ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3/2022 от 09.02.2022 Подосиновского районного суда (Кировская область)

Дело № 12-3/2022

УИД 43RS0031-01-2021-006600-97

Р Е Ш Е Н И Е

09 февраля 2022 года п.Подосиновец

Судья Подосиновского районного суда Кировской области Доника О.М., с участием прокурора Подосиновского района Кировской области Попова Н.А., главы администрации Подосиновского городского поселения ФИО1, рассмотрев протест прокурора Подосиновского района Кировской области на постановление заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Кировской области Западно-Уральского управления Ростехнадзора ФИО2 № 150/22/2021 от 01.12.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 КоАП РФ, в отношении главы администрации Подосиновского городского поселения Подосиновского района Кировской области ФИО1

установил:

постановлением заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Кировской области Западно-Уральского управления Ростехнадзора ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, в отношении главы администрации Подосиновского городского поселения <адрес> ФИО1 было прекращено.

В поданном протесте прокурор просит отменить постановление и возвратить дело должностному лицу на новое рассмотрение, приводя доводы об его незаконности. Указывает, что при вынесении постановления о прекращении дела об административном правонарушении должностное лицо Ростехнадзора сослалось на Перечень типовых нарушений обязательных требований в сфере компетенции Ростехнадзора, размещенный на официальном ведомства, который не является нормативно-правовым актом и официально опубликованным в официальных печатных изданиях. Ростехнадзор не уполномочен издавать нормативно-правовые акты в сфере административного законодательства. Постановление Правительства РФ от 06.09.2012 № 889 "О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей" является единственным документом, регулирующим в том числе порядок вывода в ремонт и из эксплуатации тепловых сетей. Также ссылается на ненадлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела, что лишило представителя прокуратуры возможности принять участие в рассмотрении дела.

В судебном заседании прокурор доводы протеста поддержал.

В судебном заседании глава администрации поселения ФИО1 полагает необходимым оспариваемое постановление оставить без изменения, а протест прокурора без удовлетворения.

В судебное заседание представитель Западно-Уральского управления Ростехнадзора не явился, просил о рассмотрении дела без своего участия. В представленном отзыве указал, что объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ, характеризуется действиями, нарушающими установленные нормы и правила пользования топливом и тепловой энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки. Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 №11, устанавливают требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок, т.е. нарушение субъектами данных Правил попадают под диспозицию ст.9.11 КоАП РФ. Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 N 889, определяют порядок вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей. Ответственность за нарушение порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт предусмотрена ст. 9.18 КоАП РФ. Вмененное прокуратурой главе администрации Подосиновского городского поселения нарушение Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей не предусматривает установление ответственности за несоблюдение обязательных требований по ст.9.11 КоАП РФ. Также указывают, что прокуратура извещалась о времени о месте рассмотрения дела путем направления 26.11.2021 почтой в ее адрес извещения, которое получено адресатом 06.12.2021, а также направлением извещения на адрес электронной почты прокуратуры в связи с сокращенными сроками рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья принимает одно из решений, предусмотренных ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки является административным правонарушением.

Как следует из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере ЖКХ в деятельности администрации Подосиновского городского поселения, расположенной по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено, что сети теплоснабжения, расположенные по адресам: <адрес>, поставлены на баланс администрации Подосиновского городского поселения, ресурсоснабжающей (теплосетевой) организации в аренду, хозяйственное ведение или по концессионному соглашению не переданы, в связи с чем администрация Подосиновского городского поселения выступает в качестве теплосетевой организации.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Программа мероприятий по подготовке к осенне-зимнему периоде 2020-2021 гг. по <адрес>.

Согласно данной Программе администрация поселения как собственник тепловых сетей, принятых на баланс распоряжением администрации Подосиновского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках подготовки объектов ЖКХ к отопительному сезону должна выполнить конкретные мероприятия, в частности, ремонт участка тепловой сети в <адрес>

Программой установлен срок исполнения вышеуказанных мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, аналогичные мероприятия предусматривались разделом 5.2 Заключения по техническому паспорту <адрес>.

Между администрацией Подосиновского городского поселения и Полным Товариществом «<данные изъяты>» и компания с порученным ведением дел» ООО «<данные изъяты>» заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение ремонтных работ тепловых сетей от здания котельной по адресу: <адрес>, срок исполнения которого был установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

В последующем Полное Товарищество «<данные изъяты>» и компания с порученным ведением дел» в одностороннем порядке отказалось от исполнения вышеуказанного муниципального контракта в связи со сложным положением на финансовом рынке (рост цен на металл более чем на 250 %), в результате чего с ДД.ММ.ГГГГ данный контракт считается расторгнутым.

