К делу № 12-3/2022
Р Е Ш Е Н И Е
п. Мостовской 10 февраля 2022 года
Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего СелюдеевойО.Г.,
при секретаре Шульгиной Н.Н.,
с участием представителя заявителя ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» на постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора № 04-23-206-П-2 от 14.05.2021 г. ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» (далее – Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Основанием для привлечения Общества к административной ответственности по указанной норме послужили выводы должностного лица Росприроднадзор о том, что Обществом в нарушение статьи 69, части 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не исполнена обязанность по актуализации учетных сведений по объекту негативного воздействия на окружающую среду НВОС № :
1) с учетом участка недр согласно лицензии КРД на пользование недрами;
2) с учетом эксплуатируемых источников выбросов загрязняющих веществ «газоходы, воздуховоды, продувные свечи»;
3) с учетом исключения из программно-технического обеспечении учета объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду источников выбросов загрязняющих веществ №№ , которые фактически отсутствуют на объекте II - й категории негативного воздействия на окружающую среду по адресу: .
Общество, не согласившись с Постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора № 04-23-206-П-2 от 14.05.2021 г., обратилось в суд с жалобой, в которой считает обжалуемое постановление незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с пп. «б» п. 6 Критериев, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 г. объекты подлежат федеральному государственному учету в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в случае осуществления на объекте деятельности, связанной с пользованием участками недр.
Общество на участке недр согласно Лицензии КРД на пользование недрами ещё не осуществляет никакой деятельности, не ввело в эксплуатацию объект и соответственно негативное воздействие на окружающую среду отсутствует. Утверждение Управления Росприроднадзора в Отзыве о том, что предоставленное право пользование недрами свидетельствует о фактическом осуществлении деятельности на участке недр является голословным и не подтверждено доказательствами. Доказательств свидетельствующих, что Общество ввело участок недр в эксплуатацию, либо фактически его эксплуатирует, в материалах административного дела не имеется. Отсутствует также акт осмотра земельного участка. Кроме того, в обжалуемом Постановлении о назначении административного наказания Управлением Росприроднадзора не указано, какой объект, эксплуатируемый Обществом, обладает критериями объекта НВОС, какое негативное воздействие на окружающую среду, приводящее к негативным изменениям качества окружающей среды, оказывается в результате деятельности Общества с учетом участка недр по Лицензии.
Таким образом, в связи с тем, что Общество на участке недр согласно Лицензии КРД на пользование недрами не осуществляет никакой деятельности, не ввело в эксплуатацию объект и не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, требование Управления Росприроднадзора по актуализации учётных сведений по участку недр, не введенного в эксплуатацию на момент проведения проверки не соответствует положениям Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Продувные свечи предназначены для удаления воздуха при пуске газа на газопотребляющую установку и удаления газа из трубопровода при ремонтных работах входятв состав ГРУ (газорегуляторных установок) №№ 14, 15, 16, 17 и № 18, что подтверждается прилагаемой проектной документацией. Продувные свечи возможно использовать исключительно в составе источников выбросов №№ 100, 102, 198, 107, которые ранее были актуализированы Обществом в заявлении от 28.05.2020 г., что подтверждается Производственными инструкциями. Продувные свечи и ГРУ (газорегуляторные установки) №№ 14, 15, 16, 17 и № 18, являются единым объектом, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, имеющим единое назначение и неразрывную физическую / технологическую связь. Утверждение Управления Росприроднадзора о том, что продувные свечи являются отдельными (самостоятельными) источниками негативного воздействия на окружающую среду, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух через специальные устройства отвода выбросов, и для которых устанавливаются их характеристики, а также должны быть определены количественные и качественные показатели выбросов, не подтверждены материалами дела.
Административный орган вменяет Обществу неисполнение обязанности по актуализации ученых сведений по объекту негативного воздействия на окружающую среду НВОС с учетом исключения из программно-технического обеспечения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, источников выбросов загрязняющих веществ №№ (Энергоцентр). Между тем данные источники фактически отсутствуют на объекте II категории негативного воздействия на окружающую среду . Документы, подтверждающие проведение осмотра территории в материалы дела не представлены.
Информация по данным источникам загрязнения окружающей среды в заявлении №2959054 от 28.05.2020 г. была представлена Обществом на основании Отчета по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки её данных и Проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» от 09.04.2020 г.
