Дело №12-3/2022
УИД: 21RS0020-01-2022-000014-23
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
17 февраля 2022 года село Яльчики
Судья Яльчикского районного суда Чувашской Республики Викторов А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Яльчикского районного суда Чувашской Республики жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «ДПМК Яльчикское» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 № от ДД.ММ.ГГ по делу № о привлечении юридического лица-общества с ограниченной ответственностью «ДПМК Яльчикское» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, судья,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 (далее Госинспектор межрегионального Управления, Управление) № от ДД.ММ.ГГ юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «ДПМК Яльчикское» (далее ДПМК Яльчикское, Общество) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Из материалов административного дела следует, что в связи с исполнением поручения заместителя Председателя Правительства РФ В.В. Абрамченко от ДД.ММ.ГГ№ о проведении внеплановых выездных проверок соблюдения требований природоохранного законодательства при реализации мероприятий в целях достижения показателей «Ликвидированы все выявленные на ДД.ММ.ГГ несанкционированные свалки в границах городов», «Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда» федерального проекта «Чистая страна» национального проекта «Экология» Управлением в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ДПМК Яльчикское требований в области охраны окружающей среды и земельного законодательства, при осуществлении работ по рекультивации земельного участка, нарушенного при размещении свалки твердых коммунальных отходов (далее ТКО) в с. Яльчики Яльчикского района Чувашской Республики, расположенного в 0,6 км севернее с. Яльчики Яльчикского района и в 50-60 м северо-восточнее кирпичного завод (ООО ...») проводимых с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Согласно Территориальной схеме в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО Чувашской Республики, Яльчикская свалка ТКО признана не пригодной для дальнейшей эксплуатации, и соответственно подлежащей первоочередному закрытию с последующей рекультивацией в 2020.
Номер и дата приказа о включении в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (ГРОНВОС) № от ДД.ММ.ГГ.
Администрация Яльчикского района (Заказчик) и ДПМК ФИО3 ГГ заключили муниципальный контракт №, предметом которого, является рекультивация земельного участка, нарушенного при размещении свалки ТКО в с. Яльчики Яльчикского района Чувашской Республики, в соответствии с проектной документацией.
По окончании работ по рекультивации составлен акт приемки законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГ по типовой межотраслевой форме №, утвержденной постановлением Госкомстата России от ДД.ММ.ГГ№, подписанный директором ДПМК Яльчикское ФИО1, главой администрации Яльчикского района Чувашской Республики ФИО4 и ИП ФИО (строительный контроль).
Проектная документация «Рекультивация земельного участка, нарушенного при размещении свалки ТКО в с. Яльчики Яльчикского района Чувашской Республики» прошла государственную экологическую экспертизу и получила положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГ№, со сроком действия - 5 лет.
В ходе осмотра ДД.ММ.ГГ указанного участка в рамках внеплановой выездной проверки было установлено: - отсутствие водоотводной канавы по всему периметру рекультивированной свалки; - отсутствие в некоторых местах слоя из минерального грунта, а именно с южной сторон участка, общей площадью около 3,5 м; -прилегающая территория к рекультивированному земельному участку не полное очищена от отходов производства и потребления. Установлено наличие отходов с юго-западной стороны рекультивированного участка и в биопруду (отработанная автомобильная покрышки, ПЭТ бутылки, оцинкованные ведра, деревяшки).
Кроме этого, в представленных материалах отсутствуют документы (материалы), подтверждающие, установку биосорбционных фильтров (углеродные молекулярные сита) для очистки свалочного газа (биогаза) и подтверждающие выполнение мероприятий по регулированию очистке поверхностного стока.
В соответствии с п.7 ст.30 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее Закон об экологической экспертизе) осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствуют; документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экпертизы, является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.
Тем самым, ДПМК Яльчикское нарушены требования п.1 ст.33 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; пп.7 ч.1 ст.30 Закона об экологической экспертизе.
За совершение вышеуказанных правонарушений предусмотрено привлечение нарушителя административной ответственности в соответствии с ч.2 ст.8.4 КоАП РФ «Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы».
