ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3/2021 от 13.12.2021 Суда Чукотского автономного округа (Чукотский автономного округ)

Судья, вынесший обжалуемое Дело № 7-51/2021

решение, Скороходова Е.Ю. № 12-3/2021

УИД 87RS0004-01-2021000107-90

Р Е Ш Е Н И Е

город Анадырь 13 декабря 2021 года

Судья суда Чукотского автономного округа Принцев С.А.,

при секретаре Гребцовой С.Н.,

с участием главного государственного налогового инспектора Отдела регистрации и учёта налогоплательщиков Управления ФНС по Чукотскому автономному округу ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу ФИО2 на решение судьи Билибинского районного суда от 8 июня 2021 года по жалобе председателя Избирательной комиссии муниципального образования Билибинский муниципальный район ФИО3 на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении должностного лица председателя Избирательной комиссии муниципального образования Билибинский муниципальный район ФИО3,

у с т а н о в и л:

постановлением руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу (далее – УФНС по ЧАО) ФИО2 от 11 марта 2021 года № 8 председатель Избирательной комиссии муниципального образования Билибинский муниципальный район (далее – председатель Избирательной комиссии) ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Решением судьи Билибинского районного суда от 8 июня 2021 года указанное постановление должностного лица административного органа (в решении дата вынесения постановления ошибочно указана «9 марта 2021 года») отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Управление Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу.

23 июня 2021 года руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу ФИО2 направила в суд Чукотского автономного округа через Билибинский районный суд по электронной почте жалобу на данное решение судьи.

Определением судьи суда Чукотского автономного округа от 1 сентября 2021 года данная жалоба руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу ФИО2 на решение судьи Билибинского районного суда от 8 июня 2021 года возвращена без рассмотрения по существу лицу, её подавшему, в связи с тем, что положения главы 30 КоАП РФ, а также Порядок подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утверждённый приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 251, не предусматривали возможности подачи жалоб по делам об административных правонарушениях в электронном виде.

24 июня 2021 года руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу ФИО2 направила в суд Чукотского автономного округа через Билибинский районный суд по почте жалобу на бумажном носителе на указанное решение судьи от 8 июня 2021 года, которая поступила в суд Чукотского автономного округа из Билибинского районного суда 15 октября 2021 года.

В жалобе руководитель УФНС по ЧАО ФИО2 просит решение судьи Билибинского районного суда от 8 июня 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым постановление руководителя УФНС по ЧАО от 11 марта 2021 года № 8 по настоящему делу оставить в силе.

В возражениях на жалобу председатель Избирательной комиссии ФИО3, не соглашаясь с изложенными в ней доводами, просит оставить решение Билибинского районного суда по настоящему делу без изменения, жалобу руководителя УФНС по ЧАО – без изменения.

Руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу ФИО2, председатель Избирательной комиссии муниципального образования Билибинский муниципальный район ФИО3, надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки в известность суд не поставили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, главный государственный налоговый инспектор Отдела регистрации и учёта налогоплательщиков Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу ФИО1 в судебном заседании с доводами ФИО3 о неизвещении последнего о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не согласился, пояснил, что сам лично 15 декабря 2020 года в 11 часов 20 минут звонил со служебного телефона № на номер телефона, указанный ФИО3 в заявлении о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, , что подтверждается информацией ПАО «Ростелеком». Ответивший на звонок представился ФИО3, он продиктовал ФИО3 текст телефонограммы. Каких-либо замечаний, возражений от ФИО3 при этом не поступило. Факсом телефонограмму не передавали. На составление протокола об административном правонарушении ФИО3 не явился, копия протокола была направлена ему по почте заказным письмом.

Проверив в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении в полном объёме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 15 января 2021 года и постановлению от 11 марта 2021 года № 8 должностное лицо председатель Избирательной комиссии ФИО3 20 ноября 2020 года в 00 часов 01 минуту совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ, выразившееся в нарушении установленного пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» трёхдневного срока представления в регистрирующий орган заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц по форме № 14001. Согласно распоряжению от 16 ноября 2020 года «О вступлении в должность» и решению Избирательной комиссии МО Билибинский муниципальный район от 13 ноября 2020 года № 14/18 ФИО3 назначен на должность председателя Избирательной комиссии МО Билибинский муниципальный район с 16 ноября 2020 года, должен был в срок не позднее 19 ноября 2020 года направить в налоговый орган заявление о внесении изменений в сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица Избирательной комиссии, в Едином государственном реестре юридических лиц, однако такое заявление подано только 24 ноября 2020 года (л.д. 53-56, 80-90).