Анализ претензионной-исковой работы, а также хода выполнения работ по данному контракту свидетельствует о том, что администрацией Подосиновского городского поселения меры к своевременному расторжению контракта по инициативе заказчика не принимались в течение августа-сентября 2021 года несмотря на то, что срок исполнения муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ и был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ исключительно по инициативе подрядчика. Контракты на выполнение ремонтных работ вышеуказанных сетей теплоснабжения заключены ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в период прохождения отопительного сезона 2021-2022 года, по которым установлены необоснованно длительные сроки исполнения без учета требований п. 14 Приложения Правил .

Таким образом, ремонтные работы на сетях теплоснабжения начаты в октябре 2021 года, т.е. за пределами подготовительного осенне-зимнего периода, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ без отопления остались жители многоквартирных домов по адресам: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ отопление восстановлено в многоквартирном жилом доме по <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ отопление восстановлено в многоквартирном жилом доме по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ - по <адрес>.

Указанные обстоятельства в связи с допущенными нарушениями пунктов 7, 8 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, выразившиеся в том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ плановый ремонт сетей теплоснабжения по адресу: <адрес>, в перерыве между отопительными периодами 2020-2021 и 2021-2022 годов либо в ходе отопительного периода 2021-2022 годов, но без ограничения теплоснабжения потребителей тепловой энергии, не организовано, не обеспечена надёжность теплоснабжения потребителей на территории Подосиновского городского поселения и подача теплоносителя с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком, послужили основанием для возбуждения прокурором в отношении главы администрации Подосиновского городского поселения ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ.

Должностное лицо Ростехнадзора, рассматривая дело и учитывая, что объектом посягательства является установленный порядок использования энергетических ресурсов, устройств и объектов их потребляющих, или связанных с энергоносителями, исходя из того, что Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливающие требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок, не определяют порядок вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, и вмененное прокуратурой администрации городского поселения нарушение Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей не предусматривает установление ответственности за несоблюдение обязательных требований по ст. 9.11 КоАП РФ, прекратило производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ. При этом указало, что незавершение запланированного капитального ремонта основного и вспомогательного оборудования котельных и тепловых сетей образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного по его инициативе.

Аналогичное разъяснение содержит пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Часть 1 ст. 25.15 КоАП РФ предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Как следует из материалов дела, рассмотрение дела об административном правонарушении должностным лицом было назначено на 1 декабря 2021 в 09 час. 00 мин. и рассмотрено в тот же день. Извещение о времени и месте рассмотрения дела было направлено в адрес прокуратуры посредством почтовой связи 26.11.2021 и получено адресатом 09.12.2021, т.е. после рассмотрения дела, в связи с чем такое извещение нельзя признать надлежащим. Представленный скриншот в подтверждение отправки извещения прокуратуре электронной почтой не обеспечивает фиксирование доведения информации до сведения адресата.

Таким образом, должностное лицо при отсутствии сведений о надлежащем извещении прокурора о времени и месте рассмотрения дела на 01.12.2021, рассмотрело дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 КоАП РФ, без его участия, что лишило последнего права на участие в рассмотрении дела, права представлять соответствующие пояснения, доказательства, отстаивать свою позицию, и повлияло на полноту и всесторонность рассмотрения дела.

Допущенное процессуальное нарушение носит существенный характер и не позволяет признать принятое по настоящему делу постановление законным и обоснованным.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения настоящего протеста не истек, постановление заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Кировской области Западно-Уральского управления Ростехнадзора ФИО2 № 150/22/2021 от 01.12.2021, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, в отношении главы администрации поселения ФИО1 подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение должностному лицу.

В связи с отменой постановления по указанным основаниям, суд не входит в обсуждение доводов поданного прокурором протеста, так как они подлежат рассмотрению при новом рассмотрении дела по существу, при котором должностному лицу, с учетом требований ст.24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ, необходимо определить, в том числе наличие или отсутствие события и состава по предъявленному нарушению и наличие обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ.

р е ш и л:

протест прокурора Подосиновского района Кировской области удовлетворить.

Постановление заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Кировской области Западно-Уральского управления Ростехнадзора ФИО2 № 150/22/2021 от 01.12.2021 вынесенное в отношении главы администрации Подосиновского городского поселения Подосиновского района Кировской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 КоАП РФ, отменить.

Дело возвратить должностному лицу Западно-Уральского управления Ростехнадзора на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение десяти суток со дня получения копии решения.

Судья О.М.Доника

Решение14.02.2022