Дело рассмотрено должностным лицом-госинспектором межрегионального Управления в отсутствие представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности. От директора ДПМК Яльчикское ФИО1 поступило ходатайство о рассмотрении административного дела без его участия.
Не согласившись с данным постановлением должностного лица, представитель ДПМК Яльчикское, обжаловал ее, считает незаконным, указывая, что до ДД.ММ.ГГ все виды работ Подрядчиком были исполнены согласно акту приемки законченного строительством объекта КС-11, подписанный Заказчиком, Подрядчиком и строительным контролем ИП ФИО, при обстоятельствах, подробно изложенном в жалобе на постановление должностного лица. Просит постановление Госинспектора межрегионального Управления ФИО2 № от ДД.ММ.ГГ отменить и производство по делу прекратить. А также им заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
Юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности ДПМК Яльчикское, извещался о месте и времени судебного разбирательства в назначенное время участия своего представителя в судебном заседании не обеспечило. Согласно письменного заявления директор ДПМК Яльчикское жалобу на постановление поддерживает и просил применить положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ с учетом тяжелого финансового положения предприятия и рассмотреть дело без их участия.
Разрешая ходатайство представителя ДПМК Яльчикское о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении судья исходит из следующего.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 КоАП РФ.
Согласно ст.ст.30.1-30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы, в течение 10 суток с момента вручения (получения) копии постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч.2 ст.30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
В соответствии с ч.2 ст.29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Из материалов дела следует, что обжалуемое постановление госинспектора межрегионального Управления № от ДД.ММ.ГГ было выслано в адрес юридического лица, привлеченного к административной ответственности ДПМК Яльчикское через почтовую организацию ДД.ММ.ГГ, которое согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №, получено адресатом ДД.ММ.ГГ.
Следовательно, в силу приведенных норм КоАП РФ срок обжалования постановления должностного лица, лицом, привлеченным к административной ответственности ДПМК Яльчикское, истекал ДД.ММ.ГГ.
Вместе с тем, жалоба на вышеуказанное постановление должностного лица от ДПМК Яльчикское в адрес Яльчикского районного суда Чувашской Республики поступила ДД.ММ.ГГ, то есть до истечения срока обжалования.
Следовательно, лицом подавшим жалобу на постановление должностного лица, срок обжалования не пропущен и необходимости в восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении не имеется.
На основании ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч.1 ст.46 Конституции РФ).
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответствен-ности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответ-ствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонару-шении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта.
Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.2 ст.8.4 КоАП РФ осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц, в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушений образуют деяния (действия или бездействие), направленные на осуществление деятельности, полностью или частично не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, в том числе замена материалов и технологий, изменение последовательности и сроков исполнения работ.
В соответствии ст.27 Закона об экологической экспертизе, заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В силу п.7 ч.1 ст.30 Закона об экологической экспертизе нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами является в том числе, осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что при проведении внеплановой выездной проверки в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ соблюдения ДПМК Яльчикское требований в области охраны окружающей среды и земельного законодательства, при осуществлении работ по рекультивации земельного участка, нарушенного при размещении свалки твердых коммунальных отходов (далее ТКО) в с. Яльчики Яльчикского района Чувашской Республики, расположенного в 0,6 км севернее с. Яльчики Яльчикского района и в 50-60 м северо-восточнее кирпичного завод (ООО ...») проводимых с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ было установлено:
- отсутствие водоотводной канавы по всему периметру рекультивированной свалки;
- отсутствие в некоторых местах слоя из минерального грунта, а именно с южной сторон участка, общей площадью около 3,5 м; - прилегающая территория к рекультивированному земельному участку не полное очищена от отходов производства и потребления. Установлено наличие отходов с юго-западной стороны рекультивированного участка и в биопруду (отработанная автомобильная покрышки, ПЭТ бутылки, оцинкованные ведра, деревяшки).
Кроме этого, в представленных материалах отсутствуют документы (материалы), подтверждающие, установку биосорбционных фильтров (углеродные молекулярные сита) для очистки свалочного газа (биогаза) и подтверждающие выполнение мероприятий по регулированию очистке поверхностного стока.
