ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3/2021 от 12.01.2021 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

г.Самара 12 января 2021 года

Судья Октябрьского районного суда г. Самары Лобанова Ю.В.,

с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении –ФИО1, действующей на основании доверенности от дата б/н, представителя Управления Федеральной антимонопольной службе по Самарской области ФИО2, действующей на основании доверенности от дата№..., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №... по жалобе заместителя руководителя Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара руководителя комитета по наружной рекламе ФИО3 на постановление по делу об административном правонарушении №... от дата, вынесенное заместителем руководителя Управлением Федеральной антимонопольной службы России ФИО4 в отношении ФИО3 по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с жалобой, указав, что данное постановление вынесено незаконно и необоснованно и подлежит отмене в связи с отсутствием состава административного правонарушения по следующим основаниям. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Постановлением Администрации городского округа Самара от 14.03.2014 № 283 утверждена Схема размещения рекламных конструкций на территории городского округа Самара. Постановлением Администрации городского округа Самара от 16.02.2015 № 133 утвержден Порядок внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Самара. При рассмотрении заявления ООО «Акцент Диджитал» Комиссией по наружной рекламе и информации в городском округе Самара принято решение отказать в согласовании места установки рекламной конструкции на территории городского округа Самара по причине нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городского округа (протокол №... от дата заседания Комиссии по наружной рекламе и информации в городском округе Самара). Данное решение не отменено, непризнано недействительным. Таким образом, Департамент вправе направить заявителю исключительно отказ в согласовании заявления, в связи, с чем и было подготовлено письмо за его подписью от дата№.... Следовательно, считает, что при таких обстоятельствах, отсутствуетмоя вина в совершении административного правонарушения, т.е. субъективная сторона административного правонарушения. Пункт 3.9.1 Порядка не содержит конкретизирующих условий о нарушении внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городского округа. Следовательно, Департамент в отказе от дата№... в согласовании заявления ООО «Акцент Диджитал», не вправе ссылаться на иные основания, не указанные в обозначенном нормативном правовом акте. Необходимо отметить, что вопросы количества места размещения рекламных конструкций в муниципальном образовании, а также возможности и необходимости размещения таких конструкций на том или ином участке муниципального образования относятся к усмотрению лица, утверждающего схему расположения таких конструкций, и органов, с которыми осуществляется согласование схемы, в связи, с чем ни суд, ни контролирующие органы не вправе входить в обсуждение данных вопросов и обязывать должностное лицо включить в схему размещения рекламных конструкций то или иное конкретное место. Поскольку у администрации муниципального образования отсутствует закрепленная законом обязанность по внесению изменений в схему рекламных конструкций, то основания для удовлетворения заявлений о внесении изменений в Схему у администрации муниципального образования отсутствуют. Определение возможности и целесообразности внесения конкретных мест размещения рекламных конструкций в схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования относится к дискреционным полномочиям уполномоченных органов. При изложенных обстоятельствах отказ Департамента от 28.08.2019№... о внесении изменений в Схему не нарушает права и законные интересы ООО «Акцент Диджитал». Однако при рассмотрении дела об административном правонарушении №....9-717/2020 Самарским УФАС России не приняты во внимание данные нормы действующего законодательства. Решение Комиссии об отказе в согласовании заявления на включение рекламной конструкции в Схему является обоснованным и принятым с учетом архитектурных и градостроительных особенностей указанных территорий, а также с учетом действующего законодательства. дата из министерства имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) поступило заявление с адресной программой мест размещения рекламных конструкций для внесения изменений в Схему.В адресной программе указано место размещения рекламной конструкции - адрес (координаты х =1377839.9184; у = 391905.3552), которое в настоящее время внесено в Схему постановлением Администрации городского округа Самара от дата№... «О внесении изменения в постановление Администрации городского округа Самара от дата№... «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории городского округа Самара».Расстояние от места размещения рекламной конструкции, указанной в адресном перечне министерства, до места размещения рекламной конструкции, указанной в заявлении ООО «Акцент Диджитал», составляет менее 50 м. Следовательно, в случае одновременной установки вышеуказанныхрекламных конструкций данный факт негативным образом скажется навнешнем восприятии указанной территории городского округа Самара, чтоявляется нарушением внешнего архитектурного облика застройкигородского округа Самара. В действиях Департамента отсутствует нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от дата№...-ФЭ «О защите конкуренции». Просит отменить постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №... от дата и производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 доводы, изложенные в жалобе поддержала, просила жалобу удовлетворить.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области предоставлен отзыв, согласно которому просили постановление от дата оставить без изменений, а жалобу без удовлетворения.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Пунктом 7 стати 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Как указано в части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции, сферой применения данного Закона являются отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно п.14 ст.4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относятся сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно п. 4.1.8. Основных требований электронные экраны (видеоэкраны) - конструкции, выполненные по индивидуальным проектам и предназначенные для воспроизведения изображения на плоскости экрана за счет светоизлучения светодиодов, ламп, иных источников света или светоотражающих элементов. Установка электронных экранов не допускается только в исторической части города.Заявление ООО «Акцент Диджитал» от 22.07.2019г. № 10 о внесении изменений в Схему, поданное в Департамент, прошло проверку соответствия требованиям, установленным Порядком внесения изменений в Схему, признано соответствующим требованиям, установленным п. 2.2 и п. 2.3 Порядка внесения изменений в Схему, рассмотрено на заседании Комиссии по наружной рекламе и информации в городском округе Самара (далее - Комиссия) 21.08.2019г.

