Дело № 12-3/2022 (12-341/2021;)
УИД: 26RS0023-01-2021-006779-89
РЕШЕНИЕ
.............. года город Минеральные Воды
Судья Минераловодского городского суда Ставропольского края Мельникова Я.С.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО2, его защитника адвоката ФИО5, представителя Северо-кавказского межрегионального управления Росприроднадзора по доверенности ФИО6
рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Кавмининтер» ФИО2 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ..............в.............. от .............. в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Кавмининтер» ФИО2 по ст. 8.5 КоАП РФ, а также на представление .............. от ..............,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО ФИО3 от .............. № .............. должностное лицо - генеральный директор ООО «Кавмининтер» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
Также в адрес должностного лица - генерального директора ООО «Кавмининтер» ФИО2 внесено представление .............. от ............... об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Должностному лицу вменено совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, должностным лицом не обеспечено предоставление сведений по форме 3.1. «Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных объектов» по эксплуатационной скважине №72 за 1-4 кв 2020 года, 1 квартал 2021 года в отдел водных ресурсов по Ставропольскому краю Кубанского бассейнового водного управления; не обеспечено представление в Северо-кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора достоверной информации, содержащейся в статистической отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) за 2020 год, в части отражения сведений о нарушении земель при поведении работ по прокладке минералопровода в графе 1 «Наличие нарушенных земель на 01.01.2020 года» раздела 1 «нарушение и рекультивация земель».
Не соглашаясь с вышеуказанными постановлением и представлением, должное лицо – генеральный директор ООО «Кавмининтер» ФИО2 обратился с жалобой, в которой просит отменить постановление и представление, производство по делу прекратить, ссылаясь на п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, указывая следующее.
На основании Приказа .............. от .............. Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в отношении ООО «Кавмининтер» в период с .............. по .............. Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора была проведена внеплановая выездная проверка.
Как следует из Приказа .............. от .............. год, внеплановая выездная проверка проводилась Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора в рамках федерального государственного экологического надзора, с задачей и целью - проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации, надзора за соблюдением обязательных требований в области охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов, использования и охраны земель, геологического изучения, рационального использования и охраны недр.
.............. ООО «Кавмининтер» было получено информационное письмо от .............. исх .............., которым Федеральная служба по надзору в сфере природопользования известило ООО «Кавмининтер» о проведении с .............. по .............. внеплановой выездной проверки в соответствии с приказом Росприроднадзора от ............................ «О проведении внеплановой выездной проверки ООО «Кавмининтер»», с учетом Приказа Росприроднадзора от ............................ «О внесении изменений в приказ Росприроднадзора от ............................».
Как следует из приказа от ............................, внеплановая выездная проверка проводится в рамках федерального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, с задачей и целью федерального экологического надзора и государственного надзора за геологическим изучением, рационального использования и охраны недр. Срок ее проведения, с учетом приказа .............. от .............., установлен с .............. по ...............
По результатам анализа Приказа Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора .............. от .............. и приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования .............. от .............., очевидно, что внеплановая выездная проверка Федеральной службы Росприроднадзора имеет те же цели, задачи и предмет, что и проведенная Северо-Кавказским управлением 3,5 месяца назад, то есть проверку исполнения ООО «Кавмининтер» одних и тех же обязательных требований.
В указанных обстоятельствах, проведение в период с .............. по .............. Федеральной службы Росприроднадзора внеплановой выездной проверки ООО «Кавмининтер», незаконно, соответственно, незаконным является результат проверки - Акт ..............-П\А от ...............
Таким образом, в силу ст.26.1, 26.2 КоАП РФ, Акт проверки не может быть принят в качестве доказательства совершения административного правонарушения, вмененного обществу.
Кроме того, Протокол об административном правонарушении .............. от .............. составлен в нарушение положений п.1 ст.28.5 КоАП РФ (по истечении трех месяцев с момента составления Акта проверки, «выявившего правонарушение»), ненадлежащим лицом - государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1, который не участвовал при проведении внеплановой проверки.