Факт правонарушения и вина ДПМК Яльчикское в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.4 КоАП РФ подтверждаются совокупностью доказательств в представленном материале, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает:
протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГ, в котором изложено существо правонарушения, выявленное в ходе проведения внеплановых выездных проверок соблюдения требований природоохранного законодательства при реализации мероприятий в целях достижения показателей «Ликвидированы все выявленные на ДД.ММ.ГГ несанкционированные свалки в границах городов», «Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда» федерального проекта «Чистая страна» национального проекта «Экология»;
решением о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГ№;
актом внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГ, в котором подробно описаны виды работ проводимых Подрядчиком и их соответствие проектной документации и перечень выявленных нарушений, с приложенной фототаблицей;
заключением экспертной комиссии государственной эколог7ической экспертизы проектной документации «Рекультивация земельного участка, нарушенного при размещении свалки ТКО в с.Яльчики Яльчикского района Чувашской Республики» от ДД.ММ.ГГ со сроком действия заключения в течение пяти лет;
муниципальным контрактом № от ДД.ММ.ГГ рекультивации земельного участка, нарушенного при размещении ТКО в с.Яльчики Яльчикского района Чувашской Республики и приложенным техническим заданием, в котором подробно описаны виды и объемы выполняемых работ;
соглашением о расторжении муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГ рекультивации земельного участка, нарушенного при размещении ТКО в с.Яльчики Яльчикского района Чувашской Республики;
актом приемки законченного строительного объекта от ДД.ММ.ГГ и исполнительной документацией по объекту: «Рекультивация земельного участка, нарушенного при размещении ТКО в с.Яльчики Яльчикского района Чувашской Республики.
Таким образом, должностное лицо обоснованно пришел к выводу, что ДПМК Яльчикское совершено административное правонарушение, выразившееся в нарушении требований земельного законодательства РФ, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.8.4 КоАП РФ.
Доказательства, положенные в обоснование вывода о виновности ДПМК Яльчикское в совершении указанного административного правонарушения, последовательны, находятся в достаточном соответствии друг с другом, полно и объективно отражают событие правонарушения и подтверждают вину, а потому обоснованно признаны достоверными относительно обстоятельств правонарушения и имеющими доказательственную силу. С учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст.26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
Частью 2 ст.2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ДПМК Яльчикское, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, обоснованно привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.8.4 КоАП РФ.
Действия юридического лица квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах утверждения представителя ДПМК Яльчикское в жалобе о том, что Подрядчиком все виды работ были исполнены и объект находится на гарантии, в ходе которого и будут устраняться выявленные недостатки, судья находит несостоятельными.
Несогласие с правовой оценкой установленных должностным лицом обстоятельств, основанием к отмене принятого по делу постановления должностного лица не является.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу постановления должностного лица, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении ДПМК Яльчикское к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении в отношении ДПМК Яльчикское, предусмотренных ст.2.9 и 24.5 КоАП РФ, по делу не усматривается.
Дело рассмотрено с соблюдением правил подсудности в соответствии с требованиями ст.29.5 КоАП РФ.
При назначении административного наказания должностному лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно ст.3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Принимая во внимание характер правонарушения, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств, существенных негативных последствий, а также то обстоятельство, что на момент рассмотрения дела должностным лицом, ДПМК Яльчикское очистило прилегающую территорию от отходов, установило биосорбционные фильтры для очистки свалочного газа, выполнило мероприятия по регулированию и очистке поверхностного стока, то есть были приняты меры для устранения допущенных нарушений, учитывая финансовое положение ДПМК Яльчикское, постановление должностного лица подлежит изменению в части назначения административного наказания в виде административного штрафа, с применением положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ в размере 50000.00 рублей.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления по иным основаниям, в ходе производства по настоящему делу должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении допущено не было, порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско–Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 № от ДД.ММ.ГГ по делу № об административном правонарушении, которым юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «ДПМК Яльчикское» (ОГРН <***>, ИНН <***>) подвергнут к административной ответственности по ч.2 ст.8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей 00 копеек изменить, назначив наказание с применением ч.3.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек, в остальной части указанное постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
В соответствии с требованиями п.1 ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии, через Яльчикский районный суд Чувашской Республики
Судья А.А. Викторов
Решение24.02.2022