ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3/2022 от 02.02.2022 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело №12-3/2022

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Элиста 02 февраля 2022 года

Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Семенова Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу министра социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Ользятиевой М.П. на постановление руководителя Республиканской службы финансово-бюджетного контроля Дорджи-Горяева С.Б. от 27 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.15. Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении министра социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Ользятиевой Марины Петровны,

у с т а н о в и л:

Постановлением руководителя Республиканской службы финансово-бюджетного контроля Дорджи-Горяева С.Б. от 27 октября 2021 года министр социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Ользятиева М.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.15. КоАП РФ, ей заменено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. на предупреждение.

Не согласившись с указанным постановлением, министр социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Ользятиева М.П., обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события и состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывала на то, что основной причиной отклонения финансового обеспечения государственных заданий от доведенных лимитов бюджетных обязательств является недостаточный объем доведенных бюджетных назначений на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). На протяжении 2020 года Министерством направлялись письма в Министерство финансов Республики Калмыкия о необходимости погашения сложившейся кредиторской задолженности. Министерством также ежемесячно направлялись сведения о состоянии кредиторской задолженности бюджетных учреждений в Министерство финансов Республики Калмыкия, в сроки, установленные для ежемесячной отчетности, посредством ПК Web-консолидация. После поступления финансовых средств в 1 квартале кредиторская задолженность погашена. Считает, что ею были приняты все необходимые меры для недопущения вменяемых ей нарушений требований за нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного задания, что свидетельствует о том, что ею, как должностным лицом, производился должный контроль за соблюдением требований законодательства и были приняты достаточные и все зависящие меры для соблюдения требований законодательства о финансовом обеспечении государственного задания. Таким образом, полагает, что в её действиях отсутствует вина в совершении вменяемого ей правонарушения.

В судебное заседание стороны, прокурор не явились, о рассмотрении дела извещены.

Исследовав материалы дела, материалы административного дела №29/2021, суд приходит к следующему выводу.

В силу статьи 15.15.15КоАП РФ нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14. настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

В соответствии со статьей 69.1. Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

В силу п. 3 статьи 69.2. Бюджетного кодекса РФ, государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Главный распорядитель бюджетных средств, в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 58 Бюджетного кодекса РФ формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.

Бюджетные учреждения и автономные учреждения не вправе отказаться от выполнения государственного задания.

В соответствии с пунктом 2 Положения о формировании государственного задания на оказание услуг выполнение работ в отношении государственных учреждений Республики Калмыкия и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства №352 от 22 сентября 2015 года (далее по тексту - «Положение»), государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами государственного учреждения Республики Калмыкия, с учетом предложений государственного учреждения Республики Калмыкия, касающихся потребности в соответствующих услугах и работах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг и работ, уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством услуг и результатов работ и возможностей государственного учреждения Республики Калмыкия по оказанию услуг и выполнению работ, а также показателей выполнения государственным учреждением Республики Калмыкия государственного задания в отчетном финансовом году.

В силу пункта 9 Положения объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным учреждением Республики Калмыкия или приобретенного им за счет средств, выделенных государственному учреждению Республики Калмыкия учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование) (далее - имущество учреждения), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.

Согласно абзацу 2 пункта 35 Положения финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственным казенным учреждением Республики Калмыкия осуществляется в соответствии с показателями бюджетной сметы этого учреждения.

В соответствии с пунктом 36 Положения уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения государственного задания осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания.

Из материалов дела следует, что согласно Указу Главы Республики Калмыкия от 25 октября 2019 года Ользятиева М.П. назначена на должность министра социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия.

Из пунктов 7.4.2., 7.4.3. Положения о министерстве социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19 ноября 2013 года №527, следует, что Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций, а также осуществляет полномочия и функции учредителя в отношении подведомственных организаций.

Согласно пункту 8 главы 3 Положения, Министерство возглавляет Министр социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой Республики Калмыкия.

В соответствии с пунктами 10, 11 Положения министр руководит деятельностью Министерства на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций.

Согласно указанным пунктам Положения Ользятиева М.П., занимая пост министра, подписывая Соглашения и государственные задания подведомственным учреждениям, принимает обязательства по организации и контролю за соблюдением надлежащего исполнения принятых обязательств со стороны главного распорядителя, оказывающего финансовое обеспечение государственного задания.

В ходе проведения проверки прокуратурой Республики Калмыкия установлено, что Министерством социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия не соблюдались условия предоставления субсидий на финансовое обеспечение государственного задания, в 2020 году имеет факт недофинансирования на выполнение государственного задания в сумме 11 164 339,05 руб.

