ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3/2021 от 16.03.2021 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Ульянов Ю.В. № 21-138/2021(№ 12-3/2021)

64RS0043-01-2020-006677-18

РЕШЕНИЕ

16 марта 2021 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Чаплыгина Т.В.,

при секретаре Кузнецовой Н.А.,

рассмотрев жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям ФИО1 на решение судьи Аткарского городского суда Саратовской области от 03 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном часть 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым отменено постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям ФИО1 от 20 ноября 2020 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Сан-Сервис» к административной ответственности по части 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям ФИО1 общество с ограниченной ответственностью «Сан-Сервис» (далее – ООО «Сан-Сервис») привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Решением судьи Аткарского городского суда Саратовской области от 03 февраля 2021 года постановление должностного лица отменено, дело об административном правонарушении предусмотренным ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Сан-Сервис» прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения (т. 1 л.д. 192-194).

В поданной в Саратовский областной суд жалобе государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям ФИО1 считает, что производство по делу об административном правонарушении прекращено незаконно, так как представленными доказательствами подтверждается факт незаконного размещения ООО «Сан-Сервис» отходов производства.

В судебное заседание податель жалобы не явился, о рассмотрении дела извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ООО «Сан-Сервис» ФИО2 в судебном заседании не согласен с доводами жалобы, просил решение суда оставить без изменения, пояснил, что он виновен в некорректном заполнении электронной отчетности, за что был наказан в дисциплинарном порядке, ООО «Сан-Сервис» не размещало отходы, содержащие полезные компоненты, ошибка в отчеты вкралась из-за несовершенства программного обеспечения и маленького шрифта.

Проверив законность и обоснованность постановления в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 КоАП РФ), заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела. Разрешая дело, судья районного суда выполнил указанные требования закона.

Согласно статье 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ административно наказуемым является несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проведен сравнительный анализ статистической отчётности по форме № 2-ТП (отходы) и информации о выданных лицензиях на деятельность по сбору, транспортированию и, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности территориальными органами Росприроднадзора.

Из отчётности ООО «Сан-Сервис» по форме № 2-П (отходы за 2019 год) следует, что данная организация захоронила отходы IV класса опасности, запрещённые к захоронению на территории РФ, а именно камеры пневматических шин автомобильных отработанные.

Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 года № 1589-Р «камеры пневматических шин автомобильных отработанные» (ФККО 9 21 120 01 50 4) являются отходами производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается.

Частью 8 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается.

Как определено пункте 2 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы), утвержденных Приказом Росстата от 12 декабря 2019 года № 766 форму 2-ТП «Отходы» представляют юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления, именуемые респондентами. Заполненные формы 2-ТП (отходы) представляются респондентом в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения.

Форма заполняется на основании данных учета в области обращения с отходами, проводимого в порядке, установленном приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами», паспортов отходов I - IV класса опасности, материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды (п. 5 Указаний).

При заполнении формы в части количественных характеристик твёрдых коммунальных отходов для перевода объёмных величин в количественные (масса, тонны) респонденты руководствуются, в том числе Правилами коммерческого учета объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 года № 505.

С учетом приведенных требований, предъявляемым к форме составления отчётности, на основании которой было выявлено правонарушение, в случае сомнений в его достоверности, судье, рассматривающему дело об административном правонарушении, необходимо было проверить достоверность такого отчёта с учетом первичных данных, на основании которого он составлялся, в том числе с истребованием соответствующих договоров о размещении отходов данного класса опасности с организациями.

Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьёй районного суда требования статьи 24.1 и ст. 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

Изложенное свидетельствует о том, что решение судьи Аткарского городского суда Саратовской области от 03 февраля 2021 года вынесено с существенным нарушением норм материального и процессуального права, на что верно указано в жалобе.

Допущенные судьёй районного суда ошибки при установлении фактических обстоятельств дела привели к фундаментальному нарушению подлежащих применению при разрешении дела норм КоАП РФ, повлиявшему на исход дела.

С учетом даты выявления административного правонарушения 29 октября 2020 года и положения части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ истекает 29 октября 2021 года.

При таких обстоятельствах решение судьи Аткарского городского суда Саратовской области от 03 февраля 2021 года подлежит отмене, как вынесенное с существенным нарушением требований, предусмотренных КоАП РФ, а дело подлежит направлению на новое рассмотрение.

На основании изложенного и руководствуясь статями 30.2, 30.9, 30.17 КоАП РФ, судья

решила:

решение судьи Аткарского городского суда Саратовской области от 03 февраля 2021 года вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Сан-Сервис», по делу об административном правонарушении, предусмотренном часть. 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Аткарский городской суд Саратовской области.

Судья Т.В. Чаплыгина