Административным органом не доказаны иные обстоятельства, подтверждающие необходимость актуализации.
В Отчете по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух и Проекте нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» от 2020 года указано, что Энергоцентр планируется ввести в эксплуатацию в 2021 году.На данные проекты получено экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологической и гигиенической оценки (экспертизы) проектной документации, выданное Органом Инспекции ООО «Производственная лаборатория «Агрохимпром», Санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю. При подаче декларации о воздействии на окружающую среду №5ec366fb907ac529bc061a7d одновременно с подачей заявления о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте 28.05.2020 года Отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух и Проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух прилагались.
Замечания при рассмотрении декларации о воздействии на окружающую среду по поводу внесения Энергоцентра в Отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух и Проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» от 2020 года со стороны Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования отсутствовали.
Незаполнение в Заявлении о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объектах НВОС данных по планируемых к вводу в эксплуатацию источников выбросов привело бы к разнице в общем количестве источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферу и валовом выбросе загрязняющих веществ выбрасываемых в атмосферу, указанных в Отчете по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки её данных и Проекте нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» от 09.04.2020 г.
При рассмотрении настоящего дела административным органом был грубо нарушен порядок привлечения к административной ответственности. Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении в отношении Общества и постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, составлены одним должностным лицом - старшим государственным инспектором Южного межрегионального управления Росприроднадзора . В нарушение принципа объективного рассмотрения дела протокол составлен, дело рассмотрено и вынесено постановление о назначении административного наказания одним и тем же должностным лицом, что является существенным нарушением процессуального порядка рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренного законом. При таких обстоятельствах, старший государственный инспектор Южного межрегионального управления Росприроднадзора ., как должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, имеет заинтересованность в привлечении к административной ответственности и не может объективно и непредвзято рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене.
В судебном заседании представитель Общества ФИО1 поддержала жалобу и просила ее удовлетворить, приведя в обоснование изложенные в ней доводы.
Заинтересованное лицо – Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) просило рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя, при этом просило оставить обжалуемое постановление без изменения, а жалобу ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» - без удовлетворения, считая её необоснованной по доводам, изложенным в представленном письменном отзыве.
Судья, выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, считает доводы жалобы ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» обоснованными, а жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с пунктом 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений: о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
Сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений (пункт 7 статьи 69.2Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды") Таким образом, актуализации подлежат сведения об объектах, которые поставлены на государственный учетв срок не позднее, чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
В статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» N 7-ФЗ определено, что под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора . № 04-23-206-П-2 от 14.05.2021 г. Обществу вменяется в вину неисполненение обязанности по актуализации учетных сведений по объекту негативного воздействия на окружающую среду НВОС с учетом участка недр согласно лицензии КРД на пользование недрами.
Судом установлено, что Общество является обладателем Лицензии на право пользования недрами КРД от 23.12.2019 г., согласно пункту 4.3.2. которой срок ввода месторождения в разработку установлен не позднее 96 месяцев с даты государственной регистрации пользования недрами, то есть не позднее 23.12.2027 г. В настоящее время Общество находится на этапе получения разрешения на выполнение работ по геологическому изучения недр (Заявление Общества от 25.11.2021 исх. № 1177) и оформления прав на земельные участки под участком недр по Лицензии КРД от 23.12.2019 г. В силу действующего законодательства, земельные участки к объектам негативного воздействия на окружающую среду не относятся.
В материалах административного дела отсутствуют доказательства того, что Общество ввело участок недр в эксплуатацию, либо фактически его эксплуатирует. В обжалуемом Постановлении о назначении административного наказания Управлением Росприроднадзора не указано, какой объект, эксплуатируемый по Лицензии КРД от 23.12.2019 г., обладает критериями объекта НВОС, какое негативное воздействие на окружающую среду, приводящее к негативным изменениям качества окружающей среды, оказывается в результате деятельности Общества с учетом участка недр по Лицензии КРД от 23.12.2019 г.
Также Общество привлечено Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора к административной ответственности за неисполнение обязанности по актуализации ученых сведений по объекту негативного воздействия на окружающую среду НВОС с учетом эксплуатируемых источников выбросов загрязняющих веществ – продувные свечи.
