ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3/2021 от 17.03.2021 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Глушков Ю.Н. Дело № 12-3/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ханты-Мансийск дело № 7-178/2021 17 марта 2021 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Першаков Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды – начальника Нижневартовского управления Природнадзора Югры ФИО1 на решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.01.2021, принятое по жалобе на вынесенное в отношении ООО «Северо-Варьеганское» постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды – начальника Нижневартовского управления Природнадзора Югры ФИО1 от 24.09.2020 ООО «Северо-Варьеганское» было признано виновным в совершении админи-стративного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административ-ному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей за то, что данное юридическое лицо 22.02.2020 предоставило в Природнадзор Югры не достоверную информацию об источнике загрязнения окружающей среды, связан-ного с аварией (инциденте) на нефтесборном трубопроводе, произошедшей в 12.20 час. 22.02.2020 в районе Северо-Варьеганского месторождения (географические координаты (Пулково 42): N62°23’4,3499”; E77°27’40,5655”), а именно в предус-мотренной Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.01.2011 № 5-п «О Требованиях к разработке планов по пре-дупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» форме оперативного сообщения об аварии (инциденте) предоставило в Природнадзор Югры недостоверные сведения о владельце объекта, на котором произошла указанная авария.

Защитником ООО «Северо-Варьеганское» указанное постановление было обжаловано в Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, судьёй которого 11.01.2021 вынесено решение об отмене оспа-риваемого акта и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

ФИО1, как должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, обратился в суд Ханты-Мансийского авто-номного округа - Югры с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене судебного решения, считая его незаконным и необоснованным.

Подавшее жалобу должностное лицо, а также законный представитель ООО «Северо-Варьеганское», надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились и об его отложении не ходатайствовали, однако их присутствие в судебном заседании не является обяза-тельным. В связи с этим, учитывая положения части 3 статьи 25.4 и пункта 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных право-нарушениях, жалоба подлежит рассмотрению в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела и жалобу, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об администра-тивных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена админи-стративная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонару-шениях предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышлен-ное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информа-ции о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загряз-нения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, деклара-ции о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффектив-ности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» (действовало на момент события административного правонарушения) утверждены Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации. На основании пункта 4 этих Правил организации, имеющие опасные производственные объекты, обязаны немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы го-сударственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефте-продуктов» (действовало на момент события административного правонарушения) утверждены основные требования к разработке планов по предупреждению и лик-видации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Такими планами должны предусматриваться организация управления, связи и оповещения.

В соответствии с указанными постановлениями Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 14.01.2011 было принято Постановление от № 5-п «О Требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвида-ции разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», пунктом 1.8 которого утверждена типовая форма оперативного сообщения об аварии (инци-денте) (Приложение № 8 к Постановлению). Данное сообщение по утвержденной форме организация, на территории которой произошла авария (инцидент) в срок не позднее 24 часов с момента обнаружения разлива нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды обязана направить в уполномоченные федеральные службы и уполномоченные службы автономного округа, согласно схеме оповещения организациями контролирующих органов по фактам аварий (инцидентов) на предприятиях, связанных с разливами нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды.

Данная форма оперативного сообщения об аварии (инциденте) предусмат-ривает обязательное указание в нём полного наименования юридического лица, владельца объекта, на котором произошла авария или инцидент (пункт 5 формы).

Под объектом, на котором произошла авария (инцидент), в данном случае следует понимать конкретный объект производственной инфраструктуры, свя-занной с добычей, подготовкой, транспортировкой, хранением нефти и нефте-продуктов.

Отменяя постановление должностного лица Природнадзора Югры и прекра-щая производство по делу по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонару-шениях, судья городского суда мотивировал это решение тем, что сведения о владельце источника загрязнения окружающей среды не являются экологической информацией.

Однако суд автономного округа с такими выводами согласиться не может.

Как видно из диспозиции статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об адми-нистративных правонарушениях, объективную сторону состава этого администра-тивного правонарушения образуют действия (бездействие), связанные с сокрытием или умышленным искажением либо с несвоевременным сообщением полной и достоверной экологической информации лицом, обязанным сообщать такую инфор-мацию, в том числе об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов.

С учётом данной диспозиции и положений вышеприведённых нормативных правовых актов в их взаимосвязи предусмотренные в типовой форме оперативного сообщения об аварии (инциденте) (Приложение № 8 к Постановлению Прави-тельства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.01.2011 № 5-п) сведения о владельце объекта, на котором произошла авария или инцидент, отно-сятся к экологической информации, подлежащей обработке и учёту уполномочен-ными службами (органами), включая Природнадзор Югры, который является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автоном-ного округа - Югры, осуществляет переданные полномочия Российской Федерации, в том числе осуществляет федеральный государственный надзор в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории автономного округа, федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда.

Сведения, передаваемые в Природнадзор Югры в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.01.2011 № 5-п, могут являться основанием для проведения названным орга-ном в отношении владельца объекта, на котором произошла авария (инцидент), внеплановой проверки в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В этой связи сокрытие хозяйствующим субъектом сведений, предусмотрен-ных Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.01.2011 № 5-п, в том числе предусмотренных Приложением № 8 к данному Постановлению, а равно направление им в контрольно-надзорный орган таких сведений в неполном объёме либо являющихся недостоверными, сущест-венно затрудняет выполнение названным органом возложенных на него задач в области охраны окружающей среды и природопользования.

Такие действия юридического лица, с учётом положений части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.5 того же Кодекса.

Принимая во внимание, что судьёй городского суда в решении ошибочно истолкованы и применены нормы материального права и дана неверная оценка фактическим обстоятельствам дела, оспариваемый судебный акт подлежит отмене как незаконный и необоснованный.

Вместе с тем настоящее дело не может быть возвращено на новое рассмотре-ние, поскольку по нему истёк срок давности привлечения к административной ответственности.

Так, согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об админи-стративных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по статье 8.5 данного Кодекса составляет один год.

Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. В этой связи никто не может входить в обсуждение вопроса о виновности лица в совершении админи-стративного правонарушения.

Из материалов настоящего дела следует, что обстоятельства, послужившие поводом для привлечения к административной ответственности ООО «Северо-Варьеганское» по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имели место 22.02.2020.

Обжалуемым решением судьи городского суда производство по настоящему делу было прекращено и в настоящее время срок давности привлечения к адми-нистративной ответственности по этому делу истёк.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания для обсуждения судом вопроса о виновности ООО «Северо-Варьеганское» в совершении администра-тивного правонарушения.

В связи с изложенным производство по настоящему делу подлежит прекра-щению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5, пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об администра-тивных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, принятое 11.01.2021 по жалобе на постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды – начальника Нижневартовского управления Природнадзора Югры ФИО1 от 24.09.2020, вынесенное в отношении ООО «Северо-Варьеганское» по делу об административном право-нарушении, предусмотренном статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об адми-нистративных правонарушениях, отменить вместе с указанным постановлением.

Производство по настоящему делу прекратить вследствие истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры (подпись) Д.А. Першаков

КОПИЯ ВЕРНА:

судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа - (ФИО)2(ФИО)4