Дело № 12-3/2022
66RS0050-01-2022-000051-10
Р Е Ш Е Н И Е
г. Североуральск 10 марта 2022 года
Судья Североуральского городского суда Свердловской области Аксёнов А.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу законного представителя ГАУ «СРЦН г. Североуральска» на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области от 11.01.2022, которым Государственному автономному учреждению социального обслуживания Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Североуральска», находящемуся по адресу: <...>, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 110 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением должностного лица Государственной инспекции труда в Свердловской области Государственное автономное учреждение социального обслуживания Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Североуральска» (далее – ГАУ СРЦН) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.
Согласно постановлению, работодателем ГАУ СРЦН 89 работников допущены к исполнению трудовых обязанностей с 06.11.2021 года без прохождения обязательных медицинских осмотров.
В жалобе законный представитель ГАУ СРЦН, не оспаривая события вмененного правонарушения, просит снизить штраф вполовину, указывая, что ГАУ СРЦН признал факт нарушений законодательства. Уставная деятельность учреждения связана с предоставлением социальных услуг несовершеннолетним гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Тяжелое финансовое положение учреждения. Отсутствие денежных средств на оплату штрафов, поскольку в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии выделяются автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, на оказание государственных услуг в социальной сфере, т.е. на обеспечение жизнедеятельности несовершеннолетних граждан. Оперативно были приняты мер, направленные на соблюдение требований по порядку проведения медицинских осмотров, незамедлительно устранены выявленные нарушения на момент составления протокола (медосмотр проведен, учреждение ожидает получение заключительного акта, договор на проведение медосмотра имеется в материалах дела), отсутствие тяжких последствий.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
Согласно ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация медицинских осмотров и психиатрического освидетельствования отдельных категорий работников по смыслу положений статей 212 и 213 Трудового кодекса Российской Федерации является обязанностью работодателя.
Как установлено в ходе прокурорской проверки, ГАУ СРЦН при осуществлении деятельности учреждения нарушены приведенные выше положения трудового законодательства. Допущенные к исполнению трудовых обязанностей 89 работников, согласно списку сотрудников ГАУ СРЦН, допущены к исполнению трудовых обязанностей с 06.11.2021 без прохождения обязательных медицинских осмотров.
Согласно материалам дела, организовано проведение обязательного периодического медицинского осмотра в сентябре 2020 года на основании приказа от 09.09.2020 № 158. 89 работников учреждения допущены к труду на основании заключительного акта от 05.11.2020. В 2021 году проведение периодического медицинского осмотра для этих работников организовано работодателем только в ноябре 2021 года на основании приказа от 11.11.2021 № 152. На момент проверки заключительный акт о годности работников к труду не готов.
Протокол об административном правонарушении в отношении ГАУ СРЦН составлен в соответствии с положениями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и содержит все необходимые сведения.
Поскольку выводы должностного лица Государственной инспекции труда основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных по делу доказательствах, ГАУ СРЦН обоснованно привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Достаточные доказательства объективной невозможности соблюдения требований трудового законодательства в материалах дела отсутствуют, и какие-либо иные обстоятельства, исключающие его вину, не установлены.
Вина юридического лица выразилась в том, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм трудового законодательства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья может принять решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Назначая ГАУ СРЦН административное наказание в виде штрафа в размере 110 000 рублей, должностное лицо административного органа не обосновало необходимость применения такого размера административного штрафа, хотя и в минимальном размере, установленном санкцией ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наказание назначено ГАУ СРЦН без учета положений ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 3.3).
При этом в постановлении должностным лицом не указано на наличие отягчающих вину обстоятельств.
Учитывая финансовое положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, являющегося бюджетным учреждением, финансируемым в соответствии со сметой расходов на определенный год, признание вины, принятие мер, направленных на устранение выявленных нарушений трудового законодательства, нахожу постановление подлежащим изменению путем снижения назначенного юридическому лицу наказания в виде административного штрафа до 55 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области от 11.01.2022 в отношении Государственного автономного учреждения социального обслуживания Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Североуральска» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, назначенное административное наказание снизить с 110 000 рублей до 55 000 рублей, удовлетворив жалобу законного представителя.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Североуральский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Решение может быть обжаловано помимо лиц, указанных в части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом, вынесшим постановление.
СУДЬЯ АКСЁНОВ А.С.