Должностному лицу - генеральному директору ООО «Кавмининтер» ФИО2, вменено несообщение и сокрытие экологической информации ( так как не подавая сведений, допустить искажения информации невозможно), то есть совершение правонарушения в форме бездействия.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Должностным лицом общества не допущено нарушений положений закона, в связи с чем, бездействие не является ни противоправным, ни виновным, то есть отсутствует как состав, так и событие правонарушения.
Согласно разъяснениям Федерального агентства водных ресурсов Кубанского бассейнового водного управления от .............. исх .............. на запрос общества от .............. исх .............., в соответствии с которым, обязанность по предоставлению сведений, полученных в результате учёта забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сточных вод, в том числе дренажных вод, их качества, в соответствующие территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов, возлагается только на водопользователей, которым предоставлено право пользования поверхностным водным объектом.
С учетом изложенного, отсутствие у общества обязанности подавать сведения по форме 3.1. «Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных объектов» по эксплуатационной скважине .............., указывает на отсутствие события вмененного должностному лицу правонарушения.
В период 2013-2021 годы, то есть на протяжении последних 8 лет, ООО Кавмининтер» никакие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, а также размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов, не осуществляло (доказательство обратного в материалы дела не представлено), соответственно, нарушенных в результате деятельности ООО «Кавмининтер» земель, включая отработанные, на .............. в объективной действительности не существовало и не существует.
В указанных обстоятельствах, у должностного лица общества отсутствовала обязанность составления и представления Росприроднадзору отчетности по форме 2- ТП (рекультивация), то есть отсутствует событие вмененного ФИО2 правонарушения.
Дополнительным подтверждением надуманности выводов Росприроднадзора о совершении должностным лицом общества правонарушения в виде непредоставления формы 2-ТП (рекультивация) и формы 3.1. «Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных объектов», необоснованности и незаконности привлечения ФИО2 к административной ответственности, отсутствии события вменного правонарушения, являются:Акт проверки .............. от .............., составленный по результатам плановой выездной проверки в отношении ООО «Кавмининтер», проведенной Департаментом Росприроднадзора по СКФО. Согласно указанного акта, вмененных обществу на настоящий момент нарушений не выявлено.Акт проверки, в ходе которой не выявлено нарушений закона от .............., составленный по результатам проверки деятельности ООО «Кавмининтер», проведенной совместно Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой и Департаментом Росприроднадзора по СКФО на предмет исполнения обществом требований земельного законодательства и законодательства о недропользовании при эксплуатации скважины ...............
В дополнение к доводам жалобы о незаконности и необоснованности привлечения должностного лица общества к административной ответственности за не обеспечение предоставления сведений по форме 3.1. «Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных объектов» по эксплуатационной скважине .............. за 1-4 кв 2020 года, 1 квартал 2021 года в отдел водных ресурсов по Ставропольскому краю Кубанского бассейнового водного управления, должностным лицом указано следующее.
Мониторинг подземных вод, в силу пункта 12 Положения, осуществляет Федеральное агентство по недропользованию, на которое возложены функции по организации регулярных наблюдения за состоянием подземных водных объектов, в том числе наблюдений за качеством подземных вод по физическим, химическим, радиационным и микробиологическим показателям, координации ведения недропользователями наблюдений за состоянием недр, связанных с использованием подземных вод.
ООО «Кавмининтер» на основании лицензии на добычу минеральной воды из скважины .............. Змейкинского месторождения минеральных вод является недропользователем, осуществляет разработку подземного водного объекта (глубиной залегания 1300-1500 м), и поверхностные водные объекты в своей деятельности ни для целей водоснабжения, ни для целей водоотведения не использует. Как недропользователь, общество, с учетом писем Департамента по недропользованию от .............. исх .............., от .............. исх .............., ежеквартально подает отчеты, включающие сведения о фактическом объеме добычи, в Департамент по недропользованию, по форме, установленной в Приложении 12 к Программе ведения мониторинга подземных минеральных вод на Змейкинском месторождении в Минераловодском районе Ставропольского края, согласованной .............. Управлением по недропользованию Ставропольского края.
