении, и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Ростовской области Попова Т.В. при поступлении к ней на рассмотрение протокола об административном правонарушении в ходе подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению правильность составления указанного протокола в нарушение требований п. 4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ не проверила, протокол должностному лицу, его составившему, для устранения недостатков не возвратила
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлением и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Ростовской области №61862025200057300004 от 05.10.2020 должностное лицо - директор ООО «Вита-ДЕНТ» Купин А.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, при этом возможность устранения допущенных при составлении протокола об административном правонарушении нарушений утрачена и не может быть восполнена.
В силу ст.ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, подтверждаются доказательствами, полученными исключительно с соблюдением предусмотренных законом требований.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Порядок осуществления Федеральной налоговой службой, ее территориальными органами контроля и надзора за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля определен Приказом ФНС России от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418с, которым утвержден Административный регламент осуществления Федеральной налоговой службой контроля и надзора за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, соответствием проводимых валютных операций.
В соответствии с пунктами 9, 11, 17, 18, 21, 23, 31, 58, 61, 63, 67 Административного регламента в рамках исполнения указанной государственной функции осуществляются следующие административные процедуры: назначение проверки; проведение проверки; оформление результатов проверки; вынесение предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и осуществление контроля за своевременностью и полнотой исполнения предписания субъектом проверки.
Результатом осуществления контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства являются: докладная записка на имя руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о нецелесообразности проведения проверки; акт проверки соблюдения валютного законодательства; предписание об устранении выявленных нарушений валютного законодательства (в случае невыполнения субъектом проверки обязанностей, предусмотренных валютным законодательством).
Акт проверки соблюдения валютного законодательства оформляется не позднее двадцати рабочих дней с даты окончания административной процедуры по проведению проверки.
Основанием для начала административной процедуры по назначению проверки является получение из внутренних и (или) внешних источников документов и (или) информации, свидетельствующих о признаках нарушения валютного законодательства, а также о несоответствии проводимых валютных операций.
По итогам проведенного анализа должностное лицо налогового органа, проводившее предпроверочный анализ субъекта проверки, готовит докладную записку на имя руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении проверки с проектом поручения или докладной записки о нецелесообразности проведения проверки.
Решение о проведении проверки оформляется в виде поручения, которое подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, и является основанием для начала административной процедуры по проведению проверки.
Административное, действие по проведению проверки и оформлению справки о проведенной проверке заключается в осуществлении по месту нахождения налогового органа должностным лицом налогового органа, проводящим проверку, или проверочной комиссией мероприятий по контролю в виде изучения документов и (или) информации, связанных с проведением субъектом проверки валютных операций, открытием и ведением счетов.
Субъекты проверки, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю и надзору за соблюдением валютного законодательства, имеют право на ознакомление с актами проверок, проведенных налоговыми органами.
Информационное письмо с разъяснением о праве ознакомиться с актом проверки направляется субъекту проверки не позднее пяти рабочих дней с даты оформления акта проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения (вручения) субъектом проверки либо его представителем, информационного письма за подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа об окончании проверки, в котором должна содержаться информация о праве субъекта проверки ознакомиться с актом проверки.
Представленные суду материалы дела об административном правонарушении документов, являющихся основанием для начала административной процедуры по назначению проверки в отношении ООО «Вита-ДЕНТ», докладной записки на имя руководителя налогового органа о проведении проверки, акта проверки соблюдения валютного законодательства, сведений о направлении ООО «Вита-ДЕНТ» акта проверки, информационного письма с разъяснением права знакомиться с актом проверки, не содержат, что свидетельствует о несоблюдении МИФНС России №16 по Ростовской области установленного Административным регламентов порядка проведения проверки по соблюдению порядка проведения валютных операций, что также повлекло за собой нарушение права Купина А.В. на защиту по делу об административном правонарушении.
Кроме того, из имеющегося в материалах дела Поручения зам. начальника МИФНС России №16 по Ростовской области от 28.02.2020 №618620200006002 (л.д. 74), которое согласно Административному регламенту является основанием для начала административной процедуры по проведению проверки, зам. начальника МИФНС России №16 по Ростовской области М.И.В. было поручено главному налоговому инспектору А.Л.Н. провести документарную проверку соблюдения ООО «Вита-ДЕНТ» валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования – соблюдение порядка проведения валютных операций за период с 08.08.2019 по 31.12.2019.
Вместе с тем, из материалов дела об административном правонарушении следует, что в нарушение определенного Поручением периода проверка соблюдения ООО «Вита-ДЕНТ» порядка проведения валютных операций была проведена за 2018 года, то есть за период, на проверку которого главному налоговому инспектору А.Л.Н. Поручение руководителем налогового органа не давалось.
Директор ООО «Вита-ДЕНТ» был привлечен к административной ответственности по данному делу об административном правонарушении за нарушения порядка проведения валютных операций за 2018 год.
В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Принимая во внимание вышеизложенное, доказательства, полученные в ходе проверки соблюдение ООО «Вита-ДЕНТ» порядка проведения валютных операций, протокол об административном правонарушении не могут быть признаны допустимыми, а вина должностного лица – директора ООО «Вита-ДЕНТ» - доказанной.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В связи с допущенными при производстве по делу процессуальными нарушениями, которые являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту, объективность рассмотрения дела, законность вынесенного должностным лицом постановления по делу об административном правонарушении, а также недопустимостью доказательств, на основании которых в отношении директора ООО «Вита-ДЕНТ» было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, составлением протокола об административном правонарушении с нарушением требований КоАП РФ, постановление и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Ростовской области Поповой Т.В. №61862025200057300004 от 05.10.2020 подлежит отмене, производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
По этим же обстоятельствами подлежат отклонению доводы Купина А.В. о необходимости прекращения производства по делу в связи с отсутствием в его действиях состава вменяемого ему административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу директора ООО «Вита-ДЕНТ» Купина Александра Владимировича удовлетворить частично.
Постановление и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Ростовской области Поповой Т.В. №61862025200057300004 от 05.10.2020 по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «Вита-ДЕНТ» Купина Александра Владимировича по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей отменить, производство по делу об административном правонарушении на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение десяти дней с момента получения копии решения.
Судья: <данные изъяты>