По результатам рассмотрения Заявления ООО «Акцент Диджитал» от 22.07.2019г. №... Комиссией принято решение от дата№... отказать в согласовании заявления о внесении изменений в Схему, в части внесения места размещения рекламной конструкции по адресу: адрес по причине несоответствия ее внешнему архитектурному облику сложившейся застройки городского округа (п. 3.9.1 Порядка внесения изменений в Схему). Других оснований отказа не указано.

Письмом от дата№... Департамент отказал ООО «Акцент-Диджитал» в согласовании заявления о внесении изменений в Схему по причине несоответствия рекламной конструкции внешнему архитектурному облику сложившейся застройки городского округа Самара (п. 3.9.1 Порядка, утвержденного постановлением Администрации городского округа Самара от дата№... (далее - Порядок)).

Самарское УФАС России рассмотрело заявление ООО «Акцент Диджитал» (б/н от 04.10.2019г. / вх. №... от 07.10.2019г.) на действия Департамента выразившиеся в отказе в согласовании заявления о внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Самара (далее - Схема), утвержденную постановлением Администрации городского округа Самара от дата№... и установило в действиях Департамента признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдало предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. №... от 21.11.2019г.) в срок до датаг. (Предупреждение обжаловано не было).

По результатам рассмотрения Предупреждения Департамент письмом от дата№... вернул ООО «Акцент Диджитал» заявление от дата и приложенный к нему пакет документов со ссылкой на подпункт 3.3.7 пункта 3.3 Порядка внесения изменений в Схему, мотивировав данный возврат ранее поступившим обращением органа государственной власти, а именно поступившим от Министерства имущественных отношений Самарской области заявлением от дата с адреснойпрограммой мест размещения рекламных конструкций для внесения в Схему с указанием места размещения рекламной конструкции – адрес (координаты x = *** которое внесено в Схему постановлением Администрации городского округа Самара от дата№... «О внесении изменения в постановление Администрации г.о. Самара от 14.03.2014 № 283 «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории г.о. Самара».

Самарское УФАС России посчитало, что предупреждение в срок, установленный антимонопольным органом, не выполнено.