Отменяя постановление от 11 марта 2021 года № 8 по настоящему делу и возвращая дело на новое рассмотрение в Управление Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу, судья районного суда пришёл к выводу о том, что в суд не представлены доказательства, достоверно подтверждающие факт извещения ФИО3 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а приобщённая к материалам дела об административном правонарушении телефонограмма не позволяет суду признать, что такое извещение было надлежащим и сделать вывод о соблюдении должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении в отношении ФИО3 требований статьи 28.2, части 3 статьи 25.15 КоАП РФ. В связи с этим судья суда первой инстанции пришёл к выводу о нарушении порядка рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку дело было рассмотрено должностным лицом в отсутствие ФИО3 без надлежащего его извещения о времени рассмотрения дела и разъяснения лицу, в отношении которого ведётся производство по делу, его процессуальных прав.

Вывод судьи районного суда о нарушении порядка рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении в связи с рассмотрением дела в отсутствие лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, не извещённого о времени и месте рассмотрения дела и без надлежащего разъяснения ему процессуальных прав нахожу ошибочным, противоречащим фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с частями 1, 3, 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные данным Кодексом, о чем делается запись в протоколе. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Согласно части 1 статьи 28.8 КоАП РФ протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

В дальнейшем рассмотрение дела об административном правонарушении производится в соответствии с положениями главы 29 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении в отношении ФИО3 был составлен 15 января 2021 года в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности. В протоколе лицу разъяснены права, предусмотренные статьёй 51 Конституции РФ, статьёй 25.1 КоАП РФ.

Копия протокола об административном правонарушении направлена ФИО3 сопроводительным письмом от 15 января 2021 года № 07-07/00342, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 20 января 2021 года № 12 (почтовые идентификаторы № <данные изъяты>) (л.д. 57, 58-63).

Как следует из данных внутрироссийского почтового идентификатора, размещённых на официальном сайте АО «Почта России» pochta.ru (<данные изъяты>), письма УФНС по ЧАО получателю ФИО3 вручены адресату 3 марта 2021 года в 23:13 и 26 февраля 2021 года в 11:08 соответственно.

Определением руководителя УФНС по Чукотскому автономному округу ФИО2 от 20 января 2021 года рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении в отношении ФИО3 было назначено на 29 января 2021 года на 15 часов 00 минут (л.д. 64-65).

Определением руководителя УФНС по ЧАО ФИО2 от 29 января 2021 года рассмотрение дела отложено на 9 марта 2021 года на 15 часов 00 минут в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих получение ФИО3 определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 20 января 2021 года (л.д. 73-75).

Согласно списку внутренних почтовых отправлений от 2 февраля 2021 года № 13 определение об отложении рассмотрения дела направлено ФИО3 4 февраля 2021 года (почтовый идентификатор № <данные изъяты>) (л.д. 76-79).

Как следует из данных внутрироссийского почтового идентификатора, размещённых на официальном сайте АО «Почта России» pochta.ru (<данные изъяты>), письмо УФНС по ЧАО получателю ФИО3 вручено адресату 3 марта 2021 года в 23:13.

При таких обстоятельствах вывод судьи Билибинского районного суда в обжалуемом решении о рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ФИО3 в его отсутствие без надлежащего извещения о времени рассмотрения дела и без разъяснения лицу процессуальных прав опровергается материалами дела.

Также ошибочным нахожу выводы судьи суда первой инстанции о том, что ФИО3 не был извещён о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не является нарушением только в том случае, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

В соответствии с частью 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Как следует из телефонограммы № 1 от 14 декабря 2020 года, председатель Избирательной комиссии муниципального образования Билибинский муниципальный район ФИО3 по номеру телефона приглашался 15 января 2021 года в 14.00 в помещение УФНС России по Чукотскому автономному округу по адресу: 689000, <...>, каб. 1-16 для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении по факту несвоевременного представления в регистрирующий орган заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц. На телефонограмме имеется отметка о её получении ФИО3 15 декабря 2020 года в 11:20 (л.д. 52).