Приказ Минприроды .............. от .............., как и пришедший ему на смену Приказ .............. от .............., разработаны и утверждены в соответствии с пунктом 16 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, и регламентирует порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества на недропользователей, мониторинг деятельности которых возложен на Федеральное агентство по недропользованию, не распространяется.
Указанное подтверждается ответом исх .............. от .............. Федерального агентства водных ресурсов Кубанского бассейнового водного управления на запрос общества исх .............. от .............., согласно которого, обязанность по предоставлению сведений, полученных в результате учёТа забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сточных вод, в том числе дренажных вод. их качества, в соответствующие территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов, возлагается только на водопользователей, которым предоставлено право пользования поверхностным водным объектом; ответом от .............. исх 07-13)30 Федерального агентства водных ресурсов Кубанского бассейнового водного управления, сведениями официального сайта Кубанского БВУ (http://www.kbvu-fgu.ru/news.3), раздел «Новости и пресс - релизы», страница 3, раздел от .............., в соответствии с которыми, предоставление в Кубанское БВУ сведений, полученных в результате учета забора (изятия) водных ресурсов из подземных источников, «Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных вод. их качества», утвержденным Приказом Миниприроды России от ............................. не предусмотрено.
Таким образом, привлечение должностного лица общества к административной ответственности за не обеспечение предоставления сведений по форме 3.1. «Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных объектов» по эксплуатационной скважине .............. за 1 -4 кв 2020 года. 1 квартал 2021 года в отдел водных ресурсов по Ставропольскому краю Кубанского бассейнового водного управления, является следствием неправильного толкования Росприроднадзором положений действующего законодательства.
Вступившими в силу Решениями Арбитражного суда Ставропольского края от .............. по делу .............., Минераловодского городского суда от .............. по делу ............... Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от .............., установлено, что общество, осуществляющее эксплуатацию скважины .............. Змейкинского месторождения с целью добычи минеральной воды для бальнеологических и промышленных целей, а не с целью питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, является недропользователем, на правоотношения по недропользованию, в основе которых лежит технологическая схема, содержащая описание технологии порядка добычи полезного ископаемого -минеральной воды, учета объемов добычи, образования технологических потерь, порядка их утилизации и т.п действие порядка, утвержденного приказом Минприроды России от .............. N 205, регламентирующего водопользование, не распространяется.
Вышеуказанное дополнительно подтверждает, что ООО «Кавмининтер», как недропользователь, не обязано исполнять требования Приказа Минприроды России от .............. N 205, пришедшего ему на смену Приказа .............. от .............., предоставлять в отдел водных ресурсов по Ставропольскому краю Кубанского бассейнового водного управления сведения по форме 3.1, что указывает на отсутствие события вменного правонарушения, незаконность вынесенного Росприроднадзором постановления.
Незаконность привлечения должностного лица общества к административной ответственности за не обеспечение представление в Северо-кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора достоверной информации, содержащейся в статистической отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) за 2020 год, в части отражения сведений о нарушении земель при поведении работ по прокладке минералопровода в графе 1 «Наличие нарушенных земель на .............. года» раздела 1 «нарушение и рекультивация земель», ввиду отсутствия в 2020 году нарушенных в результате строительства ООО «Кавмининтер» в 2012 году минералопровода к заводу розлива минеральной воды АО «Кавминводы» земель, соответственно, отсутствии в объективной действительности данных о наличии нарушенных и отработанных земель на начало отчетного 2020 года, площади нарушенных и отработанных земель за отчетный 2020 год, площади некультивированных земель в отчетном 2020 году и принятых по актам в целом, подтверждается: ответом ФИО4 (являющегося на момент строительства минералопровода арендатором земельного участка с кадастровым номером .............. (с приложением копии договора аренды), и ответчиком по делу №.............. по исковому заявлению ООО «Кавмининтер» к Администрации Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края. ФИО4 о признании права собственности на недвижимое имущество (сооружение) -минералопровод из коррозионностойкой стали от скважины .............. в по. Привольный до завода по розливу минеральной воды), в соответствии с которым по завершению АО «Кавминводы» строительства минералопровода земельный участок был передан в восстановленном состоянии, нарушенных в результате строительства земель не осталось; ответом АО «Терский племенной конный завод ..............» (правообладателя земельных участков с кадастровыми номерами ............... под которыми. в соответствии с выпиской из ЕГРН. проходит минералопровод), в соответствии с которым, земельные участки используются по целевому назначению - сельскохозяйственное производство, препятствий в использовании их по назначению не имеется; справкой ООО «Кавмининтер» от .............. исх. .............. о непроведении обществом в период 2013-2021 год никаких строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских работы, а также по размещению промышленных, строительных и твердых бытовых отходов, работ по ремонту минералопровода кадастровый ..............; карточкой счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», обобщающего информацию о затратах в объекты, принимаемые к бухгалтерскому учету в качестве основных средств (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению"), в соответствии с которой, никаких затрат по строительству и ремонту основного средства - минералопровода, не производилось; справками по форме 2-ТП (рекультивация) за 2018, 2019. с отметками Северо-Кавказского межрегионального управления Росприродназора о принятии, содержащих нулевые сведения в каждой из граф, то есть отсутствие нарушенных в результате строительства минералопровода земель в каждом из отчетных периодов. При этом, сведения, содержащиеся в указанных справках, приняты Росприрднадзором. достоверность их не оспаривается; решением Арбитражного суда Ставропольского края по делу №.............. по исковому заявлению ООО «Кавмининтер» к Администрации Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края. ФИО4 о признании права собственности на недвижимое имущество (сооружение) -минералопровод из коррозионностойкой стали от скважины .............. в по. Привольный до завода по розливу минеральной воды, в соответствии с которым, по завершению строительства минералопровода, земельный участок был передан органу местного самоуправления, и. с учетом ст.90 ЗК РФ. ни на каком праве не принадлежат обществу. Факт передачи-принятия земельного участка органом местного самоуправление, отсутствие возражений от органа местного самоуправления при рассмотрении требования ООО «Кавмининтер» о признании права собственности на минералопровод, подтверждает выполнение обществом обязанности по восстановлению нарушенных в ходе строительства земель.
В судебном заседании генеральный директор ООО «Кавмининтер» ФИО2 и его защитник - адвокат ФИО5 доводы жалобы и дополнений к ней поддержали. Просили жалобу удовлетворить, постановление и представление по административному делу отменить, производство по делу об административному правонарушении прекратить.
Представитель Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО6 просила оспариваемое постановление и представление оставить без изменения, как законные и обоснованные, представила письменный отзыв на жалобу.
Изучив доводы жалобы, выслушав мнения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав лицо, прихожу к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением.
Должностное лицо ФИО2 является генеральным директором ООО «Кавмининтер», что подтверждается приказом .............. от .............., выпиской из ЕГРЮЛ. Основным видом деятельности общества является добыча минеральной воды из скважины .............. на Змейкинском месторождения (ОКВЭД 36.00.1-Забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд), участок недр расположен в 0,375 км на восток от ............... Деятельность по недропользованию осуществляется обществом на основании лицензии СТВ 00,0428 МЭ, зарегистрированной .............. Северо-Кавказском региональным геологическим фондом, и дополнений к ней (срок действия лицензии до ..............).
В период с .............. по .............., на основании Приказа от ............................ «О проведении внеплановой выездной проверки ООО «Кавмининтер»», с учетом Приказа от ............................ «О внесении изменений в приказ Росприроднадзора от ............................», Росприроднадзором проведена внеплановая выездная проверка ООО «Кавмининтер», результат которой отражен в Акте проверки .............. от ...............
.............., на основании Акта проверки, государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 (удостоверение от ............................) в отношении должностного лица - генерального директора ООО «Кавмининтер» ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении .............., которым должностному лицу вменено совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.5 КоАП РФ.
Постановлением о назначении административного наказания .............. от .............., вынесенным Старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3, должностное лицо генеральный директор ООО «Кавмининтер» признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.5 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде предупреждения.
Представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения .............. от .............., генеральному директору общества указано на необходимость принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, недопущению его совершения вновь, устранить нарушение, усилить контроль за исполнением требований природоохранного законодательства, информацию о принятых мерах представить в Северо-кавказское межрегиональное управление Росприродназора.
По результатам проверки установлено, что юридическим лицом ООО «Кавмининтер» допущено сокрытие, искажение, несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации, а именно: не обеспечено представление сведений по форме 3.1 «Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных объектов» по эксплуатационной скважине .............. за 3, 4 .............., 1 .............. отдел водных ресурсов по .............. Кубанского бассейнового водного управления;
Согласно статье 22 Закона № 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить, в том числе, соблюдение законодательства, нормой правил в области использования и охраны недр.
В силу пункта 6 статьи 23 Закона № 2395-1 к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относится, в том числе, достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
Согласно ч. 3 и ч. 14 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ использование водных объектов (водопользование)- использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц, водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы.
Согласно ч. 1 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ, водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
В соответствии ч. 5 ст. 5 Водного кодекса РФ, к подземным водным объектам относятся: бассейны подземных вод и водоносные горизонты.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 11 Водного кодекса РФ, водопользование осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, без предоставления водных объектов, в том числе в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 30 Водного кодекса Российской Федерации государственный мониторинг водных объектов состоит, в том числе из мониторинга подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр;
В силу части 8 статьи 30 Водного кодекса Российской Федерации порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2007 N 219, мониторинг, в том числе состоит из мониторинга подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр и мониторинга поверхностных вод объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Таким образом, учитывая взаимосвязь и гидродинамические процессы, происходящие между подземными и поверхностными водными объектами, мониторинг следует проводить одновременно как за подземными, так и за поверхностными водами.
В этой связи, сам процесс добычи подземной воды регламентируется не только законодательством о недрах, но и положениями Водного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, соблюдение которых также обязательно и для пользования недрами, в том числе и для ООО «Кавмининтер».
ООО «Кавмининтер» обязано соблюдать Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденного Приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 903 (далее – Порядок №903), ранее Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденного Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205, действующего до 31.12.2020.
Обязанность соблюдения Порядков №903 и №205 недропользователями установлена и Приказом Федеральной службы государственной статистики от 27.12.2019 №815 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральным агентством водных ресурсов федерального статистического наблюдения об использовании воды».
Согласно п. 1.1. Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения форму 2-ТП (водхоз) предоставляют все юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее - респонденты): осуществляющие забор (изъятие) из водных объектов 50 м3 воды в сутки и более (кроме сельскохозяйственных объектов).
В п. 1.8. Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения форму 2-ТП (водхоз) указано, что респонденты, осуществляющие забор воды из подземных водных объектов, в сведения по форме включают суммарный объем воды независимо от количества водозаборов на объекте.
Согласно п. 1.9. указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения форму 2-ТП (водхоз) указано, что респонденты, попутно забирающие, использующие, передающие и отводящие воду при разработке недр, предоставляют сведения по форме на общих основаниях, в соответствии с требованиями Раздела 2 указаний по заполнению формы.
Для заполнения графы 4 раздела 1 указаны типы источника водоснабжения, в том числе подземный водный объект.
В Приложении 2 к форме 2-ТП (водхоз) для минеральной воды установлен код для минеральной воды – МН для заполнения раздела 1 формы 2-ТП (водхоз) (в графе 8 Раздел 1. «Забрано из природных источников, получено от поставщиков, использовано, передано и потеряно воды»).
Форма № 2-ТП (водхоз), утвержденная приказом Федеральной службы государственной статистики от 19.10.2009 № 230, от 27.12.2019 № 815 за 2018-2020 гг. ООО «Кавмининтер» предоставлялась в отдел водных ресурсов по Ставропольскому краю Кубанского бассейнового водного, что также подтверждается письмом отдела водных ресурсов по Ставропольскому краю Кубанского бассейнового водного управления от 01.06.2021 № 07-12/405.