Министерством недофинансировано на выполнение государственного задания следующим подведомственным учреждениям:

БУ РК «Городовиковский комплексный центр социального обслуживания населения» 14 621,15 руб.;

БУ РК «Ики-Бурульский КЦСОН» - 28 667,83 руб.;

БУ РК «Кетченеровский КЦСОН» - 4 346,52 руб.;

БУ РК «Лаганский КЦСОН» - 30 982,9 руб.;

БУ РК «Малодербетовский КЦСОН» - 51 086,05 руб.;

БУ РК «Октябрьский КЦСОН» - 36 395,08 руб.;

БУ РК «Сарпинский КЦСОН» - 20 528,51 руб.;

БУ РК «Приютненский КЦСОН» - 12 900 руб.;

БУ РК «Целинный КЦСОН» - 52 132,93 руб.;

БУ РК «Черноземельский КЦСОН» - 45 756,99 руб.;

БУ РК «Юстинский КЦСОН» - 34 029,98 руб.;

БУ РК «Яшалтинский КЦСОН» - 6 826,71 руб.;

БУ РК «Яшкульский КЦСОН» - 10 137, 18 руб.;

БУ РК «Республиканский КЦСОН» - 199 843,21 руб.;

БУ РК «Кетченеровский дом-интернат для престарелых и инвалидов» - 572 257,21 руб.;

БУ РК «Малодербетовский дом-интернат для престарелых и инвалидов» - 877 371,8 руб.;

БУ РК «Городовиковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» - 368 117,03 руб.;

БУ РК «Республиканской специальный дом-интернет для престарелых и инвалидов с отделением социальной реабилитации без определенного места жительства и занятий» - 824 823,72 руб.;

БУ РК «Сарпинский психоневрологический дом-интернат» - 4 005,713,36 руб.;

БУ РК «Элистинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» - 3 967 800,89 руб.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения прокурором в отношении министра социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.15. КоАП РФ.

Имеющиеся в материалах дела доказательства в своей совокупности подтверждают факт совершения Ользятиевой М.П. инкриминируемого административного правонарушения.

Вместе с тем, в соответствии с ч.4 ст.24.5. КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Таким образом, по смыслу указанной нормы для вывода о наличии либо отсутствии события административного правонарушения и виновности привлекаемого к административной ответственности должностного лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обязательной проверке помимо вопроса о том, направлялось ли руководителем данного учреждения предложение о выделении бюджетных ассигнований на выполнение соответствующих уставных задач, подлежат также и вопросы о том, соблюдены ли этим руководителем при направлении такого предложения порядок и сроки составления проекта соответствующего бюджета, выделялись ли фактически бюджетные ассигнования на указанные цели.

Как следует из материалов производства по жалобе, необходимых мер к проверке соблюдения министром социального развития, труда и занятости Республики Калмыки, требований к порядку и срокам исполнения государственных заданий, по которым отклонялось финансовое обеспечение государственных заданий от доведенных лимитов бюджетных обязательств является недостаточный объем бюджетных назначений на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), а также к выяснению вопроса о том, выделялись ли фактически бюджетные ассигнования на эти цели, руководителем Республиканской службой финансово-бюджетного контроля не принято, что также указывает на существенное нарушение процессуальных требований, препятствующее всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.

Между тем, судом установлено, что Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыки, в частности руководство учреждения, на протяжении всего 2020 года неоднократно обращалось в Министерство финансов Республики Калмыкия с заявками о необходимости выделении денежных средств для погашения кредитных задолженностей бюджетных учреждений. Кроме того, ежемесячно направлялись сведения о состоянии кредиторской задолженности бюджетных учреждений, в сроки, установленные для ежемесячной отчетности, посредством ПК Web-консолидация.

При вынесении обжалуемого постановления эти обстоятельства не учтены.

В соответствии с ч.1 ст.1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч.4 ст.1.5. КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При установленных судом обстоятельствах вина министра социального развития, труда и занятости Республики Калмыки Ользятиевой М.П. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.15. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не доказана и не установлена, событие административного правонарушение отсутствует, так как министром социального развития, труда и занятости Республики Калмыки Ользятиевой М.П. предприняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований законодательства о финансовом обеспечении государственного задания.

Вышеизложенное свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных ч.4 ст.24.5. КоАП РФ.

В соответствии со ст.24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно подп.3 ч.1 ст.30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9., 24.5. КоАП РФ.

Таким образом, обжалуемое постановление подлежит отмене, а жалоба – удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.24.5., 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

р е ш и л:

Постановление руководителя Республиканской службы финансово-бюджетного контроля Дорджи-Горяева С.Б. от 27 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.15. Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении министра социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Ользятиевой Марины Петровны отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.15. Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении министра социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Ользятиевой Марины Петровны прекратить по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.24.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья Л.Л. Семёнова