Согласно представленной в суд Чукотского автономного округа информации Хабаровского филиала ПАО «Ростелеком» от 30 июня 2021 года об исходящих телефонных звонках в абонентского номера , 15 декабря 2020 года с указанного номера с 11:16 до 11:19 был совершён звонок на номер .

Из заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, следует, что в качестве контактного телефона Избирательной комиссии муниципального образования Билибинский муниципальный район и её председателя ФИО3 указан номер (л.д. 16-23).

Номер телефона указан в качестве телефона приёмной УФНС по ЧАО на сайте nalog.gov.ru и на угловом штампе бланков УФНС по ЧАО (л.д. 7, 40).

Допрошенный в суде Чукотского автономного округа в качестве свидетеля главный государственный налоговый инспектор Отдела регистрации и учёта налогоплательщиков Управления ФНС по Чукотскому автономному округу ФИО1, будучи предупреждённым об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, показал, что 15 декабря 2020 года он лично передал телефонограмму ФИО3, в которой сообщил о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, разъяснил ему права. На звонок по телефону ответил сам ФИО3, при этом он представился. От ФИО3 никаких замечаний и возражений по поводу извещения не поступило.

При таких обстоятельствах доводы ФИО3 о том, что он не был извещён о времени и месте составления протокола об административном правонарушении опровергаются совокупностью представленных доказательств – телефонограммой, информацией об исходящих звонках и показаниями допрошенного свидетеля ФИО1

Таким образом, выводы судьи районного суда о неизвещении лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, о неразъяснении ему процессуальных прав нахожу ошибочными, в связи с чем является ошибочным и вывод о недопустимости протокола об административном правонарушении.

В соответствии с изложенным, у судьи районного суда отсутствовали основания для отмены постановления руководителя УФНС по ЧАО от 11 марта 2021 года № 8 в отношении ФИО3 и возвращения дела на новое рассмотрение.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Вместе с тем на момент рассмотрения жалобы на решение по делу об административном правонарушении в суде Чукотского автономного округа срок давности привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 14.25 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истёк.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.

Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности на время рассмотрения жалобы на решение по делу об административном правонарушении, которым было отменено постановление по делу, является обстоятельством, исключающим возможность повторного рассмотрения дела судьёй районного суда, поскольку вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности обсуждаться не может, в том числе и в случае, когда решение судьи районного суда, которым было отменено постановление должностного лица о признании лица виновным в совершении административного правонарушения, не вступило в законную силу. То есть, в рассматриваемом случае дело не может быть направлено на новое рассмотрение при наличии оснований, указанных в пункте 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ (данная позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10 апреля 2013 года (ответ на вопрос № 6)).

Кроме того, Федеральным законом от 27 октября 2020 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», вступившим в силу 26 апреля 2021 года, срок сообщения об изменении содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений изменён, и составляет семь рабочих дней.

В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

С учётом изложенного, в настоящее время действия ФИО3 не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного части 3 статьи 14.25 КоАП РФ, поскольку информация об изменении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, представлена им в регистрирующий орган в срок, не превышающий семи рабочих дней.

При таких обстоятельствах решение судьи от 8 июня 2021 года по настоящему делу в части возвращения дела на новое рассмотрение подлежит отмене, производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Просьба руководителя УФНС по ЧАО ФИО2 в жалобе о вынесении нового решения об оставлении в силе постановления руководителя УФНС по ЧАО от 11 марта 2021 года № 8, вынесенного по настоящему делу, удовлетворению не подлежит, так как в соответствии с нормами статьи 30.7 КоАП РФ данные полномочия не входят в компетенцию судьи, рассматривающего жалобу на решение по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

решение судьи Билибинского районного суда от 8 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица председателя Избирательной комиссии муниципального образования Билибинский муниципальный район ФИО3 в части возвращения дела на новое рассмотрение в Управление Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жалобу руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу ФИО2 удовлетворить частично.

Судья С.А. Принцев