ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3/2022 от 22.02.2022 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 12-3/2022 (12-533/2021;)

55RS0007-01-2021-007637-63

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Омск 22 февраля 2022 года

Судья Центрального районного суда г. Омска Феоктистова О.А., при секретаре Рогожкиной В.А., с участием представителя Министерства имущественных отношений Омской области – ПАЮ, по жалобе Министерства имущественных отношений Омской области на постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области ПАП от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство имущественных отношений Омской области было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Как следует из названного постановления от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления ФССП России по Омской области на основании исполнительного документа – исполнительного листа ФС , выданного ДД.ММ.ГГГГ Черлакским районным судом Омской области, возбуждено исполнительное производство -ИП. Предмет исполнения – обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить МВМ. благоустроенное жилое помещение в жилищном фонде социального использования Омской области, отвечающие санитарным и техническим требованиями, пригодное для постоянного проживания взамен утраченного.

ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Омской области получено требование в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить решение суда в полном объеме.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области ПАП вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, представитель Министерства имущественных отношений Омской области обратилась в Центральный районный суд г. Омска с жалобой на вышеназванное постановление и просит его отменить, по следующим основаниям. Считает, что Минимуществом были приняты все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе, а также Решением суда также установлено отсутствие виновного противоправного бездействия со стороны Минимущества, поскольку Минимущество Омской области осуществляло приобретение жилых помещений с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению решения Черлакского районного суда Омской области по делу .

В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Омской области ПАЮ, после разъяснения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, доводы жалобы поддержала в полном объёме. Пояснила, что Министерством предприняты все возможные меры. Строительство жилых домов в рамках основного мероприятия осуществляет Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области.

В судебном заседании представитель Представитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области ПАП участие не приминала, ранее в судебном заседании просила постановление оставить без изменения, поскольку в действиях Министерства имущественных отношений Омской области имеется состав административного правонарушения. Вступившие в силу судебные акты обязательны для исполнения, также указала, что Министерством не представлено доказательств, подтверждающих реальные действия привлекаемого лица.

Изучив дело об административном правонарушении, заслушав доводы сторон, суд полагает необходимым постановление отменить.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Решением Черлакского районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу (далее - решение суда) требования МВМ об обязании Минимущества предоставить благоустроенное жилое помещение в жилищном фонде социального использования Омской области, отвечающие санитарным и техническим требованиям, пригодное для постоянного проживания взамен утраченного, удовлетворены в полном объёме.

Судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Омской области ПАПДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство -ИП об обязании Минимущество Омской области предоставить МВМ благоустроенное жилое помещение в жилищном фонде социального использования Омской области, отвечающие санитарным и техническим требованиям, пригодное для постоянного проживания взамен утраченного.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства приставом установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Указанное постановление получено Минимуществом ДД.ММ.ГГГГ (вх. ).

Определением Черлакского районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу (13-83/2021) в удовлетворении заявления Минимущества об отсрочке исполнения решения суда отказано.

Определением Черлакского районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу (13-37/2021) в удовлетворении заявления Минимущества об отсрочке исполнения решения суда отказано.

Мероприятия по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот по договорам специализированного жилого фонда предусмотрены государственной программной утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года № 264-п «Об утверждении государственной программы Омской области «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области» (далее - Постановление Правительства Омской области от 16 октября 2013 года № 264-п).

Указанным Постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года № 264-п установлены объемы и источники финансирования, как из областного бюджета, так и из федерального.