Судом установлено, что28.05.2020 г. Обществом в соответствии с установленным порядком было подано Заявление о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС, содержащихся в федеральном государственном реестре» № 2959054, в котором указаны источники выбросов: 1). вращающаяся печь-источник выбросов № , в состав которого входит ГРУ 14 (узел учета расхода газа), №; 2). вращающаяся печь-источник выбросов № , в состав которого входит ГРУ 14 узел учета расхода газа), №; 3). печь перлита – источник выбросов № , в состав которого входит ГРУ № ; 4). труба топочно–сушильного агрегата № , в состав которого входит ГРУ № .
В свою очередь, в состав ГРУ (газорегуляторных установок) №№ и № входят продувные свечи, которые предназначены для удаления воздуха при пуске газа на газопотребляющую установку и удаление газа из трубопровода при ремонтных работах, что подтверждается проектной документацией. Продувные свечи возможно использовать исключительно в составе источников выбросов №№ , которые ранее были актуализированы Обществом в заявлении от 28.05.2020 г., что подтверждается представленными ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» в материалы дела Производственными инструкциями.
В материалы дела Обществом представлено письмо проектной организации ООО «Газпроект-Инжиниринг» от 08.02.2022 г. о принадлежности продувных свечей проекта № 691-15 «Газоснабжение сушки и классификации кварцевого песка», согласно которому проектом № 691-15 предусмотрено 5 свечей для ГРУ и топочно–сушильного агрегата, которые являются необходимыми элементами газопроводной обвязки ГРУ и горелки.
Источники выбросов: (1) вращающаяся печь-источник выбросов № , (2) вращающаяся печь-источник выбросов № , (3) печь перлита – источник выбросов № , (4) труба топочно–сушильного агрегата № расположены на Заводе сухих смесей, Гипсовом заводе и Заводе гипсокартонных листов, которые расположены в непосредственной близости друг от друга, а именно: на земельном участке с кадастровым номером .
Таким образом, вышеуказанные объекты Общества, являются единым объектом, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, имеющим единое назначение и неразрывную физическую/технологическую связь. Территория размещения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, - - включена в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, что подтверждается Свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № от 10.01.2017 г.
Административный орган вменяет Обществу неисполнение обязанности по актуализации ученых сведений по объекту негативного воздействия на окружающую среду НВОС № с учетом исключения из программно-технического обеспечения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, источников выбросов загрязняющих веществ №№ (Энергоцентр). Между тем, данные источники фактически отсутствуют на объекте II категории негативного воздействия на окружающую среду . Документы, подтверждающие проведение осмотра территории - в материалы дела не представлены.
Информация по данным источникам загрязнения окружающей среды в заявлении №2959054 от 28.05.2020 г. была представлена Обществом на основании Отчета по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки её данных и Проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» от 09.04.2020 г.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 14 Приказа Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору" документами, необходимыми для предоставления государственной услуги (далее - заявительные документы), являются: заявление о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС, содержащихся в федеральном государственном реестре, и документы, подтверждающие необходимость актуализации. Вышеуказанные проекты являются документами, подтверждающими необходимость актуализации.
Административным органом не доказаны иные обстоятельства, подтверждающие необходимость актуализации.
В Отчете по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух и Проекте нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» от 2020 года указано, что Энергоцентр планируется ввести в эксплуатацию в 2021 году.На данные проекты получено экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологической и гигиенической оценки (экспертизы) проектной документации, выданное Органом Инспекции ООО «Производственная лаборатория «Агрохимпром», Санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю. При подаче декларации о воздействии на окружающую среду №5ec366fb907ac529bc061a7d одновременно с подачей заявления о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС № 28.05.2020 года Отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух и Проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух прилагались.
Замечания при рассмотрении декларации о воздействии на окружающую среду по поводу внесения Энергоцентра в Отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух и Проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» от 2020 года со стороны Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования отсутствовали.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1), лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном этим Кодексом (ч. 2), лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (ч. 3).
Согласно статье 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Положения части 1 и части 2 статьи 1.6 КоАП РФ устанавливают, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление о назначении административного наказания № 04-23-206-П-2 старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора от 14.05.2021, которым ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей - отменить, производство по делу об административном правонарушении- прекратить.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Председательствующий О.Г.Селюдеева