В соответствии с п. 1.10. Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения форму 2-ТП (водхоз) первичный учет использования вод ведется по формам ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных (дренажных) вод, их качества, приведенным в приказе Минприроды России от 8 июля 2009 г. № 205 (зарегистрирован Минюстом России 24 августа 2009 г. N 14603), в том числе при сбросе сточных вод в иные приемники, указанные в Приложении 1 к форме.
Пунктом 2 Порядка № 205 установлено, что обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов возлагается на юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов. Аналогичная обязанность установлена п. 2 Порядка № 903.
В соответствии с пунктом 24 Порядка № 903, установлено, что сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (форма 3.1, указанная в приложении к Порядку), представляются в уполномоченный на предоставление водного объекта в пользование орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом на бумажном носителе с реквизитами и заверенные подписью лиц, указанных в пункте 2 Порядка, либо в виде электронного документа с реквизитами, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью 3.
Аналогичная обязанность установлена п. 14, п. 15, п. 16 Приказа Минприроды России от 08.07.2009 № 205.
Таким образом, ООО «Кавмининтер» не обеспечено представление сведений по форме 3.1 «Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных объектов» по эксплуатационной скважине № 72 за 3, 4 кв. 2020, 1 кв. 2021 в отдел водных ресурсов по Ставропольскому краю Кубанского бассейнового водного управления, что является нарушением п. 24 Приказа Минприроды России от 09.11.2020 № 903, п. 14, п. 15, п. 16 Приказа Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (действующего до 31.12.2020), п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации и подтверждается письмом отдела водных ресурсов по Ставропольскому краю Кубанского бассейнового водного управления от 01.06.2021 № 07-12/405.
Кроме того, согласно оспариваемого постановления, ООО «Кавмининтер» не обеспечено предоставление в Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора достоверной информации, содержащейся в статистической отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) за 2020 год, в части отражения сведений о нарушенных землях при проведении работ по прокладке минералопровода в графе 1 «Наличие нарушенных земель на 01.01.2020г. всего» раздела I «Нарушение и рекультивация земель».
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 29.12.2012 № 676 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы» утверждена представляемая в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» (далее – форма N 2-ТП (рекультивация)) с указаниями по ее заполнению для сбора и обработки данных в системе Росприроднадзора, которая введена в действие с отчета за 2012 год.
Согласно п. 1 указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения по форме N 2-ТП (рекультивация) юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) (далее именуются респонденты), разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), осуществляющие строительные работы, заполняют настоящую форму и представляют ее в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения.
В п. 6 Раздел I. Нарушение и рекультивация земель указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения по форме N 2-ТП (рекультивация) указано, что в строках 01 и 02 отражаются данные о наличии соответственно нарушенных и отработанных земель на начало отчетного года.
К нарушенным землям относятся: трассы трубопроводов и канализационных коллекторов, площадки буровых скважин.
К отработанным землям относятся земельные участки, надобность в которых у респондента миновала в связи с завершением работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
В п. 13. указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения по форме N 2-ТП (рекультивация), указано, что к землям, нарушенным при строительстве, следует относить: карьеры и резервы при железных и шоссейных дорогах, отвалы грунта при строительстве каналов, коллекторов, оросительных систем, продукты очистки каналов (раши), трассы нефтегазопроводов и других продуктопроводов, а также площади под производственными и иными строениями, железными и автомобильными дорогами, надземными коммуникациями и другими объектами, надобность в которых у респондентов миновала.
В соответствии с разделом 15 «Сроки и условия выполнения работ по консервации и (или) ликвидации скважин, а также рекультивации земель» Технологической схемы разработки Змейкинского месторождения (скважина №72) минеральных вод, рекультивации подлежат земли, нарушенные, в том числе, при прокладке трубопроводов, проведении строительных работ, связанных с нарушением почвенного покрова. Разработка проектов рекультивации, в соответствии с Технологической схемой, осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий, и месторасположения нарушенного участка. В 2012 году параллельно трассе трубопровода №2 ООО «Кавмининтер» построен минералопровод непосредственно от скважины №72 до завода розлива (раздел 5.1.1 «Оборудование устья скважины», стр. 65 технологической схемы). Протяженность минералопровода составляет 3456 м.
