ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3/2022 от 26.01.2022 Нижнекамского городского суда (Республика Татарстан)

Дело ...

Р Е Ш Е Н И Е

..., РТ 26 января 2022 года

Судья Нижнекамского городского суда Республики Татарстан Гиззатуллин Р.И., при секретаре Егоровой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное ... заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель ... и ... ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением по делу об административном правонарушении от ... Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

В жалобе, поданной в Нижнекамский городской суд, представитель Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан просит об отмене вынесенного по делу об административном правонарушении постановления, считая его незаконным.

В ходе судебного заседания представитель заявителя жалобу поддержал по указанным в ней основаниям.

Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, представило копии материалов дела об административном правонарушении.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд полагает жалобу подлежащей частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 4 статьи 8.8 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ от ... "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.

Таким образом, определение целевого назначения земель имеет определяющее значение для надлежащего исполнения обязанности лица по приведению земель в состояние, пригодное для их использования.

Привлекая Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан к административной ответственности, должностное лицо указало в постановлении, что по результатам осмотра территории на части земельного участка, расположенного по адресу: ..., Нижнекамский муниципальный район, кадастровый квартал 16:30:011101, рядом с земельным участком с кадастровым номером 16:30:011101:5, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, установлено осуществление разработки общераспространенных полезных ископаемых на площади 80352 кв.м. (8,03 га). Следовательно, приведен в непригодное для использования состояние земельный участок с кадастровым кварталом 16:30:011101, рядом с земельным участком с кадастровым номером 16:30:011101:5, относящийся к землям неразграниченной государственной собственности, находящийся в распоряжении Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

С данным выводом заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель ... и ... суд не может согласиться.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к статье 1.5 КоАП РФ. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат виновность лица в совершении административного правонарушения и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

По смыслу пункта 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным.

Принятие мотивированного решения предполагает не только обоснование в постановлении по делу об административном правонарушении виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, но и опровержение его доводов, а также мотивы принятия за основу одних доказательств и отвержение других.

Указанные требования закона, при вынесении должностным лицом постановления по делу об административном правонарушении, не выполнены.

Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре недвижимости (далее ЕГРН) отсутствуют сведения о категории земель, на которых было допущено осуществление разработки общераспространенных полезных ископаемых, и в отношении которых необходимо было провести мероприятия по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

В силу части 2 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в случае, если категория земель указана не в ЕГРН, а в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, внесение изменений в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона в сведения ЕГРН осуществляется на основании правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельные участки по заявлениям правообладателей земельных участков.

Согласно части 11 статьи 14 Закона N 172-ФЗ, в случае, если категория земель не указана в ЕГРН, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учетом требований части 12 названной статьи.

При этом, оценки отсутствию сведений о категории земель в ЕГРН, в оспариваемом постановлении не дано, как не содержится там и мотивированного вывода об отнесении земель к землям сельскохозяйственного назначения в соответствии с положениями статьи 14 Закона N 172-ФЗ.

Таким образом, должностное лицо не выполнило комплекс мер, предусмотренных КоАП РФ, для обеспечения дела надлежащими доказательствами, свидетельствующими о наличии состава административного правонарушения в действиях Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении нельзя признать законным и обоснованным, в связи, с чем постановление подлежит отмене, а материалы возвращению на новое рассмотрение на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.

В ходе нового рассмотрения необходимо дать надлежащую оценку всем доказательствам, имеющимся в деле, в том числе определить целевое назначение и категорию земель, на которых выявлено правонарушение, и принять основанное на законе решение. При принятии за основу одних доказательств, привести мотивы, по которым отвергнуты другие доказательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.8 КоАП РФ, вынесенное ... заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель ... и ... ФИО1 в отношении Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан - отменить, материалы дела об административном правонарушении направить на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Р.И. Гиззатуллин

Решение12.02.2022