В соответствии с ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции на основании приказа Руководителя Самарского УФАС России от 17.01.2020г. № 1 возбуждено дело №... по признакам нарушения Департаментом статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Понятие «нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа» носит оценочный характер, поскольку вопрос о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику застройки, исходя из смысла подпункта 4 пункта 15 статьи 19 Закона о рекламе, решается с учетом архитектурных и градостроительных особенностей конкретных зданий, территорий в испрашиваемом месте установления рекламной конструкции, с учетом установления зон повышенного рекламного контроля, ограничений, касающихся размещения наружной рекламы относительно объектов культурного и исторического значения, архитектурных стилевых ансамблей.

В материалы дела не представлено доказательств того, что место, на котором предполагается размещение спорной рекламной конструкции нарушит внешний архитектурный облик сложившейся застройки городского округа.

Из имеющихся в антимонопольном деле материалов следует, что какие-либо рекламные конструкции на дату подачи заявления на расстоянии менее 50 метров относительно предполагаемого места установки рекламной конструкций ООО «Акцент Диджитал» отсутствуют.

На момент обращения ООО «Акцент Диджитал» с заявлением от 22.07.2019г. №..., а также при повторном его рассмотрении (на основании Предупреждения Самарского УФАС России) рекламная конструкция ООО «Акцент Диджитал» планировалась к размещению в зоне, где на расстоянии менее 50 метров от нее будут отсутствовать какие-либо другие рекламные конструкции, то есть в месте, где ее установка не может привести к ухудшению архитектурно-художественного облика городского округа либо препятствовать визуальному восприятию архитектуры городского округа.

Действия Департамента по отказу в согласовании заявления о внесении изменений в Схему ограничивают конкуренцию, дают необоснованное преимущество государственным и муниципальным собственникам земельных участков перед иными субъектами на право размещения наружной рекламы на самом востребованном носителе.

Постановлением №... от дата, вынесенное заместителем руководителя Управлением Федеральной антимонопольной службы России ФИО4 ФИО3 признан виновным по ч. 1 ст. 14.9 и ему был назначен штраф в размере 15 000 рублей.

Факт совершения правонарушения ФИО3 подтверждается: материалами дела материалами дела об административном правонарушении №... протоколом об административном правонарушении по делу №....9-717/2020 от дата исх. №...; материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства №...; решением комиссии по рассмотрению дела №... о нарушении антимонопольного законодательства от дата исх. №....

Изложенное свидетельствует о том, что отказ Департамента содержит признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Недопущение, ограничение или устранение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления при осуществлении ими своих полномочий образует состав административного правонарушения.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Приказом от 08.12.2017г. №...-к ФИО3 назначен на должность Заместителя руководителя Департамента – руководителя Комитета по наружной рекламе, отказ подписан – ФИО3

Таким обращзом, в действиях ФИО3, являющегося на момент совершения правонарушения Заместителем руководителя Департамента – руководителем Комитета по наружной рекламе, усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

Доводы заявителя о том, что Департамент вправе направить заявителю исключительно отказ в согласовании заявления, а также в случае одновременной установки рекламных конструкций данный факт негативным образом скажется на внешнем восприятии территории городского округа Самара и будет нарушать внешний архитектурный облик застройки городского округа Самара суд считает не обоснованным, противоречащим материалам дела.

Постановление о привлечении ФИО3 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Судом установлено, что Самарским УФАС России при решении вопроса о виде и размере административного наказания учитывался характер совершенного правонарушения, его длительность, форма вины нарушителя, отягчающие и смягчающие обстоятельства.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей (является минимальным размером административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ), назначено ФИО3 по правилам, установленным статьей 4.1 КоАП Российской Федерации, при этом учтены объем и характер выявленных нарушений.

Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не установлено.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФИО3 допущено не было.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении №... от дата, вынесенное заместителем руководителя Управлением Федеральной антимонопольной службы России ФИО4 в отношении ФИО3 по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ- отставить без изменения, жалобу ФИО3- без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд адрес в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Ю.В.Лобанова