ООО «Кавмининтер» не обеспечило предоставление в Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора достоверной информации, содержащейся в статистической отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) за 2020 год, в части отражения сведений о нарушенных землях при проведении работ по прокладке минералопровода в графе 1 «Наличие нарушенных земель на 01.01.2020 г. всего» раздела I «Нарушение и рекультивация земель», что является нарушением п.4.1.9 условий пользования к лицензии СТВ 00428 МЭ (в редакции Дополнения от 13.12.2012), п.1, п. 7 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», приказа Федеральной службы государственной статистики «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы» от 29.12.2012 № 676.
Таким образом, юридическим лицом ООО «Кавмининтер» допущено нарушение требований: п. 24 Приказа Минприроды России от 09.11.2020 № 903,
п. 14, п. 15, п. 16 Приказа Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (действующего до 31.12.2020), п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации, п.1, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1; п.1, п. 7 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», приказа Федеральной службы государственной статистики «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы» от 29.12.2012 № 676.
Генеральный директор ООО «Кавмининтер» ФИО2 являясь должностным лицом, несущим ответственность за соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, не обеспечил должного контроля в результате юридическим лицом ООО «Кавмининтер» нарушены требования природоохранного законодательства.
Должностным лицом – генеральным директором ООО «Кавмининтер» ФИО2 допущено нарушение требований: п. 24 Приказа Минприроды России от 09.11.2020 № 903, п. 14, п. 15, п. 16 Приказа Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (действующего до 31.12.2020), п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации, п.1, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1; п.1, п. 7 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», приказа Федеральной службы государственной статистики «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы» от 29.12.2012 № 676.
Ссылка должностного лица Общества, что в государственном водном реестре содержится информация обо всех водных объектах является не состоятельной, так как во первых в ст. 31 Водного кодекса РФ этого не указано, во вторых государственный водный реестр согласно Постановления Правительства РФ от 28.04.2007 №253 «О порядке ведения государственного водного реестра» (далее – Постановление №253) постоянно пополняется и актуализируется. В государственный водный реестр вносятся сведения, представленные государственными органами и органами местного самоуправления.
Согласно пп. «к» п. 12 Постановления №253 федеральным агентством водных ресурсов вносятся в реестр сведения, предоставляемые на безвозмездной основе:
Федеральным агентством по недропользованию - о подземных водных объектах, в том числе об их использовании, водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных, в водные объекты.
Кроме того в п. 5. ст. 31 Водного кодекса указано, что сбор и хранение документированных сведений о подземных водных объектах осуществляются в соответствии с законодательством о недрах.
На основании изложенного, ООО «Кавмининтер» используя водный (подземный) объект не обеспечило представление сведений по форме 3.1 «Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных объектов» по эксплуатационной скважине № 72 за 3, 4 кв. 2020, 1 кв. 2021 в отдел водных ресурсов по Ставропольскому краю Кубанского бассейнового водного управления, что является нарушением п. 24 Приказа Минприроды России от 09.11.2020 № 903, п. 14, п. 15, п. 16 Приказа Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (действующего до 31.12.2020), п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации и подтверждается письмом отдела водных ресурсов по Ставропольскому краю Кубанского бассейнового водного управления от 01.06.2021 № 07-12/405.
Обязанность недропользователя соблюдать требования Приказа Минприроды России от 08.07.2009 № 205 подтверждается многочисленной судебной практикой: Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 сентября 2019 г. по делу № .............., постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 апреля 2019 г. по делу N .............., постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 февраля 2019 г. по делу N .............., постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 марта 2016 г. по делу N .............., Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 мая 2021 г. по делу N .............. и др.
Вопреки возражениям Общества на отсутствие обязанности по заполнению строк 03, 04, 05 отражение сведений о нарушенных, отработанных и рекультивированных в отчетном году, Северо-Кавказским межрегиональным управлением заполнение данных строк Обществу и не вменяется.
ООО «Кавмининтер» не обеспечило предоставление в Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора достоверной информации, содержащейся в статистической отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) за 2020 год, в части отражения сведений о нарушенных землях при проведении работ по прокладке минералопровода в графе 1 «Наличие нарушенных земель на .............. всего» раздела I «Нарушение и рекультивация земель».