Согласно подпунктам 6-10 абзаца 36 пункта 6 приложения № 4 к указанной государственной программе:

«В рамках основного мероприятия «Предоставление жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда Омской области)» планируется выполнение следующих мероприятий:

6) строительство 8-квартирного жилого дома для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, р.п. Черлак Черлакского муниципального района <адрес>. Предполагаемая мощность объекта - 264 кв.м, предполагаемая сметная стоимость - 17 000 000,00 рублей, предполагаемый срок ввода в эксплуатацию - 2024 год;

7) строительство 8-квартирного жилого дома для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, р.п. Черлак Черлакского муниципального района <адрес>. Предполагаемая мощность объекта - 264 кв.м, предполагаемая сметная стоимость - 17 000 000,00 рублей, предполагаемый срок ввода в эксплуатацию - 2024 год;

8) строительство 8-квартирного жилого дома для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, р.п. Черлак Черлакского муниципального района <адрес>Б.Предполагаемая мощность объекта - 264 кв.м, предполагаемая сметная стоимость - 17 000 000,00 рублей, предполагаемый срок ввода в эксплуатацию - 2024 год;

9) строительство 8-квартирного жилого дома для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, р.п. Черлак Черлакского муниципального района <адрес>В.

Предполагаемая мощность объекта - 264 кв.м, предполагаемая сметная стоимость - 17 000 000,00 рублей, предполагаемый срок ввода в эксплуатацию - 2024 год;

10) строительство 8-квартирного жилого дома для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, р.п. Черлак Черлакского муниципального района <адрес>Д. Предполагаемая мощность объекта - 264 кв.м, предполагаемая сметная стоимость - 17 000 000,00 рублей, предполагаемый срок ввода в эксплуатацию - 2024 год».

В связи с неисполнением Минимуществом требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области ПАП от ДД.ММ.ГГГГ принято решение взыскать с Минимущества исполнительский сбор в размере 50 000,00 рублей.

Решением Центрального районного суда г. Омска Минимущество освобождено от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава- исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Омской области ПАП от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно пункту 13 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях необходимо исходить из принципа презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Суд полагает, что заслуживает внимания довод жалобы об отсутствии у Министерства имущественных отношений Омской области вины в неисполнении содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.

Согласно ст.5 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Правилами определены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетами субъектов РФ на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также критерии отбора субъектов РФ для предоставления субсидий.

Согласно п. 6 Правил объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ на финансовое обеспечение расходного обязательства субъекта РФ, софинансируемого за счет субсидии, утверждается законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ (определяется сводной бюджетной росписью бюджета РФ) исходя из необходимости достижения установленного соглашением значения показателя результативности использования субсидий.

Согласно п. 8 Правил Распределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, определяется по формуле, установленной Правилами (п.9) и зависит от численности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете на получение жилого помещения, средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья в субъекте РФ, социальной нормы площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимается для расчета размера субсидии, в размере 33 кв.м и других факторов.

Мероприятия по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот по договорам специализированного жилого фонда предусмотрены государственной программой Омской области «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области». Указанной программой установлены объемы и источники финансирования, как из областного бюджета, так и из федерального.

Постановлением Правительства Омской области от 21.02.2022 N 57-п "О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 264-п" внесли в приложение "Государственная программа Омской области "Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области" к постановлению Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 264-п изменения в виде дополнительного указания: «в том числе в целях расселения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которым ранее были предоставлены жилые помещения, расположенные по адресу: Омская область, Черлакский район, р.<адрес>

Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что Министерством имущественных отношений Омской области принимаются все зависящие от него меры для исполнения решения суда.

Доводы жалобы и представленные доказательства объективно свидетельствуют об отсутствии реальной возможности для исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования об обеспечении жилым помещением у юридического лица-Министерства имущественных отношений Омской области, принявшего все зависящие от него меры, ранее не имелось, доказательств обратного суду не представлено.

Неисполнение же судебного решения в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, обусловлено объективными обстоятельствами, а не умышленным бездействием Министерства имущественных отношений Омской области. Других данных, свидетельствующих о возможности исполнить данное требование в установленный срок, в деле не имеется, соответственно в действиях (бездействии) Министерства имущественных отношений Омской области отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ – неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу Министерства имущественных отношений Омской области удовлетворить.

Постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области ПАП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Министерства имущественных отношений <адрес> (юридический адрес: <адрес>, ОГРН: ; ИНН ), по ч. 1 ст.17.15 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения через Центральный районный суд г. Омска.

Судья: О.А. Феоктистова