В графе 1 «Наличие нарушенных земель на .............. всего» раздела I «Нарушение и рекультивация земель», заполняется с учетом предыдущих лет.
В 2012 году параллельно трассе трубопровода №2 ООО «Кавмининтер» построен минералопровод непосредственно от скважины №72 до завода розлива (раздел 5.1.1 «Оборудование устья скважины», стр. 65 технологической схемы). Протяженность минералопровода составляет 3456 м.
Факт нарушения земель при прокладке ООО «Кавмининтер» подземного минералопровода подтверждается Решением арбитражного суда Ставропольского края от .............. по делу ...............
Таким образом, ООО «Кавмининтер» не обеспечило предоставление в Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора достоверной информации, содержащейся в статистической отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) за 2020 год, в части отражения сведений о нарушенных землях при проведении работ по прокладке минералопровода в графе 1 «Наличие нарушенных земель на 01.01.2020 г. всего» раздела I «Нарушение и рекультивация земель», с учетом предыдущих лет, что является нарушением п.4.1.9 условий пользования к лицензии СТВ 00428 МЭ (в редакции Дополнения от 13.12.2012), п.1, п. 7 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», приказа Федеральной службы государственной статистики «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы» от 29.12.2012 № 676.
Генеральный директор ООО «Кавмининтер» ФИО2 являясь должностным лицом, несущим ответственность за соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, не обеспечил должного контроля в результате юридическим лицом ООО «Кавмининтер» нарушены требования природоохранного законодательства.
Должностным лицом – генеральным директором ООО «Кавмининтер» ФИО2 допущено нарушение требований: п. 24 Приказа Минприроды России от 09.11.2020 № 903, п. 14, п. 15, п. 16 Приказа Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (действующего до 31.12.2020), п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации, п.1, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1; п.1, п. 7 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», приказа Федеральной службы государственной статистики «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы» от 29.12.2012 № 676.
ФИО2 являясь должностным лицом, допустил сокрытие или искажение экологической информации, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьи 8.5 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что должностное лицо имело возможность (при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств) для соблюдения установленных требований, однако данным должностным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По данному факту .............. в отношении должностного лица составлен протокол об административном правонарушении .............. по ст.8.5 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях от .............. №195-ФЗ (далее КоАП РФ).
Обстоятельства правонарушения подтверждаются: актом проверки от ............................., лицензией на пользование недрами .............. от .............., с дополнениями; письмом отдела водных ресурсов по Ставропольскому краю Кубанского бассейнового водного управления от ............................, технологической схемой разработки месторождения, отчетами по форме 2-тп рекультивация, Решением Арбитражного суда Ставропольского края от .............. по делу .............. и иными материалами проверки.
Административное правонарушение в области охраны окружающей среды, а именно сокрытие или искажение экологической информации допущено по вине должностного лица, так как должностное лицо своими действиями (бездействием) нарушило требования п. 24 Приказа Минприроды России от 09.11.2020 № 903, п. 14, п. 15, п. 16 Приказа Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (действующего до 31.12.2020), п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации, п.1, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1; п.1, п. 7 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», приказа Федеральной службы государственной статистики «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы» от 29.12.2012 № 676.
Основания для освобождения лица от административного наказания в порядке ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм права прихожу к выводу, что административным органом верно квалифицированы действия должностного лица по ст. 8.5 КоАП РФ, ввиду наличие в действиях должностного лица генерального директора ООО «Кавмининтер» ФИО2 состава вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, в связи с чем оснований для отмены постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу .............. от .............. по делу об административном правонарушении по статье 8.5 КоАП РФ в отношении должностного лица - генерального директора ООО «Кавмининтер» ФИО2 и прекращения производства по делу не имеется.
Оснований для отмены представление .............. от ............... об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения также не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 29.13 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу .............. от .............. о признании генерального директора ООО «Кавмининтер» ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ и представление .............. от .............. - оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Кавмининтер» ФИО2 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья Мельникова Я.С.